рабочая программа курса внеурочной деятельности "Лингвистические задачи" 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Программа содержит пояснительную записку, цели и задачи курса, личностные, метапредметные , предметные результаты освоения курса, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Курс внеурочной деятельности | 405.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Саранпаульская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Лингвистические задачи» для 7 класса
разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного стандарта основного общего образования
Согласовано на заседании МО учителей филологии. Протокол №1 от 28 .08.2019. Руководитель МО __________ Арманова М.Э. | Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета школы. Протокол № 1 от 29.08.2019. | Утверждаю Директор школы ___________ Попов А.Д. Приказ № 92 от 29.08.2019 г. |
Учитель 1 категории – Сорока Н.А.
Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего, основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Особое место отводится общеучебным умениям и способам деятельности; т.е. формированию универсальных учебных действий.
Цель программы: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
ЗАДАЧИ:
1. Развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Содержание программы курса отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс внеурочной деятельности для 7 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание кружка ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.
Личностные, метапредметные , предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные УУД
- Оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:
- - важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»;
- Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями. Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей
ОСМЫСЛЕНИЕ
- Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.
САМООСОЗНАНИЕ
- Объяснять самому себе: - «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
- Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе
- - объяснять, что связывает тебя:
- - с твоими близкими, друзьями, одноклассниками,
- - с твоей Родиной,
- - с природой.
ПОСТУПКИ
- Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе:
- - общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений,
Метапредметные
1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
Предметные
1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
4) освоение базовых понятий лингвистики;
5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;
6) опознавание и анализ основных единиц языка;
7) проведение различных видов анализа слова
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;осознание эстетической функции родного языка.
Содержание учебного предмета, курса.
- Введение в курс. Предмет изучения. Типы лингвистических задач.
- Задачи по фонетике. Звуки и буквы русского языка.
- Билингвистические задачи. Решение и составление билингвов.
- Ребусы. Виды ребусов. Отгадывание и составление ребусов.
- Палиндромы. Виды палиндромов. Составление палиндромов разных уровней сложности.
- Задачи по русской семантике.
- Задачи по этнографии и фольклористике.
- Фразеология.
- Задачи по морфологии.
Использованная литература:
1.А. Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. М., «Просвещение», 1995.
2.И. Я. Бурау. Загадки мира слов. Д., «Сталкер», 1997.
3.Э. А. Вартаньян. Путешествие в слово. Книга для учащихся старших классов, издание второе исправленное, М., Просвещение, 1982.
4.Ю. В. Откупщиков. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии.
5.Г. Александрова. Занимательный русский язык(серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург, «Тригон», 1997.
6.Интернет-ресурсы (http://ling.narod.ru, http://russian-kenguru.ru
Справочная литература. Словари, справочники, энциклопедии. Роль и значение. Правила работы со справочной литературой. Практические задания. Компьютерный практикум.
Календарно - тематическое планирование курса
«Лингвистические задачи»
7 класс
Раздел | Тема занятия | Научно-практическая часть | Творческо-практическая часть | |
1 | Введение | Введение в курс. Предмет изучения. Типы лингвистических задач. | 1 | |
2 | Типы лингвистических задач. | 1 | ||
3 | Задачи по фонетике | Звуковой анализ слов | 1 | |
4 | Загадки русской транскрипции | 1 | ||
5 | Загадки русской транскрипции | 1 | ||
6 | Загадка корней с чередованием | 1 | ||
7 | Билингвистические задачи | Решение билингвистических задач. | 1 | |
8 | Решение билингвистических задач. | 1 | ||
9 | Решение лингвистических задач | 1 | ||
10 | Составление билингвов | 1 | ||
11 | Составление билингвов | 1 | ||
12 | Составление билингвов | 1 | ||
13 | Ребусы | Лингвистические ребусы. | 1 | |
14 | Лингвистические ребусы. | 1 | ||
15 | Составление ребусов. | 1 | ||
16 | Составление ребусов. | 1 | ||
17 | Задачи на обнаружение правил построения определенных словосочетаний | 1 | ||
18 | Палиндромы | Палиндромы – слова, палиндромы-словосочетания, палиндромы-предложения | 1 | |
19 | Палиндромы – слова, палиндромы-словосочетания, палиндромы-предложения | 1 | ||
20 | Составление палиндромов | 1 | ||
21 | Задачи по русской семантике | Задачи по русской семантике | 1 | |
22 | Задачи по русской семантике | 1 | ||
23 | Задачи по русской семантике | 1 | ||
24 | Способы анализа языкового материала | 1 | ||
25 | Задачи по этнографии и фольклористике | Происхождение письменности и алфавита. «Кириллица» и «Глаголица» Графика. Алфавит. | 1 | |
26 | Задачи с выбором правильного ответа | 1 | ||
27 | Задачи по этнографии и фольклористике | 1 | ||
28 | Задачи с фразеологизмами. | Задачи по фразеологии открытого типа. | 1 | |
29 | Составление задач с фразеологизмами | 1 | ||
30 | Задачи по морфологии | Глагол Батюшка. Глагол как часть речи. | 1 | |
31 | КВН «Причастие – особая форма глагола или самостоятельная часть речи?» | 1 | ||
32 | Загадки самостоятельных частей речи | 1 | ||
33 | Как устроено слово | Способы образования слов в русском языке. Словообразовательный разбор слова. | 1 | |
34 | Итоговое занятие. Олимпиада. | 1 | ||
Итого | 11 | 23 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» для начального общего образования 1 – 4 классы духовно-нравственное направление
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 1 -4 классов разработана на основе сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 6 класс
Рабочая программа курса внеурочнной деятельности 6 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс
Рабочая программа курса внеурочнной деятельности 7 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Классный класс»
Обучение и воспитание в школе – важный способ передачи культурного и социального опыта, развития личностных, метапредметных и других способностей человека, получение позитивного отношения к базо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 8 класс
Отличительная особенность данного курса - доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету. Сложность задач нарастает постепенно. Приступа...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (6 класс)
внеурочная деятельность...