Имя существительное
презентация к уроку по русскому языку (10 класс)

Тюлюш Наталья Каадыр-ооловна

повторить  изученное о  существительном и применить знания на практике: показать признаки существительного, его синтаксическую роль; развивать мотивацию к познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon imya_sushchestvitelnoe._10_klass.ppt135.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имя существительное как часть речи

Слайд 2

Имена существительные ( предмет - Кто? Что?) Делятся по значению: Имеют Изменяются: Одушевл. Неодушевл род - числам+ Собственные. Нарицательн склонение - падеж+ (6)

Слайд 3

К одушевленным именам существительным относятся: 1) названия некоторых игрушек (кукла, матрешка, марионетка, робот, снеговик), 2) названия умерших людей (мертвец, покойник, утопленник}, 3) названия некоторых карт (валет, дама, король, туз) 4) названия фигур в шахматах (конь, слон, ферзь, король). Некоторые имена существительные могут быть одушевленными и неодушевленными: 1) названия микроорганизмов (инфузория, бактерия, микроб), 2) имена существительные (образ, тип, характер; куколка (насекомого), личинка; змей (воздушный)), 3) неодушевленные имена существительные при употреблении в переносном значении становятся одушевленными; Например: тюфяк - род матраса, тюфяк - нерешительный человек в ы бросил тюфяк на пол. Тюфяк был пыльный. В. п. = И. п. - неодушевленное существительное. Мы встретили этого тюфяка. Сегодня тюфяка не было. В. п. = Р. п. - одушевленное существительное.

Слайд 4

Существительные бывают собственными и нарицательными. К именам собственным относятся: 1) имена, отчества и фамилии (Сергей Васильевич Михеев), 2) клички животных (Пушок, Пеструха), 3) имена сказочных и мифологических существ (Змей Горыныч, Афродита), 4) географические и астрономические названия (Енисей, Марс), 5) названия учреждений, печатных изданий, литературных произведений, марок изделий (магазин “Перекресток”, журнал “Смена”, повесть “Понедельник начинается в субботу”, машина “ Опель”). Нарицательные имена существительные служат обобщенными наименованиями предметов: страна, река, имя, город.

Слайд 5

Особое место занимают имена существительные общего рода К ним относятся некоторые существительные 1-го склонения со значением лица и окончаниями -А, -Я. Например: плакса, разиня Их род определяется полом того лица, которое они называют. Например: Наша Катя - плакса (в ж. р.). Маленький Андрюша - плакса (в м.р.). Некоторые слова, обозначающие должности и профессии людей (врач, секретарь, бригадир , учитель и т. д.), имеют свойства существительных общего рода. Но они не являются существительными общего рода, т. к. употребление их в значении женского рода возможно только в форме именительного падежа, а у существительных общего рода - во всех падежных формах. Например: Секретарь закончила перепечатку документов. Секретарь четко ответил на все вопросы.

Слайд 6

1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение м. р. с окончаниями -а, -я Н: папа Коля. ж. р. с окончаниями -а, -я Н: ваза, няня м. р. с нулевым окончанием (кроме слова “путь”) Н: конь строй стол ср. р. с окончаниями -о, -е. Н: облако море ж. р. с нулевым окончанием с мягким знаком на конце Н: площадь , мелочь

Слайд 7

Разносклоняемые имена существительные склоняются по-особому, и поэтому не относятся ни к одному типу склонений. Это 10 имен существительных на -МЯ: Бремя время знамя племя стремя пламя имя темя вымя семя А также существительные ПУТЬ и дитя. У существительных на -МЯ в единственном числе в родительном, дательном, творительном и предложном падежах добавляется суффикс -ЕН-, а у существительного дитя - суффикс -ЯТ-. ДИТЯ дитяти дитяти дитя дитятей о дитяти

Слайд 8

К несклоняемым именам существительным относятся: 1) заимствованные, оканчивающиеся на гласные; Например: авеню, алоэ, амплуа, депо, какаду, кашне 2) многие иноязычные имена собственные; Например: Замбези, Токио, Мериме, Золя 3) аббревиатуры и сложносокращенные слова, оканчивающиеся на гласные; Например: МГИМО, ТСО, сельпо 4) иностранные фамилии, обозначающие лиц женского пола: Смит, Раульф (иностранные фамилии, обозначающие лиц мужского пола, склоняются как имена существительные второго склонения); 5) русские и украинские фамилии на -О и -ИХ (-ЫХ). Например: Корейко, Седых

Слайд 9

Итоги урока «Имя существительное как часть речи» Что нового я узнал об имени существительном…

Слайд 10

Домашнее задание параграфы 35-38, упр 174 ( напишите сочинение-рассуждение с опорой на основную мысль текста. Основную мысль текста мы рассмотрели и поэтому с вашей стороны затруднений не будет. Это задание выполняют: Айыза, Саира, Белек, Онзагай, Сюзанна, Альбина, Айдын, Чаяна, Сырга, Алла, Милана, Менги, Оргаана. Остальные выполняют упр 178-указать род имен существительных)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Имя существительное. Сколонение существительных"

Тест "Склонение существительных". 6 класс по УМК Бабайцевой....

имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное

урок в 5 классе   по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные""использованием ЭОР...

Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)

Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...

Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.

Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...