Урок "Беглые гласные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Вебер Галина Алексеевна

Материал соответствует требованиям ФГОС, предназначен для учителей русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse.rar152.88 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Класс: 5

 Дата: 14 февраля

Тема урока: Беглые гласные.

Место и роль урока в изучаемой теме: урок первый

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: формирование понятия о чередовании гласных звуков с нулевым путем наблюдения за словами.

Задачи урока:

Образовательные:

- повторить и обобщить знания морфем (частей слова);

- проверить умения находить и выделять корень в однокоренных словах, выполнять морфемный разбор слова;

- закрепить умение графически обозначать морфемы.

Воспитывающие:

- формировать эстетический вкус к слову;

- содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации;

- направить деятельность учащихся на создание творческого продукта.

Развивающие:

- продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности: исследования, наблюдения, анализа, обобщения;

- создать ситуацию успеха, направленную на развитие творческих способностей учащихся;

- продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения;

- развивать мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать понятия корень, приставка, суффикс, окончание и основа слова; уметь находить беглые гласные в морфемах, разбирать по составу слова с беглыми гласными

Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения знаний.

Оборудование и ресурсы:   проектор, ноутбук, презентация по теме урока, раздаточный материал,   карточки с заданиями.

 

Ход урока.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые  УУД

1. Мотивация и учебная деятельность

 Вступительное слово.

Здравствуйте, ребята.

Начинается урок, он пойдет, ребята, впрок.

Много предстоит узнать, постарайтесь все понять.

Учащиеся приветствуют учителя.

Познавательные: осознают учебно-воспитательную задачу.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

1.Словарно-орфографическая работа.

 Запишем число в тетрадях. Словарный диктант. Берем карточки и работаем. При необходимости пользуемся алгоритмом работы. Он у вас на парте.

2.Поднимите смайлики, у кого правильно все.

3.Продолжим нашу словарную работу. Я загадываю загадки, а вы записываете отгадки столбиком.

А) Он бывает прямой и острый, в нем стоят непослушные дети.

Б)Его ищут в поле, он гуляет в голове у некоторых людей.

В)Он бывает морской, бывает и гордиев.

Г) Как назвать по –другому жителя гор?

Д) Большой город, а маленький …

4.Ответы на слайд 1 Открываю ответы. Самопроверка. Поднимите смайлик , у кого все верно.

1.Работа в парах. Диктуют друг другу слова с последующей взаимопроверкой.  

2. Дети поднимают смайлик.

3. Дети пишут отгадки.

Угол ,ветер, узел, горец, городок

 

4. Дети поднимают смайлики.

Личностные: имеют мотивацию к познавательной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач анализ  

Регулятивные: понимают учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3. Выявление места и причины затруднения , выход на тему.

  1. Эти  же слова запишем в Р.п.

 

  1. Какой вопрос поможет? Слайд2
  2. Что произошло со словами?
  3. Подберите синоним к слову  «Исчезла».Слайд 3
  4. Как можно назвать такие гласные, которые убежали?
  5. Кто догадался, какая тема урока.?
  6. Запишем тему.Слайд4
  7. Какие гласные убежали?
  8. Вот они (вывешиваю на доску)Слай5
  9.  Как ещё можно об этом сказать, когда происходит звуковое изменение в слове?
  10.  С чем чередуются наши беглые гласные?

Учитель: мы будем говорить с нулем звуком.

  1. Угла, ветра, узла, горца, городка.
  2. Кого? Чего?
  3. Гласная пропала.
  4. Дети называют: исчезла, убежала….
  5. Беглые гласные.

  1. Дети называют .

  1. Записывают тему в тетрадь

  1. О, Е

  1. Дети смотрят

  1. Чередование звуков.
  2. Ответ : ни с чем

Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решени

проблемы информации.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием я

4. Построение выхода из проблемной ситуации.

- Какова же цель нашей работы?

- Что мы должны сделать, чтобы ответить на эти вопросы?

 

Дети говорят свое мнение.

Регулятивные: контролируют учебные действия, исправляют допущенные ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

5. Реализация построенного проекта

1.Откройте учебник  (Указываю страницы учебника)Слайд6

2. Прочитайте правило и рассмотрите таблицу.

3. О чём не говорили на уроке? Сформулируйте вывод.

4. В какой морфеме не бывает беглых гласных?

1. Дети открывают учебник.

2. Работают с учебником.

3. Делают вывод: беглые гласные бывают в корне, приставке, суффиксе.

4. В окончании.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  1. Выучите правило и расскажите друг другу.
  2. Как появились беглые гласные в языке?

3. Мы убедились, что это явление связано с историческими процессами в языке.

1.Дети учат и рассказывают.

  1. Подготовленный ребёнок рассказывает.

В далекую старину в языке были особые гласные звуки, которые на письме обозначались буквами Ь и Ъ(назывались они ерь и еръ). Они и сейчас есть в русском языке, но они не являются звуками, у них особые функции. В древности они обозначали самостоятельные звуки: ъ- звук,похожий наочень краткое о, а ь – звук, напоминающий краткое е. Писали сънъ, дьнь.

  Прошло много лет, и судьба этих гласных резко изменилась: в одних положениях они выпали, в других заменились гласными о и е.Так из слова сънъ – съна, дьнь- дьня получились сон- сна, день- дня.

 

Регулятивные: учатся корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Познавательные: развивают умение анализировать, сравнивать объекты.

Коммуникативные: создают условия для успешного сотрудничества с учителем, одноклассниками

7. Включение в систему знаний и повторения.

  1. Закрепим наши знания.
  2. Помоги вернуть беглую гласную: Слайд 7

Окно-

Пушинка –

Близкий –

Громкий –

 Орешка –

  1. Запишем предложение, сделаем синтаксический разбор.

Днем было много птиц, но они редко пели.

  1. Найдите в предложении слова с беглой гласной. Выпишите

2 Дети пишут:

Окно- окон

Пушинка –пушинок

Близкий- близок

Громкий –громок

Орешка –орешек

3 Ученик делает у доски.

4 Дети выписывают: редко, днем

Регулятивные: учатся корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Познавательные: развивают умение анализировать, сравнивать объекты.

Коммуникативные: создают условия для успешного сотрудничества с учителем, одноклассниками

8. Рефлексия.

 См.  приложение Слайд 8

Д\З Слайд 9

Слайд10

Дети заполняют анкету, записывают задание

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические выступления

Приложение (анкета для рефлексии)

Ф.И.

 

Научился выделять чередующиеся звуки и беглые гласные, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

 

Научился проверять чередующиеся звуки и беглую гласную в разных частях слова, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!» Поставлю восклицательный знак

 

Научился распознавать чередующиеся гласные и согласные, беглые гласные в разных морфемах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» Поставлю три восклицательных знака

Приложение(историческая справка)

В далекую старину в языке были особые гласные звуки, которые на письме обозначались буквами Ь и Ъ(назывались они ерь и еръ). Они и сейчас есть в русском языке, но они не являются звуками, у них особые функции. В древности они обозначали самостоятельные звуки: ъ- звук,похожий наочень краткое о, а ь – звук, напоминающий краткое е. Писали сънъ, дьнь.

  Прошло много лет, и судьба этих гласных резко изменилась: в одних положениях они выпали, в других заменились гласными о и е.Так из слова сънъ – съна, дьнь- дьня получились сон- сна, день- дня.

 

Приложение (алгоритм работы в парах)

Алгоритм работы.

  1. Получи карточку.
  2. Прочитай слова своей карточки про себя.
  3. Продиктуй слова из своей карточки напарнику и запиши слова, которые он тебе продиктует.
  4. Проверьте друг друга с помощью ваших карточек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Научно-практическая работа «Корневая гласная – самая опасная!» (Зависимость усвоения слов с непроверяемой безударной гласной от приемов их предъявления)

Панкова Вера, 9а Пырирко Юлия, 8а Научный руководитель Ничкова Татьяна Анатольевна,  учитель русского языка и литературы    Авторы данной работы исследуют проблему зависимости усвое...

Тема урока: «Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове»

Цель: формирование умения определять место ударения в словах. Учебные задачи:Направленные на достижение личностных результатов:- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социа...

Логопедическое занятие на тему: "Безударные гласные. Правописание слов с безударными гласными"

quot;Безударные гласные. Правописание слов с безударными гласными"...

Игра для выделения гласного звука в начале слова (кроме звука Ы) и соотнесения звука с графическим символом гласного звука (по Бардышевой)

Цель: научить детей выделять первый гласный звук в слове и соотносить звучащий гласный с символом гласного звука.Инструкция: "Надави" голосом на первый звук (как я: аааангел). Какой звук ты ...