Урок по теме "Определение"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку Тема: "Определение" (5 класс ФГОС УМК Т.А. Ладыженской, М.Т.БАРАНОВА, Л.А.Тростенцовой
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Определение".
1.Предмет: русский язык
2.Класс: 5
3. Автор УМК: УМК для 5 класса образовательных учреждений авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др
М.: Просвещение 2014
4. Тема урока: "Определение".
5. Тип урока: Урок изучения новой темы
6. Цель урока: познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения.Показать роль определений в речи .
7. Задачи урока:
Формировать умение находить определения в предложениях и графически обозначать их.
Развивать навыки использования определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания; отработка орфографических навыков (безударная гласная в корне, проверяемая ударением)
Воспитывать правильное отношение к слову.
8. УУД:
личностные: оценивать ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности.
регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимать и сохранять учебную задачу, планировать (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;
познавательные: анализировать, сравнивать, квалифицировать и обобщать факты и явления;
коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать свою точку
зрения, при необходимости отстаивать её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществлять совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других
9. Планируемые результаты: учащиеся должны знать
определение понятия «определение», способ выражения определения, графическое обозначение определения как члена предложения, роль определения в речи
должны уметь
находить определения в предложениях; верно обозначать определения как член предложения, распространять предложения определениями,
использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.
10. Межпредметные связи: литература, музыка
11. Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные карточки с заданием.
Приложения:
задания в «сюрпризах»
1группа продолжает фразу и отвечает на теоретические вопросы
Грамматическая основа предложения – это…
Подлежащее – это…
Сказуемое – это…
-Чем отличается односоставное предложение от двусоставного?
-Какие члены предложения называются второстепенными?
-Что такое дополнение?
2 группа вставляет пропущенные определения в текст, напечатанный на «осеннем листочке»:
Над полем пролетели……………… птицы. Они громко кричали, будто прощались с… ……….краями. У ………….птиц путь ….
……….Летят они в ………….края. Совсем скоро закружатся в воздухе… ……….снежинки.
Слова для справки:
родные, долгий, робкие, тёплые, перелётные,
3 группа вставляет пропущенные определения в текст (слова подбирают сами)
Наступила …………….осень. Стоят ………………… дни. Небо над головой……………………..
……………..ветерок играет ……………..листьями. Между ветками деревьев повисли …………… ….паутинки.
4 группа: продолжают начатый рассказ
Вчера светило яркое солнышко. Дул слабый, тёплый ветерок.
Сегодня…..
Карточки:
Продолжить фразу и ответить на теоретические вопросы
Грамматическая основа предложения – это…
Подлежащее – это…
Сказуемое – это…
-Чем отличается односоставное предложение от двусоставного?
-Какие члены предложения называются второстепенными?
-Что такое дополнение?
Вставить пропущенные определения в текст, напечатанный
на «осеннем листочке»:
Над полем пролетели……………… птицы. Они громко кричали,
будто прощались с… ……….краями. У ………….птиц путь ….
……….Летят они в ………….края. Совсем скоро закружатся в
воздухе… ……….снежинки.
Слова для справки:
родные, долгий, робкие, тёплые, перелётные,
Вставить пропущенные определения в текст
(слова подбирают сами)
Наступила …………….осень. Стоят ………………… дни.
Небо над головой ……………………..
……………..ветерок играет ……………..листьями. Между
ветками деревьев повисли …………… ….паутинки.
Продолжить начатый рассказ:
Вчера светило яркое солнышко. Дул слабый, тёплый ветерок.
Сегодня…..
Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе по теме: «Определение»
Характеристика класса.
В 5 «Д» классе 30 обучающихся: 16 мальчиков и 14 девочек. Все дети воспитываются в полных семьях. 3 ребенка – из многодетных семей. Условия жизни детей в семьях удовлетворительные. Все обучающиеся прилежны, опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями.
В у 5детей высокая мотивация к учению,19 –средняя, 6- низкая мотивация к учению. адекватная самооценка, уровень воспитанности достаточно высок.
В классе преобладает хорошее настроение, позитивное отношение к учебе. На уроках дети усидчивы, активны. Успешно сотрудничают друг с другом. Отличаются старательностью и аккуратностью (ФИ учеников). Обладают высокой работоспособностью (Савчикова А.,Урусов А., Ширкин Р.). Способны, но не уверены в себе (Аранзаева В, Бурлакова С.). Трое детей,(Гандамова А.,Земиров Д.,Земиров Е.), не могут самостоятельно организовать учебную работу.
Среди обучающихся расширенным кругозором и повышенной любознательностью отличаются(Анданов Б., Нагимов В.,Филиппов Р.). Эти ребята пользуются авторитетом в классе, к их мнению прислушиваются, с ними хотят дружить учащихся класса.
Поведениев классе хорошее. Общий эмоциональный фон – ровный и спокойный. Дети сдружились между собой, стали терпимее друг к другу, готовы прийти на помощь. Но сплоченного коллектива еще нет. Недостаточно развита самокритика, обучающимся бывает трудно оценить свои возможности, они более требовательны к другим, чем к себе.
Большинство обучающихся принимает активное участие в общественной жизни класса.
Практически все дети занимаются в городских и школьных объединениях дополнительного образования.
Тема урока: «Определение».
Цель урока: Познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения, его ролью в речи
Задачи урока: Образовательная: формировать умение находить определения в предложениях и верно графически обозначать их.
Развивающая: развивать навыки использования определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания; отработка орфографических навыков (безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением).
Воспитательная: воспитывать правильное отношение к слову.
УУД: личностные: оценивать ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относиться к учению, к познавательной деятельности. регулятивные: учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимать и сохранять учебную задачу, планировать (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, в диалоге с учителем учиться совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;
познавательные: анализировать, сравнивать, квалифицировать и обобщать факты и явления;
коммуникативные: задаёватьвопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать свою точку зрения, при необходимости отстаивать её, аргументируя; учиться подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учиться принимать точку зрения других.
Тип урока: обьяснение новой темы
Планируемые результаты: учащиеся должны знать определение понятия «определение», способ выражения определения, графическое обозначение определения как члена предложения, роль определения в речи.
Должны уметь находить определения в предложениях; верно обозначать определения как член предложения, распространять предложения определениями, использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.
Межпредметные связи: литература, музыка
Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные карточки с заданием.
Используемые технологии: элементы технологии критического мышления, технологии учебных ситуации, частично-поисковый, исследовательский.
Цели урока реализовывались:
Развивающая. Развитие речи осуществлялось через монологические ответы. Развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме).
Воспитательная. Уважительное отношение к одноклассникам помогает воспитать прослушивание монологических ответов учеников.
На данном занятии были реализоватны важные для современного урока русского языка подходы:
- Текстоориентированный: работа с текстом, монологический ответ, анализ.
- Функциональный: определяли, как правильно находить в тексте второстепенные члены (определение) через постановку проблемных вопросов.
- Коммуникативно-деятельный: работа с учебником, алгоритмом.
- Организация самостоятельной деятельности учащихся: при выполнении работы по карточкам, игровой элемент(«чёрный ящик»: на осенних листьях соответствующие задания)
Личностно-ориентированный подход реализовывался: внимание к речи других людей, обучению связной речи как устной, так и письменной.
Урок с мультимедийной поддержкой эмоционален и неутомителен для ученика за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, что резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
Исходя из целей, структура урока состоит из 11 этапов, которые все были реализованы.
1.Оргмомент способствовал психологическому настрою учащихся на плодотворную работу и восприятию новых знаний.
2. Мотивация к учебной деятельности. Конструирование предложений. Повторение материала, изученного на прошлом уроке.
3.Постановка проблемы и актуализация знаний. Были созданы условия, при которых ученики сами сформулировали цель урока. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. Ребята сами формулировали основные моменты правила, исходя из выясненных в диалоге с учителем положений. Была поставлена проблема: как работаем над этой темой и почему?
4. Физкультминутка.
5.Целепологание и мотивирование. Закрепление нового материала: украшали речь определениями.
6. Применение нового знания в нестандартной ситуации. Выполнили творческую работу: «украсили» определениями текст - Словесное рисование картины по прослушанной музыке.
7. Самостоятельная работа в парах работа со стихотворным текстом.
8. Письменная работа Применение нового знания в нестандартной ситуации (вторая мини-физкультминутка). Написание мини-сочинения «Вид из окна» 9. Подведение итогов.
10.Рефлексия.
11.Домашнее задание по выбору
Технологии , использованные на уроке:элементы технологии критического мышления, технологии учебных ситуаций, технологии исследовательского обучения, частично-поисковый.
Методы обучения: Игровые методы обучения, методы коллективной творческой деятельности, дискуссии
На уроке знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал творческий характер познавательной деятельности.
Приёмы подведения итогов урока, рефлексия способствуют развитию мыслительных операций, таких как: умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке.
Учебная работа на уроке была разнообразна: чередовались удачно подобранные виды организации деятельности учащихся, такие как: дискуссия, беседа (ответы на вопросы учителя), творческие задания, самостоятельная работа, самопроверка.
Новизна урока прослеживается в использовании информационных технологий, исследовательский характер учебной деятельности при изучении нового материала.
Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный.
В ходе урока дети усвоили новое для себя правило: определение как второстепенный член предложения и способы его выражения, его ролью в усилении выразительности художественного описания.
Оценки учащимся будут выставлены после проверки карточек и дополнительной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...