Урок "Многозначные слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Баинова Ольга Александровна

урок  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_mnogoznachnye_slova.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Многозначные слова.

Цель урока: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с понятиями многозначные слова».

Задачи урока:

Предметные:

-создать условия для формирования представлений детей о многозначных словах и особенностях их лексического значения;

-способствовать формированию речевой культуры, правильности употребления многозначных слов в речи;

- обеспечить усвоения учащимися умения работать с толковым словарём;

 -помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

Метапредметные:

- Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;

- Коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

Личностные:

формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия

успешности учебной деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

Мы продолжаем работать над одним из разделов языкознания, который изучает словарный запас языка – лексику. Повторим то, что вы уже знаете. У каждого из вас на парте тестовая работа. Выполните ее.

Тест по лексике.

  1. В каком словаре разъясняется лексическое значение слова?

а) словарь антонимов.

б) словарь толковый

в) словарь этимологический

             2. то, что обозначает слово, является его:

                    а) грамматическим значением.

                    б) лексическим значением.

             3. Отметьте грамматическое значение слова снегопад.

                    а) Имя существительное, м.р., ед. ч., И.п.

                    б) Выпадение снега.

              4. Словарный состав – это:

                    а) слова, которые даны в толковом словаре.

                    б) слова, которые я знаю.

                     в) все слова русского языка.

                5. Слова, которые человек знает и часто употребляет, относятся к:

                     а) активному запасу.

                     б) пассивному запасу.

                6. Группы слов, объединенные общим лексическим значением, называются:

                     а) грамматическими группами.

                     б) тематическими группами.

                Ребята проверяют и оценивают в паре: дети обмениваются работами.

(ответы: 1б, 2б, 3а, 4в, 5а, 6б)

(Оценки: «5» - 6 баллов, «4» - 5 баллов, «3» - 4 балла)

  1. Изучение нового учебного материала.

Учитель: Отвечая на последний вопрос теста, вы отметили, что группы слов, объединенные общим лексическим значением, называются тематическими группами слова.

Посмотрите и проверьте, как ребята из другого класса разбили слова на тематические группы.

1 группа

2 группа

3 группа

Самолет

Экипаж

Жаворонок

Парашут

Аэропорт

дирежабль

Автобус

Тролейбус

Автомабиль

Мотоцикл

Лошадь

трамвай

Корабль

Крейсер

Колокольчик

Ленкорр

Бойдарка

эсминец

 (учитель дает ученикам возможность заметить орфографические и смысловые ошибки)

(ответы учашихся)

Учитель: Итак, вы определили, что ребята из другого класса допустили несколько орфографических ошибок, а в каждой тематической группе было найдено лишнее слово: жаворонок, лошадь, колокольчик.

 - Давайте запишем со словом колокольчик предложение.

Я ЗАДЕЛ КОЛОКОЛЬЧИК, КОТОРЫЙ ЛЕЖАЛ НА СТОЛЕ.

У. Есть ли замечание к тому, как написано предложение?

Д. Нет.

У. Тогда я предлагаю вам стать художниками и на большом альбомном листе нарисовать иллюстрацию к этому предложению.

(дети рисуют, учитель проверяет).

У. А теперь поднимите свои рисунки. Отчего же у вас разные рисунки? Слово же было одно?

(учитель дает ученикам возможность сделать вывод о многозначности слова).

У. Итак, вы сказали, что одно слово может иметь несколько значений. А как бы вы назвали такие слова, которые имеют несколько значений?

Д. Многозначные слова.

У. Сегодня мы исследуем понятие «Многозначные слова», это и будет учебная задача, которую нам необходимо решить.

Много ли многозначных слов в русском языке? Как возникают разные значения у многозначных слов?

Вернемся к нашему колокольчику.

- Почему два разных предмета названы одним и тем же словом?

Д. Похожи по форме.

У. Итак, одним и тем же словом могут быть названы такие предметы, между которыми есть что-то общее, есть сходство. Тогда что же необходимо сделать с предложением, чтобы стало понятно, о каком колокольчике идет речь?

Д. Дополнить предложение.

У. Выполните работу.

1 вариант: придумайте предложение со словом колокольчик в значении «цветок», 2 вариант – в значении «Маленький колокол».

(на доске учащимися записываются предложения).

1 вариант: Я задел колокольчик, и у него сломался стебелек.

2 вариант: Я задел колокольчик, и он зазвенел.

У. Выделите наименьший отрезок предложения, в пределах которого можно уяснить значение многозначного слова.

(дети выделяют).

У. В дальнейшем наименьший отрезок предложения, в котором ясно проступает лексическое значение слова, мы будем называть контекстом.

5. Закрепление.

Тест.

1.  Отметьте многозначное слово:

     А. Поземка

     Б. Маяк

     В. Иголка.

2. Отметьте однозначное слово:

     А. Змей

     Б. Земля

     В. Айсберг

3.  Укажите верное утверждение.

     А. Есть однозначные и многозначные слова

     Б. Все слова только многозначные

     В. Все слова только однозначные.

4. Выпишите из предложения многозначное слово.

Лучами красит солнышко стальное полотно.

6. Работа со словарем.

У. Как вы думаете, каких слов больше: однозначных или многозначных?

Д. Многозначных.

У. Попробуем доказать.

(учитель читает стихотворение Г. Демыкиной «Обо всем»)

Пять рабочих ставят дом.

 Ставит опыт агроном

( Он растит такую рожь-

С головой в неё уйдещь).

 Ставит счётчики монтёр.

Ставит фильмы режиссёр.

(Снял он сказку «Колобок»,

 Чтобы ты увидеть мог).

Мама ставит пироги.

 ( Подойди и помоги).

 А диагноз ставит врач:

«Просто насморк. Спи, не плачь!»

 Если кончился рассказ,

Ставить точку в самый раз.

У. какое многозначное слово обыгрывается в тексте?

Д. Глагол ставить.

У. А как можем проверить, действительно ли оно многозначно?

Д. По словарям.

У. Убедимся в его многозначности.

(Дети работают с толковыми словарями и словарной статьей).

У. В словарной статье под цифрой 1 идет главное, основное значение, прямое значение слова. Сколько значений имеет данный глагол?

Д. В стихотворении – семь.

У. На самом деле у глагола ставить 19 лексических значений. Глаголы являются чемпионами по многозначности. Так, глагол идти  имеет 22 лексических значений. Прочтите статью до конца и, работая в паре, определите, в каком значении употребляются слова в нашем тексте. Напишите значения.

(Дети работают в парах).

7. Рефлексия.

У. А сейчас подведем итог нашей работе. Выполнили мы с вами нашу учебную задачу? Расскажите, что вы узнали о многозначности.

Продолжите предложение.

Я узнал...

 Теперь я могу...

Мне понравилось...

Кто вам помогал обрести новые знания?

Кому было легко? Трудно?

Теперь я могу...

Мне понравилось...

(Ответы детей)

8. Домашнее задание.

 Упр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

письма для 7 класса "Подбор к заданным словам–предметам, словам-признакам, словам-действиям синонимов, антонимов"

Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект  был разработан с учетом индивидуальных особ...

Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...

С данным эссе я стала победителем интернет-тура I Всероссийского фестиваля «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации» в номинации «Знаток русского языка», который проходи...

Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом

Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и  чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...

Конспект урока по теме "Составление слов из слогов, деление слов на слоги. Перенос слов с одной строки на другую"

Конспект урока для учащихся 2 классов с НВОНР, нарушением чтения и письма....