СПП с несколькими придаточными
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными делятся на следующие виды: Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением с неоднородным подчинением с последовательным подчинением
I. Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением: 1) Мы вспоминаем час великий тот, когда впервые замолчали пушки, когда встречал победу весь народ и в городах, и в каждой деревушке. [ ], ( когда …),(когда…).
Однородные придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному и являются одинаковыми по значению. Во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз: [ Яков встал рано утром ] , (когда солнце ещё не палило так жарко) и (с моря веяло бодрой свежестью) .
Если придаточные связаны неповторяющимся союзом И ,то запятая между ними не ставится: 1)Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне.(А.Ахматова). 2)Она мечтала вслух о том, как она будет жить в Дубячне и какая это будет интересная жизнь.(А.Чехов)
Видел Егорушка, как мало- помалу темнело небо как опус- калась на землю мгла как засветились одна за другой звездочки.
Он был рад что весело провел время и что точно все довольны.
На высоте где небеса так сини и радостно сияет зимний свет глядело только солнце.
II. Сложноподчинённые предложения с неоднородным (параллельным) подчинением: 1 Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон, ему показалось, что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его. При параллельном подчинении оба придаточных подчиняются главному предложению , но отвечают на разные вопросы и относятся к разным типам. ( Когда …) , [ ], ( что…) .
Если вы будете изучать русский язык , страстно любить его , вам откроется мир безграничных радостей , ибо безграничны сокровища русского языка.
III. Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением: 1) Родная земля становится бесконечно дорогой, когда радость бытия сливается с чувством долга перед людьми, которые отстояли красоту. [ … ] , ( когда …), (которые…). При последовательном подчинении образуется цепочка предложений:главному предложению подчиняется первое придаточное,первому придаточному – второе и т.д.При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного.
При последовательном подчинении одно придаточное может находиться внутри другого: [ Вода обрушилась так страшно ] ,( что, ( когда солдаты бежали внизу ), им вдогонку уже летели бушующие потоки ). Запятая между стоящими рядом союзами не ставится, если дальше идёт вторая часть союза – то или так. . [ ] , ( что , ( когда …), …). [ ], ( что ( когда ), то ).
Сопоставим два предложения : 1 . [Доктор сказал больному],( что,(если он хочет выздороветь), ему следует переменить климат). [ ….глаг.], (что, ( если…), …)
2 . [Доктор сказал больному ], (что ( если он хочет быстрее выздороветь), то ему следует переменить климат ). [… глаг. ], ( что ( если… ), то…).
Нередко встречаются сложноподчинённые предложения с комбинированным подчинением: однородное+параллельное,однородное+последовательное,последовательное+параллельное и т.д. ( Пока мы разговаривали ) , [ хозяйка тихонько вышла ] , ( чтобы запереть ворота ) , ( которые мы впопыхах даже не закрыли ) . [ ] , ( пока ), ( чтобы), ( которые).
Вывод: когда в СПП с последовательным подчинением придаточных подчинительные союзы ( «что» и «если», «что» и «когда», «так что» и «хотя») оказываются рядом, надо обратить внимание на следующее предложение: если оно начинается с частицы «то» или «так», запятая на стыке подчинительных союзов отменяется. Доверимся также своему языку: произношение подскажет, нужна ли запятая.
Проверь себя Определите вид подчинительной связи в предложениях: 1.Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. 2.Я понимал, что лежу в постели, что я болен, что я только что бредил. 3 .На горизонте мигнула молния и так ярко, что осветила ту часть поля, где стояли уборочные машины. 4.Когда Нарцисс захотел пить, он нагнулся к ручью, в водах которого увидел своё отражение.
5. Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря,чтобы переночевать и утром двинуться дальше. 6. Если посмотреть на луну в телескоп, можно увидеть, что у неё весьма своеобразная поверхность. 7. В воздухе,куда ни взглянешь,кружатся целые облака снежинок,так что не разберёшь,идёт ли снег с неба или с земли. 8. Я лишь хочу,чтобы взяла букет та девушка, которую люблю.
Ответы 1) Последовательное подчинение 2)Однородное подчинение 3)Последовательное подчинение 4)Параллельное (неоднородное)подчинение 5)Последовательное подчинение 6)Параллельное (неоднородное) подчинение 7)Параллельное и последовательное подчинение 8)Последовательное подчинение
Нужна или нет запятая между двумя подчинительными союзами? 1.Бывает, что если н.е повезло с утра, то не везёт весь день. 2.Было очевидно, что когда противник ослабеет, справиться с ним будет легко. 3.Я зачитался до того, что когда услыхал звон колокольчика на парадном крыльце, не сразу понял, кто звонит и зачем. 4.Мне показалось, что когда мы расставались, о т вас веяло холодом. 5.Юноша подумал, что если бы дело шло о пустяках, то он бы не противился.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» (практикум)
Цель урока:Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Задачи урока: Обучающие задачи: - закрепить полученные знания о СПП ...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»
Данный урок разработан для учащихся 9-х классов, это второй урок по теме из трех запланированных. Урок спланирован на основе использования современных педагогических технологий: технологии личностно о...
Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными
Интегрированный урок русского языка и литературы , посвящённый творчеству А.С.Пушкина. Цели урока: 1. Формирование умения учащихся видеть части СПП с несколькими придаточными и ставить знаки препина...
Интегративный урок по теме: "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
Интегративный урок развития – это урок, на котором благодаря интегрированию русского языка и литературы донского края создаётся речевая ситуация, способствующая развитию художественного ...
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными
Урок с использованием ЦОР по русскому языку....
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."
Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....
Короткова Н.Р. Урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными
Урок с применением СДО направлен на выведение и усвоение обучающимися новых понятий: типы подчинения придаточных частей в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными;Отличител...