Тема самообразования "Игровые технологии на уроках русского языка"
методическая разработка по русскому языку (5, 6 класс)

Хорлуй Олеся Николаевна

Тема самообразования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovanie_hon.docx44.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа г. Турана

Тема

по самообразованию:

Учитель русского языка и литературы

Хорлуй Олеся Николаевна.

Содержание программы

   1.Введение

   2.Актуальность изучения данной темы

3.Цель изучения.

4.Задачи

5.Индивидуальный план работы над темой.

6.Ожидаемый результат.

7.Приложение.

     На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.

      Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.

      Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.

       Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.

Следует отметить, что дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка. Но время не стоит на месте. Современная жизнь предъявляет всё более высокие требования к ученику как личности. Значит, необходимо перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать её творческой.

Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к учебному процессу, я, как педагог, хочу видеть в каждом своём ученике будущего писателя, художника или просто доброго, любящего человека. Для этого приучаю своих учеников выполнять задания в своём неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу, т.е. качества, сопутствующие творчеству и обусловливающие развитие творческих способностей. Стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому. Таких форм существует множество, но одной из самых благодатных была и остаётся игра. Игра должна соответствовать возрасту детей, быть увлекательной и, самое главное, способствовать умственному и духовному развитию.

Актуальность изучения данной темы

В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады.

       Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

        Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

        Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

          К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка.

             Девиз моей педагогической деятельности: «Учение без принуждения». Задача - сделать  процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Я систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого мной предмета, обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе.

          Тема самообразования, взятая мной в этом учебном году, звучит так: «Использование игровой технологии на уроках русского языка». К данной теме я обратилась в связи с тем, что  столкнулась со снижением интереса  к моему предмету. Пересмотрев ряд технологий, я остановилась на игровых технологиях, потому что они способствуют развитию познавательной активности на уроках.

        Игровые технологии я использую в 5-8 классах. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь  приходят уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

     Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что  те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

          

Цель изучения:

 изучить дидактические возможности использования игровых технологий на уроках русского языка в 5-8 классах, показать эффективность метода; закрепить практические навыки  на уровне методики и обобщение опыта.

Задачи:

1. Изучить литературу по данной методике.

     2.    Раскрыть особенности педагогических игр;

     3.      Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий;

     4.      Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе.

     5. Обобщить опыт использования игровых технологий на уроках русского языка.

     6. Сделать процесс обучения занимательным, создать у детей рабочее настроение.

     7. Облегчить преодоление трудностей  в усвоении учебного материала.        

       Объектом моей работы является познавательная деятельность школьников на уроке русского языка.

       Предмет - игровые технологии как одна из форм организации познавательной деятельности на уроках русского языка.

       Гипотезой исследования является предположение о том, что изучение нового материала и его закрепления на уроках русского языка диктует целесообразность использования игровых технологий, являющихся эффективным способом  активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний. Применение последних повысит прочность и качество усвоения знаний учащихся, если игры  отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся.

          В настоящее время существует несколько интересных пособий, помогающих учителю освоить разнообразные игры на уроках русского языка (П.М.Баев, Л.В.Петрановская, Н.Н.Соловьёва и др.)

          На своих уроках я использую дидактические игры, классификация которых основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам лингвистики. В каждом разделе есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект. В ходе игры учитель может выступать в качестве наблюдателя или участвовать в роли ведущего игры.

Индивидуальный план работы над темой

Образовательная задача

Сроки

Действия

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

2013-2014 учебный год

1. Выявление затруднений учащихся при изучении предметов (русский язык и литература) через анкетирование учащихся;

2. Анализ полученных результатов;

3. Поиск необходимой информации по проблеме через изучение СМИ, ресурсов Интернет

ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Определение цели и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов.

2014-2015 учебный год

1. Сформулировать цель и задачи, позволяющие ее реализовать;

2. Изучение НПБ, не противоречащей Закону «Об образовании»,

пробное проведение уроков с использованием данной технологии, анализ уровня активности учащихся на них и их эффективности, планирование индивидуальной работы над темой самообразования (в том числе определение сферы уместности проведения уроков с применением игровых технологий);

3. Определение конечных результатов от применения игровых технологий на уроках русского языка и литературы

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы.

2015-2016 учебный год

1. Использование на уроках русского языка и литературы игровых технологий (уроки-путешествия, уроки-игры, элементы игры и т.д.) при изучении новых тем, закреплений и повторений.

2. Пополнение своей методической копилки.

3. Анализ качества и успеваемости учащихся по предметам, анкетирование учащихся.

4. Корректировка использования видов игр (по итогам снижения качества и успеваемости по русскому языку и литературе)

ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов.

2016-2017 учебный год

1. Сбор аналитических данных по итогам обучения за 3 года (успеваемость, качество, удовлетворенность учебными дисциплинами и т.д.), соотношение планируемых и достигнутых результатов, выявление причин несоответствия (если таковы будут).

2. Обобщение опыта работы по данной методической теме через работу школьного сайта, пополнение его наработанными  материалами, публикации разработок уроков в сети Интернет.

Ожидаемый результат.

В результате применения игровой технологии на уроках русского языка  станет возможным:

- повышение интереса учащихся к предмету (30%);

- увеличение качества обучения учащихся (10%);

- обогащение словарного запаса учащихся (50%);

- воспитание у учащихся чувства языка (40%).

План отчета о работе над темой по самообразованию за 2013-2014 учебный год

Должность____________________________________________________________________

ФИО_________________________________________________________________________

Индивидуальная тема___________________________________________________________

Год работы над темой___________________________________________________________

Деятельность по реализации темы:

(изучить литературу; познакомиться с опытом работы опытного  педагога; посетить открытые занятия, мероприятия; семинары; прохождение  обучение на курсах повышения квалификации; разработка  программы, подготовить научно методическую разработку, дидактический материал, методические пособия; выступить  с сообщением, докладом, подготовить  реферат, статьи в журнале, газете и.т.д.)

Итоговый отчет по самообразованию.

Должность____________________________________________________________________

ФИО_________________________________________________________________________

Индивидуальная тема___________________________________________________________

Срок и период работы над темой_________________________________________________

Цель самообразования по теме___________________________________________________

Задачи самообразования________________________________________________________

Прошел обучение на курсах повышения квалификации______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Изучена литература_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Посещено открытых занятий, мероприятий, семинаров и.т.д.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наработанный материал___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Форма представления материалов_______________________________________________________

(Результаты работы могут быть представлены: доклад, реферат, статья в журнале, программы, дидактического материала, методического пособия, научно-методической разработки; наработанный материал поступает в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами).

(Формы представления: отчет на заседании методсовета, педсовета, семинар, практикум, тренинг, мастер – класс, открытое занятие)

Приложение

Игровые и интерактивные технологии на уроках русского языка. О


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по русскому языку по теме: "Игровые технологии на уроках русского языка".

Доклад по самообразованию. Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока. Доклад содержит описание различных игровых форм работы при обучении русскому языку и рекомендации по...

Презентация по теме "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Презентация по теме "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"             Здоровьесберегающие образовательные т...

Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"

Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точк...

Презентация на тему "Игровые технологии на уроках русского языка"

Презентация на тему "Игровые технологии на уроках русского языка"...

Презентация на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка"

Цель данной работы показать необходимость сохранения здоровья обучающихся. В частности показана возможность работы в этом направлении на уроках русского языка посредством создания здоровьесберегающей ...

Мастер-класс по теме «Игровые технологии на уроках русского языка»

В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, олимпиады. Это говорит о том, что принцип активности ...