Что обозначает имя прилагательное.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Что обозначает имя прилагательное. 5 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_prilagatelnoe.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Что обозначает имя прилагательное.

(5 класс)

(по программе М.М.Разумовской)

Цель:

- повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки и синтаксическую функцию прилагательного.

- формирование универсальных учебных действий: создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей учащихся через фронтальную, индивидуальную формы организации познавательной деятельности.

Задачи урока.

Образовательные:

- организация деятельности по активизации раннее усвоенных знаний учащихся в рамках темы «Имя прилагательное».

- расширение знания о грамматических признаках и синтаксической роли прилагательного в предложении.

- проверка качества знаний по данной теме.

Развивающие:

- создание условий для развития творческой, речевой, мыслительной деятельности обучающихся.

- развитие умения учиться.

Воспитательные:

- воспитание эстетического отношения к слову, интереса к русскому языку и литературе, другим видам искусства.

- воспитание культуры общения.

- воспитание духовно-нравственных качеств.

- воспитание чувства любви к природе.

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо. (Приемы критического мышления: кластер, инсерт, синквейн)

Формы работы: индивидуальная, в группах, в парах, коллективная.

Ход урока

I Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. С каким настроением вы пришли на урок? Опишите, пожалуйста, свое настроение 2-3 словами, отвечающими на вопрос какое? Настроение (какое?)………… (отвечают 3-4 ученика)

- Я уверена в том, что наш урок пройдет интересно, и у вас будет прекрасное настроение.

II Самоопределение к деятельности.

- Отгадайте, ребята, о какой птице идет речь? 

… по своей величине, силе, красоте и …… осанке давно и справедливо назван царем всей …….. или ………… птицей.
…….. как снег, с ……..глазами, с …….носом  и …..лапами, …… шеею.

(По С.Аксакову).

-Ребята, не можете отгадать? Почему? (ответы детей).

- Читаю второй вариант данного текста.

по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной или водоплавающей птицей. Белый как снег, с блестящими прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею.

(По С.Аксакову).

- Ребята, о какой птице идет речь? Теперь понятно, это лебедь.

- Слова какой части речи помогли вам узнать птицу, а также ваше настроение в начале урока? ( Имя прилагательное)

- Догадайтесь, о чём сегодня мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему нашего урока.

- Какую цель поставим перед собой? Зачем необходимо повторить эту тему? (должны узнать новое о прилагательном, также должны узнать его морфологические признаки и синтаксическую функцию)

III Работа по теме урока.

- Запишите число и тему урока. Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи? (Буквы А-О в корне - -ЛАГ- / -ЛОЖ – ). 

-Попробуем составить кластер по прилагательному. Что мы уже знаем об этой части речи? (Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «чей?», «каков?»)

- Откройте учебник на странице 280, найдите §103. Прочитайте внимательно правило на странице 280 и аккуратно карандашом сделайте на полях пометки «V» (знал раньше), «+» (узнал сейчас и все понятно) и «?» (появились вопросы).

- Ребята, какие вопросы у вас возникли?

- Дополним свой кластер. Имя прилагательное изменяется по родам, числам, падежам. В предложении оно чаще всего бывает определением и сказуемым. Как вы думаете, почему эти слова называются прилагательными? К чему они прилагаются? (Прилагаются к существительному для обозначения его свойств или качеств).

Физминутка

- Сейчас я буду называть словосочетания, состоящие из прилагательных и существительных. При с/с мужского рода встают мальчики, при с/с женского рода - девочки: удобный стол, красивая косынка, высокий дуб, вкусная ягода, солёное озеро, высокая гора, рыжий кот, мамина сумка, тёплое море, папин ноутбук.

- Почему при некоторых с/с никто не встал? (ответы учеников)

IV Закрепление темы урока

Работа в группах

- Ребята, 1 группа должна будет заменить данные словосочетания «существительное + существительное» синонимичными «прилагательное + существительное», сохранив главное слово. В новых словосочетаниях поставьте вопрос от главного к зависимому слову, определите род прилагательных.

Озеро в лесу -         _______________________

Город близ моря - _______________________  

Кофта мамы - ___________________________

Дорога вдоль берега - ____________________

Море на юге -____________________________

Пиджак папы -___________________________

- Ребята из 2 группы должны будут вставить  подходящие по смыслу прилагательные, определить их синтаксическую функцию.

Погода ненас(?)ная. Небо________________. Из______________ облаков падает то снег, то дождь. Дует _____________ ветер и раскачивает_______________ ветви деревьев. Везде лужи____________воды и _____________ сугробы снега. И всё-таки на душе радос(? )но, потому что весна наступила.

(Ответы ребят)

- Итак, ребята, какой вывод мы можем сделать, выполнив эти задания? ( Ответы ребят).

- Молодцы! Выполняем упражнение № 793 (стр. 280)

- Ребята, какие вопросы у вас возникли при выполнении упражнения?

- Спасибо, ребята, за работу! Вы молодцы!

VI Рефлексия

- Вспомните, какие цели вы ставили в начале урока. Смогли вы их достигнуть?

- Напишите, ребята, синквейн по теме нашего урока (Стихотворение из пяти строк позволяет в художественной форме оценить изученное понятие) Каждый ученик пишет синквейн, затем согласовывает с партнёром и из двух составляет один - парный. (работа в парах)

- Спасибо большое, ребята, за активную работу на сегодняшнем уроке! Вы сегодня молодцы! А вы как думаете: хорошо ли вы работали на уроке? Кого вы можете особенно выделить?

Домашнее задание: сочинить грамматическую сказку об имени прилагательном (1 группа); выписать из художественного текста 5 предложений с прилагательными, обозначить род, число, падеж прилагательных (2 группа).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- путешествие по теме "Что обозначает имя числительное?"

Материал  содержит  разработку  урока   русского  языка  по  теме  "Что  обозначает  имя  числительное?"...

Презентация к уроку "Что обозначает имя числительное?"

Материал  содержит  презентацию к  уроку "Что  обозначает  имя  числительное?"...

Дифференциация согласных, твердость и мягкость которых обозначается буквами А-Я.

Цели: Коррекционно-образовательный аспект:формировать умение сравнивать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами “А” и “Я” на уровне слога, слова и словосочетания;закреплять н...

Тема: «Как обозначают и сравнивают углы».

Цели урока:образовательная – ввести понятие угла, расширить знания об углах, их обозначении и сравнении; формировать умения и навыки распознавать углы на чертежах, рисунках, моделях; использовать терм...

Технологическая урока: «Как обозначают и сравнивают углы» 5 класс.

В данном материале представлены технологическая карта урока и различные дидактические материалы для проведения урока.Урок проведен по учебнику      Математика. 5 класс. Авторы...