смысловое чтение
элективный курс по русскому языку (5 класс)
Данный курс способствует формированию у учащихся информационно-коммуникативных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск информации в источниках различного типа; развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач; обосновывать свою позицию; приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smyslovoe_cht._5_kl.docx | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Данный курс способствует формированию у учащихся информационно-коммуникативных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск информации в источниках различного типа; развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач; обосновывать свою позицию; приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст.
Цель курса:
- Формирование осмысленного и глубокого чтения;
- формирование читательской культуры и умения находить способы проявления авторской позиции;
- формирование восприятия произведения как художественного целого, осмысление его в этой целостности, видение авторского замысла;
- формирование стремления размышлять над прочитанным, умения выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения.
Задачи:
- обучать стратегии, приёмам смыслового чтения;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;
- владеть разными видами чтения; ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- находить в тексте требуемую информацию
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- формировать умения работать в сотрудничестве, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умение использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию.
Для организации занятий используются словесные, наглядные и практические методы обучения:
- беседа;
- объяснение учителя;
- исследование;
- наблюдение;
- сопоставление и анализ;
- учебные дискуссии;
- творческие задания;
- постановка проблемы или создание проблемной ситуации;
- создание и редактирование текстов;
- использование разных каналов поиска информации;
Формы контроля и диагностики.
На занятиях учащимся не ставятся привычные для них оценки, но организуется контроль (входящий, текущий, итоговый) за уровнем сформированности навыков работы учащихся с текстом.
Компонентами текущего контроля являются все виды деятельности, осуществляемые учащимися в ходе проведения теоретических и практических занятий.
Входящий и итоговый контроль проводится в форме контрольной комплексной работы.
Учитель отслеживает продвижение каждого ученика.
2.Планируемые результаты освоения курса «Смысловое чтение» в 5 классе
Личностные результаты:
- осознание необходимости владения родным языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности;
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную и дополнительную информацию);
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным);
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текс с заданной степенью свёрнутости (изложение, план);
- умение строить устное и письменное высказывание с учётом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах;
- умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой;
- умение работать в парах, коллективно, в группах; распределять роли в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- удерживать цель деятельности до получения её результата.
- учиться анализу достижения цели.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из его частей;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся:
- извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
Предметные результаты:
Пятиклассник научится:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы,);
- определять назначение разных видов текстов;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
- прогнозировать последовательность изложения идей текста;
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- интерпретировать текст:
- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
- делать выводы;
- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
- находить доводы в защиту своей точки зрения;
- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
3.Основное содержание курса.
РАЗДЕЛ I: Работа с текстом. Поиски информации и понимание прочитанного. Содержание текста, его смысл. Главная тема, подтемы текста, назначение текст. Заголовок. Виды планов. Текстовые и внетекстовые компоненты. Приёмы нахождения требуемой информации в тексте .Система аргументов. Авторская позиция.
РАЗДЕЛ II. Работа с текстом. Преобразование и интерпретация информации. Структура текста (нумерация страниц ,сноски, ссылки, оглавление, преобразование текста в таблицу).Интерпретация текста. Сравнение и противопоставление информации. Вывод, авторская позиция.
РАЗДЕЛ III. Работа с текстом. Оценка информации. Оценка содержания текста. Оценка достоверности информации. Оценочные суждения.
Введение (1ч)
- Введение. Понятие текста.
Тема, идея текста. (3ч.)
- Формирование умения определять тему, идею произведения.
- Практическая работа по определению темы, идеи.
Микротемы текста. Абзацное членение.(3ч.)
- Ориентировка в выделении смысловых частей текста, выделение опорных слов. Формирование исполнительских умений (воссоздание содержания текста с опорой на словесную картину), умения корректировки и контроля (умения перечитать текст с целью уточнения его содержания, соотнести с первичным представлением, проверка по тексту выделенных смысловых частей, адекватности словесной картины авторскому тексту).
- Представление общей картины. Деление текста на смысловые части. Выделение опорных слов. Раскрытие темы. Работа по формированию основных читательских умений.
Работа с текстом художественного произведения (14 ч.)
- Анализ заголовка с целью прогнозирования содержания текста и повторный анализ заголовка после прочтения текста. Аспектный анализ текста (через систему вопросов и заданий), определение его эмоционально-смысловых составляющих (основная мысль, противоположные позиции героев и авторский вывод в рассказе). Особенности построения текста, выделение ключевых действующих лиц, выявление средств художественной выразительности. Умение определить характер героя (через его словесный портрет, анализ поступков, речевое поведение, через авторский комментарий). Выявление авторской позиции в тексте. Инсерт. Формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Синквейн. Работа по выделению ключевых понятий в прочитанном. Синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности
Работа с учебными и научно-познавательными текстами (8 ч.)
- Понимание структуры научно-популярного и учебного текстов, выделение в тексте отдельных частей, ключевых слов, составление плана пересказа. Умение пользоваться аппаратом учебника, навыки работы с дополнительными текстами и иллюстрациями. Понятие о книге-сборнике, книге-произведении, о периодической печати, о справочной литературе. Систематическое обращение к словарной и справочной литературе на уроках и дома.
Комплексный анализ текста (5 ч).
- Проверка знаний учащихся, полученных на занятиях курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом».
- Обобщающее занятие. Использование полученных знаний работы с текстами разных жанров на практике. Работа учащихся в группах. Каждая группа работает со своим произведением.
4.Тематическое планирование учебного материала
№ урока | Тема урока | По плану | По факту |
1. | Введение. Понятие текста. | ||
2. | Устные высказывания, чтение. Знакомство с новыми понятиями. Тема текста. | ||
3. | Устные высказывания, чтение. Знакомство с новыми понятиями. Тема текста. | ||
4, 5. | Создание алгоритма работы. Идея текста. | ||
6, 7, 8. | Микротемы текста. Абзацное членение. Изучение теоретического материала. Составление схемы. | ||
Работа с текстом художественного произведения | |||
9, 10. | Анализ заголовка с целью прогнозирования содержания текста | ||
11, 12. | Работа со схемой: кодирование и декодирование. Аспектный анализ текста | ||
13, 14. | Развитие орфографической зоркости. Работа с текстами. Особенности построения текста. | ||
15, 16, 17. | Изучение теоретического материала. Составление схемы. Выявление авторской позиции в тексте. | ||
18, 19. | Работа с текстами. Чтение с пометками (инсерт) | ||
20, 21, 22. | Формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Синквейн | ||
Работа с учебными и научно-познавательными текстами | |||
23, 24. | Структура научно-популярного и учебного текстов. | ||
25, 26, 27. | Анализ и прогнозирование текста. Микротемы текста. Роль терминов в текстах. | ||
28, 29, 30. | Работа с алгоритмом. Работа со словарём. Выполнять практические задания по изученной теме. Выявление авторской позиции в тексте. | ||
31, 32,33, 34, 35 | Комплексный анализ текста. Анализировать текст (определять тему, идею, составлять план, объяснять правописание). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы смыслового чтения на уроках литературы
Приложение 1 ВерноНеверноНет информацииВ одной из отдаленных улиц Москвы Сыновья и дочери живут в Петербурге Барыня - вдова Герасим был са...
Развитие стратегии смыслового чтения и работы с текстом на учебных занятиях по биологии
В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:- работа с текстом: поиск информации и пониман...
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии, как способ развития навыков смыслового чтения
С этой педагогической технологией я выступала на конкурсе "Учитель года"....
Смысловое чтение. Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения
Смысловое чтение. Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения...
Методические рекомендации по обучению приёмам смыслового чтения на занятиях внеурочной деятельности " Час чтения"в 7 классе (по рассказу В.А. Костюнина "Рукавичка")
Цель занятия -развитие интереса к чтению литературы, обучение навыкам анализа художественного текста;- воспитание в детях доброго отношения к людям.Воспитательные цели: воспитание доброты, человечност...
Стратегии смыслового чтения. Смысловой анализ текста
Этот материал был использован при проведении мастер-класса по смысловому чтению с педагогическими работниками, чтобы показать возможности работы с текстом. Стратегии смыслового чтения сейчас необходим...
Технология продуктивного чтения как средство формирования навыков смыслового чтения
Смысловое чтение - один из важнейших метапредметных навыков: именно от него зависит успешность ученика в освоении школьной программы. Технология продуктивного чтения - эффективный ...