Конспект урока в 5 классе по русскому языку на тему: "Как образуется сослагательное наклонение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку.
Тема урока:«Как образуется сослагательное наклонение глагола».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Класс: 5 «Б».
По УМК по русскому языку Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. для 5 класса
Цели урока:
- личностные:формирование устойчивого познавательного интереса к предмету; формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к окружающим и их мнению, формирование познавательного отношения к предмету.
- метапредметные:
А) регулятивные: формирование умения осуществлять самоконтроль, определения причин успеха и неуспеха, нахождение способов выхода из неуспеха; умение самостоятельно контролировать свое время;
Б) познавательные: формирование умения систематизировать учебный материал, умение строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи;
В) коммуникативные: формирование умения выражать и доказывать свою точку зрения, формирование уважительного отношения к окружающим и их мнению.
- предметные:
А) познавательные: повторить уже изученный материал по глаголу (вид), знакомство с понятием наклонение, виды наклонений.
Б) практические:закрепить знания об условиях выбора правильного написания в различных видах орфограмм; познакомиться с видами наклонений глагола, закрепить полученные знания, формирование умения определять наклонение глагола.
Ход урока.
- Организационный момент.
Слово учителя: здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте, как вы готовы к уроку. Откройте ваши рабочие тетради и запишите сегодняшнее число и «классная работа».
- Актуализация уже изученного материала.
Слово учителя: ребята, сегодня мы с вами продолжаем разговор о наклонениях. Давайте вспомним, сколько наклонений имеет в русском языке глагол? (Три).
Какие? (Изъявительное, сослагательное и повелительное).
Ребята, я говорю вам предложение, а вы попробуйте определить, в каком наклонении употреблен глагол и почему:
- Маша прочитала книгу (изъявительное, так как действие происходило в прошлом);
- Маша прочитает книгу (Изъявительное, так как действие будет происходить в будущем);
- Если бы я не отвлекался, успел бы выполнить все задания (Сослагательное, действие возможно при каком-либо условии);
- Не отвлекайся, пожалуйста! (Повелительное, побуждение к действию, просьба);
- Ребята смотрят в окно. (Изъявительное, действие происходит в данный момент);
- Положи на стол эту книгу! (Повелительное);
- Читал бы ты побольше! (Сослагательное, желание).
Слово учителя: молодцы, ребята! Сегодня мы подробнее остановимся на сослагательном наклонении.
- Изучение нового материала.
Слово учителя: ребята, давайте подробнее посмотрим, как образуется сослагательно наклонение глагола.
На доске выписаны слова: читал бы, читала бы, читали бы.
Вопросы учащимся:В каком наклонении даны глаголы? (Сослагательное).
Форма сослагательного наклонения образуется сочетанием глагола в форме прошедшего времени и частицы «бы», которая всегда пишется отдельно от глагола.
Обратите внимание, что частица «бы» может находиться не только при глаголе (Читал бы ты побольше), но и в любом другом месте предложения: побольше бы ты читал.
- Практическая часть урока. (Учитель раздает распечатанный листочек с заданиями)
Слово учителя: ребята, сейчас я каждому из вас раздам листочек с заданиями. Выполняем первое упражнение. Вам необходимо закончить данные предложения. Запишите их в свою тетрадь.
Упражнение 1.
Если бы все люди были внимательны друг к другу, то …
Как бы я был счастлив (была счастлива), если бы …
Если бы я оказался (оказалась) на необитаемом острове …
Если бы я прочитал (прочитала) эту книгу …
Слово учителя: молодцы, ребята! Выполним следующее упражнение. Переписываем в тетрадь, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Также необходимо определить наклонение глагола.
Упражнение 2.
Без труда (не) вытащиш.. И рыбку из пруда.
Кабы я была царица, то на весь (бы) мир одна наткала (бы) полотна.
Вокруг расст..лаются бескрайние п..ля.
Я (бы) очень обрад..вался, если бы мне под..рили велосипед.
Сегодня на уроке ру(сс,с)кого языка мы изучаем сослагательное наклонение.
В воскресенье мы пойдем с классом в театр.
Если (бы) выглянуло со..нышко, мы (бы) пошли гулять.
Справка:
В корнях с чередованием букв е – и буква И пишется только тогда, когда после корня идет суффикс -а-: забирать, запирать, застилать. Если после корня нет суффикса -а-, то пишется буква Е: заберет, запереть, застелить.
«не» с глаголами пишется отдельно. Слитно пишется в том случае, если глагол без «не» не употребляется.
Частица БЫ пишется отдельно от глагола
Непроизносимая согласная
Безударная гласная в корне (поля, подарили)
Суффиксы -ыва-, -ива- и -ова-, -ева-. Чтобы узнать, какой суффикс следует написать, глагол необходимо употребить в личной форме. Если суффикс в личной форме сохраняется, пишем -ыва-, -ива-: заглядываю – заглядывать, заглядывал.
Если суффикс в личной форме глагола не сохраняется, пишем -ова-, -ева-: обрадую – обрадоваться, обрадовался.
Если -ую, -юю, то -ова-, -ева- обрадую – обрадоваться, обрадовался.
Если - ваю, то -ыва, -иыв- загладываю, заглядывать
Слово учителя: молодцы, ребята! Какие правила мы с вами повторили?
(Правописание «не» с глаголами; правописание частицы «бы» с глаголом в форме сослагательного наклонения; мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица, корни с чередованием букв е – и; правописание суффиксов -ыва-, -ива- и -ова-, -ева, безударные гласные в корне, непроизносимые согласные).
- Закрепление изученного материала.
Слово учителя:выполнимследующее упражнение. Посмотрите на предложения. Какая форма глаголов дана в предложении? (форма инфинитива). В какую форму необходимо поставить глаголы, чтобы предложения были корректны? (в форму сослагательного наклонения).
Упражнение 3.Запишите предложения, употребив глаголы в нужной форме. Раскройте скобки.
- Если (бы) я (выйти) раньше из дома, я (бы) (не) (оп..здать) на поезд.
- Если (бы) ты (не) (отвлекаться), то (записать) весь текст.
- Если (бы) Ваня (стараться), то он (бы) (учиться) на отлично.
- Если (бы) бабушка (купить) мне мороженое, то я (быть) (бы) счастлив.
Слово учителя: проверим, что у вас получилось.
Вопросы по упражнению.
- Вставьте пропущенную букву в слове «опоздать». (Данный глагол нельзя проверять словом «опаздывать»).
- Данные предложения сложные или простые? – сложные.
- Они сложносочиненные или сложноподчиненные? - сложноподчиненные
- Они союзные или бессоюзные? - союзные
Упражнение 4.
Составить небольшой текст (5-6 предложений), используя глаголы в сослагательном наклонении.
6. Домашнее задание.
Упражнение 629. Объем 5-6 предложений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока и презентация по русскому языку на тему "Раздельное написание не с деепричастиями", 7 класс
Материал состоит из конспекта и презентации. Конспект урока в в форме таблицы, в которой помещены к каждому этапу урока УУД, деятельность учителя и деятельность ученика. В презентации урока есть алгор...
Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения
Представлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения....
Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения 2
Преставлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения...
Конспекты уроков 4 класс по русскому языку для индивидуального обучения
Конспекты уроков 4 класс по русской литературе для индивидуального обучения....
Конспект урока развития речи по русскому языку на тему: «Изложение «Михайловские рощи», 9 класс
Конспект урока развития речи по русскому языку на тему: «Изложение «Михайловские рощи»Класс: 9Цели:1)...
Конспект урока 5 класса по русскому языку
Открытый урок по русскому языку для 5 класса. Тип урока: комбини рованный....
Конспект урока-соревнования по предмету "Русский язык" по теме "Закрепление знаний о трех типах склонения", 11 класс.
Урок-соревнование по русскому языку....