Конспект урока-соревнования по предмету "Русский язык" по теме "Закрепление знаний о трех типах склонения", 11 класс.
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс)

Аккужина Лилия Файзулловна

Урок-соревнование по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-sorevnovanie_po_russkomu_yazyku.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-соревнование по русскому языку.

Тема: "Закрепление знаний о трех типах склонения".

Цели урока:

Учебные:

совершенствование знаний о склонении существительных 1, 2, 3 склонений; распознавание падежей 1, 2, 3 склонений.

Развивающие:

Развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование абстрактного мышления, устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.

Воспитательные:

воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку, природе.

Ход урока

  1. Организационный момент урока.
  2. Объявление темы урока.

     Сегодня мы завершаем изучение темы "Склонение существительных 1, 2, 3 склонений". На уроке вы покажите свои знания, умение работать в группах. Помните - важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь важен не личный результат, а результат всей группы.

     Работает 5 групп. У каждой - набор цветных кружков.

Красные указывают "отлично, верный ответ",

желтые - "хорошо",

синие - "нужно подтянуться".

Повторение теоретического материала.

Фронтальный опрос.

" Что такое склонение? Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

Приведите примеры двух существительных.

Проводится оценка работы группы кружком.

Устный диктант с использованием сигнальных карточек (1, 2, 3).

Учитель читает существительные, употребленные в разных падежах. Дети указывают склонение.

На кормушке, у снегиря, с крольчихой, за березу, под червяком, у беглеца, на цепи, на цепочке, на поле, перед окном.

Первый ученик (карточка).

Определи падежи существительных.

Пробудился от сна, растет под осиной, бежать за помощью, ходит по полю, плывет по морю.

Второй ученик (у доски).

Продолжи начатые ряды, определи падеж.

К роще, к росинке, … … … …, … … … …, … … … …, … … … …

Для мальчика, для кролика, … … … …, … … … …, … … … …, … …  …

На сирень, на дочь, … … … …, … … … …, … … … …, … … … …

Третий ученик (у доски).

Соедини глагол с существительным при помощи предлога и определи падеж существительного.

Говорить        сестра

Растет            парник

Стоять                  дверь

Четвертый ученик (у доски).

В предложении укажи падежи существительных.

Капли росы блестят на траве.

Разгадывание загадок (остальная часть класса).

Хоть верь, хоть не верь, пробегал по лесу зверь. Нес на лбу он неспроста два развесистых куста. (Олень)

Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом. (Одуванчик)

Межи деревянные, а поля стеклянные. (Окно)

Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

Задание:

Составьте словосочетания с одним из существительных, употребив его в родительном, дательном, предложном падежах.

Каждая группа работает с определенным словом.

А теперь проверим работу у доски и оценим ее.

Распределительный диктант.

Запишите в столбик падежи. Я диктую словосочетания, вы записываете существительные против каждого падежа.

Находится в портфеле, подошел к печи, сидели на березе, приехал из деревни, ведет в лес, сидел перед болотом, вкусный апельсин.

Проверка и оценка работы каждой группы.

Каждая группа получает текст.

Придумайте заголовок к тексту. Укажите падежи выделенных существительных.

Наступил март. С крыши падает частая капель. У крыльца осел сугроб. Быстро бежит ручей.

Мы с братом ходили гулять в рощу. Под елкой во мху спрятался белый гриб. Я набрал полную корзину .

В лесу шумно. Весь день поют птицы. Весело гудит шмель. Порхает с цветка на цветок бабочка.

Нахмурилось небо. Ударили первые капли дождя. Хлынул сильный дождь. Я спрятался под елкой.

В деревне есть корова по кличке Зорька. Она дает три ведра молока.

Задачи – р.п. мн. ч.

Встречи – р.п. мн.ч.

Полностью открытое окно – образовать наречие.

  1. Вывод по уроку

Чему мы учились  на уроке?

Домашнее задание индивидуальное для каждого ученика на карточке.

  1. Рефлексия.

Поставь синий кружочек на полях тетради, если ещё сомневаешься в прочности усвоения полученных  знаний.

Если материал тобой  усвоен прочно, поставь на полях своей тетради зелёный кружочек..

 

- Сегодня мы проводим важное мероприятие в нашем классе. К нам пришли гости, болельщики, ассистенты. Они будут вести подсчёт баллов после каждого конкурса. Прежде чем мы начнём, каждая команда должна доказать способность участвовать в игре.

Капитан выбирает конверт (внутри задание).

1. Составь из букв название команды.

1 конверт:

http://festival.1september.ru/articles/527071/img1.gif 

Знатоки.

2 конверт:

http://festival.1september.ru/articles/527071/img2.gif

Умники.

Ведущий:

Вот начинается игра.
Теперь, я думаю, пора
Командам начинать сражаться
В словесных играх упражняться.

1 задание: «Игра слов»

 Каждая команда получает задание на листе.

- Измените одну букву в каждом слове, чтобы получилось новое слово. Например: сода – сова.

ВОСК, МОТ, ЛЕС, ГОЛ, ЩИТ, ЛИСТ, РОЗА, КОРОНА, ГОРКА.

Ответы: ВОСК – (ВОЛК), МОТ – (КОТ), ЛЕС – (ЛЕВ), ГОЛ – (ВОЛ), ЩИТ – (КИТ), ЛИСТ - (ЛИСА), РОЗА – (КОЗА), КОРОНА – (КОРОВА), ГОРКА – (НОРКА).

Молодцы, все справились. Музыка. Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).

2 задание: «Составитель»

Придумайте слова, в которых есть маленькое слово ЕЛЬ (на доске запись ЕЛЬ)

Ответы: мель, тоннель, вермишель, шинель, понедельник, апельсин, щель, шмель, дрель, цель, тельняшка, постель, пельмени, газель, мельница.

Если дети затрудняются, помогите подобрать слова с помощью загадок или наводящих вопросов.

Музыка. Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).

3 задание: Конкурс «Кто быстрее?»

Воспринимая на слух вопросы-загадки, отгадайте их и запишите в строчку первые буквы слов-отгадок. Если вы все сделаете правильно, то из полученных 15 букв у вас образуются 3 слова. Ответьте: к какой части речи относится каждое из них?

(На экране)

  • Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг. (Телефон)
  • Этот сказочный герой любил кататься на печи. (Емеля)
  • Это маленькие кони, а зовут их просто… (Пони)
  • Сама не ем, а людей кормлю. ( Ложка)
  • Чем кончается лето? (О)
  • Любимое лакомство мышей? (Сыр)
  • Игра в мячик с ракетками . (Теннис)
  • Пчелиная стая называется…( Рой)
  • Страшная, зубастая морская хищница . (Акула)
  • Пять ступенек –лесенка, на ступеньках – песенка.(Ноты)
  • К нам приехали с бахчи, полосатые мячи. (Арбузы)
  • Сушёный виноград. (Изюм)
  • Так называют дырку и в дереве, и в зубе (Дупло)
  • Быть должны всегда в порядке твои школьные (Тетрадки)
  • Что такое салочки ? (Игра)

Теперь угадайте 3 слова. Давайте все вместе угадаем.

ТЕПЛО – может быть и существительным, и наречием;

СТРАНА – существительное;

ИДТИ – глагол.

Листы сдать жюри для проверки. Подсчёт баллов. Музыка.

4 задание: Игра «Нарисуй пословицу»

Необходимо с помощью рисунка показать смысл пословицы. Учитывается, как правильно дети поняли, раскрыли смысл пословицы.

Командам дается конверт. Капитан вытягивает пословицу.

  1. «Одна голова хорошо, а две лучше».
  2. «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».

Листы сдать жюри. Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).

5 задание: Конкурс капитанов «Пословица мы тебя знаем…».

Пословица, мы тебя знаем,
Но не такою ты была
Не уж то буква озорная
Вновь чье-то место заняла?

(Исправь ошибки.)

  1. Два сапога – тара.
  2. Ус хорошо, а два лучше.
  3. Первый клин комом.
  4. Сашу маслом не испортишь.

(Чей капитан быстрее исправит ошибки.)

 Музыка. Подсчёт баллов.

6 задание: игра: «Составь пословицу»

Каждая команда получает карточки со словами. Нужно собрать пословицы.

http://festival.1september.ru/articles/527071/img3.gif 

(Какая команда быстрее соберёт пословицы.)

Подсчёт баллов. Музыка.

7 задание: Игра: « Найди пары»

Каждая команда получает карточку. В ней записаны слова в два столбика. Команде предлагается к каждому слову первого столбика подобрать слова из второго столбика и записать пары.

Карточка

алфавит
огонь
шалун
чистый
конница
прыгать
бросать
красный

аккуратный
алый
скакать
азбука
пламя
озорник
кавалерия
кидать

Чья команда первая справиться, поднимает руку.

Музыка. Подсчёт баллов.

8 задание: Конкурс «Отгадай слово».

Каждой команде вручается листок с заданием: разгадать шараду, записать слово и разобрать его по составу.

1 команда:

Корень мой из слова СКАЗКА,
Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ.

(Ответ - РАССКАЗЧИК)

2 команда:

Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ.

(Ответ - ПОДСНЕЖНИК).

Данные очки заносятся на табло.

9 задание: «Крылатые выражения»

Раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми или фразеологизмами. Задание проводится устно по очереди. Капитан вытягивает карточку с выражением

Для первой команды:

Для второй команды:

а) рукой подать;
 б) во весь дух;
 в) морочить голову;
 г) путаться под ногами;
 д) повесить нос;
е) бить баклуши.

а) наломать дров;
б) пропустить мимо ушей
в) как снег на голову;
г) падать с ног;
д) спустя рукава;
е) водить за нос.

Музыка. Подсчёт баллов.

10. Домашнее задание: Игра « Наборщик»

Из слова АКТИВНОСТЬ нужно было составить около 40 слов (существительные в ед.числе и во мн.числе.)

Команды по очереди зачитывают слова.

Лист отдать жюри. Подведение итогов. Награждение.

- Вот и подошло к концу наше занятие. Я рада, что вы смогли проявить свои лучшие качества – сообразительность, быстроту реакции, настойчивость и, конечно же, чувство помощи друг – другу. Если некоторые задания оказались для вас трудными, не расстраивайтесь и не падайте духом. Помните: вы талантливы, умны, каждый из вас – единственная и неповторимая личность. Давайте будем рассматривать все ваши неправильные ответы как повод для анализа их причин и стимул для дальнейшей работы по совершенствованию ваших творческих способностей.

  1. 1. Используя шифр,найди слова.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

а

б

в

к

м

н

о

л

д

т

2 7 8 0 _______________________________

3 7 2 8 1 ______________________________

4 7 5 6 1 0 1 ___________________________

0 1 6 4 _______________________________

2 1 6 4 1 _____________________________

4 7 5 1 6 9 1 __________________________

3 7 8 4 _______________________________

  1. Переставь буквы в словах и запиши новые слова.

Барон - ________________________________

Корсет - _______________________________

Мазок -   ______________________________

Сосна -________________________________

Крот -_________________________________

Стук - _________________________________

Влага - ________________________________

Шкала - _______________________________

Банка - _______________________________

 

  1. Угадай слово:

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же в дневнике я и в журнале.

 

Корень в пути затаился,

В сборе приставка живет,

Суффикс как в слове «дневник»,

Целым же в космос проник.

  1. Укажи строку, в которой все слова являются однокоренными:

Лето, летать, летчик;

Корм, накормить, кормушка;

Гористый, пригорок, горе;

Рисовый, рисовать, рисунок.

 

 

Водный, обводить,  водяной;

Медь, медный, медовый;

Дружить, дружный, подружка;

Гора, загореть,  горный.

 

  1. В каждом из рядов вычеркни слово, которое по смыслу не подходит к остальным:

 

Портфель, карандаш, ручка, фломастер, мел.

Лес, волк, медведь, корова, заяц.

Дорога, улица, шоссе, тротуар, пол.

Кошка, письмо, полотенце, слива, быстрый.

Стол, комната, садовая скамейка, стул, книжный шкаф.

Лес, волк, медведь, корова, заяц.

 

  1. Замени выделенную букву в слове другой, чтобы получилось новое слово:

Мир-   ___________________

Мир - ___________________

Бак - ____________________

Кость - __________________

Жир - ___________________

Голос - __________________

 

  1. Добавь по одной букве, чтобы получились новые слова:

 

__оса                    ___оса

___раб                  ___вал

___рак                  ___рак

___рис                 ___ель

___лот                  ___лот

 

  1. Составь слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы:

Ерпо - ________________

Евредо - ______________

Лкбуинак - ____________

Соак - ______________

Меакьн - ___________

Окамднри -_________

Упкс - _____________

Вцтеко -____________

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по английскому языку. Тема : "Мой дом-моя крепость"(Типы жилых домов в Британии)

Данный материал представляет собой разработку моего открытого урока в 6-ом классе по теме "Мой дом-моя крепость" в соответствии с требованиями ФГОС....

План-конспект открытого урока по английскому языку по теме "Условные предложения 2 типа"

План-конспект открытого урока подготовлен учителем английского языка Арутюнян Ж.Д. для 7-х классов по учебнику Биболетовой М.З. "Enjoy English"...

Конспект урока-соревнования в 7 классе "Причастие" (1 часть)

Разработка урока-соревнования по теме "Причастие" (1 часть). Задания подготовлены с дифференцированным учетом способностей учащихся. Данный материал поможет повторить ранее изученные темы и проверить,...

Урок-соревнование "My Toys". Английский язык. 2 класс.

Технологическая карта творческого урока английского языка (урок-соревнование). 2 класс. УМК "Spotlight"....

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание."

Урок соответствует требованиям ФГОС. Его актуальность в применении разноуровнего подхода и ИКТ....

конспект урока-соревнования по технологии в коррекционной школе по профилю "швейное дело" 7 класс

Урок-соревнование по профильному труду (швейное дело) для 7 класса  по теме: «Обобщение знаний и умений по пошиву ночной сорочки»...