«Открытие способа проверки орфограмм слабых позиций с помощью изменений слов по числу», 2, 6 кл
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Межвозрастное сотрудничество на уроке русского языка «Открытие способа проверки орфограмм слабых позиций с помощью изменений слов по числу». Тема: Создание карточки «Проверка орфограмм слабых позиций» - 2 класс, карточка «Домашнее задание для второклассников по теме «Проверка орфограмм слабых позиций» - 6 класс Задачи: Личностные УУД: - формирование умения определять учебную задачу в совместно-распределенной деятельности; - умения прилагать волевые усилия в ходе решения учебной задачи; Регулятивные УУД: - умения самостоятельно формулировать учебную задачу; - определять практическую учебную задачу в совместно-распределенной деятельности через фиксацию разрыва в знаниях; - формирование умения составлять план деятельности в совместном обсуждении; - умение зафиксировать открытый способ действия на модели; Познавательные УУД: - формирование умения определять границы знания и незнания, характеризовать область незнания; - формулировать практическую учебную задачу; - отслеживать этапы осуществления учебной деятельности в рамках решения частной задачи и осуществлять учебное взаимодействие в разных формах работы; - применять открытый способ действий к решению новой задачи; Коммуникативные УУД: - формирование умения распределять обязанности, действия и операции в группе; - умение обмениваться способами действий; - умение уважать и координировать другие точки зрения; - воспитывать навыки общения и сотрудничества в совместной деятельности, решая поставленные учебные задачи. Тип урока: Постановка учебной задачи, анализ, моделирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhvozrastnoe_sotr.doc | 486.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Межвозрастное сотрудничество на уроке русского языка «Открытие способа проверки орфограмм слабых позиций с помощью изменений слов по числу». Тема: Создание карточки «Проверка орфограмм слабых позиций» - 2 класс, карточка «Домашнее задание для второклассников по теме «Проверка орфограмм слабых позиций» - 6 класс Задачи: Личностные УУД: - формирование умения определять учебную задачу в совместно-распределенной деятельности; - умения прилагать волевые усилия в ходе решения учебной задачи; Регулятивные УУД: - умения самостоятельно формулировать учебную задачу; - определять практическую учебную задачу в совместно-распределенной деятельности через фиксацию разрыва в знаниях; - формирование умения составлять план деятельности в совместном обсуждении; - умение зафиксировать открытый способ действия на модели; Познавательные УУД: - формирование умения определять границы знания и незнания, характеризовать область незнания; - формулировать практическую учебную задачу; - отслеживать этапы осуществления учебной деятельности в рамках решения частной задачи и осуществлять учебное взаимодействие в разных формах работы; - применять открытый способ действий к решению новой задачи; Коммуникативные УУД: - формирование умения распределять обязанности, действия и операции в группе; - умение обмениваться способами действий; - умение уважать и координировать другие точки зрения; - воспитывать навыки общения и сотрудничества в совместной деятельности, решая поставленные учебные задачи. Тип урока: Постановка учебной задачи, анализ, моделирование. | |||
Этап деятель ности | Действия учителя и обучающихся | Методы | УМК |
Формирование потребности 10 мин | - Что мы с вами уже знаем и умеем? Какие секреты русского языка смогли разгадать? Пойдем по ступенькам знаний к вершине. (Знаем некоторые орфограммы сильных позиций. Знаем, что звуки чередуются, но обозначаются одной и то же буквой => ЗРП (по закону русского письма). Знаем сильные и слабые позиции гласных и согласных. Умеем видеть эти орфограммы слабой позиции в слове, писать с пропуском орфограмм слабой позиции. Умеем проверять орфограммы слабой позиций с помощью словаря. Умеем списывать с печатного текста по алгоритму.) Поднимаемся на следующую ступеньку. - В течение долгого времени мы работали со словарем. Проверим, как вы знаете словарные слова, а если кто-то забыл, значит повторит. [картоф'ил'] , [малако], [пам’идор], [агур'эц] , [сабака], [пал’то], [ад'эжда] ,[варона], [карандаш], [клас], [кал’экц’ий’а] . – 2 класс записывает слова буквами в тетрадь, 6 класс – с подчёркнутыми словами составляют предложения. 6 класс читают предложения, 2 класс – Не вызвало ли это задание у вас проблемы? Как записали слово коллекция? Объясните орфограмму. Где увидели написание? (в словаре) Можем ли мы узнать, что обозначает это слово? ( в толковом словаре) Подберите синонимы и антонимы. (2 кл – синонимы 6 – антонимы) | Ситуативный разговор | На доске построена лестница, на которой учащиеся с помощью модели фиксировали свои знания. Карточки со словарными словами раздаются каждому ученику. На каждом столе учебный словарь. |
Мотивация Целеполагание Формирование образа желаемого результата 10 мин | Раз мы с вами все знаем и умеем, думаю, что со следующим заданием справимся быстро. - Запишите группу слов, заменяя звуковые записи буквенными, не пропуская орфограммы. 2 класс работает на карточках со словами: [сланы] [граза] [трава] [р’ика [ч'исы] [м’ич'и] [двары]; 6 класс работает с текстом, определяют тему и основную мысль.(Может списать текст??? Как вариант .) Начинаем проверку с 6 кл. Ребятам 2 кл необходимо поставить точки над словами, которые встретились в тексте у 6 -ов - Сколько слов встретилось в словарном диктанте? Как мы проверяли орфограммы слабых позиций? (С помощью словаря.) Получилось проверить? Чему надо научиться? (Надо научиться писать орфограммы слабой позиции без словаря) - А существует ли такой способ проверки орфограмм слабой позиции без словаря? Ведь взрослые как-то пишут. - 6 кл-ки , вы знаете как проверить орфограмму слабой позиции без словаря? Сможете ли вы составить домашнее задание для 2 –ов? Каким оно может быть , давайте подумаем? (карточки) - А нам, 2-ки, что сделать? (научиться проверять орфограммы без словаря) В виде чего это будет? (в виде правила, в тетрадь помощницу) | Наводящие вопросы Диалог | |
Планирование 3 мин | -Чтобы всё получилось, нам нужен план. (напечатать заготовки пунктов плана; слово планирование; 2класс; 6класс) План 6-в: 1. Ознакомиться с материалами учебника 2. Отобрать слова для отработки способа проверки ОСП 3. Оформить карточку План 2-в:
-Нужно нам оценивать свою работу, если у нас выведение нового способа? | Беседа Вопросы на обсуждение «Мозговой штурм» Выстраивание поэтапного выполнения | |
Выполнение действий 10 мин | Учитель: Какой буквой обозначается звук [а] в слове [сланы] ? (Так как он в слабой позиции, значит, могут быть и а, и о) [с л а н ы ]
- Чему надо научиться? (Надо научиться определять, какой звук в сильной позиции) - Как определить звук в сильной позиции? (Надо изменить слово по числу) - Вот и попробуйте изменить слово [с л а н ы]. Может быть вы найдете ключик для решения нашей проблемы в группе. Групповое взаимодействие. Дети представляют свои совместные работы и сверяют их с работами других групп. - Зачитываем результаты. У всех ребят получилась одна и та же запись. - Буквы найдены. Как вы действовали? (Мы изменили слова по числу и увидели, что гласный звук находится под ударением, т.е. в сильной позиции. По закону русского письма мы можем взять ту букву, которая находится под ударением) - Как же следует поступить, чтобы безошибочно выбрать букву на месте орфограммы слабой ПОЗИЦИИ? ( Надо поставить в сильную позицию.) - Есть желающие среди 6-ов проверить работу 2-ов. Моделирование - Давайте запишем наш вывод в ТП. | Дифференцированная помощь старшклассникам. 2-ки приходят к выводу, что известным способом нельзя воспользоваться | |
Анализ результата 7 мин | - 2 Какая проблема была поставлена? (Научиться определять звук в сильной позиции без словаря) - 6 Вам чем-то помог сегодняшний урок? - 6-ки вручите д/з,2 – ки готовы его выполнить? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Шипящие и Ц. Сильные и слабые позиции звуков"
презентация к уроку "Шипящие и Ц. сильные и слабые позиции звуков" 5 класс...
Конспект урока «Ознакомление со способами проверки безударной гласной в корне слова»
Открытый урок во 2-ом классе и использованием исследовательской проектной деятельности. Начало проекта "Орфограммы в фантиках"....
Урок на тему "Парные согласные в корне слова.Способы проверки".
Урок для учащихся 3- 4 классов с нарушением письма,обусловленным фонетико-фонематическим недоразвитием речи....
конспект урока в 3 классе по письму и развитию речи на тему: "Способ проверки написания путем изменения формы слова "
Цель : знакомство со способом проверки написания путем изменения формы слова.Задачи:образовательные: учить находить и различать парные звонкие и глухие согласные на конце слова; закреплять знани...
Конспект логопедического занятия по теме: «Изменение слов, обозначающих действия, по числам, родам».
Закрепить умение ставить вопросы к словам, обозначающим действия предметов. Учить образовывать множественное число глаголов....
Открытый урок в 7 классе по теме "Изменение глаголов по числам"
Сформировать представление обучающихся о единственном и множественном числе....
Открытый урок русского языка 6 класс «Изменение существительных по числам»
Тема: Изменение существительных по числамЦель: формирование умения классифицировать имена существительные по их признакам;Задачи:Образовательные: развивать умение определять число имен существительных...