Прямая речь
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Очур Гульвира Владимировна

Открытый урок в 5 классе

Тема «Прямая речь».

Цели:

  1. Введение новой темы «Прямая речь» и знаки препинания при ней. Формировать умения разграничивать прямую речь и слова автора.
  2. Развивать умения находить предложения с прямой речью и составлять их самостоятельно.
  3. Воспитывать внимательность и интерес к русскому языку.

 

Методы: работа с учебником, беседа, индивидуальная и групповая работа.

Оборудование: мультимедия, распечатанный материал.

 

 

                                      Ход урока.

1 Организационный момент.

 

 -- Здравствуйте, ребята. Все сегодня присутствуют на уроке? Давайте, проверим вашу готовность к уроку. У каждого должны быть учебник, ручка, тетрадь, карандаш и дневник. Если у всех все есть, давайте сразу же запишем домашнее задание.

(на доске) Д/з Упр. 239, стр. 95.

 

  -- А теперь, настроимся на урок. Прочитайте тему нашего урока. «Прямая речь».

-- Она для вас новая?

-- Если да, что мы значит будем делать сегодня на уроке? (1. Познакомимся с прямой речью и знаками препинания при ней. 2. Научимся находить предложения с прямой речью и составлять их самостоятельно.) 

 

-- Молодцы! А для начала сделаем маленькую языковую разминку. (1 учащийся у доски).

 

-- Теперь, ребята, откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока. Все работают в тетради, а Артыш у доски. (слайд)

   Составить и записать в тетрадь предложение, выполнив следующие действия.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pryamaya_rech.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 5 классе

Тема «Прямая речь».

Цели:

  1. Введение новой темы «Прямая речь» и знаки препинания при ней. Формировать умения разграничивать прямую речь и слова автора.
  2. Развивать умения находить предложения с прямой речью и составлять их самостоятельно.
  3. Воспитывать внимательность и интерес к русскому языку.

Методы: работа с учебником, беседа, индивидуальная и групповая работа.

Оборудование: мультимедия, распечатанный материал.

                                      Ход урока.

1 Организационный момент.

 -- Здравствуйте, ребята. Все сегодня присутствуют на уроке? Давайте, проверим вашу готовность к уроку. У каждого должны быть учебник, ручка, тетрадь, карандаш и дневник. Если у всех все есть, давайте сразу же запишем домашнее задание.

(на доске) Д/з Упр. 239, стр. 95.

  -- А теперь, настроимся на урок. Прочитайте тему нашего урока. «Прямая речь».

-- Она для вас новая?

-- Если да, что мы значит будем делать сегодня на уроке? (1. Познакомимся с прямой речью и знаками препинания при ней. 2. Научимся находить предложения с прямой речью и составлять их самостоятельно.)  

-- Молодцы! А для начала сделаем маленькую языковую разминку. (1 учащийся у доски).

-- Теперь, ребята, откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока. Все работают в тетради, а Артыш у доски. (слайд)

   Составить и записать в тетрадь предложение, выполнив следующие действия.  

  • Из предложения На опушке стояла избушка. Возьмите обстоятельство отвечающее на вопрос (где?)

  • Добавить сказуемое из предложения Чужие дети растут быстро.

  • Из предложения Густая шевелюра Вани мешала читать. Выбрать определение, выраженное прилагательным. Согласовать его с существительным ели.

  • Добавить союз И и дополнить предложение   однородным членом.

--- Молодцы!

2. – А теперь, давайте перейдем к новой теме. Посмотрите, пожалуйста, на листочки, которые я вам раздала и прочитайте.

                                  В тот же день царица злая,

                                  Доброй вести ожидая,

                                  Втайне зеркальце взяла

                                  И вопрос свой задала:

                                 «Я ль, скажи мне, всех милее,

                                  Всех румяней и белее?»

                                 «Ты, царица, спору нет,

                                  Ты на свете всех милее,

                                   Всех румяней и белее», -

                                  Она услышала в ответ.

-- Назовите имя автора и название произведения. Подчеркните слова с которыми царица обращается к зеркалу и ответ зеркала. Это прямая речь.

-- Найдите и выпишите глаголы, которые вводят слова царицы и зеркала. Это слова автора. А теперь откроем учебник на странице 93 и прочитаем, что такое прямая речь и как она графически обозначается.

-- Давайте продолжим знакомство с прямой речью с помощью упражнения 237.

Обратите внимание на интонацию: между словами автора и прямой речью обычно делается пауза.

Запомнить!!! Прямая речь присоединяется к словам автора при помощи различных глаголов, значение которых связано с процессом речи. Их обычно называют глаголами «говорения»:

 Сказать, спросить, крикнуть, произнести, объяснить, просить, проворчать, шепнуть, буркнуть.

-- Какие из этих глаголов употребляются только в разговорной речи?

Обратите внимание! Слова автора могут стоять до и после прямой речи (слайд).

  • Та, в душе её любя, не убила не связала, отпустила и сказала: «Не кручинься, Бог с тобой».

  • «Что? – сказала ей царица, - Где красавица- девица?»

  • «Там, в лесу, стоит одна» - отвечает ей она.

-- Приведите примеры таких предложений.

Чтение материала для наблюдений на страницах 94-95.

-- Давайте познакомимся со схемами расстановки знаков препинания при прямой речи.

3.

 1) Составьте из двух предложений одно с прямой речью. Запишите полученные предложения, правильно расставляя в них знаки препинания 

  • Девочка удивилась. Разве страус не летает.

  • В поход пойдём вместе. Ребята заявили.

2) Запишите предложения, расставляя знаки препинания, подчеркните глаголы «говорения». Над обращением напишите букву О.

  • Стыдно малыши воскликнула Синеглазка.

  • Гусля залез на сцену и закричал ко мне братцы.

  • Мы слишком высоко поднялись объяснил Знайка.

-- Запишите полученные предложения, правильно расставляя в них знаки препинания.

-- Молодцы! Более подробно мы остановимся на этой теме на следующем уроке, так как на эту тему у нас дано два урока.

А теперь подведем итоги.

-- Итак, что мы сегодня узнали и что проделали?

-- Вы сделали для себя какие-то выводы? Какие?

-- Как вы оцениваете свою работу?   Что вам понравилось на уроке? А что нет?

Мы сегодня хорошо поработали спасибо, ребята, урок окончен. До свидания!

                       

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Систематизация и обобщение по теме: "Прямая речь. Постановка знаков препинания при прямой речи".

Материалы этого урока можно использовать при повторении темы : "Прямая речь"....

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

План-конспект урока "Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью" в 5 классе с мультимедийным и раздаточным материалом...

Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое предложения с прямой речью, какие знаки препинания в них ставятся и научимся их строить на примерах литературных произведений....

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью...

Конспект урока "Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс

Конспект урока "Предложения с прямой речью. знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс...

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.

Урок русского языка в 8 классе по теме "Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи" является началом изучения темы "Способы передачи чужой речи" по программе Л. М. Рыбченковой....