Прямая речь
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
Открытый урок в 5 классе
Тема «Прямая речь».
Цели:
- Введение новой темы «Прямая речь» и знаки препинания при ней. Формировать умения разграничивать прямую речь и слова автора.
- Развивать умения находить предложения с прямой речью и составлять их самостоятельно.
- Воспитывать внимательность и интерес к русскому языку.
Методы: работа с учебником, беседа, индивидуальная и групповая работа.
Оборудование: мультимедия, распечатанный материал.
Ход урока.
1 Организационный момент.
-- Здравствуйте, ребята. Все сегодня присутствуют на уроке? Давайте, проверим вашу готовность к уроку. У каждого должны быть учебник, ручка, тетрадь, карандаш и дневник. Если у всех все есть, давайте сразу же запишем домашнее задание.
(на доске) Д/з Упр. 239, стр. 95.
-- А теперь, настроимся на урок. Прочитайте тему нашего урока. «Прямая речь».
-- Она для вас новая?
-- Если да, что мы значит будем делать сегодня на уроке? (1. Познакомимся с прямой речью и знаками препинания при ней. 2. Научимся находить предложения с прямой речью и составлять их самостоятельно.)
-- Молодцы! А для начала сделаем маленькую языковую разминку. (1 учащийся у доски).
-- Теперь, ребята, откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока. Все работают в тетради, а Артыш у доски. (слайд)
Составить и записать в тетрадь предложение, выполнив следующие действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pryamaya_rech.docx | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 5 классе
Тема «Прямая речь».
Цели:
- Введение новой темы «Прямая речь» и знаки препинания при ней. Формировать умения разграничивать прямую речь и слова автора.
- Развивать умения находить предложения с прямой речью и составлять их самостоятельно.
- Воспитывать внимательность и интерес к русскому языку.
Методы: работа с учебником, беседа, индивидуальная и групповая работа.
Оборудование: мультимедия, распечатанный материал.
Ход урока.
1 Организационный момент.
-- Здравствуйте, ребята. Все сегодня присутствуют на уроке? Давайте, проверим вашу готовность к уроку. У каждого должны быть учебник, ручка, тетрадь, карандаш и дневник. Если у всех все есть, давайте сразу же запишем домашнее задание.
(на доске) Д/з Упр. 239, стр. 95.
-- А теперь, настроимся на урок. Прочитайте тему нашего урока. «Прямая речь».
-- Она для вас новая?
-- Если да, что мы значит будем делать сегодня на уроке? (1. Познакомимся с прямой речью и знаками препинания при ней. 2. Научимся находить предложения с прямой речью и составлять их самостоятельно.)
-- Молодцы! А для начала сделаем маленькую языковую разминку. (1 учащийся у доски).
-- Теперь, ребята, откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока. Все работают в тетради, а Артыш у доски. (слайд)
Составить и записать в тетрадь предложение, выполнив следующие действия.
- Из предложения На опушке стояла избушка. Возьмите обстоятельство отвечающее на вопрос (где?)
- Добавить сказуемое из предложения Чужие дети растут быстро.
- Из предложения Густая шевелюра Вани мешала читать. Выбрать определение, выраженное прилагательным. Согласовать его с существительным ели.
- Добавить союз И и дополнить предложение однородным членом.
--- Молодцы!
2. – А теперь, давайте перейдем к новой теме. Посмотрите, пожалуйста, на листочки, которые я вам раздала и прочитайте.
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
«Ты, царица, спору нет,
Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее», -
Она услышала в ответ.
-- Назовите имя автора и название произведения. Подчеркните слова с которыми царица обращается к зеркалу и ответ зеркала. Это прямая речь.
-- Найдите и выпишите глаголы, которые вводят слова царицы и зеркала. Это слова автора. А теперь откроем учебник на странице 93 и прочитаем, что такое прямая речь и как она графически обозначается.
-- Давайте продолжим знакомство с прямой речью с помощью упражнения 237.
Обратите внимание на интонацию: между словами автора и прямой речью обычно делается пауза.
Запомнить!!! Прямая речь присоединяется к словам автора при помощи различных глаголов, значение которых связано с процессом речи. Их обычно называют глаголами «говорения»:
Сказать, спросить, крикнуть, произнести, объяснить, просить, проворчать, шепнуть, буркнуть.
-- Какие из этих глаголов употребляются только в разговорной речи?
Обратите внимание! Слова автора могут стоять до и после прямой речи (слайд).
- Та, в душе её любя, не убила не связала, отпустила и сказала: «Не кручинься, Бог с тобой».
- «Что? – сказала ей царица, - Где красавица- девица?»
- «Там, в лесу, стоит одна» - отвечает ей она.
-- Приведите примеры таких предложений.
Чтение материала для наблюдений на страницах 94-95.
-- Давайте познакомимся со схемами расстановки знаков препинания при прямой речи.
3.
1) Составьте из двух предложений одно с прямой речью. Запишите полученные предложения, правильно расставляя в них знаки препинания
- Девочка удивилась. Разве страус не летает.
- В поход пойдём вместе. Ребята заявили.
2) Запишите предложения, расставляя знаки препинания, подчеркните глаголы «говорения». Над обращением напишите букву О.
- Стыдно малыши воскликнула Синеглазка.
- Гусля залез на сцену и закричал ко мне братцы.
- Мы слишком высоко поднялись объяснил Знайка.
-- Запишите полученные предложения, правильно расставляя в них знаки препинания.
-- Молодцы! Более подробно мы остановимся на этой теме на следующем уроке, так как на эту тему у нас дано два урока.
А теперь подведем итоги.
-- Итак, что мы сегодня узнали и что проделали?
-- Вы сделали для себя какие-то выводы? Какие?
-- Как вы оцениваете свою работу? Что вам понравилось на уроке? А что нет?
Мы сегодня хорошо поработали спасибо, ребята, урок окончен. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Систематизация и обобщение по теме: "Прямая речь. Постановка знаков препинания при прямой речи".
Материалы этого урока можно использовать при повторении темы : "Прямая речь"....
Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
План-конспект урока "Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью" в 5 классе с мультимедийным и раздаточным материалом...
Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».
повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...
Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Сегодня на уроке мы узнаем, что такое предложения с прямой речью, какие знаки препинания в них ставятся и научимся их строить на примерах литературных произведений....
Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью...
Конспект урока "Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс
Конспект урока "Предложения с прямой речью. знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс...
Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.
Урок русского языка в 8 классе по теме "Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи" является началом изучения темы "Способы передачи чужой речи" по программе Л. М. Рыбченковой....