Методическая разработка к урокам русского языка в 10-11 классах "Орфоэпия. Повторение"
методическая разработка по русскому языку (10 класс)
В методической разработке представлен материал, который возможно использовать на уроках повторения и подготовки к государственной итоговой аттестации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orfoepiya.pptx | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Орфоэпия. Повторение и обобщение. Ударение. Особенности русского ударения. Акцентологические нормы. Произношение отдельных сочетаний звуков.
Орфоэпия – раздел «Фонетики»
Прочитайте правильно Торты Кухонный Включим Понявший Закупорив Наверх
Орфоэпия - ( от греч. orthos «простой, правильный» и epos «речь» ) – раздел языкознания, изучающий произносительные нормы совокупность правил , устанавливающих нормализованное произношение.
Орфоэпическая норма Ударение Произнесение отдельных сочетаний
Ударение- выделение какого-либо слога в слове большей силой произнесения и увеличением длительности.
Роль ударения в слове Различает разные слова Различает формы разных слов Различает формы одного слова Различает функционально-стилистические варианты
Роль ударения в слове Р а з л и ч а е т разные слова зам О к – з А мок , мук А – м У ка , трус И т – тр У сит ,
Роль ударения в слове Р а з л и ч а е т омоформы нош У – н О шу, кружк И – кр У жки, стрелк И – стр Е лки, белк И – б Е лки
Роль ударения в слове Р а з л и ч а е т формы одного слова кос И те – к О сите, нос И те – н О сите
Роль ударения в слове Р а з л и ч а е т функционально-стилистические варианты лавр О вый лист – семейство л А вровых (научн.)
Роль ударения в слове Различает разные слова Различает формы разных слов Различает формы одного слова Различает функционально-стилистические варианты
Особенности русского ударения Разноместность Подвижность
Разноместность русского ударения *Русский язык ПередАть-пЕредал ГоловА-гОловы СковородА-сковорОд Неподвижное ударение Французский ударение на последнем слоге Чешкий , латышский язык – на первом слоге Турецкий, татарский – ударение на последнем слоге сравните
Подвижность русского ударения кнИга, кнИги, кнИге, кнИг, кнИгами вернУсь, вернЁшься, вернУтся лист, листА, листУ, лИстья плясАть, пляшУ, плЯшем, плЯшете сравните
Ударение в русском языке
Виды ударения Основное зелЁный, победИть, вЕсело Дополнительное желЕзнодорОжный, вОдогрЯзелечЕбница Не имеют ударения служебные части речи: союзы, предлоги, частицы под гор О й, цвет Ы и л И стья, скаж И -ка
Внимание! Правила орфоэпии в области ударения помогут п р е д у п р е д и т ь соответствующие ошибки .
Произносительная норма Имена прилагательные Полные формы неподвижное ударение на основе на окончании прил Е жный больш А я прил Е жной больш О му прил Е жных больш И х
Произносительная норма Имена прилагательные Полные формы вариативное ударение кружк О вый кружков О й м Е ньший меньш О й автозав О дский автозаводск О й м И нусовый минусов О й
Произносительная норма Имена прилагательные Последовательная норма Ударный слог полной формы ряда употребительных прилагательных С О Х Р А Н Я Е Т С Я ударным в краткой форме крас И вый-крас И в- крас И ва-крас И во-крас И вы
Произносительная норма Имена прилагательные Краткая форма ПЕРЕНОС УДАРЕНИЯ с основы на окончание м.р. пр А в ср.р. пр А во ж.р. прав А мн.ч. пр А вы
Произносительная норма Степени сравнения прилагательных жив А жив Е е, жив Е йший стройн А стройн Е е, стройн Е йший НО: крас И ва крас И вее, крас И вейший удобн А уд О бнее, уд О бнейший переносится сохраняется
Произносительная норма Глагол Около 300 глаголов гн А ть - гн А л, гн А ло, гн А ли, гнал А зв А ть - зв А л, зв А ло, зв А ли, звал А НО: вЫ гнать вЫ звать вЫ лить вЫ гнал вЫ звал вЫ лил вЫ гнало вЫ звало вЫ лило вЫ гнали вЫ звали вЫ лили вЫ гнала вЫ звала вЫ лила
Произносительная норма Глагол З а п о м н и т е: класть – клАла; красть – крАла; слать – слАла; послать – послАла.
Произносительная норма Возвратные глаголы нач А ться — началс Я , начал А сь, начал О сь, начал И сь; подн Я ться — поднялс Я, поднял А сь, поднял О сь, поднял И сь. переносится
Произносительная норма Глагол Особое внимание! звонИть – звон И шь звон И м звон И т звон И те звон Я т
Произносительная норма Причастия УДАРЕНИЕ проведЁННый— проведЁн, проведенА , проведенО , проведенЫ п е р е н о с и т с я
Произносительная норма Отдельные сочетания сч или зч = [щ´щ´] г в -ого (-его)обозначает [в] –тс(я) и –тьс(я) = двойной [ц] чн = только [ч’н] только [шн] [ч’н] и [шн]
Произносительная норма Отдельные сочетания чт = [шт] [γ] только в словах о Боге , ага , бухгалтер , е й-богу , Господи [г] → [к] (не [х]!)
Внимание! Трудные случаи произношения о т р а ж е н ы в ОРФОЭПИЧЕСКИХ СЛОВАРЯХ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе "Повторение и обобщение изученного по теме "Причастие"
Урок - экскурсия в музей Русского языка проводится с целью обобщения, систематизации знаний, умений и навыков по теме "Причастие"Задачи:1. систематизировать знания о причастии как о самостоятельной ча...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных ...
Методическая разработка урока русского языка по теме «Комплексное повторение орфографии» в 11 классе (с применением сингапурской методики)
Цели урока: Образовательные: обобщение и систематизация знаний учащихся по орфограммам (А13 – А17), включенным в ЕГЭ по русскому языку.Развивающие: развитие орфографической зоркости, творч...
Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 7 класса (ОС "Школа 2100") по теме "Повторение изученного о деепричастии"
Урок по теме «Повторение изученного о деепричастии» из раздела «Деепричастие в языке и речи», относящийся к уроку обобщения и систематизации знаний, разработан для учащихся 7 к...
Методическая разработка урока русского языка: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».
Тема урока: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».Модуль: практикум «Часть речи – имя существительное. Повторение и обобщение изученного».Тип урока: повторение и системати...
Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)
В разработке представлен опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ «Повторение и обобщение изученного материала о служебных частях речи»
laquo;Повторение и обобщение изученного материала о служебных частях речи»...