Двоеточие в бессоюзном сложном предложении план-конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvoetochie_v_bessoyuznom_slozhnom_predlozhenii.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Цель: 1) Усвоение обучающимися особенностей постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знак препинания;
2) Формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым; обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей;
3) Воспитание уважения к предмету, любви к слову.
Ход урока
- Организационный момент
Ⅱ. Актуализация знаний.
1. Блиц-опрос:
- Какие предложения называются сложными?
- Какие две группы сложных предложений вы знаете?
- Чем отличаются союзные сложные предложения от бессоюзных?
- Какие предложения называются бессоюзными?
- В каких случаях в БСП ставится запятая, а в каких – точка с запятой? Примеры из домашнего упражнения?
2. Переход к новой теме.
Запишите предложения, расставив знаки препинания, и скажите, что их объединяет? СЛАЙД 2
1.Однажды Анатоль Франс сказал Словарь является вселенной, уложенной в алфавитном порядке .
2. В моей домашней библиотеке находятся книги разных жанров исторические, научные, фантастика, классика.
3. Любите книгу она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей. (Горький)
ПРОВЕРКА. СЛАЙД3
Ⅲ. Изучение нового материала
1.Создание проблемной ситуации: СЛАЙД 5
Сопоставьте предложения
Народ без книги похож на человека, бредущего с завязанными глазами, потому что он не видит мира. | Народ без книги похож на человека, бредущего с завязанными глазами: он не видит мира |
Народ без книги похож на человека без зеркала, так как ему нельзя увидеть свое лицо. | Народ без книги похож на человека без зеркала: он не видит своего лица. |
- Какие это предложения?
- Как вы думаете, почему поставлены разные знаки препинания?
- Прочитайте предложения и скажите, какие кажутся вам более выразительными?
Почему и в каких случаях мы ставим двоеточие в бессоюзном сложном предложении нам сегодня предстоит узнать. Запишите тему урока: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении .
2. Чтение теоретического материала по учебнику (§34, с. 130 – 131).
3. Коллективное заполнение таблицы: СЛАЙД 5
Смысловые отношения | Можно вставить союз | Примеры |
Пояснение | А именно То есть | |
дополнение | что | |
Причина | Потому что Так как |
Запишите предложенные предложения в соответствующую строку таблицы.
- А.Моруа верил: время – самый честный критик (2) во что?
- Взгляд художника на явления жизни отличается от обыкновенного: он более страстен и более холоден. Потому что (3)
- Я люблю читать книги мои любимые - детективы и фантастика. (а именно)
По какому принципу вы разделяли их по строчкам? (По смыслу)
Давайте сделаем вывод: При каком условии ставится двоеточие в БСП?
Вывод: БСП выполняет свою обычную функцию – разъяснительно-пояснительную.
Ⅳ. Тренировочные упражнения
1. Расставить знаки препинания. Устно произведите синонимичную замену СПП. Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Ведь употребление двоеточия требует особой интонации, предупреждающей о том, что в последующей части содержится пояснение или обоснование, мотивировка содержания предыдущей части.
А) Книг я читаю много: это доставляет мне удовольствие. (потому что) . Причина
Б) Все хорошие книги похожи друг на друга: они правдивее жизни (потому что) причина
В) Вовремя прочитанная книга – огромная удача: она способна изменить жизнь. Так как причины
Г) Я убежден лишь в одном: вдохновение приходит во время труда. (в чем?) объяснение
2. Задание творческое: составьте 2 БСП со значением пояснения. Например:
Мне нравится читать книги: из них узнаешь много интересного.
3. Работа с текстом
«Положи свое сердце у чтения»
(1)Книга и чтение были предметом прославления во все времена и у всех народов. (2)Еще при зарождении письменности почти шесть тысяч лет назад в одном египетском папирусе было написано: «Положи свое сердце у чтения». (3)Какие удивительные и задушевные слова!
(4)Книга и чтение – это великие учителя и воспитатели человеческих душ. (5)Вдумаемся в слова А.И. Герцена: «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. (6)Она росла вместе с человечеством, в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца».
(7)Русский историк и писатель Н.М. Карамзин писал, что история ума представляет две главные эпохи изобретение букв и изобретение типографии. (8)Все другие были их следствием.
(9)История письменности – это история человеческой культуры.
- Внимательно прочитайте текст.
- Найдите БСП с двоеточием.
-Объясните постановку двоеточия в других предложениях.
Ⅴ. Тест
I. Укажите БСП:
1. Это путешествие, я надеюсь, вам понравится.
- Нынче жарко, парит, на дворе тепло.
- День был серый и спокойный, в свежем воздухе пахло морем.
- Солнце светит одинаково всем: и человеку, и зверю, и дереву.
- Однажды, подремав после обеда, - обедали в полдень- Митя вышел из дома и пошел в сад.
- Просился на Кавказ - отказали.
II. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания на месте цифр:
Однажды я увидел эту птицу днём среди камней (1) и очень испугался её стеклянных глаз (2) круглые (3) как пуговицы (4) они были освещены изнутри каким-то угрожающим огнем.
1) 1, 2, 3. 4- запятые 2) 3, 4- запятые; 2- двоеточие
3) 2, 4- запятые 4) 2- двоеточие; 4- запятая.
III. В каких предложениях знаки препинания расставлены верно:
1) Он обладал всеми лучшими качествами: необыкновенной добротой, честностью, любовью ко всему живому.
2) Я с опаской поглядел вверх, тучи опускались все ниже и ниже.
3) То там, то здесь замаячили огни, но как-то недружно: солдаты, видимо, неохотно разводили их.
4) От луж, капель на листьях, мокрых витрин было больно глазам, так все сверкало, переливалось.
IV. Какое утверждение неверно:
1) В БСП части сложного предложения связываются по смыслу и интонационно.
2) В БСП смысловые отношения выражаются менее четко, чем в союзных.
3) Постановка знака препинания в БСП зависит от смысловых отношений между его частями.
4) В БСП ставится двоеточие, если внутри простых уже есть запятые.
Ⅵ. Итоги урока.
Все ли сегодня было понятно?
Что вызвало затруднение?
Ⅶ. Домашнее задание
Из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» выпишите 5 СБП, сделав их пунктуационный разбор.
§35.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 9 классе : "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"
Урок был проведен в гимназии как открытый для учителей-словесников. Материал можно использовать для подготовки учащихся к сдаче ГИА....
Урок в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"
Презентация урока в 9 классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" с использованием инновационных технологий (АСО, технологии критического мышления). К презентации добавлены прило...
Урок русского языка "ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ". 9 класс
Урок разработан с использованием новых технологий: элементов адаптивной системы и разноуровневого обучения. Каждый вид деятельности учащихся оценивается в ходе самопроверки или взаимопроверки. В ...
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".
Урок закрепления знаний по теме, где применяется групповая и парная работа....
«Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».
Цель: развивать умения определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные предложения с разными смысловыми отношениями ...
План - конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".
В представленном плане - конспекте содержится необходимый материал для повторения ранее изученного, объяснения и закрепления темы урока....