Урок по теме "Определение"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

конспект урока в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_5_klass.docx46.38 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку Тема: "Определение" (5 класс ФГОС УМК Т.А. Ладыженской, М.Т.БАРАНОВА, Л.А.Тростенцовой

Технологическая карта урока русского языка  в 5 классе по теме " Определение".

1.Предмет:  русский язык

2.Класс: 5

3. Автор УМК: УМК для 5 класса образовательных учреждений авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др

М.: Просвещение 2014

4. Тема урока: "Определение".

5. Тип урока: Урок изучения новой темы

6. Цель урока: познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения.Показать   роль определений  в речи .

7. Задачи урока:

Формировать умение находить определения в предложениях и графически обозначать их.

Развивать навыки использования определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания; отработка орфографических навыков (безударная гласная в корне, проверяемая ударением)

Воспитывать правильное отношение к слову.

8. УУД:

личностные: оценивать ситуацию на уроке с точки зрения важности образования;  положительно относится к учению, к познавательной деятельности.

регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимать и сохранять учебную задачу, планировать (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

познавательные: анализировать, сравнивать, квалифицировать  и обобщать факты и явления;

коммуникативные: задавать вопросы, слушать  и отвечать  на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать свою точку

зрения, при необходимости отстаивать её, аргументируя;  учится подтверждать аргументы фактами, осуществлять совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других

9. Планируемые результаты: учащиеся должны знать 

определение понятия «определение», способ выражения определения, графическое обозначение определения как члена предложения,  роль определения в речи

должны уметь

находить определения в предложениях;  верно  обозначать определения как член предложения,  распространять предложения определениями,

использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.

10. Межпредметные связи: литература, музыка

11. Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные карточки с заданием.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

Формируемые УУД

1.Организацион-

ный момент

1. Приветствие учащихся

Приветствие друг друга

Принцип психологической комфортности

1 мин

УУД: личностные: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на

учёбу, создание ситуации успеха);

коммуникативные умение работать в

коллективе

 2.Мотивация к учебной

деятельности

1. Работа со словами, «конструирование» предложения (использование

презентации слайд 1)   Россыпь слов: большой, удача, успех, с, малый, начинается

- Почему именно с этой фразы мне хочется начать урок?

-Чем будут для нас эти слова?

«Не говори – не умею, а говори – научусь!»- Вы  все прекрасно знаете, какую роль играет знание русского языка для каждого человека. Только изучая его с желанием, можно научиться правильно, грамотно говорить и писать.  

Итак, сегодня мы собрались здесь для того, чтобы показать наши знания и получить новые.
3-й слайд: Мудрая сова I. Проверка домашнего задания.  На доске

- Дайте синтаксическую характеристику предложений. Придумайте предложения по схемам.

- Что вы знаете о дополнении?

Фронтальный опрос по вопросам таблицы

 

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ДОПОЛНЕНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

1. От какого слова зависит?

От глагола

 

 

2. Что обозначает?

Предмет, с которым связано действие или признак

 

 

3. На какие вопросы отвечает?

На вопросы косвенных падежей

 

 

4. Какой частью речи выражен?

Чаще существительным или местоимением

 

 

Учащиеся составляют из слов предложение, выделяют

грамматическую

основу

С малой удачи начинается большой успех (СЛАЙД 2)

 

Учащиеся дают характеристику предложения

Показывают знания предыдущей темы

2мин

3мин

-личностные: мотивация к учебной

деятельности,

- регулятивные: планирование своих

действий в диалоге с учителем

-познавательные(осознают познавательную

задачу)

коммуникативные:слушают ответы друг друга, отвечают, формулируют собственные

мысли, высказывают свою точку зрения

3.Актуализация знаний

Работа по теме урока (изучение нового, работа по развитию речи). На доске (слайд)

I вариант.

II вариант.

Мы идем в лес.

На опушке стоит избушка.

Встает солнце.

Здесь живет охотник.

Кружатся листья.

Он покажет лес.

- Прочитайте сочинение ученика.

-Оно вам понравилось?

-Чего не хватает?

-Как сделать это сочинение красивым? Этому мы сегодня научимся.

Показ презентации ( (см. Приложение. Слайд 1)

- Кого считают мастерами письменной и устной речи? (писателей и поэтов)

(см. Приложение. Слайд 2)

– Поучимся у мастеров художественного слова украшать свою речь.

(см. Приложение. Слайд 3)

Звучит “Лунная соната” Л.В.Бетховена. ) На фоне зимнего пейзажа портрет С.Есенина. Подготовленный обучающийся выразительно читает стихотворение С.Есенина “Белая береза”.

- Как описывает С.Есенин зимнюю березу?

(см. Приложение. Слайд 4)

- Какие предложения он использует? Найдем их основу. (графическое оформление основ предложений)

(см. Приложение. Слайд 5)

- Вот основы предложений. Они передают основной смысл предложений?

 А передают ли они красоту природы, чувства?

(см. Приложение. Слайд 6)

- Какие же слова помогают поэту передать красоту зимнего пейзажа?

- На какие вопросы они отвечают? (графическое оформление вопросов)

- Как называются эти второстепенные члены? (графическое оформление определений как членов предложений)

Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и Какой – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.

(см. Приложение. Слайд 7)

- Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определения обычно выражаются прилагательным.

Филин: работает,  учится, думает!

 

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ДОПОЛНЕНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

1. От какого слова зависит?

От глагола

От существительного

 

2. Что обозначает?

Предмет, с которым связано действие или признак

Признак предмета

 

3. На какие вопросы отвечает?

На вопросы косвенных падежей

Какой?
Чей?

 

4. Какой частью речи выражен?

Чаще существительным или местоимением

Прилагательным

 

(см. Приложение. Слайд 8)

Рассуждения и ответы учащихся

Работа с учебником – чтение определения

Заполнение таблицы, сравнение с учебником

10 мин

личностные: оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования;

- регулятивные: самостоятельное  фор мулирование цели и задач, планирование,

прогнозирование;

познавательные: осуществляют для

решения учебной за дачи операции анализа, синтеза;

- коммуникативные: слушают, отвечают, анализируют ответы товарищей

4. Физкультминутка

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой.

Весною мы выше и выше растем,

И тянемся к солнышку ночью и днем.

А осенью листья стряхнем постепенно.

                           И кружит, и кружит их ветер осенний.

2 мин

- личностные: осознание необходимости продолжать урок;

- коммуникативные: выполнение

упражнений вместе,

5.Целеполагание и

мотивирование

6. Применение нового знания в стандартной ситуации

- Давайте потренируемся украшать свою речь. Подберите определения, которые называют признаки изображенных предметов.  (см. Приложение. Слайд 9-13)

(см. Приложение. Слайд 14)

- Теперь попробуем украсит определениями предложения: Осень. Падают листья. Пошел дождь.

(см. Приложение. Слайд 15)

- Определения помогут сделать вашу речь образной, выразительной, поэтичной, музыкальной.

Творческая работа. Мини-сочинение (по вариантам).

- Теперь вы смело можете исправить сочинение ученика, превратите его в красивый, выразительный рассказ. (см. начало урока)

Вывод о важности    использования в речи   определения

На экране появляются изображения животных, растений, обучающиеся устно подбирают к ним красивые определения.

Дети составляют предложения, записывают их в тетради, подчеркивают главные члены предложения и определения; отмечают слова, к которым относятся определения.

Самостоятельная работа: составление рассказа – описания по картине

Пишут творческую работу, затем читают её в классе, оценивая и рецен зируют работы

одноклассников.

 Определения помогают выстроить наиболее точное высказывание, иногда в тексте без них невозможно обойтись

5 мин

1 мин

- личностные:положительное отношение к обучению:

регулятивные: принимают и сохраняют учебную  задачу;  познавательные:выполняют учебно –познава тельные действия, осуществляют для

решения учебной задачи операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно

– следственные связи; - коммуникативные:формулируют свои собствен ные мысли, понимают точку зрения

другого.

- личностные:осознание необходимости продолжать урок;

- регулятивные: самостоятельное решение поставленной задачи;

- познавательные:применение нового знания в стандартной ситуации;

коммуникативные:умение работать в

7. Самостоятельная

работа в парах

Изображение мальчика и девочки: работа в парах.

1) Самостоятельная работа с текстом стихотворения И. Бунина (текст распечатан).

Стихотворение списать, вставить пропущенные буквы, в словах с безударными гласными, проверяемыми ударением, обозначить корень. Определение подчеркнуть вместе с тем словом, к которому оно относится.

В глуш... л...сной, в глуш... з...леной,
Всегда т...нистой и сырой
В крутом овраг... под г...рой
Б...ет из к...мней родник студеный.
И. Бунин

- А теперь послушайте музыкальный фрагмент из цикла «Времена года» П.И. Чайковского «Осенняя песнь».

-  Какая картина представится вашему воображению? Подумайте, к каким стихотворным строкам эта музыка могла бы стать аккомпанементом?

   Впечатления, навеянные осенью,  великие мастера искусства передают по-разному: поэты с помощью словесного выражения, а композиторы с помощью музыкального темпа, мелодии. Но, несмотря на это, настроения и чувства в их произведениях одинаковы.

Выполняют задания предложенного материала.

Словесное рисование картины по прослушанной музыке.

8 мин

личностные:желание проверить свои знания, самостоятельно находят нужную

информацию

- регулятивные : самостоятельное решение поставленной задачи;

-познавательные:способность понять

информацию;

- коммуникативные:умение работать в парах, принимать точку зрения другого человека, обосновывать свою точку зрения

8. Письменная работа

Применение нового

знания в нестандартной ситуации

(вторая мини-физкультминутка)

- Ребята, а есть среди вас те, кому нравится осень?

Известно, что осень была любимым временем года многих людей творческих, а особенно ее любил А.С.Пушкин, у него есть такие строки:

Унылая пора! очей очарованье! (на слайд)
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса, 
В их сенях ветра шум и свежее дыханье, 
И мглой волнистою покрыты небеса, 
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Изображение задумчивого ребёнка

Всем этим строкам  можно найти подтверждение в ваших сочинениях

«Вид из окна»

Задание. Написать мини-сочинение (небольшое сочинение-описание) «Вид из окна», используя второстепенные члены предложения.

Зачитать 1-2 работы.

8 мин

личностные:желание проверить свои знания, самостоятельно находят нужную информацию;

- регулятивные: самостоятельное решение поставленной задачи; производит необходимые действия по плану;

- познавательные:использует полученную информацию в действии;

- коммуникативные:учится искать свою позицию

9. Подведение итогов

Что узнали на уроке?

От какого слова зависит определение?

Что обозначает определение?

На какие вопросы отвечает определение?

Какой частью речи выражено определение?

Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы

им хотелось бы

обсудить на последующих уроках

2 мин

личностные:критическая оценка своих  знаний;

коммуникативные:умение слушать друг  друга

10. Рефлексия

Оценить  уровень понимания данной  темы и свои впечатления от урока с помощью рисунков.

Оценивание своей

работы, возвращение к эпиграфу и

толкование

1 мин

коммуникативные (оценка своей

работы),

личностные:приобретение мотивации к учебному процессу,

познавательные:установление взаимосвязи между объёмом приобретённых знаний и желания приобрести ещё,

коммуникативные:умение слушать друг друга, оценивать критично ответы друг друга,

умение посмотреть на ситуацию с иной

позиции

11. Домашнее задание

Предлагает проверить полученные знания

Упр. 186 или 187 (по выбору)

1 мин

личностные: учащиеся выбирают

упражнение по сложности.

 

Приложения:

задания в «сюрпризах»

1группа продолжает фразу и отвечает на теоретические вопросы

Грамматическая основа предложения – это…

Подлежащее – это…

Сказуемое – это…

-Чем отличается односоставное предложение от двусоставного?

-Какие члены предложения называются второстепенными?

-Что такое дополнение?

2 группа вставляет пропущенные определения в текст, напечатанный на «осеннем листочке»:

Над полем пролетели……………… птицы. Они громко кричали, будто прощались с… ……….краями. У ………….птиц путь ….

……….Летят они в ………….края. Совсем скоро закружатся в воздухе… ……….снежинки.

Слова для справки:

родные, долгий, робкие, тёплые, перелётные,

3 группа вставляет пропущенные определения в текст (слова подбирают сами)

Наступила …………….осень. Стоят ………………… дни. Небо над головой……………………..

……………..ветерок играет ……………..листьями. Между ветками деревьев повисли …………… ….паутинки.

4 группа: продолжают начатый рассказ

Вчера светило яркое солнышко. Дул слабый, тёплый ветерок.

Сегодня…..

Карточки:

Продолжить фразу и ответить на теоретические вопросы

Грамматическая основа предложения – это…

Подлежащее – это…

Сказуемое – это…

-Чем отличается односоставное предложение от двусоставного?

-Какие члены предложения называются второстепенными?

-Что такое дополнение?

 Вставить пропущенные определения в текст, напечатанный

на «осеннем листочке»:

Над полем пролетели……………… птицы. Они громко кричали,

будто прощались с… ……….краями. У ………….птиц путь ….

……….Летят они в ………….края. Совсем скоро закружатся в

 воздухе… ……….снежинки.

Слова для справки:

родные, долгий, робкие, тёплые, перелётные,

Вставить  пропущенные определения в текст

(слова подбирают сами)

Наступила …………….осень. Стоят ………………… дни.

Небо над головой ……………………..

……………..ветерок играет ……………..листьями. Между

 ветками деревьев повисли …………… ….паутинки.

Продолжить  начатый рассказ:

Вчера светило яркое солнышко. Дул слабый, тёплый ветерок.

Сегодня…..

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе по теме:  «Определение»

Характеристика класса.

 В 5 «Д» классе 30 обучающихся: 16 мальчиков и 14 девочек. Все дети воспитываются в полных семьях. 3 ребенка – из многодетных семей. Условия жизни детей в семьях удовлетворительные. Все обучающиеся прилежны, опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями.

В у 5детей высокая мотивация к учению,19 –средняя, 6- низкая мотивация к учению. адекватная самооценка, уровень воспитанности достаточно высок.

В классе преобладает хорошее настроение, позитивное отношение к учебе. На уроках дети усидчивы, активны. Успешно сотрудничают друг с другом. Отличаются старательностью и аккуратностью (ФИ учеников). Обладают высокой работоспособностью (Савчикова А.,Урусов А., Ширкин Р.). Способны, но не уверены в себе (Аранзаева В, Бурлакова С.). Трое детей,(Гандамова А.,Земиров Д.,Земиров Е.), не могут самостоятельно организовать учебную работу.

Среди обучающихся расширенным кругозором и повышенной любознательностью отличаются(Анданов Б., Нагимов В.,Филиппов Р.). Эти ребята пользуются авторитетом в классе, к их мнению прислушиваются, с ними хотят дружить учащихся класса.

Поведениев классе хорошее. Общий эмоциональный фон – ровный и спокойный. Дети сдружились между собой, стали терпимее друг к другу, готовы прийти на помощь. Но сплоченного коллектива еще нет. Недостаточно развита самокритика, обучающимся бывает трудно оценить свои возможности, они более требовательны к другим, чем к себе.

Большинство обучающихся принимает активное участие в общественной жизни класса.

Практически все дети занимаются в городских и школьных объединениях дополнительного образования.

Тема урока:  «Определение».

Цель урока:  Познакомить  с определением как второстепенным членом и способами его выражения, его ролью в  речи

Задачи урока:  Образовательная: формировать умение находить определения в предложениях и верно графически обозначать их.

Развивающая: развивать  навыки использования определений в речи для более выразительной передачи  содержания высказывания; отработка орфографических навыков (безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением).

Воспитательная: воспитывать  правильное отношение к слову.

 УУД: личностные: оценивать ситуацию на уроке с точки зрения важности образования;  положительно относиться к учению, к познавательной деятельности. регулятивные: учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимать и сохранять учебную задачу, планировать (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, в диалоге с учителем учиться совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

познавательные: анализировать, сравнивать, квалифицировать и обобщать факты и явления;

коммуникативные: задаёватьвопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать  свою точку зрения, при необходимости отстаивать её, аргументируя;  учиться подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учиться принимать точку зрения других.

Тип урока: обьяснение новой темы

 Планируемые результаты: учащиеся должны знать  определение понятия «определение», способ выражения определения, графическое обозначение определения как члена предложения,  роль определения в  речи.

Должны уметь  находить определения в предложениях;  верно обозначать определения как член предложения,  распространять предложения определениями,  использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.

Межпредметные связи: литература, музыка

Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные карточки с заданием.

Используемые технологии:  элементы технологии критического мышления,  технологии учебных ситуации, частично-поисковый, исследовательский.

Цели урока реализовывались: 

Развивающая.  Развитие речи осуществлялось через монологические ответы. Развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме).
Воспитательная. Уважительное отношение к одноклассникам помогает воспитать прослушивание монологических ответов учеников.

На данном занятии были реализоватны важные для современного урока русского языка подходы:

  • Текстоориентированный:  работа с текстом, монологический ответ, анализ.
  • Функциональный: определяли, как правильно находить в тексте второстепенные члены (определение)  через постановку проблемных вопросов.
  • Коммуникативно-деятельный:  работа с учебником, алгоритмом.
  • Организация самостоятельной деятельности учащихся: при выполнении работы по карточкам, игровой элемент(«чёрный ящик»: на осенних листьях соответствующие задания)

Личностно-ориентированный подход реализовывался:  внимание к речи других людей, обучению связной речи как устной, так и письменной.

Урок с мультимедийной поддержкой эмоционален и неутомителен для ученика за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, что резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.  

Исходя из целей, структура урока состоит из 11 этапов, которые все были реализованы.

1.Оргмомент способствовал психологическому настрою учащихся на плодотворную работу и восприятию новых знаний.

2. Мотивация к учебной деятельности. Конструирование предложений. Повторение материала, изученного на прошлом уроке.

3.Постановка проблемы и актуализация знаний. Были созданы условия, при которых ученики сами сформулировали цель урока. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. Ребята сами формулировали основные моменты правила, исходя из выясненных в диалоге с учителем положений. Была поставлена проблема: как  работаем над этой темой  и почему?

4. Физкультминутка.

5.Целепологание и мотивирование. Закрепление нового материала: украшали речь определениями.

6. Применение нового знания в нестандартной ситуации. Выполнили творческую работу: «украсили» определениями текст - Словесное рисование картины по прослушанной музыке.

7. Самостоятельная работа в парах работа со стихотворным текстом.

8. Письменная работа Применение нового знания в нестандартной ситуации (вторая мини-физкультминутка). Написание мини-сочинения «Вид из окна» 9. Подведение итогов.

10.Рефлексия.

11.Домашнее задание по выбору

Технологии , использованные  на уроке:элементы технологии критического мышления, технологии учебных ситуаций,  технологии исследовательского обучения, частично-поисковый.

Методы обучения:  Игровые методы обучения, методы коллективной творческой деятельности, дискуссии

На уроке знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал творческий характер познавательной деятельности.

Приёмы подведения итогов урока, рефлексия способствуют развитию мыслительных операций, таких как:  умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке.

Учебная работа на уроке была разнообразна: чередовались удачно подобранные виды организации деятельности учащихся, такие как: дискуссия, беседа (ответы на вопросы учителя), творческие задания, самостоятельная работа, самопроверка.

Новизна урока прослеживается в использовании информационных технологий, исследовательский характер учебной деятельности при изучении нового материала.

Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный.

В ходе урока дети усвоили новое для себя правило: определение как второстепенный член предложения и способы его выражения,  его ролью в усилении выразительности художественного описания.

Оценки учащимся  будут выставлены после проверки карточек и дополнительной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...