Конспект урока с использованием ИКТ на тему «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места» для 9 класса
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс)

Лукманова Эльза Газимовна

Урок открытия новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn_karta.docx36.69 КБ
Файл pril_ozhenie_1.docx28.38 КБ
Файл prilozhenie_2.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места».

Составитель: учитель русского языка и литературы СОШ д.Старомусино Лукманова Э.Г.

Цель: совершенствовать знания учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять придаточные предложения времени и места от других придаточных.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Знать: знать группы СПП по значению и строению, виды придаточных; Уметь: научить распознавать придаточные предложения места и времени, отличать их от других придаточных, определять место придаточных места и времени в сложноподчиненном предложении; совершенствовать навыки построения и употребления в речи сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными места и времени; совершенствовать навык постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении;  

Метапредметные: развитие навыков монологической речи, групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности).

Личностные: способствовать расширению кругозора, развитию интереса и привитию любви к Родине, к героям Великой Отечественной войны; воспитать у учащихся чувства патриотизма; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

ХОД УРОКА:

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный этап.

Класс делится на 2 группы. Каждая группа садится в круг или полукруг (выбирают то расположение, которое удобней для данного кабинета)

- Здравствуйте, ребята. Сегодня утром каждый из вас перешагнул порог нашей школы. У кого-то с утра хорошее настроение, у кого-то, может быть, немного грустное. Поэтому давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем друг другу открыть новые знания.

-  Открываем тетради, записываем число.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку.

2

Мобилизующий этап.

Чтение подготовленным учеником отрывка из стихотворения К. Симонова «Жди меня». (СЛАЙД 1)

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди.

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Стихотворение К.Симонова «Жди меня» посвященно актрисе Валентине Серовой – будущей жене поэта. Он находился на фронте в качестве корреспондента «Красной звезды».

-Какой прием используется в этом стихотворении?

Чтение подготовленным учеником стихотворения «Раскатывалось эхо над полями» СЛАЙД 2

Раскатывалось эхо над полями

 Там, где сегодня золотится рожь...

 Почтим пришедших добрыми словами,

 Помянем павших всех... Слезами дождь...

 Там, где оставил след сапог солдата,

 Сегодня вырос беленький цветок...

 Храните память о войне, ребята,

 Чтоб вновь не встала на порог!..

Татьяна Дорофеева.

Эти строки посвящены вам, дорогие учащиеся. В них огласки прошедшей войны и призыв к тому, чтоб вы не забывали тех, кто погиб на поле боя, ценили ветеранов ВОВ. (Записываем авторов и их стихотворения)

Читают, слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Автор использует сквозной повтор синтаксической конструкции, анафору, таким образом определяя непрерывность ожидания.

Делают записи в тетради

3

Осмысление учениками темы урока.

А теперь подумайте, какие предложения использовали авторы? Как это может быть связано с темой сегодняшнего урока? Что нового мы должны узнать? (Ответы учащихся)

Итак, тема нашего урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени». (СЛАЙД 3)

Посмотрите еще раз на тему урока. Что вы уже знаете? А что должны узнать нового?

На этом этапе учащиеся вспоминают, что такое предложение, какое предложение называют сложноподчиненным, что такое главное и придаточное предложения, виды придаточных. На основе выведенных на слайде предложений учащиеся определяют тему урока.

4

Cамостоятельное формулирование целей урока.

Зная тему сегодняшнего урока, давайте попробуем определить, какие цели мы должны поставить перед собой, чтобы эту тему усвоить.  

(СЛАЙД 4)

Цели урока:        

учиться находить …

узнать способы связи …;

закрепить умения ставить ...;

учиться правильно употреблять …

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

5

Cамостоятельное формулирование правила.

 Молодцы, ребята. Хорошо.

Мы сегодня убедимся, что такие предложения часто использовали разные писатели и поэты, когда писали о войне.  Я надеюсь, что из сегодняшнего урока вы возьмете для себя много полезного и интересного: узнаете больше о Великой отечественной войне, и ваши сердца преисполнятся гордостью за ваших дедов, которые сражались за свою Родину!  

Не случайно эпиграфом к уроку мы взяли стихотворение Константина Симонова, ведь он один из тех бойцов-корреспондентов, которые вдохновляли своим пером солдат, людей в тылу.  И, как вы знаете, в 2020 году отмечаем 75 Великой Отечественной войне.

- Сейчас поработаем в группах. Ваша задача – определить, какие предложения используются в данных заданиях, и доказать его.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

(СЛАЙДЫ 5, 6)

Учитель: Ребята, для дальнейшей к вашему вниманию представляю предложения, взятые из повести Елены Ильиной «Четвертая высота».

Эта повесть о героине Великой Отечественной войны Гуле Королёвой, о её детстве, школьных годах, о том, как она побывала в Артеке, как снималась в фильмах, о её юности и трагической гибели на фронте. Но настоящее имя Гули – Марионелла. В 1941 Гуля Королёва с матерью и отчимом эвакуировалась в Уфу. В Уфе родила сына Сашу и, оставив его на попечение своей матери, записалась добровольцем на фронт в медико-санитарный батальон 280-го стрелкового полка. Весной 1942 дивизия отправилась на фронт в район Сталинграда.

Книга, написанная Е. Я. Ильиной (1901 —1964), впервые вышла в свет в 1946 году и с тех пор выдержала много изданий. (СЛАЙД 6)

 Записываем автора и произведение.

А теперь приступаем к работе с предложениями в группах. Ваша задача – дать определение сложноподчиненному предложению, полностью охарактеризовать данные предложения, подчеркнуть грамматические основы.

Карточка с вопросами лежит на столе у каждого.

  1. Какие предложения называются сложными? Назовите грамматические основы предложений.
  2. На какие вопросы отвечает подчиненное предложение?
  3. Что служит средством связи между главным предложением и подчиненным?
  4. Какой знак препинания ставится между частями сложноподчиненного предложения?

1 группа:

1)Когда её в первый раз спустили на пол, она вырвала руку, закричала.

2)А когда  она снова вынырнула из воды и поплыла к трапу, её оглушил плеск многих тысяч ладоней.

3)Пока мать собирала её в дорогу, она держала Ёжика на коленях и долго смотрела на него

2 группа:

1)Поезда мчались с быстротой скорых туда, где шла война, и останавливались только для смены паровозов и для набора воды из станционных водокачек.

 2)Люда в халате поверх шинели выбежала встречать раненых туда, где санитары уже вытащили из машины носилки.

3)Воспоминания возвращались туда, где мама и Ежик остались одни…

Учитель: А теперь ваши выступления. Полные сведения о придаточных предложениях места и времени мы узнаем из уст выступающего от имени каждой группы ученика. 

(Учитель помогает при составлении теории. Если данных предложений недостаточно, то предлагаются дополнительные предложения для ускорения понимания учащихся (Приложение 2)

СЛАЙД 7, СЛАЙД 8.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы, выполняют задание.

Делают записи

Работа в группах

Выступления. Защита своей работы.

6

Субъективизация при осмыслении нового материала.

Беседа по вопросам:

– Что из услышанного осталось непонятным?

 – Как вы думаете, почему?

Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы над заданиями. Приводят примеры. Делают выводы, выполняют упражнения.

7

Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

Задание1.

Задание 1. Цифровой диктант.

 1 группа записывает номера сложноподчиненных предложений с придаточными времени,

а 2 - с придаточными места.

Все предложения взяты из стихотворений и произведений о Великой Отечественной войне. Читает учитель, можно на экран вывести.

(СЛАЙД 9,10)

1. Где подступает к морю сад,

Я знаю грот уединенный (В.Я. Брюсов).

2. Пока ему заваривали крепкий чай, он сидел и молчал, продолжая думать. (Симонов)

3. Заснул я во втором часу, когда вечернюю росу пьют совы на кустах. (Д. Самойлов)

4. Там, где прошли ожесточенные бои, воздвигнуты обелиски.

5. Едва лишь я вступил под твой знакомый кров,
Бросаются в глаза мне надписи врагов.  (А.К. Толстой «Приветствую тебя»)

6. И пока он жив и сердце бьется,

Будет в небесах врага крушить!

7. Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.

8. Когда на другой стороне аэродрома сорвался в воздух еще один «юнкерс»,  Алексей погнался за ним. («Повесть о настоящем человеке» Б.Полевой)

9. Там, где небо встретилось с землей,

Горизонт родился молодой.        

10. Когда стало заметно пригревать, Алексей сделал уже изрядное число «шагов» руками. (Б.Полевой "Повесть о настоящем человеке")

11.. Ползет солдат туда, где обжит им уголок окопа.

(СЛАЙД 11)

Ключ:

1 вариант – 2,3,5,6,8,10

2 вариант – 1,4,7,9, 11  

Работа в группах. Учащиеся записывают только цифры.

1 человек из группы выступает

Задание 2.

1 группа. Соедините главные и придаточные предложения. Составьте схемы. (Раздаются листочки с заданиями (Приложение 1)

 (СЛАЙД 12)

1 часть:

1.Васков и девочки пошли туда,

2.Пока там тройка эта кашеварила,

3.Наступила та таинственная минута,

2 часть:

1.  когда одно событие переходит в другое, когда причина сменяется следствием, когда рождается случай.

2. где немцы дорогу знать не могли.

3. Васков с младшим сержантом Осяниной и бойцом Комельковой всю гряду излазили. 

(СЛАЙД 13)

Ответ:

  1. Васков и девочки пошли туда, где немцы дорогу знать не могли.
  2. Пока там тройка эта кашеварила, Васков с младшим сержантом Осяниной и бойцом Комельковой всю гряду излазили.
  3. Наступила та таинственная минута, когда одно событие переходит в другое, когда причина сменяется следствием, когда рождается случай

2 группа. Найдите предложения, соответствующие данным схемам. (Раздаются листочки с заданиями (Приложение 1)        

Текст 1. Целый день он стучал топором: строил нары в пожарном сарае, поскольку зенитчицы на постой к хозяйкам становиться не согласились. Девушки таскали доски, держали, где велел. Они трещали как сороки. Старшина хмуро отмалчивался: боялся за авторитет.

Текст 2. Риту хотели отправить в тыл, а она просилась в бой. Ее гнали, силой запихивали в теплушки, но настырная жена заместителя начальника заставы старшего лейтенанта Осянина через день снова появлялась в штабе укрепрайона. В конце концов взяли санитаркой, а через полгода послали в полковую зенитную школу.

А старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны в утренней контратаке. Рита узнала об этом уже в июле, когда с павшей заставы чудом прорвался сержант-пограничник. (СЛАЙД 14)

 

Текст3. — У вас здоровый коллектив, Маргарита Степановна. Женщины на фронте, сами знаете, — объект, так сказать, пристального внимания. И есть случаи, когда не выдерживают.

Рита опять промолчала.

а)[…], (когда…)      

б)[…], (когда…)                      

в) […], (где…)  (СЛАЙД 15)

Ответ:  

а)[…], (когда…)        Девушки таскали доски, держали, где велел.

б)[…], (когда…)        Рита узнала об этом уже в июле, когда с павшей заставы чудом прорвался сержант-пограничник.

  в) […], (где…)      И есть случаи, когда не выдерживают.        (СЛАЙД 16)

Составленные предложения взяты из повести Бориса Львовича Васильева  «А зори здесь тихие». Это произведение, повествующее о судьбах пяти девушек и их командира во время Второй мировой войны.

Книга Бориса Васильева "А зори здесь тихие..." потрясает до глубины души. Рита, Женя, Лиза, Галя, Соня – это те пять девчонок, которые вступили в неравную борьбу с фашистами. Никто из них не успел осуществить свои мечты, просто не успели они прожить собственную жизнь.  Но они стояли насмерть до конца. (СЛАЙДЫ 17-19)

Работа в группах

Выступление 1 человека из группы.

 Записывают под диктовку определения

Записывают автора и произведение

Задание 3.  

Сейчас  много говорят о героизме, героях… Кто такой герой? – Это тот, кто может пожертвовать собой ради других. Это смелый, решительный человек. А ведь героями не рождаются, героями становятся. Об одном из таких героев, героев нашего времени, я хочу вам рассказать. Мустафа Шакирович Газизов - первый из уроженцев Башкирии полный кавалер ордена Славы. Он родился в д.Новомусино  5 октября 1923 года. После окончания семилетней Старомусинской школы успел поработать трактористом в колхозе «Кызыл бильге». В 19 лет добровольно уходит на фронт. Скончался  27 октября 2005 года.(СЛАЙД 20)

(СЛАЙД 21)

 (1)Мустафа Шакирович Газизов –  первый солдат, который был удостоен высокого звания – полный кавалер трех  степеней ордена Славы.  (2) Если он был удостоен III степени 10 февраля 1944 года, то последующие II и I степени ему присвоили 8 мая и 23 сентября того же года. (3)Из воспоминаний героя: « (4)Бои проходили там, где полегли многие наши братья. (5)Как сегодня помню, гнали мы немцев с Иваново-Фоминска на Украине. (6) С нами был лейтенант Сибагатуллин – командир танкового взвода, они шли впереди нас.(7) А нас, разведчиков, было 11 человек. (8)Немецкий танк «Пантера» охранял движение отступающих  врагов.(9) Когда нам удалось уничтожить танк, мы быстро окружили немецкую колонну. (10)Не ожидавшие такого поворота, немцы сразу подняли руки.» (11)Удивительно, как это разведывательный взвод из 11 автоматчиков и одного танка Т-24 взяли в плен целую колонну немцев!

(12)О подвигах нашего легендарного земляка написано много повестей, очерков, стихов.  (13) У Гилемдара Рамазанова имеются воспоминания о Мустафе Газизове, как о военном корреспонденте.

Вопросы:        

1.Определите стиль текста.

2. Сделайте схему предложений 1 группа – 4, 2 группа – 9.

Подготовленный ученик читает текст

Работают в группах. Выступление 1 ученика из группы.

8

Рефлексивный этап урока

 

  Выставление оценок.

Вывод по уроку:

-Какие произведения литературы о ВОВ вы вспомнили (какими произведениями заинтересовались?)

-Понравился ли вам урок?

Слово учителя:

Помните!

 Через века,

 через года,-

 помните!

 О тех,

 кто уже не придет

 никогда,-

 помните!

 Не плачьте!

 В горле

 сдержите стоны,

 горькие стоны.

 Памяти

 павших

 будьте

 достойны!

 Вечно

 достойны!

 Хлебом и песней,

 Мечтой и стихами,

 жизнью

 просторной,

 каждой секундой,

 каждым дыханьем

 будьте

 достойны!

2 человека выступают с кратким эссе на тему «Что мы сегодня узнали, что было интересным на уроке».

2 человека высказывают мнение о том, что получилось и не получилось у них, что и почему осталось непонятным.

Ответы на вопросы учителя

9

Домашнее задание. (раздается каждому)

1) Теоретический материал выучить (стр. 80 и 81).

2) Упражнение 126.

или

3) составить небольшой  рассказ на тему «Подвиг солдат в наследство потомкам», используя СПП.



Предварительный просмотр:

Приложение №1.

1 группа. Cамостоятельное формулирование правила.

Вопросы:

  1. Какие предложения называются сложными? Назовите грамматические основы предложений.
  2. На какие вопросы отвечает подчиненное предложение?
  3. Что служит средством связи между главным предложением и подчиненным?
  4. Какой знак препинания ставится между частями сложноподчиненного предложения?

1)Когда её в первый раз спустили на пол, она вырвала руку, закричала.

2)А когда  она снова вынырнула из воды и поплыла к трапу, её оглушил плеск многих тысяч ладоней.

3)Пока мать собирала её в дорогу, она держала Ёжика на коленях и долго смотрела на него

2 группа. Cамостоятельное формулирование правила

Вопросы

  1. Какие предложения называются сложными? Назовите грамматические основы предложений.
  2. На какие вопросы отвечает подчиненное предложение?
  3. Что служит средством связи между главным предложением и подчиненным?
  4. Какой знак препинания ставится между частями сложноподчиненного предложения?

1)Поезда мчались с быстротой скорых туда, где шла война,  и останавливались только для смены паровозов и для набора воды из станционных водокачек.

 2)Люда в халате поверх шинели выбежала встречать раненых туда, где санитары уже вытащили из машины носилки.

3)Воспоминания возвращались туда, где мама и Ежик остались одни…

Задание2. 

Задание для 1 группы. Соедините главные и придаточные предложения. Составьте схемы.

1 часть:

1.Васков и девочки пошли туда,

2.Пока там тройка эта кашеварила,

3.Наступила та таинственная минута,

2 часть:

1.  когда одно событие переходит в другое, когда причина сменяется следствием, когда рождается случай.

2. где немцы дорогу знать не могли.

3. Васков с младшим сержантом Осяниной и бойцом Комельковой всю гряду излазили. 

Задание доя 2 группы. Найдите предложения, соответствующие данным схемам.        

а)[…], (когда…)      

б)[…], (когда…)                      

в) […], (где…),  

Текст 1. Целый день он стучал топором: строил нары в пожарном сарае, поскольку зенитчицы на постой к хозяйкам становиться не согласились. Девушки таскали доски, держали, где велел. Они трещали как сороки. Старшина хмуро отмалчивался: боялся за авторитет.

Текст 2. Риту хотели отправить в тыл, а она просилась в бой. Ее гнали, силой запихивали в теплушки, но настырная жена заместителя начальника заставы старшего лейтенанта Осянина через день снова появлялась в штабе укрепрайона. В конце концов взяли санитаркой, а через полгода послали в полковую зенитную школу.

А старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны в утренней контратаке. Рита узнала об этом уже в июле, когда с павшей заставы чудом прорвался сержант-пограничник.

Текст3. — У вас здоровый коллектив, Маргарита Степановна. Женщины на фронте, сами знаете, — объект, так сказать, пристального внимания. И есть случаи, когда не выдерживают.

Рита опять промолчала.



Предварительный просмотр:

Приложение№2

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени.

Придаточное времени относится ко всей главной части, указывает на время протекания действия в главной части, отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и присоединяется к главной части при помощи подчинительных союзов когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др.:

Примеры:

1) Когда враги гранатой били в нас, То и до вас осколки долетали. (Степан Щипачев «Потомкам»)

2) Пока мы, раскрыв рты, их болтовню слушали, остальные уходили с этим... раззявой. (В. Кондратьев «Сашка»)

3) В то время как все существо его рвалось к бурной и яростной защите, он заставил себя медленным, незаметным движением опустить руку в карман и  нащупать там рубчатую рукоять пистолета. (Б.Полевой "Повесть о настоящем человеке")

Сложноподчиненные предложения с придаточными места.

 Придаточные места указывают на место или направление движения, отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней — обстоятельству места, выраженному местоименным наречием (там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду). Средством связи в СПП с придаточными места являются союзные слова где, куда, откуда, выступающие в синтаксической функции обстоятельств:

Примеры:

1)Алексей пополз туда (куда пополз?), куда ушёл самолёт.

2)Люди бежали оттуда (откуда бежали?), откуда доносились взрывы.

3) И там, где сердце ныло от разлуки,—

Там мать поет, качая колыбель. (А.Ахматова)

Домашнее задание.

1) Теоретический материал выучить (стр. 80 и 81).

2) Упражнение 126.

или

3) Составить небольшой  рассказ на тему «Подвиг солдат в наследство потомкам», используя СПП.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточным времени»

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классепо теме  «Сложноподчиненные предложения с придаточным времени» Цели: 1.Познакомить ...

Открытый урок по русскому языку на тему « Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"

Открытый урок по русскому языку на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"  позволит познакомить учащихся с новым видом придаточных предложений, сформировать у них...

Конспект урока по русскому языку по теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными".

Урок разработан для учащихся 9 класса с использованием современных образовательных технологий: проблемно-диалогических, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих. Учебник  Русский язык:...

Урок обобщения изученного материала по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и придаточными изъяснительными. Роль этих синтаксических конструкций в речи»

Урок обобщения изученного материала по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и придаточными изъяснительными. Роль этих синтаксических конструкций в речи»...

Урок по русскому языку на тему: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Разработка открытого урока по русскому языку на тему: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.Проведён в 9 классе....

Учебная презентация для урока русского языка в 9 классе на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными времени"

Учебная презентация для урока русского языка в 9 классе на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными времени" содержит элементы заданий для непрерывной подготовки к ОГЭ...