Имя существительное как часть речи.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Сидорова Ольга Юрьевна

Имя существительное как часть речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sidorova_konspekt.docx40.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 358

Московского района Санкт-Петербурга

Конспект урока

по русскому языку

Класс 5А

Тема: «Имя существительное. Повторение.»

Тип урока: урок открытие нового знания.

  . 

Сидорова Ольга Юрьевна,

 учитель русского языка и литературы

Санкт-Петербург

2020 год

Учитель Сидорова Ольга Юрьевна

«Имя существительное как часть речи»

Класс  5

УМК:

1.Учебник «Русский язык» 6 класс в 2-х частях. Автор Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. 5-е изд., дораб. - М.: – 2018г.

Тип урока: открытие нового знания.

Использование технологий: информационно-компьютерные технологии, элементы игровых технологий; групповое обучение, работа в парах, элементы технологии развития критического мышления, проблемно-диалогическая технология и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников

Цель: систематизировать ранее изученное о существительном, углубить понятие о роли существительных в речи, формировать умения обосновывать выбор падежных окончаний существительных, определять синтаксическую роль существительных в предложении.

Задачи урока:

Образовательные: развить умение формулировать определение понятий; находить имена существительные  в тексте; научить определять значения имён существительных;

формировать умение рассказывать об имени существительном в форме научного описания;

обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические умения.

Развивающие: развивать внимание; умение анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; доказывать принадлежность слова к данной части речи в форме самостоятельного рассуждения; сравнивать, классифицировать, обобщать; развитие творческих, речевых способностей учащихся; развитие умения формулировать проблему; развивать умения групповой и парной работы.

Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; ценностного отношения к слову; воспитание информационной культуры учащихся.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные УУД: систематизация и закрепление сведений учащихся об имени существительном как части речи; формирование умения определять морфологические признаки существительного, различать его грамматические признаки; обогащать словарный запас учащихся;

Метапредметные (УУД):

Личностные УУД: осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.

Регулятивные УУД: формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу; учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом; уметь оценивать свою работу.

Познавательные УУД: формировать умение работать с текстом, выполняя учебно- познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации; извлекать нужную информацию.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать, отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога и обосновывать свою точку зрения.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах и группах.

Методы обучения: словесные, практические, проблемно-поисковые

практические, проблемно-поисковый (эвристический)  самостоятельная работа учащихся.

Оборудование: учебник, раздаточные карточки.

Этапы урока.

1)  Мотивация учебной деятельности учащихся.

2) Актуализация знаний.

3) Постановка учебной задачи.

4) Построение проекта выхода из затруднения.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7)  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Ход урока

1.  Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Приветствие. Давайте пожелаем друг другу успеха в нашей работе.

- Ребята! Чтобы определить тему урока, я предлагаю отгадать загадку.

Приём «Загадка».Слайд1-5

Вещи, люди и цветы, 

Носороги и коты, 

Джинсы, майки и штиблеты 

Называются предметы. 

Шубы, шапки и зонты, 

Гвозди, гайки и винты, 

Села, города, планеты - 

Это тоже все предметы! 

Ах, какие все слова восхитительные, 

Называются они...(Существительные)

Прочитайте эпиграф урока (на доске):

Имя существительное – хлеб языка.

Л.В. Успенский

Приём «Эпиграф»

-Объясните это высказывание.

 - О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных.

-Какова тема нашего урока? Формулировка темы урока учениками.

Запишите, пожалуйста, число, классная работа и тему урока «Имя существительное».

- По каким признакам вы определили?

2. Актуализация знаний.

Познавательные: осознают познавательную задачу

Регулятивные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстником

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

Цель этапа: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.

Приём «Яркое пятно» Слайд6-7

Самуил Яковлевич Маршак

Дама сдавала в багаж

 Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку

 И маленькую собачонку.

1. Внимательно посмотрите на эти предметы и скажите со словами какой части речи вы работали?

- Как вы это определили? (Это морфологические признаки имени существительного.)

2. Выпишите существительные. Определите род, число, склонение, падеж этих существительных.

3. Сделайте вывод: Что входит в морфологические признаки существительных.

Организовываю погружение в проблему. После ответов детей уточняю тему урока.

-Какие цели мы поставим перед собой на уроке?

3. Постановка учебной задачи. Слайд7

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ

Регулятивные: выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения .

Коммуникативные: формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога.

Какова наша цель? (Вспомнить постоянные и непостоянные морфологические существительного и его синтаксическую роль)

-Согласны ли вы, что данные слова обозначают предметы?

Паспорт. Имя существительное. Слайд 8-11

Грамматическое
значение

Вопрос

морфологические признаки

Синтаксическая роль

Оценим

постоянные

непостоянные

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Прочитаем научное определение имени существительного (раздаточный материал) и материал учебника  и заполним паспорт имени существительного, необходимый для морфологического разбора.

Чтение и анализ текста, составление опорного конспекта.

Имя существительное значение

Вопрос

Морфологические признаки

Роль в предложении

Предмет

Кто?

Что?

Постоянные

Непостоянные

Подлежащее, дополнение, обстоятельство, сказуемое

Собственное /нарицательное; одуш./неодуш.

Род, склонение.

Число, падеж

-Паспорт существительного вы создали, начинаем проверять.

5. Первичная проверка понимания.

 Приём «Верные и неверные утверждения».

Утверждения:

Имя существительное- это часть речи, которая обозначает предмет и признак предмета.

-Имя существительное, отвечает на вопросы Кто? Что? Какой?

-Имена существительные изменяются по падежам и числам.

-Имена существительные бывают только мужского и женского рода.

-Слова дождь, портрет, ливень- существительные мужского рода.

-В предложении имена существительные могут быть только подлежащим.

Молодцы, вы очень внимательные, указали на неверные утверждения. Проверьте ваши таблицы, глядя на слайд.

Самопроверка по слайду.

Результаты оцените по 5 –ти бальной системе (5 столбцов) и выставите баллы в маршрутный лист.

Расскажите  об имени существительном по опорному конспекту.

Имя существительное -самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет.

Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? Например: утро, молоко, задача

Имена существительные бывают собственными (Россия, Анна) и нарицательными (день, река); одушевленными (кот, ученик) и  неодушевленными (дерево, камень).

Все существительные распределяются по трем видам склонения. К 1 скл. относятся сущ. ж. и м. рода с окончаниями а(-я). Например: юноша, школа. 

Ко 2 склонению относятся сущ. с.р. с окончаниями –о(-е) и м.р. с нулевым окончанием (конь, стул).

К 3 скл. – сущ. ж.р., оканчивающиеся на мягкий знак (ночь, дочь, вещь). Имена существительные относятся к женскому, мужскому и среднему роду.

Имена существительные изменяются по падежам и числам.

Имена существительные могут быть любым членом предложения: подлежащим, сказуемым, дополнением, определением и обстоятельством. Но чаще всего бывают подлежащим и дополнением. Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными, то между ними ставится тире. Например: Книгаисточник знаний

6. Первичное закрепление.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Цель этапа: построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

Приём «Подводящий диалог». Слайд12-13

-Что такое имя существительное? Что оно обозначает? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет)

-Каждый из вас хорошо знает, что имя существительное, отвечая на вопросы что? или кто? и обозначает предмет. Разве слова - доброта, милосердие, сострадание — это предметы? Дело в том, что в лингвистике термин «предмет» употребляется в широком значении. Это и название предметов, вещей, людей, явлений, событий и даже качеств. В связи с этим имена существительные можно разделить на большие группы.

Учитель: К.Г. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия». Эти слова относятся к именам существительным.

(слайд)

Недаром поэт говорит: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам».

- Какие же названия предметам дает имя существительное?

Работа в группах.

Обсудите в паре и выпишите на листочек только те слова, которые обозначают указанные названия. Работайте дружно, обсуждайте шепотом.

ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Москва, спектакль

1 группа живые существа (ребенок, девочка, юноша…

                 названия вещей (стол, окно, ножницы…

                 названия веществ (крупа, мука, сливки…

   2 группа звания живых существ, организмов (кошка щука микроб        

                  географические названия (Байкал, Россия, Москва)

                  названия фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа)

  3 группа   названия признаков (свежесть, белизна, синева)

                   название действий (бег, прыжок, стрельба)

Учащиеся меняются листками, исправляют ошибки в работах других групп.

Размышляют над заданием. Работают с информацией, систематизируют её.

Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться).

Текст раздаётся каждому ученику. Самопроверка по слайду12.

Результаты оцените по 5- ти бальной системе (5 столбцов) и выставите баллы в маршрутный лист.

«5» - 5 правильных ответов; 
«4» - 4 правильных ответа; 
«3»-  3 правильных ответа 

Отвечают на вопросы

Делаем вывод:

-Имя существительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет.

- отвечают на вопросы кто? что? Например, утро, молоко, задача

- Имена существительные бывают собственными и нарицательными; одушевленными и

неодушевленными. 

- Все существительные распределяются по трем видам склонения.

- Имена существительные относятся к женскому, мужскому и среднему роду

-Имена существительные изменяются по падежам и числам.

- Имена существительные могут быть любым членом предложения: подлежащим, сказуемым, дополнением, определением и обстоятельством 

2.Как определить род существительного?

Сейчас мы посмотрим, как вы умеете быстро определять род существительного. Я буду читать загадки, а вы называете отгадки и самостоятельно записываете в тетрадь, указывая род. Слайд 14

1) Зимой и летом одним цветом. (Ель, ёлка)

2)Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк)

3) Без рук,без ног, по полю скачет,под окном стучится,в избу просится. (Ветер)

4) Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга)

6) Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо)

7) Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит. (Солнце)

Ель, ёлка, волк, ветер, книга, гнездо, солнце

Самооценка по эталону.

  Динамическая пауза. Приём игра.

Я буду называть слова. Если это имена существительные, вы приседаете, если другие части речи-поднимаете руки вверх. Слова: люстра, мальчик, бегать, стол, рыба, окно, зеленый, школа, рассказ, синий, играть, мама.

1скл сущ-присядьте

2скл сущ-руки поднимите вверх

3склсущ –руки перед собой

Игра «Четвертый лишний»

Работа, весна, оценка, снег

Солнце, радуга, сердце, окно

Ученик, учебник, математика, стол

Почему снег, математика, радуга лишнее? Объясните свой выбор.

Почему? От чего это зависит? (Каждое существительное относится к определенному склонению).

Сколько склонений у существительных?

Как определить склонение имен существительных? ( к 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием  -а, -я, ко 2 склонению – существительные среднего рода с нулевым окончанием, к 3 склонению – существительные женского рода с нулевым окончанием.

Распределительный диктант

Запишите  слова в три столбика, распределяя их по склонению.

Книжка, матрешка, братишка, берег, болезнь, остров, зверь, мысль, сынишка, свиристель, восход, дядя, сияние, панамка, бабочка, испуг, мысль, свирель, закат, солнце

Взаимопроверка по эталону.

-Над какими признаками существительных, мы работали? Это постоянные или непостоянные признаки? Я предлагаю поработать по более сложному вопросу и вспомнить падежи? Назовите падежи вместе с вопросами.

Ребята, кто нам напомнит, какие падежи вы изучали?

Задание: Из текста выписать существительные, указать падеж.

   На рябинах пиршество дроздов. Веселой гурьбой перелетают они с дерева на дерево. Белеет зайчонок с ног, меняет цвет шкурки .

На рябинах ( П.п.), пиршество (И.п.), дроздов (Р.п.), гурьбой (Т.п.), с дерева (Р.п.), на дерево (В.п.), зайчонок (И.п.), с ног (Р.п.), цвет (В.п.), шкурки (Р.п.),

Давайте поработаем с каждым выписанным словом, объясняя указанный вами падеж.

Проверяем и оцениваем. Слайд 15

4. Ребята, морфологические признаки мы повторили. Я предлагаю поговорить о синтаксической функции существительных. Посмотрите паспорт существительного и скажите, каким членом предложения может быть изучаемая часть речи.

 Давайте на примере слова РОССИЯ докажем, что существительное может быть любым членом предложения. Работа в парах

Россия – моя Родина.

Моя родная страна – Россия.

За границей я часто думаю о России.

С самого рождения я живу в России

Проверяем и оцениваем. Слайд.16

-Какими членами предложения могут быть существительные?

(Могут быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.) Какая мысль заключена в данных предложениях?

Ребята, вы – молодцы. А теперь выясним, весь ли материал усвоен, над чем нужно еще поработать.

Посмотрите таблицу-паспорт имени существительного и скажите, что вы должны знать об этой части речи.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: контроль знаний

 Самостоятельная работа по группам (на выбор).

 Спишите загадки, вставляя пропущенные буквы. Просклоняйте в ед.ч.  сущ-отгадки. Обозначьте окончаниями Слайд 17

а) В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за яго..ка? (рябина)

б) На зелѐной хрупкой ножк..Вырос шарик у дорожк.. (одуванчик)

в) Много рук, а нога одна. (дерево)

Тест (взаимопроверка)

Самостоятельная работа. Проверка по ключу.

1. На какие вопросы отвечают имена существительные?
а) кто? что? 
б) что делает? что сделает?
в) какой? какая? какие? 
г) как? каким образом?

2. Найди существительное?

А) Прыгать

Б) Прыжок

В) Подпрыгивающий

3.Как изменяется имя существительное?

А) Спрягается

Б) Склоняется

В) Не изменяется

4.Укажите существительное 3 склонения

А) В степи В) У дерева

Б) На солнце Г) На краю

5.Укажите, каким членом предложения является существительное ДЕРЕВО в предложении.

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом.

А) Подлежащее В) Сказуемое

Б) Дополнение Г) Обстоятельство

Выполняют тест, проверяют по эталону (на слайде16).

Ключ к тесту:

1

2

3

4

5

а

б

б

а

б

«5» — 5 правильных ответов; 

«4» — 4 правильных ответа; 

«3» — 3 правильных ответа

Взаимопроверка. Слайд 18

Ребята по эталону проверяют тесты и объясняют товарищу непонятное.

Познавательные: использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания.

Личностные: формирование адекватного понимания причин успеха.

 Коммуникативные: использовать речь для представления результата.

8.Этап информирования учащихся о домашнем задании. Слайд

Цель этапа: организация обсуждения и запись домашнего задания.

Домашнее задание.

- Обдумайте домашнее задание, выберите задание сами.

Дифференцированное домашнее задание.

1. Карточка-задание.

2. Составить текст по данному началу: «Только что упали последние капли дождя…». Определить падежи существительных.

3.Составить кроссворд по теме «Имя существительное»

9.Рефлексия

- Подведём итоги. После самостоятельной работы варианты ответов проверяются с образцом, учащиеся оценивают себя.

- Вспомните учебные задачи к уроку, которые вы ставили.

-Достигли ли вы их? (провести выборочно опрос обучающихся)

 Приём «Незаконченное предложение». Слайд19

- Я ставил перед собой задачу вспомнить имя существительное как часть речи

- Я научился определять синт. функцию сущ.

-Я узнал, что…

-Я понял, что...

-Я научился…

-Теперь я могу…

Для меня сегодня было важным…

Я испытываю затруднения в …

Ребята, выслушав ваши ответы, я могу сделать вывод, что вы хорошо усвоили тему урока.  

Составьте синквейн. Слайд.

Составить синквейн.

На слайде

1. Первая строка – понятие (имя существительное)

2. Вторая строка –2 определения, характеризующие это понятие.

3. Третья строка –3 глагола.

4. Четвертая строка – предложение об этом понятии.

5. Пятая строка – синоним к первой строке, характеризующее суть предмета

Урок

Интересный, познавательный

Учит, развивает, обогащает

Обозначает предмет

Часть речи

Отметки за урок.

Урок окончен. Всем спасибо за работу.

1.        Карточка-задание

Определи род и склонение имён существительных.

Врач - _______________ осень - ______________________

ночь - _______________ лето - _______________________

окно - _______________ снег - _______________________

ветер - ______________ дождь - _____________________

день - _______________ луна - _______________________

весна - ______________ солнце - _____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя существительное как часть речи

На уроке в игровой форме можно обобщить знания об имени существительном. Используются разные формы групповой, индивидуальной и фронтальной работы.      ...

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Повторительно-обощающий урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи". Открытый урок был проведен для американских студентов, которые приехали в Татарстан изучать русски...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Имя существительное как часть речи"

Представлен подробный  конспект  вводного урока по теме "Имя существительное". Указаны все этапы урока, действия и фразы учителя и учеников, Материал урока представлен с помощью лексики...

Русские ремесла. Имя существительное как часть речи. 6 класс

"Имя существительное как чать речи".  Урок повторения и обобщения изученного по теме. В ходе урока систематизируюися знание о морфологических особенностях существительных, отрабатываются основные...

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи"

Конспект урока разработан для изучения темы "Имя существительное как часть речи" в 5 классе...

Презентация по теме: "Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного"

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного....