Урок "Беглые гласные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Материал соответствует требованиям ФГОС, предназначен для учителей русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse.rar | 152.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Класс: 5
Дата: 14 февраля
Тема урока: Беглые гласные.
Место и роль урока в изучаемой теме: урок первый
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: формирование понятия о чередовании гласных звуков с нулевым путем наблюдения за словами.
Задачи урока:
Образовательные:
- повторить и обобщить знания морфем (частей слова);
- проверить умения находить и выделять корень в однокоренных словах, выполнять морфемный разбор слова;
- закрепить умение графически обозначать морфемы.
Воспитывающие:
- формировать эстетический вкус к слову;
- содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации;
- направить деятельность учащихся на создание творческого продукта.
Развивающие:
- продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности: исследования, наблюдения, анализа, обобщения;
- создать ситуацию успеха, направленную на развитие творческих способностей учащихся;
- продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения;
- развивать мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать понятия корень, приставка, суффикс, окончание и основа слова; уметь находить беглые гласные в морфемах, разбирать по составу слова с беглыми гласными
Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Личностные: понимание определяющей роли родного языка родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения знаний.
Оборудование и ресурсы: проектор, ноутбук, презентация по теме урока, раздаточный материал, карточки с заданиями.
Ход урока.
Приложение (анкета для рефлексии)
Ф.И. |
|
Научился выделять чередующиеся звуки и беглые гласные, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса. | |
| Научился проверять чередующиеся звуки и беглую гласную в разных частях слова, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!» Поставлю восклицательный знак |
| Научился распознавать чередующиеся гласные и согласные, беглые гласные в разных морфемах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» Поставлю три восклицательных знака |
Приложение(историческая справка)
В далекую старину в языке были особые гласные звуки, которые на письме обозначались буквами Ь и Ъ(назывались они ерь и еръ). Они и сейчас есть в русском языке, но они не являются звуками, у них особые функции. В древности они обозначали самостоятельные звуки: ъ- звук,похожий наочень краткое о, а ь – звук, напоминающий краткое е. Писали сънъ, дьнь.
Прошло много лет, и судьба этих гласных резко изменилась: в одних положениях они выпали, в других заменились гласными о и е.Так из слова сънъ – съна, дьнь- дьня получились сон- сна, день- дня.
Приложение (алгоритм работы в парах)
Алгоритм работы.
- Получи карточку.
- Прочитай слова своей карточки про себя.
- Продиктуй слова из своей карточки напарнику и запиши слова, которые он тебе продиктует.
- Проверьте друг друга с помощью ваших карточек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...
Научно-практическая работа «Корневая гласная – самая опасная!» (Зависимость усвоения слов с непроверяемой безударной гласной от приемов их предъявления)
Панкова Вера, 9а Пырирко Юлия, 8а Научный руководитель Ничкова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Авторы данной работы исследуют проблему зависимости усвое...
Тема урока: «Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове»
Цель: формирование умения определять место ударения в словах. Учебные задачи:Направленные на достижение личностных результатов:- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социа...
Логопедическое занятие на тему: "Безударные гласные. Правописание слов с безударными гласными"
quot;Безударные гласные. Правописание слов с безударными гласными"...
«Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков»
Конспект логопедического занятия...
Игра для выделения гласного звука в начале слова (кроме звука Ы) и соотнесения звука с графическим символом гласного звука (по Бардышевой)
Цель: научить детей выделять первый гласный звук в слове и соотносить звучащий гласный с символом гласного звука.Инструкция: "Надави" голосом на первый звук (как я: аааангел). Какой звук ты ...