Открытый урок
план-конспект урока (6 класс)

Монгуш Лариса Климовна

урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока усвоения новых знаний

Тема

Буквы О и А на конце наречий

Цель

Формирование умения написания наречий с приставками ДО, С, ИЗ, НА, В, ЗА , оканчивающихся суффиксами О, А

Задачи

Образовательные:

  1. Создать условия для формирования умения написания букв А и Она конце наречий;
  2.  Организовать деятельность учащихся по систематизации имеющихся знаний о наречии;
  3.  Содействовать формированию осознания целостности разделов лингвистики.

Развивающие:

  1. Развивать навык правописания наречий с суффиксами –о-, -а-,
  2.  Развивать навыки исследовательской работы,
  3. Развивать коммуникативные навыки

Воспитательные:

  1. Способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу при совместной работе;
  2. Обеспечить воспитание умения слушать и говорить;
  3. Создать условия для воспитания уважительного отношения к традициям и культуре русского народа.                                                          

УУД

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и исследовательские формы работы)

 

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в разные виды деятельности и формы сотрудничества

 

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста лингвистического рассуждения.

Планируемые результаты

Личностные: усвоение традиционных ценностей российского общества, уважительное отношение к русскому языку, стремление  к речевому самосовершенствованию

 

Предметные:- знать: правила правописания наречий с приставками ДО, С, ИЗ, НА, В, ЗА, оканчивающимися суффиксами А, О.
- уметь:  правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

 

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью

Основные понятия

Наречие, приставки ДО,С,ИЗ,НА,В, ЗА, суффиксы О,А, способы словообразования

Межпредметные связи

Русский язык, литература, математика, география,  обществознание

Ресурсы

Русский язык. 7класс: учебник для общеобразовательных учреждений/БарановМ.Т.,Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. идр.-М.:Просвещение,2016

Тип урока

Комбинированный

Технология

Исследование

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность
 ученика

Формируемые
 умения

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: Создание доброжелательной атмосферы. Мотивация на учебу, создание ситуации успеха

- Добрый день, дорогие ребята. Нам СОЛНЫШКО улыбается! Посмотрите! Прямо настроение поднимается. Посмотрим  друг на друга и улыбнемся. Мне приятно видеть ваши улыбки, и надеюсь на то, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом и мы активно и дружно поработаем. Успехов вам и удач!

Ученики поворачиваются друг к другу с улыбкой, положительными эмоциями

Личностные: Самоопределение

Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителями и сверстниками

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Сегодня попробуем попутешествовать по  разделам языкознания и попытаемся  справиться с заданиями. Вначале познакомимся со Схемой движения. Нас ждут различные Станции: 1.Орфографическая;2). Словооб-разовательная; 3).Синтаксическая; 4). Теоретическая; 5). Морфологическая; 6) Тестовая

Создание проблемной ситуации 

Станция № 3: «Орфографическая».(задание на слайде)

1. Задание: Прочитайте текст. Озаглавьте. Определите тип, стиль речи и основную идею текста. Где пишутся О или А  и выписать их с однокоренными словами.

         Раньше мы редк(о,а) ездили в город Кызыл.
Слев(о,а) возвышались горы  и сливаются  реки Пии-Хем и Каа-Хем, справ(о,а) чернела пропасть. Я посмотрела налев(о,а), потом направ(о,а). Ночью изредк(о,а) попадается встречная машина. Вот и город, где изд(а,о)вн(о,а) водились много машины. Дорога повернула вправ(о,а). Издалек(о,а) видны новостройки.  Снов(о,а) я подъезжаю к родному  городу. Тротуар был очишен досух (о,а). На улице было солнечно, сухо и пыльно. Люди занов(о,а) ездят в город и не перестают любоваться красотой Центра Азии
.

Ответ: Редко, слева, справа, налево, направо, изредка, издавна, вправо, издалека, снова, досуха, заново.

Задание 2. Станция :«Словообразовательная»

а). Задание: Из  данных наречий найти однокоренные слова и подчеркните  приставки и суффиксы

 Проверьте  правильный ответ, обратите внимание на способы образования слов.

  • Редко - изредка
  • Сухо - досуха
  • Направо - вправо, справа
  •  Налево - слева
  • Заново - снова

Вспоминают и проговаривают  орфограммы

П:выполняют учебно-познавательные действия

Р:принимают и сохраняют учебную задачу

П: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы

П: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы

3. Выявление места и причины затруднения

Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодалевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности.

-Обратите внимание на слайд. По какому признаку разделены слова на два столбика? В чём сходство? В чём разница? (по конечному суффиксу)

?

?

Добела

Изредка

Искоса

снова

Досрочно

Извилисто

исправно

сбивчиво

-Мы исследовали языковой материал, а теперь попробуйте определить тему и цель нашего урока. 

-Тема «Буквы О и А на конце наречий»

-хочу узнать (правило написания букв О и А на конце наречий)

-хочу научиться распознавать наречия  в тексте

-От чего зависит выбор суффикса?

Побуждает к выдвижению гипотез, принимает и проверяет каждую гипотезу.

В о з м о ж н ы е варианты ответов:

-от ударения- не подтверждается,

-образовано от  прилагательных- не подтвеждается

-от способа образования.

-Сделаем словообразовательный разбор. Один ученик у доски.

─┐    ۸

добела←белый (приставочно-суффиксальный способ)

─┐     ۸

изредка←редкий (приставочно-суффиксальный способ)

               ۸

досрочно←досрочный (суффиксальный сп.)

                ۸

Извилисто←извилистый(суффиксальный сп.)

Вывод: Наречия с буквой А на конце слова образовались пиставочно-суффиксальным способом, а наречия с буквой О на конце - суффиксальным способом.

Определяют тему и цель урока.

Формируют собственные  мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Делают выводы. Обдумывают ответы на вопросы.

П: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы

Р:осознают недостаточность своих знаний.

К: - формулируют свою позицию;
- используютязыковые средства в соответствии с языковой задачей и условиями общения

3.Целеполагание и построение выхода из затруднения.

Формирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

Слайд №4. Станция  «Синтаксическая»

Задание: Сделать синтаксический  разбор предложения. ( на доске).

Снов(о,а) я подъезжаю к родному  городу.

-Что общего у этого  наречия с буквой на конце  О и А с другими наречиями?

(синтаксическая функция- является обстоятельством).

Слайд № 5. Станция «Теоретическая»

-Когда же в конце наречий пишется А?(ученики предпринимают попытку сформулировать правило)

-В наречиях с приставками из-, до-,с- на конце пишется суффикс А; а в наречиях с приставками в-, за-, на- суффикс-О

Отвечают на вопросы, делают выводы.

 Р:- планируют необходимые действия

К: осуществляют совместную деятельность в парах.

Физминутка (2 мин)

4.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

-Чтобы легко запомнить данное правило, я предлагаю вам прием «ОКНО» нужно приставку наречия присоединить к слову ОКНО и посмотреть, на что это слово будет заканчиваться. Такая буква и будет писаться на конце наречия.

         Из-   до-   с-  

                              C:\Users\Гульфина\Desktop\открытые уроки\окно.jpg                    -а

Например, ДОСУХ…                ДО ОКНА                ДОСУХА

              В-   -за-   на-  

                              C:\Users\Гульфина\Desktop\открытые уроки\окно.jpg                   

ВЛЕВ…                      В ОКНО          ВЛЕВО

 Откройте тетради для правил и запишите этот прием.

Запись теоретического материала в виде алгоритма. Организует и направляет деятельность учащихся.

                                   Алгоритм

  1. Есть ли в наречии приставки ИЗ- , ДО-, С-

              ↓                                             ↓

             Да                                           нет

              ↓                                             ↓

                                                            пишу О

Смотрим, как образовано                  

наречие:

        ↓                           ↓

прист-суф. способ               суф. сп.

                     ↓                           ↓

                пишу А                пишу О

-Вы можете пользоваться этим алгоритмом или планом работы(на листочках раздается план работы)

  1. При написании наречий с приставками нужно учитывать способ словообразования.
  2. Если наречие образовано суффиксальным способом от прилагательного, имеющего приставку ИЗ, ДО, С, то на конце пишем О.  Например, ДОСЛОВНО (ДОСЛОВНЫЙ)
  3. Если в основе словообразования наречия приставочно-суффиксальный способ, то используем правило «окна»

-Правило написания букв А и О на конце наречий есть и в учебнике. Параграф 43, стр.111 прочитаете его дома.

Отвечают на вопросы, делают выводы. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи.

Составляют алгоритм.

П:
- сравнивать, классифицировать языковые явления по заданным критериям;
- наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых понятий.
Р:
- принимать цель деятельности, поставленную учителем;
- работать по предложенному плану;
- осуществлять самоконтроль.

5.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Упр.269

Слева, издавна, досуха, справа, досыта, сначала

Досрочно, изобильно, доходчиво, стеснительно, дословно, достаточно, извилисто, исправно, доверительно

Сапроверка по эталону

Выполняют задание, работают с учебником, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения

П: Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

Р:адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

К: формулируют собст собственные мысли, высказывают свою точку зрения

6. Включение в систему знаний и повторение.

- Что вы поняли на этом уроке?

-Как пишется О и А на конце наречий

Слайд №18. Станция «Морфологическая»

Задание: Сделать морфологический разборслова: изредка.

Ночью изредка попадаются машины.

  • Изредка -?
  • 1.Изредка  (?) (попадается) - ? , разряд?
  • 2.Определительные или обстоятельственные, изменяется ли?
  • 3.Синтаксическая роль, показать по схеме.

 Слайд №19.Станция «Тестирование»

(учащиеся отвечают на тестовые вопросы)

формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения

Р: оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки, выполняют взаимопроверкуК: формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения

Домашнее задание.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Параграф 43 упр.270

Учитель  предлагает учащимся высказаться одним предложением, посчитав свои жетоны по разным цветам, у кого их много, получают такие же оценки.

«Красный» - «5».

«Синий» - «4».

«Зелёный» - «3»

«Черный» - «2»

Учащиеся записывают домашнее задание, внимательно слушают инструкцию к его выполнению.

Учащиеся выбирают фразу и заканчивают ее, озвучивая целое предложение и осуществляя тем самым рефлексию.

П:- воспринимать необходимую информацию;
- воспринимать содержание заданий, инструкций.

Р:- осуществлять самоконтроль при выполнении заданий и при принятии инструкции.

К: - правильно формулировать вопросы;
- правильно строить свое речевое поведение в ситуациях общения, следовать правилам речевого этикета;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-путешествие по теме «Буквы О и А на конце наречий»

Слайд 2

Схема движения 5 .Ст. «Морфологическая » » 4.Ст . «Теоретическая Ст. 3.Ст . « Словообразовательная 2 . Ст. «Синтаксическая» » 1 .Ст . « Орфографическая» 6. Ст . «Тестовая »

Слайд 3

Станция : «Орфографическая». 1. Орфографическая задача: Прочитайте текст. Озаглавьте. Определите тип, стиль речи и основную идею текста. Где пишутся О или А и выписать их. Раньше мы редк ( о,а ) ездили в город Кызыл. Слев ( о,а ) возвышались горы и сливаются реки Пии- Хем и Каа-Хем , справ( о,а ) чернела пропасть. Я посмотрела налев ( о,а ), потом направ ( о,а ). Ночью изредк ( о,а ) попадается встречная машина. Вот и город, где изд ( а,о ) вн ( о,а ) водились много машины. Дорога повернула вправ ( о,а ). Издалек ( о,а ) видны новостройки. Снов( о,а ) я подъезжаю к родному городу. Тротуар был очишен досух ( о,а ). На улице было солнечно, сухо и пыльно. Люди занов ( о,а ) ездят в город и не перестают любоваться красотой Центра Азии . 2.

Слайд 4

Проверьте ответы: Редко , слева, справа, налево, направо , изредка , издавна, вправо, издалека, снова, досуха, заново. ё Станция :«Словообразовательная» а). Задание: Из данных наречий найти однокоренные слова и подчеркните приставки и суффиксы.

Слайд 5

Проверьте правильный ответ: Редк о - из редк а Сух о - до сух а На прав о - вправ о , справ а На лев о - с лев а За нов о - с нов а

Слайд 6

б).Вопрос: По какому признаку разделены слова на два столбика ? В чём сходство, в чём разница? ? ? До бел а Из редк а Ис кос а с нов а До срочн о Из вилист о и справн о с бивчив о в). Задание:Сделать словообразовательный разбор Добела, изредка, досрочно, извилисто.

Слайд 7

Правильный ответ: добела← бел ый (приставочно-суффиксальный способ) ─┐ ۸ изредка←редкий (приставочно-суффиксальный способ) ۸ досрочно ← досрочн ый (суффиксальный сп .) ۸ Извилисто← извилист ый (суффиксальный сп .) Вывод: Наречия с буквой А на конце слова образовались приставочно-суффиксальным способом, а наречия с буквой О на конце - суффиксальным способом.

Слайд 8

Мы исследовали языковой материал, а теперь попробуйте определить тему и цель нашего урока . Тема «Буквы О и А на конце наречий» -хочу узнать (правило написания букв О и А на конце наречий) -хочу научиться распознавать наречия в тексте -От чего зависит выбор суффикса?

Слайд 9

Станция: «Синтаксическая» Задание : Сделать синтаксический разбор предложения. ( на доске). Снов( о,а ) я подъезжаю к родному городу.

Слайд 10

Станция: «Теоретическая» Редко – изредка Сухо – досуха Право-Направо , вправо, справа Лево-Налево ,слева Ново-Заново , снова Из неженн о - из неженный До словн о - до словный но: Из редк а - редкий До чист а - чистый

Слайд 11

-Когда же в конце наречий пишется А ? (а).ученики предпринимают попытку сформулировать правило; б). Прочитают правило на стр. 110) Вывод: В наречиях с приставками из-, до-,с- на конце пишется суффикс А; а в наречиях с приставками в-, за-, на - суффикс-О

Слайд 12

Физминутка

Слайд 13

Из- до- с- -а Например, ДОСУХ… ДО ОКНА ДОСУХА В- -за- на- -о ВЛЕВ… В ОКНО ВЛЕВО Откройте тетради для правил и запишите этот прием. Станция «Творческая»

Слайд 14

Гипотеза Слова с приставками в- , на- , за- пишутся с -о на конце, а слова с приставками из- , до- , с- пишутся с - а на конце слова Вы можете пользоваться этим алгоритмом или планом работы (на листочках раздается план работы) При написании наречий с приставками нужно учитывать способ словообразования. Если наречие образовано суффиксальным способом от прилагательного, имеющего приставку ИЗ, ДО, С, то на конце пишем О. Например, ДОСЛОВНО (ДОСЛОВНЫЙ) Если в основе словообразования наречия приставочно-суффиксальный способ, то используем правило «окна»

Слайд 15

Алгоритм Вы можете пользоваться этим алгоритмом или планом работы (на листочках раздается план работы) При написании наречий с приставками нужно учитывать способ словообразования. Если наречие образовано суффиксальным способом от прилагательного, имеющего приставку ИЗ, ДО, С, то на конце пишем О. Например, ДОСЛОВНО (ДОСЛОВНЫЙ) Если в основе словообразования наречия приставочно-суффиксальный способ, то используем правило «окна» Правило написания букв А и О на конце наречий есть и в учебнике. Параграф 43, стр.111 прочитаете его дома.

Слайд 16

Алгоритм рассуждения В наречиях, образованных от прилагательных с приставками ИЗ-, ДО- , С- : от прилагательного без приставки а от прилагательного с приставкой О

Слайд 17

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. (Упр. 269, стр 111) -а -о Слева, издавна, досуха, справа, досыта, сначала Досрочно, изобильно, доходчиво, стеснительно, дословно, достаточно, извилисто, исправно, доверительно Упр.269 Самопроверка по эталону

Слайд 18

Станция «Морфологическая». Ночью изредка попадаются машины. Задание: Сделать морфологический разбор: Изредка -? 1.Изредка (?) (попадается) - ? , разряд? 2.Определительные или обстоятельственные, изменяется ли? 3.Синтаксическая роль, показать по схеме.

Слайд 19

Станция « Тестовая» 1. В каком наречии пропущена буква О? А). дотемн … Б). изредк … В). влев … Г). справ… 2. В каком наречии пропущена буква А? А). насух … Б). Досух … В). замертв … Г). нагол … 3. В каком наречии пропущена буква О? А). дочерн … Б). и скос … В). снов… Г). занов …

Слайд 20

Домашнее задание 1). Повторить правило параграфа 43, стр111; 2). Упр 271 (письменно), стр 112; 3). Упр 273 (устно), стр 112.

Слайд 21

Спасибо! У нас всё получилось!



Предварительный просмотр:

Темазы: Кылыг созунун тургузуу. 6 класс

Башкының ажыл-чорудулгазының сорулгазы

Өөореникчилерге кылыг сөзунуӊ тургузуунуӊ аайы-биле бөлүктерин база оларнын канчаар тыптып, туругустунарын ыяк билиндирип, тургузуунун болуун, укталган, укталбаанын шын тодарадып билирин чедип алыр. Кылыг созунуӊ тургузуунуӊ бөлүктериниӊ  утказын, грамматиктиг демдектерин шын илередип чанчыктырар. Аас болгаш бижимел чугаазын, сөс курлавырын сайзырадып байыдар.. Тыва улустун шагаа байырлалында ёзу-чаӊчылдарын сагып билиринге кижизидер.

Кичээлдиң хевири

Чаа тема тайылбыры.

Эртем талазы-биле чедип алыр түңнелдери

1)        Эртем (лингвистика) талазы-биле түңнел:кылыг созунуӊ тургузуунуӊ бөлүктерин, чүнү илердирин база кандыг айтырыгларга харыылаарын, домакка ролюн болгаш кандыг чугаа кезектери-биле илереттинерин, оон укталган болгаш укталбаанын  медереп шын тып билирин чедип алыр.

2)        Өске эртемнерден (метапредеметные) чедип алыр түңнелдер: орус дыл-биле деӊнелге, улусчу ужур-биле холбаа.

3)        Бот-тускайлаң (личностные) чедип алыр түңнелдер: Тыва улустуӊ шагаа бацырлалында ёзу-чаӊчылдарны сагып биринге кижизидер.

Ажыглаар методтар болгаш өөредилгениң хевирлери

Айтырыг-харыы, хайгаарал, бөлүк болгаш ниити  база бот-тускайлаң ажылдажылга, деннелге, истелге

Электроннуг өөредилге курлавыры

 htts://nsportal.ru/monguhs-larisa-klimovna

Дерилгези

Интерактивтиг самбыра, проектор, компьютер, таблица, карточка, перфокарты, предметтиг чуруктар, табло

Кол билиишкиннер

Кылыг сөзүнүӊ тургузуунуӊ бөлүктери,  укталган, укталбаан, чогаадылга кожумаа. оскертилге кожумаа, сөглекчи.

Эртемнер-биле харылзаазы

Чогаал, улусчу ужур, биология

Ажыглаан технологиязы

Истелге, оюн

Кичээлдиң чорудуу

Кичээлдиңкезектери

Өөредир, сайзырадыркезектер

Башкыныңажыл-чорудулгазы

Өөреникчиниңажыл-чорудулгазы

Башкыбилеөөреникчиниңхарылзаазынчорударыныңхевири

Чедипалырчаңчылдар, билиглер, мергежилдер

Хынаарыныңхевири

1. Өөредилгениң хевиринге туружу (мотивациязы)

Иштики сагыш-сеткил талазы-биле өөреникчилерни кичээлге белеткээр.

--  Амыр! Амыргын! Амыр-ла тур силер бе, уруглар, оолдар? Думаа-ханаа чугээр-ле бе? Мал-маган хур-ле бе? ( шупту чолукшуур).

- Богун тыва дыл кичээлинге бистер  Богун бис ортээлдерже аян чорук кылбышаан, , чаржып ойнаар бис.

Болуктерге чарлып алгаш чаржып ажылдаар бис. Болук бурузунге аттардан адап алыылынарам. Ортээл бурузунде кылыр онаалгалар бар. Шын харыылаарга-ла жетончик улеп бээр мен. Кайы болуктун жетоннары хойул, ол болук тиилээн болур  база "5" деп демдек алыр. Арткан болуктрнин жетончиктерин коруп тургаш демдек салыр мен, уруглар.

- Дыл эртеминин ортээлдеринче аян чорук кылбышаан чаржып ойнааар бис. Кичээливис эгелээлинер..

2-ги слайд: Чарыш ортулуктары.

(Башкы чарыш ортээлдеринин схема-картазы -биле таныштырар.)

 -

Башкы-биле мендилежир, харылзажыр база башкыны кичээнгейлиг дыӊнаар. Кичээлге белен болур.

Айтырыг-харыы.

 1)        Бот-тускайлаӊ чедип алыр түӊнелдер. Өөредилгеге хамаарылгазы эки болуру.

2)        Медереп билип олургаш үндүрер түңнел. Бир чаа чүүлдү өөренип алыр деп сорулга уругларга тургустунуп келир.

3)        Кылып чорудуп тургаш чедип алыр түңнел. Боттары улаштыр ажылдаар деп сорулганы уруглар баш удур салып алыр.

Аас-биле ажыл.

2. Херек кырында

 шенеп өөредири

Дүрүмнерни болгаш мергежилгелерниӊ онаалгазын өөреникчилерге дыӊзыдыр номчудар.

  • 1-ги ортээл: "Катаптаашкын".
  • -Интерактивтиг самбырада  состер кандыг чугаа кезээнге хамааржырыл?
  • Ол тыпкан чугаа кезээ чуну илередирил?
  • - Кандаг чугаа кезээнге хамааржырыл?
  • -  Кылыг созу кандыг айтырыгларга харыылаарыл?
  • - Домакка кандыг домак кежигуну болурул?
  • - Кылыг состери каш состерден тургустунуп болурул?  Тургузуунун ылгалын корээлинер.

2-ги ортээл "Шагаа байырлалы"

-Шагаа байырлалынга кандыг кылыг состери ажыглап болурул? Шагаага ажыглаар кылыг состери:Чолукшуур,кажыктаар,тывызыктажыр, тоолдаар,чарыштырар,хурештирер,кактаныр, тевектээр, чунгулаар, Унер-кирер, ойнаар-хоглээр, ырлаар-шоорлаар,алгырар-кышкырар,амырлажыр-чолукшуур,олурар-турар,таныыр-танывазы,ажаажыр-карактажыр,каттырар-амыраар, чолукшуп турлар,кажыктап ойнаар, тевектеп чаржыр, чалбарып дилээр,курайлап ёзулаар,чемгерип сузуглээр.

-Устунде кылыг состеринден таблицадан тургузаалынар, уруглар.

- Кылыг состерин тургузуунун аайы-биле каш болуктерге чарып болур-дур?

-Богун кичээлге кандыг тема ооренир бис? (Кылыг созунун тургузуу).

- Кичээлге  кылыг созунун тургузуун ооренип билип алыр дизе кандыг сорулга салып алыр силер? (Сорулга салдынган соонда, башкы бодунун сорулгазы-биле таныштырар).

-Ай, хунун  база теманы кыдырааштарынарга бижинер. Самбырада кылыг сотерин бижип алынар.

  • - Каш хонгаш кандыг байырлал келирил? Шагаа келир.
  • -Шагаа кандыг байырлалыл?
  • -Шагаада хереглээр кылыг состеринден адап корунерем, уруглар.(Уруглар адап каапакан соонда уламчылаар)
  • --Созуглел "Шагаа"(слайдыда номчудар)

Башкыныӊ тайылбырын кичээнгейлиг дыӊнаар. Презентация биле номну чергелештир көрбүшаан, дүрүмнү дүжүрүп бижиир.

Башкы бүдүн класс-биле ажылдаар, а өөреникчилер бот-тускайлаӊ ажылдаар.

1)        Бот-тускайлаӊ чедип алыр түӊнелдер. Кичээлге хамаарылгалыг болуру.

2)        Медереп билип олургаш чедип алыр түӊнелдер.Чүве ады деп чүл, ооӊ домакка ролю кандыгыл, чүве аттарыныӊ адалга болурун медереп-билип олурар.

3)        Таарыштырар түӊнелдер. Онаалгаларны, мергежилгелерни кылыры.

4)        Харылзажыр түӊнел. Айтырыглар салыр, өскелерниӊ айтырыгларынга харыылаар, боттарыныӊ бодалдарын илередир.

Бижимел ажыл.

3. Бергедээшкиннер

ни илередип, оларның чылдагаанын тодарадыр.

Мурнунда көрген ажылдарда бергедээшкиннерни илередир.

. - Созуглелде кылыг состери каш достерден тургустунганыл, тургузуунун талазы-биле ылгалын тодарадынар.( Чангыс достен, ийи достен,  ийи-уш достернин каттышканындан тургустунган.

-Ол  слайдыда бердинген кылыг состеринин достерин шыйып алынар(Башкы хынап кылаштаар база аас-биле сайгартып, чугааладыр)

 -Кылыг созу тургузуунун аайы-биле каш болукке хувааттынарыл? ( Ореникчилерге дурумну чугааладыр) .

_-Билбейн бараган кижи бар бе?

 (.Билбейн барган кижиге дурумну номчударур, тайылбырладыр  (ар 86).

Башкының берген онаалгазын кылыр. Лингвистиктиг терминнерни сактып алыр.

Башкы өөреникчилериниӊ шуптузу-биле ажылдаар. Өөреникчилер айтырыгларга болуктерденчаӊгыстап харыылаар, оларнын шын харыызынга жетоннар бээр.

1) Бот-тускайлаң чедип алыр түңнелдер: Бодунуң бергедээшкиннерин медереп билир, ону эдип алырынче чүткүп, бодунуң ажылынга үнелелди берип билири.

2)        Медереп билип олургаш үндүрер түңнел. Билии четпейн турар деп чүүлдү медереп билип олурар.

3)        Харылзажыр түңнел. Билбейн барган чүүлүн башкыдан айтырар.

Аас-биле ажыл.

4. Бергедээшкиннер

ден үнүп, сорулганы чедип алыр.

Чаа терминнерни билиндирип аар. Башкы домактарны кыдыраашка бижиткеш, кылыг состеринин адаан шыйдырар, айтырыын салдыртыр.  Кандыг болукте ажыглаттынганыл тайылбырлаар

3-ку ортээл: "Ном -кижинин оннуу"

  • 1). Мергежилге 154 (бижимел-биле)
  • -Мергежилгеде домактар кайы байырлалга ажыглаттынып болурул?
  • (Шагаада тоолдажыр)
  •  Бодуун болгаш составтыг кылыг состерин ийи столбикке болуктеп бижиир.

3).Таблица-биле ажыл.

  • Өөореникчилерге кылыг сөзунуӊ тургузуунуӊ аайы-биле бөлүктерин база оларнын канчаар тыптып, туругустунарын сайгартып чугааладыр, тургуунун болуун, укталган, укталбаанын шын тодараттырар.
  • - Аас болгаш бижимел чугаазын, сөс курлавырын сайзырадып байыдар.
  • - Тыва улустун шагаа байырлалында ёзу-чаӊчылдарын сагып билиринге кижизидер.
  • -Шагаа дээрге кыш биле частын солчулгазы база болур, уруглар.
  • -Орус чонда уе солчулгазынга кандыг байырлал барыл? (Масленица- оон дугайында  бичии холбап  чугааладыр).

Башкы-биле кады өөредилгелиг сорулга салып аар. Башкының адап берген домактарын бижээш, адалгаларны тыпкаш, бижик демдектерин салгаш, тайылбырлаар.

Өөреникчилерниң шуптузу-биле ажылдаар.

1) Бот-тускайлаң чедип алыр түңнелдер: Бодунуң хире шаан медереп билир, бодунуң чедер, четпес чүүлдериниң чылдагаанын медереп билири.

2) Медереп билип олургаш чедип алыр түңнелдер. Башкының тайылбырындан болгаш эштериниң харыыларындан херек медээни шиңгээдип ап системажыдар.

3) Таарыштырар түңнел. Чугула херек ажылдарны планнап алыр. План ёзугаар күүседир.

4) Харылзажыр түңнел. Эжеш-эжеш кылдыр азы бөлүктер аайы-биле бөлүктеп ажылдап өөренир.

Шиңгээдип алган билиин хынаары-биле түңнел үндүрер, айтырыг салыр.

Бижимел ажылдаар.

5. Практиктиг ажыл чорудар.

Чурук-биле ажыл. (презентация)

4-ку ортээл: Сула шимчээшкин.(физминутка).

5-ки ортээл: "Чурук-биле ажыл"  (Чуруктурны кичээнгейлиг корунер. Шагаада аъш-чем чуруктарын коргузуп, домактар чогааттырар, кылыг состеринин болуун тодараттырар).

 

Башкыныӊ тайылбыры ёзугаар чурук-биле ажылдаар. Чогаадыгны бижээш, ыыткыр болгаш тода кылдыр эштеринге номчуп бээр.

Башкы бүдүн класс-биле ажылдаар. Өөреникчилер бот-тускайлаң ажылдаар.

1) Бот-тускайлаң чедип алыр түңнелдер. Чаа билиглерни чедип алыр.

2) Медереп-билип тургаш чедип алыр түңнелдер. Дыӊнап болгаш бижип ора, херек медээни тодарадыр.

3) Таарыштырар түңнел. Кылган частырыгларын эскерип билири.

4) Харылзажыр түӊнел. Билдинмейн барган таварылгаларда айтырыглар салып өөренири.

Аас-биле харыыладыр болгаш бижимел ажылдадыр.

6. Рефлексия.

/Катаптаашкын болгаш чаа теманы системажыдары./

Янзы-бүрү күүсеткен мергежилгелерни, шиңгээдип алган билиин түңнеп, системажыдары.

6-гы ортээл: "Истелге" 

/Айтырыглар салып тургаш кичээлдиң сорулгазын чедип алганын, албаанын сайгарар/.

 -       Бөгүн чүү деп тема өөрендивис, уруглар?  (кылыг созунун тургузуунун болуктерин, кандыг айтырыгларга харыылаарын, каш достен тургустунарын, домакка ролюн  билип алганын истээр)..

_ Ам кичээливис тонуп турда, кайы болук эн-не хой  жетоннарлыг болган, туннээлинер, уруглар

  • Бажыңга  онаалга
  • 1.Дурумну  катаптаар
  • 2. Мергежилге 156- ар 89
  • Жетоннарны санааш, болуктернин аразынга чарышка  тиилекчи болукту тодарадыр.Демдектер салыр.

Өөреникчилер айтырыгларга харыылаар, онаалганы бижип алыр.

Шупту ажылдаар.

1) Медереп билип олургаш чедип алыр түңнелдер. Янзы-бүрү өөредилге мергежилгелерин анализ, синтез аргалары-биле чорудар, катаптавышаан түңнелдер үндүрер.

2) Таарыштырар түӊнел. Бергедээшкиннерни тодарадып, частырыгларын эдип, бодунуӊ ажылынга үнелел бээр.

Аас-биле ажыл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...