Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Тема урока "Повторение и обобщение знаний о наречии", связана с выдающимся российским поэтом, певцом, актёром 20 века В. С. Высоцким.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_narechie_7_klass.docx | 33.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку в 7 классе
Подготовила Первушкина А. В., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Новосельская ООШ» Вознесенского района Нижегородской области
Тема: Повторение и обобщение знаний о наречии.
Цели:
1. Находить наречия в тексте, отличать их от других частей речи;
2. Правильно ставить ударение в наречиях, использовать их как средство повышения изобразительности речи и выражения оценки;
3. Доказывать написание буквенных и небуквенных орфограмм в наречиях.
Задачи:
1. Повторить тему «Наречие».
2. Закрепить изученный материал.
3. Научить учащихся работать в группах, нести ответственность перед своими друзьями группы.
Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; частично-поисковый; диалогический, работа с художественны текстом.
Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, компьютерная презентация; карточки с заданиями, распечатанные тексты стихов В. С. Высоцкого; аудиозаписи песен В. С. Высоцкого
Ход урока:
- Оргмомент. (приветствие учащихся, определение отсутствующих, запись даты, темы урока в тетрадях)
II. Подготовка учащихся к восприятию и усвоению материала. (Слайд3)
( - Ребята, сегодня тему урока мы свяжем с выдающимся российским поэтом, певцом, актёром 20 века В. С. Высоцким. Мы услышим его голос, поучимся понимать его стихи.
Поэтому наш урок обобщения знаний о наречии будет похож на восхождение в горы, к вершинам языка, поэзии. Звучит аудиозапись песни «Если друг…»)
- Сообщение целей и задач урока. Распределение учащихся на четыре группы («связки»), выбор «инструктора» (сильного ученика), условия работы в группах «связках»(если ответы правильны, группа поднимается горы) (Слайд2)
IV. Систематизация и обобщение знаний. Практическая часть. (Слайд4) Группы получают задания на отдельных листочках.
- 1.В строфах «Песни о друге» (Приложение 1) найти наречия, обосновать свой выбор, произвести морфологический разбор.
Если друг оказался
вдруг
И не друг, и не враг,
а – так…
Если сразу не разберёшь,
Плох он или хорош,-
Парня в горы тяни –
рискни!-
Не бросай одного его:
Пусть он в связке в одной
с тобой-
Там поймёшь, кто такой
Если парень в горах –
Не ах,
Если сразу раскис –
И вниз,
Шаг ступил на ледник –
И сник,
Оступился – и в крик,-
Значит рядом с тобой чужой
Ты его не брани –
гони…
Вверх таких не берут,
И тут –
Про таких не поют.
Если ж он не скулил,
Не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шёл,
А когда ты упал со скал,
Он стонал
Но держал
Если шёл он с тобой как в бой,
На вершине стоял - хмельной,-
Значит, как на себя самого
Положись на него.
(Слайд 5) - К какому разряду относятся найденные вами наречия?
Вдруг, сразу, вниз, рядом, вверх
- Почему именно таков выбор? Какую роль играют эти наречия в содержании стихотворного текста? (Эти наречия помогают показать бескомпромиссность ситуации, помогают узнать себя, посмотреть на себя с другой стороны, понять тех, кто рядом)
- 2. Синтаксический разбор предложений, выделенных в 1- ом задании. ( по группам) (Слайд 6)
(- Обратим внимание на границы предложений. Ведь они символичны. Три точки после первой части сложного предложения говорят не только об неоконченности мысли, но и как о порыве верёвки в связке альпинистов - после него либо победа, либо трагедия. Да и весь синтаксический строй предложений песни напоминает звенья страховки связок, устремившихся к вершине )
- 3. Из песни «Холода» (Приложение 2) выписать наречия. Определить, сравнительной степенью какой части речи являются слова: веселей, теплей. (Слайд7)
- 4. Словарный диктант (устно объяснить орфограммы): таинственно, невдалеке, удивлённо, вдали, неподалёку, напрямик, издавна, дотемна, издалека, изредка, вплотную, шёпотом, сплошь. С помощью этих слов составить предложение на тему «Восхождение в горы». (слайд10)
- 5. «Рисуем картину увиденного» (определить роль наречий в тексте). Группы - связки получают тексты с описанием того высотного пояса, которого они смогли достичь в результате ответов по предыдущим заданиям. (слайд 11)
- Мы поднялись ещё выше – и обмерли. Рядом полыхал большой костёр маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только-только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли подымались всё новые и новые туго свёрнутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню. (Е. Носов)
- (Слайд 12)
Здесь лапы у елей дрожат на весу,
Здесь птицы щебечут тревожно –
Живёшь в заколдованном диком лесу,
Откуда уйти невозможно.
Пусть на листьях не будет росы поутру,
Пусть луна с небом пасмурным в ссоре…
- (Слайд 13)
Ну вот, исчезла дрожь в руках,
Теперь – наверх!
Ну вот, сорвался в пропасть страх
Навек, навек.
Для остановки нет причин –
Иду скользя…
И в мире нет таких вершин,
Что взять нельзя.
Здесь голубым сияньем льдов
Весь склон облит,
И тайну чьих – нибудь следов
Гранит хранит…
И я гляжу в свою мечту
Поверх голов
И свято верю в чистоту
Снегов и слов!
- (Слайд 14)«Здесь вам не равнина, здесь климат иной…»
(Связка получает текст всей песни)
v. Подведение итогов уроков. ( Выставление оценок учащимся. Задание на дом: подготовиться к контрольному диктанту. (Слайд 12)
- Итак, ребята, мы вместе с В. С. Высоцким прожили восхождение в горы. Послушайте песню «В суете городов и в потоки машин…»
- Поднимите головы, посмотрите на небо… Среди множества планет в огромной Галактике блуждает маленькая светящаяся точка. Это живое небесное тело связано с именем Владимира Высоцкого.
Использованная литература:
- Высоцкий В. С. Четыре четверти пути.: Сб. / Сост. А. Е. Крылов.- М., 1988
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Если друг оказался
вдруг
И не друг, и не враг,
а – так…
Если сразу не разберёшь,
Плох он или хорош,-
Парня в горы тяни –
рискни!-
Не бросай одного его:
Пусть он в связке в одной
с тобой-
Там поймёшь, кто такой
Если парень в горах –
Не ах,
Если сразу раскис –
И вниз,
Шаг ступил на ледник –
И сник,
Оступился – и в крик,-
Значит, рядом с тобой чужой
Ты его не брани –
гони…
Вверх таких не берут,
И тут –
Про таких не поют.
Если ж он не скулил,
Не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шёл,
А когда ты упал со скал,
Он стонал
Но держал
Если шёл он с тобой как в бой,
На вершине стоял - хмельной,-
Значит, как на себя самого
Положись на него.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Холода, холода…
От насиженных мест
Нас другие зовут города,
Будь то Минск, будь то Брест…
Холода, холода…
Неспроста, неспроста…
От родных тополей
Нас суровые манят места,
Будто там веселей
Неспроста, неспроста…
Как нас дома не грей-
Не хватает всегда
Новых встреч нам и новых друзей,
Будто с нами беда,
Будто с ними теплей.
Как бы ни было нам
Хорошо иногда,
Возвращаемся мы по домам.
Где же наша звезда?
Может, здесь…Может, там…
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Здесь вам не равнина, здесь климат иной,
Идут лавины одна за одной,
И здесь за камнепадом ревёт камнепад.
И можно свернуть, обрыв обогнуть,
Но мы выбираем трудный путь,
Опасный, как военная тропа.
И можно свернуть, обрыв обогнуть,
Но мы выбираем трудный путь,
Опасный, как военная тропа.
Кто здесь не бывал, кто не рисковал,
Тот сам себя не испытал,
Пусть даже внизу он звёзды хватал с небес.
Внизу не встретишь, как не тянись,
За всю свою счастливую жизнь
Десятой доли таких красот и чудес.
Внизу не встретишь, как не тянись,
За всю свою счастливую жизнь
Десятой доли таких красот и чудес.
Нет алых роз и траурных лент,
И не похож на монумент
Тот камень, что покой тебе подарил.
Как Вечным огнём сверкает днём
Вершина изумрудным льдом,
Которую ты так и не покорил.
Как Вечным огнём сверкает днём
Вершина изумрудным льдом,
Которую ты так и не покорил.
И пусть говорят, да, пусть говорят,
Но нет, никто не гибнет зря,
Так лучше, чем от водки и от простуд.
Другие придут, сменив уют
На риск и непомерный труд,
Пройдут тобой не пройденный маршрут.
Другие придут, сменив уют
На риск и непомерный труд,
Пройдут тобой не пройденный маршрут.
Отвесные стены, а ну, не зевай,
Ты здесь на везение не уповай,
В горах ненадежны
Ни камень, ни лёд, ни скала.
Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк,
И молимся, чтобы страховка не подвела.
Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк,
И молимся, чтобы страховка не подвела.
Мы рубим ступени, ни шагу назад,
И от напряженья колени дрожат,
И сердце готово к вершине бежать из груди.
Весь мир на ладони, ты счастлив и нем,
И только немного завидуешь тем,
Другим, у которых вершина ещё впереди.
Весь мир на ладони, ты счастлив и нем,
И только немного завидуешь тем,
Другим, у которых вершина ещё впереди.
1966
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы - просто некуда деться!
И спускаемся вниз с покоренных вершин,
Оставляя в горах, оставляя в горах свое сердце.
Так оставьте ненужные споры!
Я себе уже все доказал -
Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал.
Кто захочет в беде оставаться один?
Кто захочет уйти, зову сердца не внемля?
Но спускаемся мы с покоренных вершин -
Что же делать, и боги спускались на землю.
Так оставьте ненужные споры!
Я себе уже все доказал -
Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал.
Сколько слов и надежд, сколько песен и тем
Горы будят у нас и зовут нас остаться.
Но спускаемся мы - кто на год, кто совсем,
Потому что всегда, потому что всегда мы должны возвращаться.
Так оставьте ненужные споры!
Я себе уже все доказал -
Лучше гор могут быть только горы,
На которых никто не бывал.
1966
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 5 класс
Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....
План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...