Специальная (коррекционная) рабочая программа по русскому языку для 7 класса (Ладыженская, Баранов) на 154 часов (для детей с ОВЗ, 8.1)
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Специальная (коррекционная)рабочая программа по русскому языку в 8 классе для обучающихся с ОВЗ (8.1) рассчитана на 102 часа (34 учебных недели, 3 часа в неделю). Разработана специально для обучающихся, которые учатся в обычных классах наряду с обычными детьми по учебнику Ладыженской, Баранова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arp_russkiy_7_-_8_vid.docx | 70.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дубровская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
________________/___________
Протокол № _________
От «___»________20__г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_______________/________________
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Дубровская ООШ»
__________________Н.И. Алексеева
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
РУССКИЙ ЯЗЫК
для обучающихся с ОВЗ (8.1)
на 2019-2020 учебный год
Учитель: Ротькина Мария Олеговна, 1 квалификационная категория
Класс: 7
Всего часов в год: 154
Всего часов в неделю: 4
Дубровка 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специальная (коррекционная) рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень); Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.); учебного плана МБОУ «Дубровская ООШ» Зырянского района на 2019 – 2020 учебный год. Специальная рабочая программа ориентирована на учебник «Русский язык. 7 класс» учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017. Программа рассчитана на 154 часа. 136 часов в год (34 рабочих недели) + 18 часов добавлено за счет части учебного плана по выбору участников образовательных отношений для выработки орфографических и пунктуационных навыков по темам, изученным в 7 классе.
В 7 классе обучается один ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (8.1). Согласно заключению ПМПК, ребёнку рекомендовано обучение по адаптированной программе. Работа с ним строится на основе индивидуального подхода. Методические приёмы: поэтапное разъяснение заданий, последовательное выполнение заданий, повторение обучающимся инструкции к выполнению задания, подготовка к смене деятельности, предоставление дополнительного времени для выполнения задания, использование индивидуальной шкалы оценок и т.д.
Цели и задачи:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.
- формирование достаточно прочных навыков грамотного письма;
- формирование умения последовательно излагать свои мысли посредством устной и письменной речи;
- социальная адаптация обучающихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях умениях, навыках.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучающихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Уроки русского языка имеют коммуникативно-речевую направленность, делают более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач и обеспечивают:
- познавательно-развивающее значение на основе коррекции речи и мышления у школьников с ОВЗ;
- познавательно-образовательную роль в коммуникативной функции речи;
- воспитательную направленность как средство адаптации к жизни.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний.
Материалы учебного предмета организованы таким образом, чтобы педагог и дети могли осуществлять дифференцированный подход в обучении в зависимости, с одной стороны, от учета трудностей и особенностей овладения учащимися знаниями, а с другой – от учета их потенциальных возможностей.
Задачи обучения русскому языку для детей с ОВЗ:
- организовать освоение знаний об устройстве и функционировании языка, овладение основными нормами современного русского литературного языка, формирование умения пользоваться его стилистическими ресурсами, способствовать интенсивному развитию речемыслительных, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника;
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный словарный запас, грамматический строй речи, способствовать усвоению литературных норм языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
- обеспечение языкового развития обучающихся с ОВЗ;
- овладение учащимися с ОВЗ видами речевой деятельности.
Изучение школьного курса «Русский язык» представляет значительные трудности для детей с ОВЗ в силу их психофизических особенностей. Такие дети испытывают трудности при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, обладают неустойчивым вниманием, бедным словарным запасом, у них нарушены фонематический слух и графомоторные навыки. Обучающиеся с ОВЗ работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание, изучаемого материала развития может освоить базовый минимум содержания программного материала.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни факты изучаются таким образом, чтобы обучающиеся смогли опознать их, опираясь на существенные признаки, по другим вопросам обучающиеся получают только общие представления.
Ряд сведений познается школьниками в результате практической деятельности.
Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения.
Коррекционно-развивающие задачи для детей с ОВЗ:
- - использовать процесс обучения русскому языку для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- - воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Образовательно-коррекционные:
1. Формирование правильного понимания и отношения к языковедческим законам.
2. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные лингвистические знания в повседневной жизни.
3. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.
Воспитательно-коррекционные:
1. Формирование у обучающихся качеств творчески думающей и легко адаптирующейся личности.
2. Формирование здорового образа жизни.
3. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
4. Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности.
2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.
3. Развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы на уроках русского языка.
4. Повышение уровня развития, концентрации, объёма, переключения и устойчивости внимания.
5. Повышение уровня развития наглядно-образного и логического мышления.
6. Развитие приёмов учебной деятельности.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
ОЦЕНИВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Оценка знаний проводится в форме устного опроса, тестирования, проверки письменных работ (диктантов, сочинений, изложений, упражнений, контрольных списываний …). Контрольные задания подбираются в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся.
Оценка устных ответов
Устный опрос обучающихся, воспитанников является одним из методов учёта знаний, умений и навыков учащихся коррекционной школы. При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания;
г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки, но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну-две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если обучающийся, обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; пропускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.
Оценка письменных работ
К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т. д. Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора, могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант, грамматический разбор и т. д.).
Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся коррекционной школы. Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило. При проведении контрольных диктантов или списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертания букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов учащихся.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с одной - двумя ошибками.
Оценка «З» ставится за работу с тремя - пятью ошибками.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть — восемь ошибок.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трёх исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на неизученные правила правописания также учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
- повторение ошибок в одном же слове (если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается);
- две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы;
- недописывание слов;
- пропуск одной части слова при переносе;
- повторное написание одного и то же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжёлыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого обучающегося. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов.
При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами.
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если обучающийся обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применять своя знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
Оценка «2» ставится, если воспитанник обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Изложения и сочинения
Изложения и сочинения могут быть только обучающего характера. При подготовке к проведению изложения учитель должен тщательно отобрать материал, учитывать тему рассказа, его объем, трудности синтаксических конструкций, словаря и орфографии.
С классом также должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова следует выписать на доске; обучающимся разрешается пользовать орфографическим словарём, обращаться к учителю.
Оценка «5» ставится обучающемуся за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается одна - две орфографические ошибки.
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений текста, с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, допускается 3-4 орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от основного текста, с 2-3 ошибками в построении предложений, 5-6 орфографическими ошибками.
Оценка «2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), более 4 ошибок в построении предложений, более 6 ошибок орфографических.
Основные виды деятельности учащихся по предмету
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо слов, предложений в системе обучения письму и развитию речи. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами, письмо по памяти. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин и т. п.).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов на изучение раздела | Из них кол-во часов, отведённых на практическую часть и контроль | |||
Лабор. раб | Практ. раб | Сочинения, изложения | Контрол. раб | |||
1. | Русский язык как развивающееся явление | 1 | - | - | - | - |
2. | Повторение изученного в V-VI классах | 7 | - | - | 1 | - |
3. | Текст и стили речи | 6 | - | - | - | 1 |
4. | Морфология и орфография. Культура речи | - | - | - | - | - |
4.1. | Причастие | 28 | - | - | 5 | 1 |
4.2. | Деепричастие | 10 | - | - | 1 | 1 |
4.3. | Наречие | 23 | - | - | 1 | 2 |
4.4 | Учебно-научная речь | 3 | - | - | - | - |
4.5. | Категория состояния | 8 | - | - | 1 | 1 |
4.6. | Служебные части речи. Предлог. | 12 | - | - | 1 | 1 |
4.7. | Союз | 16 | - | - | 1 | 2 |
4.8. | Частица | 18 | - | - | 3 | 1 |
4.9. | Междометие | 7 | - | - | - | 1 |
8 | Повторение и систематизация изученного в V-VII классах | 15 | - | - | - | 2 |
ИТОГО: | 154 | - | - | 14 | 13 |
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Ученик должен уметь:
- писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
- различать части речи;
- строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
- писать изложение и сочинение;
- оформлять деловые бумаги;
- пользоваться словарем.
Ученик должен знать:
- главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
- название частей речи, их значение;
- наиболее распространенные правила правописания слов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. Д.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Данная программа предусматривает реализацию междисциплинарных программ. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Русский язык» на этапе основного общего образования являются следующие результаты:
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся.
Выпускник научится:
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
• искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
• откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых основ лингвистики;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
- проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Дата |
1 | Русский язык как развивающееся явление | |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V – VI КЛАССАХ (6+1РР) | ||
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор | |
3 | Пунктуация. Пунктуационный разбор | |
4 | Лексика и фразеология | |
5 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | |
6 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова. | |
7 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова | |
8 | РР. Сочинение по картине И.И. Бродского «Летний сад осенью» (упр. 48) | |
9 | Коррекционная работа: составление предложений. | |
ТЕКСТЫ И СТИЛИ РЕЧИ (4+2РР) | ||
10 | Текст. РР. Диалог как текст. Виды диалога. | |
11 | Стили литературного языка. | |
12 | Публицистический стиль. РР. Публицистическое выступление (упр.71) | |
13 | Контрольный диктант | |
14 | Коррекционная работа: анализ контрольных работ, работа над ошибками. | |
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. Причастие (23+5РР) | ||
15 | Причастие как часть речи | |
16-17 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | |
18-19 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми | |
20 | РР. Описание внешности человека (упр.93) | |
21 | Коррекционная работа: чтение вслух. | |
22 | Действительные и страдательные причастия . Краткие и полные страдательные причастия | |
23 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | |
24 | Действительные причастия прошедшего времени | |
25 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | |
26 | Страдательные причастия прошедшего времени | |
27 | Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях | |
28-29 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных | |
30 | РР. Описание игрушки (упр. 136) | |
31 | Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | |
32 | РР. Выборочное изложение «Судьба человека» (упр. 151) | |
33 | Коррекционная работа: фотодиктант. | |
34 | Морфологический разбор причастия | |
35-36 | Слитное и раздельное написание не с причастиями | |
37 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | |
38 | РР. Подготовка к сочинению-описанию внешности человека (упр. 166-167) | |
39-40 | Повторение по теме «Причастие» | |
41 | Контрольный диктант по теме «Причастие» | |
42 | Коррекционная работа: анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | |
Деепричастие (9+1РР) | ||
43 | Деепричастие как часть речи | |
44 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | |
45 | Раздельное написание не с деепричастиями | |
46 | Деепричастия несовершенного вида | |
47 | Деепричастия совершенного вида | |
48 | РР. Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь» (упр. 209) | |
49 | Морфологический разбор деепричастия | |
50 | Повторение по теме «Деепричастие» | |
51 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие» | |
52 | Анализ контрольного диктанта | |
Наречие (20+3РР) | ||
53 | Наречие как часть речи | |
54 | Разряды наречий | |
55 | Степени сравнения наречий | |
56 | Морфологический разбор наречия | |
57-58 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е | |
59 | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий | |
60 | Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е | |
61 | Контрольный диктант по теме «Наречие» | |
62 | РР. Описание действий (упр. 264) | |
63 | Коррекционная работа: составление текста | |
64 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий | |
65 | Буквы о и а на конце наречий | |
66 | РР. Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья» (упр. 273) | |
67 | Коррекционная работа: орфографический разбор | |
67 | Дефис между частями слова в наречиях | |
69-70 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных прилагательных. | |
71 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | |
72-73 | Повторение по теме «Наречие» | |
74 | Контрольный диктант по теме «Наречие» | |
75 | Коррекционная работа: анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | |
Учебно-научная речь (3РР) | ||
76 | РР. Отзыв | |
77 | РР. Учебный доклад (упр.312) | |
78 | Коррекционная работа: составление текста | |
Категория состояния (6+2РР) | ||
79 | Категория состояния как часть речи. Категория состояния и другие части речи | |
80 | РР. Употребление слов категории состояния в художественной речи (упр. 319) | |
81 | Коррекционная работа: конструирование словосочетаний и предложений | |
82 | Морфологический разбор категории состояния | |
83 | РР. Сжатое изложение «Мещёрский край» (упр. 322) | |
84 | Коррекционная работа: чтение встлух | |
85 | Контрольный тест по темам «Деепричастие», «Наречие», «Категория состояния». | |
86 | Коррекционная работа: анализ контрольного теста, работа над ошибками | |
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ | ||
87 | Самостоятельные и служебные части речи | |
Предлог (10+1РР) | ||
88 | Предлог как часть речи | |
89 | Употребление предлогов | |
90-91 | Непроизводные и производные предлоги | |
92 | Простые и составные предлоги | |
93 | Морфологический разбор предлога | |
94 | РР. Сочинение по картине А. Сайкиной «Детская спортивная площадка» (упр. 348) | |
95 | Коррекционная работа: фотодиктант | |
95 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | |
97 | Контрольная работа по теме «Предлог» | |
98 | Коррекционная работа: анализ контрольной работы, работа над ошибками | |
Союз (14+2РР) | ||
99 | Союз как часть речи | |
100 | Простые и составные союзы | |
101 | Союзы сочинительные и подчинительные | |
102 | РР. Употребление сочинительных и подчинительных союзов в художественной речи. | |
103 | Запятые между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | |
104-105 | Сочинительные союзы | |
106 | Подчинительные союзы | |
107 | Морфологический разбор союза | |
108 | РР. Сочинение-рассуждение на тему «Книга – наш друг и советчик» (упр. 384) | |
109 | Коррекционная работа: орфографическое чтение | |
110 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы | |
111 | Повторение сведений о предлогах и союзах | |
112 | Контрольная работа по теме «Союз» | |
113 | Контрольный диктант по темам «Предлог» и «Союз» | |
114 | Коррекционная работа: анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | |
Частица (15+3РР) | ||
115 | Частица как часть речи | |
116 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | |
117-118 | Смыслоразличительные частицы | |
119 | Раздельное и дефисное написание частиц | |
120 | РР. Подготовка к сочинению по картине К. Юона «Конец зимы. Полдень» (упр. 426) | |
121 | РР. Сочинение по картине К. Юона «Конец зимы. Полдень» | |
122 | Коррекционная работа: орфографический разбор | |
123 | Морфологический разбор частицы. | |
124-125 | Отрицательные частицы не и ни | |
126 | Различение частицы не и приставки не- | |
127 | РР. Сочинение–рассказ по данному сюжету (упр. 446) | |
128 | Коррекционная работа: конструирование словосочетаний и предложений | |
129 | Частица ни, приставка ни, союз ни… ни | |
130 | Повторение по теме «Частица» | |
131 | Контрольный диктант по теме «Частица» | |
132 | Коррекционная работа: анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | |
Междометие (7) | ||
133 | Междометие как часть речи | |
134 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | |
135 | Производные междометия. Звукоподражательные слова | |
136 | Междометия и другие части речи | |
137 | Повторение по теме «Междометие» | |
138 | Контрольная работа по теме «Служебные части речи» | |
139 | Коррекционная работа: анализ контрольной работы, работа над ошибками | |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В V-VII КЛАССАХ (14+1РР) | ||
140-141 | Разделы науки о русском языке. Текст и стили речи. Учебно-научная речь. | |
142 | Фонетика. Графика | |
143 | Лексика и фразеология | |
144 | Морфемика. Словообразование | |
145-146 | Морфология | |
147 | Орфография | |
148 | Синтаксис | |
149 | РР. Доклад о музыкальном произведении (упр. 510) | |
150 | Коррекционная работа: чтение вслух | |
151 | Пунктуация | |
152 | Контрольный диктант | |
153 | Коррекционная работа: анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | |
154 | Итоговая контрольная работа |
Приложение 1. Коррекционная работа
В 7 классе обучается ребёнок, для которого согласно заключению ПМПК рекомендовано обучение по программе 8 вида (для детей с умственной отсталостью 8.1). Учитывая индивидуальные особенности обучающегося, изучение тем даётся на базовом уровне в соответствии с требованиями образовательных программ по предмету для основной образовательной школы. Ребёнок с программой обучения 8.1. обучается по общему с детьми без ОВЗ учебному плану, его особые потребности удовлетворяются в ходе внеурочной работы. Контроль знаний осуществляется на базовом уровне. Обучение русскому языку ведётся с использованием учебника «Русский язык. 7 класс» учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017. Это учебное пособие выбрано с учетом особенностей памяти, мышления, восприятия детей с ЗПР. Оно содержит в доступной форме изложенный теоретический материал, практические задания представленные в нём, имеют разноуровневый характер, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении. Учебник легок в использовании: словарные слова помещены в рамочки, что облегчает знакомство с ними; условные обозначения, принятые в учебном пособии, позволяют свободно ориентироваться в нем; репродукции картин, которыми снабжен учебник, хорошего качества, что дает возможность осуществлять коррекцию зрительного восприятия при работе с ним.
Общие особенности психического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
- недостаточная сформированность учебно-познавательных мотивов, познавательных интересов;
- несформированность универсальных учебных действий или их предпосылок, организующих деятельность обучающихся по решению учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- трудности в использовании символических, графических средств в процессе учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;
- недостаточная сформированность произвольности поведения и деятельности;
- низкая самостоятельность обучающихся в процессе учебной деятельности, потребность в постоянной направляющей, стимулирующей, организующей помощи на разных этапах деятельности;
- затруднения в адекватной оценке процесса и результатов собственной деятельности;
- повышенная истощаемость психических функций или инертность с психических процессов, трудности в переключаемости;
- трудности в воспроизведении усвоенного материала;
- низкая скорость выполнения задач, связанных с переработкой сенсорной информации;
- отставание в развитии словесно-логического мышления;
С учетом обозначенных особенностей можно выделить три группы взаимосвязанных задач коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:
- устранение причин трудностей в освоении основных образовательных программ общего образования, которые определяются особенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
- компенсация нарушенных психических функций (преимущественно по отношению к психолого-педагогической работе с обучающимися с ceнсорными нарушениями);
- восполнение пробелов предшествующего обучения.
Коррекционная направленность урока осуществляется преимущественно за счет применения в процессе обучения системы методических приемов, способствующих оптимальному освоению обучающимися содержания основных образовательных программ общего образования. С учетом анализа научно-методической литературы, требования к уроку, который предполагает реализацию коррекционной направленности обучения, можно определить следующим образом:
- чёткое планирование коррекционных задач урока;
- медленный темп урока с последующим его наращиванием;
- использование в начале урока простых, доступных для выполнения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья заданий, что позволит создать положительную стимуляцию к обучению;
- включение обучающихся в выполнение заданий по нарастающей сложности; задания, требующее максимального напряжения при выполнении целесообразно предъявлять обучающимся в первой половине урока;
- снижение объема и скорости выполнения заданий;
- предложение помощи обучающемуся в случае затруднения при выполнении задания; помощь предлагается постепенно: от минимальной стимулирующей, к организующей, направляющей, затем, в случае недостаточной эффективности названных видов помощи, обучающей;
- преимущественное использование на уроке частично-поискового метода обучения, введение элементов решения проблемных ситуаций;
- широкое использование на уроке наглядности для обеспечения адекватного восприятия, понимания и запоминания учебного материала;
- использование на уроке не более трех-четырех видов деятельности;
- обязательное использование ориентировочной основы действий в виде схем, алгоритмов, образцов выполнения заданий и других;
- использование на уроке четкой структуры и графического выделения выводов, важных положений, ключевых понятий;
- соблюдение тематической взаимосвязи учебного материала в рамках одного урока;
- преимущественная опора на зрительный анализатор;
- использование на уроке приема совместных действий: часть задания или все задание выполняется совместно с педагогом, под его руководством;
- организация работы в паре с «сильным» обучающимся;
- требование отсроченного воспроизведения: требуется не импульсивный ответ обучающегося на вопрос, необходимо выдерживание паузы перед ответом;
- требование от обучающихся полного ответа на поставленный вопрос;
- введение речевого контроля и отработка речевой формулы программы действий: предварительное проговаривание этапов предстоящей работы: «что я сделаю сначала», «что я сделаю затем» - осуществляется сознательная регуляция деятельности; требование словесного отчета обучающегося по итогам выполнения задания;
- использование достаточного количества разнообразных упражнений для усвоения и закрепления учебного материала;
- переформулирование условий задачи, представленных в текстовом варианте - разбивка условия на короткие фразы. Условия задачи целесообразно дробить на короткие смысловые отрезки, к каждому из которых необходимо задать вопрос и разобрать, что необходимо выполнить.
Методы и приёмы коррекционной работы на уроках русского языка:
речевой слух:
орфографическое чтение;
чтение вслух скороговорок, загадок, стихов, которые отличаются благозвучием, музыкальностью;
пересказ.
зрительная орфографическая память:
работа с различными текстами.
словарная память:
различные упражнения по эффективному заучиванию слов;
игра «Кто больше скажет (напишет) слов к заданному слову или на заданную тему».
внимание:
слуховой диктант;
зрительный диктант;
списывание.
звукопроизношение:
различные виды проговаривания;
звукобуквенный анализ;
обработка слоговых цепочек слов и целых предложений.
языковое развитие:
овладение системой логико-лингвистических определений при выполнении заданий поискового характера;
составление предложений, текстов, схем, составление инструкции правилу.
развитие мышления, активизация воображения:
разнообразные задания творческого характера;
лингвистические игры.
осознанность орфографического письма:
взаимодиктанты;
взаимопроверки;
составление словосочетаний, предложений, схем, инструкций;
орфографический разбор.
техника чтения:
выразительное чтение хором;
определение темы и главной темы текста;
выражение своего отношения к прочитанному;
работа над интонацией как показатель понимания текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку.8 класс. Ладыженская
Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по русскому языку 5-...
Рабочая программа по русскому языку.9 класс. Ладыженская.
Настоящая программа по русскому языку для IX класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по русскому языку 5-9 ...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс. УМК Баранов М.Т.
Рабрчая программа по русскому языку 10 класс. УчебниК ПОД РЕД. ВЛАСЕНКОВА А.И.. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ....
Рабочая программа по русскому языку 9 класс. УМК Баранов М.Т.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 9 класс. Учебник РУССКИЙ ЯЗЫК 9 КЛАСС Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др....
Рабочая программа по русскому языку 6 класс (Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. )
Рабочая программа по русскому языку 6 класс (Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. ) содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, составлена с учетом ФГОС...
рабочая программа по русскому языку 6 класс, Ладыженская,Баранов 210ч
рабочая программа по русскому языку 6 класс, Ладыженская,Баранов 210ч...
Специальная (коррекционная) рабочая программа по русскому языку для 8 класса (Ладыженская, Баранов) на 102 часа (для детей с ОВЗ, 8.1)
Специальная (коррекционная)рабочая программа по русскому языку в 8 классе для обучающихся с ОВЗ (8.1) рассчитана на 102 часа (34 учебных недели, 3 часа в неделю). Разработана специально для обучающихс...