мастер-класс работа со словом
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку

Куликова Лариса Анатольевна

логико-смысловое моделирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_lsm.docx72.54 КБ
Файл master-klass_kulikovoy_l.a.pptx2.14 МБ

Предварительный просмотр:

Тема мастер- класса: «Логико-смысловое моделирование один из способов работы со словом в рамках подготовки к  сочинению».

Цель: познакомить участников с логико-смысловым моделированием.

АКТУАЛЬНОСТЬ: любой сложный для учащихся материал можно сделать доступным, если переработать его в соответствии с логикой мышления

данный метод предполагает работу над словом, представленную в виде графика, который должен активировать учащихся на работу над текстом как целостной системой во всём его многообразии. Ребята в процессе работы составляют модель слова,  что поможет ребятам при написани творческой работы на ОГЭ и ЕГЭ.  

 ЦЕЛЬ МАСТЕР-КЛАССА: обмен опытом педагогической деятельности по составлению ЛСМ при работе над словом  на уроках русского языка и литературы как одной из форм организации проектной деятельности

       ЗАДАЧИ:

- продемонстрировать коллегам прием работы над словом;

- прокомментировать эффективность применения данной моделирования;

- смоделировать, применить на практике полученную информацию.

        ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

возможность применения педагогами нового метода в своей практике;

рост мотивации участников МК к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности;

       МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки, ватман, фломастеры, стикеры.

Ход мастер – класса.

  1. I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Здравствуйте, я, Куликова Лариса Анатольевна,  учитель русского языка и литературы Большекайбицкой средней школы. Сегодня мы собрались для плодотворной и успешной работы. Поэтому  желаю  хорошего настроения и активной работоспособности во время мастер - класса.

  1. Актуализация знаний.

Работа со словом на уроках русского языка и литературы один из важных этапов по подготовке к ОГЭ.  Детям сложно сформулировать определение слова, подобрать к нему синоним и т.д. Я предлагала заучивать определения слов, но это малоэффективно.

Скажите, пожалуйста, какими методами пользуетесь вы при работе со словом?( Графические ассоциации – мнемотехника, Метод звуковых ассоциаций, игровой тренинг, шифровка)

Пользуетесь ли вы графиками при работе со словом?

Спасибо за  ответы, некоторые методы я использую, но сегодня я познакомлю вас с новым методом работы. 

Давно стало аксиомой, что в процессе познания человек должен сначала себе представить что-либо, а потом осмысливать, анализировать, описывать и систематизировать. Вот почему на уроках русского языка и литературы использую логико-смысловую модель(ЛСМ) как форму знаково-символических средств, основу которых составляет методическая система многомерной дидактической технологии(автор- башкирский профессор Валерий Эмануилович Штейнберг). Смысл модели заключается в  сжатии информации и в  выделении логико - смысловых узлов.

Итак, кто назовет тему мастер – класса? («Логико-смысловое моделирование один из способов работы со словом в рамках подготовки к  сочинению»). 

  1. Открытие новых знаний.

При использовании  этой технологии  можно предложить ученикам готовую модель(показать), которая может служить планом работы над словом и поможет акцентировать внимание на ключевых понятиях, алгоритмах, примерах.

Применение логиго-смыслового моделирования позволяет увидеть слово и ее структуру целиком.

Модель строится по следующему алгоритму.

  1. шаг – выделить центральное  ядро – ключевое слово  - это смысловое

2 шаг – выделить координаты – это логическое, такие характеристики слова, как определение, синонимы, комментарий, пояснение (ассоциативный ряд, символ, произведения, прилагательные(каким бывает мастер), глаголы(что делает мастер), фразеологизмы, пословицы).

3  шаг – наполнение каждой координаты смыслами,  т.е. узлами.

  1. Работа над составлением ЛСМ.

Предлагаю создать логико-смысловую модель слова МАСТЕР. Вы во время работы можете пользоваться словарем и  интернетом. Прежде чем приступить в группах выбирают капитана, распределяют координаты между членами команды, после начинают работу.

Дадим определение слову МАСТЕР

  1. квалифицированный работник, занимающийся каким-либо ремеслом .
  2. руководитель отдельного специального участка какого-либо производства .
  3. ремесленник, принадлежащий к высшей группе сословной организации ремесленников.
  4. специалист, достигший высокого умения, мастерства, искусства в какой-либо области.

https://cs6.livemaster.ru/storage/50/f9/e59c9d37f803e4e1104034f55baw.jpg

Подберем синонимы . Эта работа поможет ребятам избежать речевых ошибок в творческой работе при написании изложения и сочинения:

Искусник, профессионал, умелец, специалист

Прилагательные

Непревзойденный, признанный,  искусный.

Глаголы

Сказать, говорить, знать,  работать, воять, создавать, изготовлять.

Худ. произведения . Ребята находят аргументы, что немаловажно при написании сочинения и в 9 и 11 клссах

Н.С.Лесков «Левша», В.М. Шукшин «Мастер», М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита», А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»( перед учениками всегда лежит список литературы)

Пословицы, поговорки

Без любви к делу не станешь мастером.

Бей галку и ворону: руку набьешь, сокола убьешь.

Бывает: мастер по званию, да не мастер по знанию.

В руках мастера и кривое полено выпрямляется.

Фразеологизмы это средства выразительности речи и могут узнать новые фразеологические обороты и их значение.

Мастер на все руки, золотые руки

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления по слову. Эта работа поможет учащимся быстро и легко написать сочинение 9.3.

V. Практическая работа

Каждая группа проделает работу над словом. Первая получает слово Мужество, вторая – Подвиг, Составьте логико-смысловую модель по аналогии, конечно, можете добавлять и свои координаты.

     Обмен моделями между группами для ознакомления.

     Допустим на уроке русского языка мы проделали эту работу со словом, подбирая синогимы, определение, прилагательные и глаголы, а на уроке литературы записали название художественного произведения, что поможет ребятам при подборе аргумента к сочинению. Есть преемственность. Значит, можно добавить координату «художественное произведение».

На занятии  практического значения модель может дорабатываться, уточняться, изменяться в зависимости от уровня подготовки обучаемых  и на основе ранее усвоенных знаний и умений.

Форма работы  с ЛСМ может быть парной, групповой, индивидуальной.

Совместная работа над ЛСМ способствует активации коммуникативно-деятельностного подхода в обучении.

Благодаря наглядности и логичности при представлении материала моделями, большинство ребят, даже имея различный уровень обученности, могут продемонстрировать свои знания, что стимулирует развитие успешности обучаемого на занятии. Слова воспринимаются и запоминаются легче, так как школьник производит с ними практические действия.

VI. Подведение итога

Давайте определим, какие преимущества имеет данная модель? (Достоинством ЛСМ является  наглядность, установление взаимосвязи между ними, структурированность материала, что способствуют естественному процессу запоминания)

Как вы считаете, когда можно использовать ЛСМ?( Применение ЛСМ будет уместно практически на любом этапе занятия и на занятии любого типа).

Будете ли вы использовать данную модель на своих уроках?

Сегодня вы овладели еще одним универсальным системным способом  -  это построение логико-смысловой модели

VI .Рефлексия"Благодарю…".

     Выбрать одного из коллег в группе, которому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Графические ассоциации

Метод звуковых ассоциаций

Игровой тренинг

Шифровка слова

Графические ассоциации

Метод звуковых ассоциаций

Игровой тренинг

Шифровка слова

1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2.СИНОНИМЫ

3.ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

4.ГЛАГОЛЫ

5.ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

6.ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

7.ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

7.ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2.СИНОНИМЫ

3.ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

4.ГЛАГОЛЫ

5.ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

6.ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Куликова Лариса Анатольевна у читель русского языка и литературы МБОУ « Большекайбицкая средняя общеобразовательная школа-центр образования цифрового и гуманитарного профилей» Стаж работы в данной должности 10 лет.

Слайд 2

Валерий Э мануилович Ш тейнберг Доктор п едагогических наук профессор БГПУ им. М.Акмуллы отличник образования Республики Башкортастан

Слайд 3

ТЕМА: Логико – смысловое моделирование один из способов работы со словом в рамках подготовки к написанию сочинения

Слайд 4

1 шаг – выделить центральное ядро – ключевое слово Ключевое слово Алгоритм:

Слайд 5

2 шаг – выделить координаты (характеристики модели по признакам) К7 К3 КООРДИНАТА КООРДИНАТА К1 К5 КООРДИНАТА КООРДИНАТА К2 К8 К6 К4 КООРДИНАТА КООРДИНАТА КООРДИНАТА КООРДИНАТА Ключевое слово

Слайд 6

3 шаг – наполнить каждую координату смыслами, т.е. узлами Ключевое слово К7 К3 КООРДИНАТА КООРДИНАТА К1 К5 КООРДИНАТА КООРДИНАТА К2 К8 К6 К4 КООРДИНАТА КООРДИНАТА КООРДИНАТА КООРДИНАТА УЗЕЛ УЗЕЛ УЗЕЛ УЗЕЛ УЗЕЛ УЗЕЛ УЗЕЛ УЗЕЛ УЗЕЛ УЗЕЛ УЗЕЛ УЗЕЛ УЗЕЛ УЗЕЛ УЗЕЛ УЗЕЛ УЗЕЛ УЗЕЛ УЗЕЛ УЗЕЛ УЗЕЛ УЗЕЛ УЗЕЛ УЗЕЛ УЗЕЛ УЗЕЛ УЗЕЛ УЗЕЛ УЗЕЛ УЗЕЛ УЗЕЛ УЗЕЛ

Слайд 7

1 шаг – ключевое слово МАСТЕР

Слайд 8

2 шаг – МАСТЕР Определение Прилагательные Глаголы Синонимы выделяем координаты

Слайд 9

3 шаг М АСТЕР ОПРЕДЕЛЕНИЕ прилагательные глаголы синонимы КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ РАБОТНИК, ЗАНИМАЮЩИЙСЯ КАКИМ-ЛИБО РЕМЕСЛОМ . УМЕЛЕЦ СОЗДАВАТЬ ИСКУСНИК ПРОФЕССИОНАЛ СПЕЦИАЛИСТ ИСКУСНЫЙ НЕПРЕВЗОЙДЕННЫЙ ПРИЗНАННЫЙ ИЗГОТОВЛЯТЬ ВАЯТЬ наполняем каждую координату смыслами (узлами) СПЕЦИАЛИСТ, ДОСТИГШИЙ ВЫСОКОГО УМЕНИЯ.

Слайд 11

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Исследовательская работа школьников"

Социально - экономические и политические преобразования, происходящие в российском обществе на протяжении последнего десятилетия, выявили потребность в людях с активной гражданской позицией, критическ...

Презентация по мастер-классу "Методика работы с гофрокартоном""

В презентации "Методика работы с гофрокартоном" показана поэтапная работа выполнения фруктов в разрезе методом бумагоскручения. Начиная работу с деталей переходим к полному изображению. Вся композиция...

Последовательность и технология изготовления керамических изделий способом отминки. Мастер-класс Объект работы "Ёжик" Отминка изделий в гипсовой форме

отминка изделий в гипсовой форме. керамика , обжиг в муфельной печи. декоративное оформление изделия...

Текст мастер-класса "Проблемы работы с одаренными детьми"

Мастер- класс был показан на областном конкурсе "Лидер в образовании- 2013"...

мастер - класс Приемы работы с новыми словами на уроках русского языка.

В работе представлены способы работы на уроках  со словарными  словами....

Мастер-класс по теме "Заимствованные слова"

мастер класс по теме "Заимствованные слова"...