Программа кружка "Занимательная грамматика"
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Перепелина Анастасия Александровна

Программа успешно реалтзовывалась для обучения учеников 5-Б и 5-В классов в 2014-2015 учебном году

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_zanimatelnaya_grammatika.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24»

 г. Подольск

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ СОШ №24 ____________

/Е.А. Воробьева/

«____» ____________20___г.

М.П.

Рабочая программа кружка

«Занимательная грамматика»

5 класс

Составитель: Перепелина Анастасия Александровна,

учитель русского языка и литературы

2014 г.

Пояснительная записка

       Кружковая работа – одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому языку. В отличие от программы классных занятий программа кружка строится на основе интереса учащихся к предмету. Работа в кружке, расширяя и углубляя сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только сообщением каких – либо новых сведений, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в совершенно  новом аспекте, создают новые ассоциации, устанавливают  интересные аналогии, дают почувствовать, что языковой мир очень интересен, увлекателен, разнообразен.

        Кружок по занимательной грамматике предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой. Однако занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью: занимательный – это значит «интересный, связанный с процессом познания нового». Материал подобран таким образом, что каждое занятие  призвано обогащать детей новыми знаниями. Часы занятий кружка – это часы увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие учащихся интересными и разнообразными знаниями по языку.

 Цель - пробудить интерес к русскому языку, к его речевым явлениям, желание познать  богатства языка.

Курс изучения “Занимательной грамматики” для обучающихся 5 класса ставит следующие задачи:

  • выявление и поддержка одарённых учащихся;
  • развитие индивидуальных способностей учащихся;
  • расширение и углубление программного материала;
  • воспитание любви к великому русскому языку;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
  • совершенствование общего языкового развития школьников.

Организация деятельности  школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях кружка следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у школьников этических норм речевого поведения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:

  • игры на языковом материале;
  • вопросы занимательной грамматики;
  • инсценировки языковых ситуаций;
  • краткие увлекательные рассказы о жизни языка;
  • практическая работа с различными рода словарями.

Ожидаемые результаты:

  • возросший интерес к предмету;
  • повышение успеваемости по русскому языку;
  • умение грамотно оценивать языковые ситуации.

Программа кружка «Занимательная грамматика» для 5-х классов рассчитана на 68 ч, занятия проводятся 2 раза в неделю.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Часы

Дата

План.

Факт.

1

О любой, в частности русской, орфографии.

2

01.09, 04.09

2

Весёлые правила.

2

08.09, 11.09

3

Части речи и …послание капитана Гранта.

2

15.09, 18.09

4

О чем говорят имена падежей.

2

22.09, 25.09

5

Если упали ножницы...(О роде и числе существительных)

2

29.09, 02.10

6

Какого цвета платье было на старой графине?

2

06.10, 09.10

7

Не с глаголами в стране невыученных уроков

2

13.10, 16.10

8

Куда наклоняется глагол?

2

20.10, 23.10

9

О прямых и переносных значениях в морфологии

2

27.10, 30.10

10

Загадочная часть речи

2

10.11, 13.11

11

Осторожно: местоимения?

2

17.11, 20.11

12

Муравьи нашей грамматики

2

24.11, 27.11

13

Почему «пять» - числительное?

2

01.12, 04.12

14

Открываем лингвистические Америки

2

08.12, 11.12

15

Маленькие истории о словах с большой буквы

2

15.12, 18.12

16

Слово + слово = ?

2

22.12, 25.12

17

Слово... словосочетание... предложение

2

12.01, 15.01

18

В поисках подлежащего

2

19..01, 22.01

19

Многоликое многоточие

2

26.01, 29.01

20

Вопрос? Вопрос... Вопрос

2

02.02, 05.02

21

От утёнка до кавычек

2

09.02, 12.02

22

Еще раз о знаках препинания

2

16.02, 19.02

23

Внимание: обращение

2

26.02, 02.03

24

Скорая орфографическая помощь

2

05.03, 09. 03

25

Необычные правила

2

12.03, 16.03

26

Фокусы местоимений

2

19.03, 02.04

27

Путеводные звезды орфографии

2

06.04, 09.04

28

На помощь приходят... матрешки

2

13.04, 16.04

29

Прописная или строчная?

2

20.04, 23.04

30

Если матрёшки не откликнулись...

2

27.04, 30.04

31

Необычные вопросы

2

04.05, 07.05

32

Когда верблюдов много, а снега мало

2

11.05, 14.05

33

Император и пирожное

2

18.05, 21.05

34

Что значит владеть языком?

2

25.05, 28.05

Методическое обеспечение

  • На берегах Лингвинии. Занимательный задачник по русскому языку./Под редакцией Л.Д.Чесноковой,-М.,2000
  • УгроватоваТ.Ю. Подсказки на каждый день 6класс.-М.,2001

Список литературы

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  2. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  4. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  5. Голуб И.Б. Культура речи для дошкольников: Профессор Алфавит в городе Веселинске. – М.: Владос, 1999.
  6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
  7. Занимательная грамматика /Сост. Е.Е.Семёнова. – М.: Омега, 1995.
  8. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1980.
  9. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
  10. Пузанова Н.А. Резервы уроков развития речи. // 1993. - №5
  11. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  12. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  13. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
  14. Синицын В.А. Праздник творчества на уроках русского языка. // РЯШ. – 2000. - №6
  15. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  16. Тумина Л.Е. Учимся сочинять сказки. // РЯШ. – 1994. - №2
  17. Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.
  18. Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад.школа, 1986 г.
  19. Ушаков Н.Н. Внеурочная работа по русскому языку. – М., 1985. 
  20. Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Веселая грамматика " ( Подготовка к школе )

Программа « Веселая грамматика » составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» Целью программы является  подготовка р...

Программа "Практическая грамматика английского языка"

Программа "Практическая грамматика английского языка" нацелена на углубление и расширение знаний обучающихся по английской грамматике....

Программа "Практическая грамматика английского языка"

Программа "Практическая грамматика английского языка" нацелена на углубление и расширение знаний обучающихся по английской грамматике....

Программа "Практическая грамматика английского языка"

Программа "Практическая грамматика английского языка" нацелена на углубление и расширение знаний обучающихся по английской грамматике....

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА» (спецкурс)

Цель программы «Занимательная грамматика» (начальный курс) состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у ребят к изучению русского языка. Представленный материал непоср...

Программа Занимательная грамматика

Программа Занимательная грамматика....

Рабочая программа "Занимательная грамматика" для 5-6 классов, по внеурочной деятельности

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" составлена на основе УМК  "Английский в фокусе" , авторы Ваулина и др. Программа расчитана на 34 занятия для учащихс...