Конспект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе по теме "Фразеологизмы и их употребление в речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_5_klasse_po_russkomu_yazyku.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
по теме «Фразеологизмы и их употребление в речи»
Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями
Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Фразеологизмы и их употребление в речи»», организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов.
Планируемые результаты
Личностные:
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершенствованию;) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
- владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); - владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
- способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
Предметные
- представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
- понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
Задачи.
Обучающие: развить умение формулировать определение понятий; развить умение находить заимствованные слова в тексте; формировать умение использовать фразеологизмы в речи; развить умение определять этимологию фразеологизмов; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие: развитие критического мышления обучающихся; развитие внимания обучающихся ; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему; развитие умения групповой и парной работы.
3.Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.
Средства обучения: ПК; мультимедийный проектор; учебник «Русский язык» для 5 класса общеобразовательных учреждений Изд.17-е. Разумовская М.
Ход урока
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.
Приветственное слово. Учитель предлагает улыбнуться соседу по парте и другим одноклассникам. Приветствие учащихся.
2. Актуализация знаний
- Писатель К.И. Чуковский в книге “От двух до пяти” рассказал об интересном случае: “Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха “собаку съела” в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка”. Ребёнок не знал, что означают слова «собаку съела».
Учитель предлагает поразмышлять над высказыванием, интерпретировать его, подумать, как называются такие слова в языке.
(Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками. Учащиеся называют тему урока)
- Да, ребёнок не знал, что в языке есть такие слова. А вы, ребята, из начальной школы уже имеете представление об этой теме. Гонять лодыря мы на уроке не будем, а вспомним, что же это за слова.
- В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, а смысл имеет только все выражение в целом. Так, в приведенном примере “собаку съела” значит “имеет большой опыт, знания в чём-либо”.
3. Целеполагание и мотивирование.
Итак, какова же тема нашего урока? ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.
А что такое фразеологизмы?
Это устойчивые выражения, которые мы используем в готовом виде, в которых нельзя заменять слова.
И какая у нас сегодня цель урока?.
Мы будем в игровой форме совершенствовать навыки объяснять значения фразеологизмов и употреблять их в речи.
Урок мы проведём в игровой форме, а для этого разделимся на две команды.
- Акимова Наташа- капитан.
- Кожевникова Таня.
- Сидоров Иван.
- Козлов Иван.
- Осипова Юлия.- капитан.
- Снегирева Юлия.
- Вавилов Саша.
- Сазонов Данила.
Мы пригласили жюри……….
1 . Конкурс Разминка. «Отвечает каждый…» (отвечает каждый член команды по очереди, если участник ответил сам, то он зарабатывает для своей команды 1 балл, если с помощью команды – то 0,5 балла) Каждому по 2 вопроса.
Вопросы первой команде.
Замените одним словом:
1) куры денег не клюют – много
2) даже бровью не повел – спокоен
3) сломя голову – быстро
4) как снег на голову – внезапно
5) не за горами – рядом
6) в час по чайной ложке – медленно
7) много воды утекло – давно
8) время от времени – изредка
Вопросы второй команде.
Замените одним словом:
1) на птичьих правах – временно (незаконно)
2) в один голос – вместе
3) испокон веку – издавна
4) тютелька в тютельку – точно
5) тяп-ляп – кое-как
6) с гулькин нос – мало
7) как сонная муха – медленно
8) засучив рукава – усердно
2.Работа в группах. Соединить стрелками фразеологизмы и их значения.
Соединить стрелками фразеологизмы и их значение.
Глаза на мокром месте Сильно что-то захотелось
С глазу на глаз Часто плачет
Глаза разгорелись Узнал истинное положение
Глаза открылись Наедине
Вкладывать душу Думать, решать что-нибудь трудное
Не ударить в грязь лицом Добиваться, достигать полного взаимопонимания
Находить общий язык Отдавать себя целиком
Ломать голову Показать себя с лучшей стороны
Оказать медвежью услугу Не получить того, на что рассчитывал
Комар носа не подточит Подвести кого-либо
Уйти несолоно хлебавши Жить дружно, в согласии
Душа в душу Не к чему придраться
3. Применение нового знания в стандартной ситуации.
Учитель консультирует в случае необходимости, ученики выполняют самостоятельно
Выборочный диктант ( выписать только фразеологизмы)
золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.
4.Минутка отдыха. Учитель читает стихотворение (выполняет движения руками, а дети копируют эти движения)
Бывает частенько, что слово одно,
Но служит по-разному людям оно.
Примеры тут можно найти без труда
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство ушло,
С тех пор уже много воды утекло.
Случалось, что в школе я правил не знал,
Молчал при опросе: воды в рот набрал.
Зато болтуну мы заметить не прочь:
– Не хватит ли воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
– Довольно лить воду! Ты дело давай!
О смелом мы вправе сказать наперед:
– Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!
И утки и гуси – сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода!
Лентяй отдыхает, а время идет, –
Под камень лежачий вода не течет.
Лгунишка наврет, не поймешь для чего, –
На чистую воду выводят его.
Работать впустую? Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом.
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода!»
5. Конкурс «Писатели» (Приглашаются по два участника от каждой команды, им предстоит поработать с текстом: вставить фразеологизмы.)
Текст для первой команды
Нос – орган обоняния: если что-то не нравится, то нос …. Если сильно расстраиваются, приходят в отчаяние, то его …. Если человеку хотят показать, что он не к месту любопытен, вмешивается в то, во что не следует, то его просят … нос … . Нос очень удобен, чтобы за него … , если обладателя этого носа хотят обмануть, одурачить, и тогда все про такого человека с сожалением говорят: «Ах, он дальше … носа … .» А если кто-то кого-то в чем-то превзошел, то этот самый кто-то с гордостью восклицает: «Я всем нос …!» Чтобы лучше запомнить какую-нибудь информацию, ее нужно ….. на носу. Словом, нос – это не только орган обоняния.
(Фразеологизмы: нос воротить, повесить нос, не суй нос не в свое дело, водить за нос, дальше собственного носа не видеть, нос утереть, зарубить на носу.)
Текст для второй команды
Язык чрезвычайно важен для человека. С помощью языка мы можем говорить, общаться друг с другом. Но если человек болтлив, то говорят, что у него язык … . Если же этот болтун любит рассказывать чужие секреты, то значит, что у него слишком …. язык. Такому человеку можно посоветовать, чтобы он почаще … язык …. , а то и вовсе язык …. Ну а если болтун не исправляется, то тогда язык ему можно и … . Но бывает, что человека никак не удается разговорить, и тогда про него скажут: «Молчит, словно язык …». Отчаиваться не стоит, может быть, язык у него еще … .
(Фразеологизмы: язык без костей, длинный язык, держать язык за зубами, язык прикусить, укоротить язык, язык проглотить, развязать язык.)
6 кроссворд.
Пока наши писатели пишут. Мы попробуем отгадать кроссворд.
Каждой команде задается вопрос, нужно ответить, дополнив фразеологизм.
а) – Надеюсь, Вы поднимались когда-нибудь на колесе обозрения? Не правда ли, дух … (захватывает) и весь город виден … (как на ладони).
б) – У меня есть сестренка. Она очень подвижная, целый день прыгает … (как коза) и поговорить любит, трещит … (как сорока, как из пулемета.)
А теперь каждый капитан получает задание «Найти спрятанное слово». (Максимальная оценка – 10 баллов: по 1 баллу за каждое правильно угаданное слово и 1 балл дополнительно тому капитану, который быстрее выполнит задание.)
1) хитрый как … (лиса)
2) ходить как … (тигр) в клетке
3) трудолюбивый как … (пчела)
4) голодный как … (волк)
5) острый как … (нож)
6) неуклюжий как … (медведь)
7) как … (снег) на голову
8) писать как … (курица) лапой
9) храбрый как … (лев)
Спрятанное слово – сравнение.
Вопрос к болельщикам: а почему спрятанное слово именно «сравнение»? (Все фразеологизмы представляют собой сравнительные обороты.)
7.Задание для всех
Иногда для характеристики человека используют фразеологические обороты, отражающие какие- либо качества, черты характера в сравнении с животными.
Например, говорят, труслив как заяц.
Закончите предложение.
Болтлив как … сорока
Надут как … индюк
Изворотлив как … уж
Здоров как … бык
Упрям как … осел
Нем как … рыба
Работает как … лошадь
Вывод: Фразеологизмы можно использовать для характеристики человека, чтобы подчеркнуть его те или иные качества.
8. Проверка работы «писателей». Максимальный балл – 8 (7 -по количеству правильно добавленных фразеологизмов и 1 балл – поощрительный – за выразительное чтение текста.)
9. Шуточные вопросы( обеим командам) Какая быстрее ответит.
В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?
Как дважды два (знать).
Может ли вопрос заболеть?
Да, во фразеологизме «больной вопрос».
Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть холодным?
Да, во фразеологизме «И след простыл».
Может ли горе быть в жидком состоянии?
Да, во фразеологизме «Хлебнуть горя».
Есть ли глаза у правды?
Да, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза».
Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?
Каша.
Известно, что собственный локоть укусить невозможно. А какой фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает?
«Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном).
Может ли правда иметь неприятный вкус?
Да, «горькая правда».
Какого цвета бывает тоска?
Зеленого; «тоска зеленая».
10.«На загадку дай отгадку».
- Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают, не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши.)
- Его вешают, приходя в унынье, его задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (Нос.)
- Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)
- Его проглатывают, упорно не желая говорить, он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко, за него тянут или дергают, заставляя высказаться, его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего (Язык).
Конкурс № 11 « Что это значит? »
Объясните значение фразеологизмов, их происхождение.
(Команды берут у по 2 билета, на которых следующие фразеологизмы:
- Авгиевы конюшни
- Кануть в Лету
- Ахиллесова пята
- Яблоко раздора
1.Авгиевы конюшни – очень загрязнённое место, крайний беспорядок. (Из мифа о Геркулесе. По мифу, конюшни Авгия, царя Элиды, которые не убирались 30 лет, Геркулес очистил в один день, направив через них воды бурной реки Алфей).
2. Кануть а Лету – бесследно исчезнуть, навсегда оказаться забытым. (Из античной мифологии Лета – река забвения в подземном царстве).
3.Ахиллесова пята – уязвимое место, слабая сторона.(Из греческого мифо об Ахиллесе, единственно уязвимым местом которого была пятка, не коснувшаяся чудодейственной воды реки Стикс).
4. Яблоко раздора - причина ссоры.(Из древнегр. мифа о ссоре Геры, Афины, и Афродиты по поводу того, кому должно принадлежать яблоко с надписью « Прекраснейшей»).
12.Напишите сочинение-миниатюру “На уроке”, используя фразеологизмы: набрать воды в рот, повесить нос, бить баклуши, держать язык за зубами, хлопать ушами, ловить ворон. (5-7 предложений).
(Пишут творческую работу, затем читают её в классе, оценивая и рецензируя работы одноклассников)
13. Представление каждой командой своего проекта по данной теме.
Презентации.
Жюри оценивает конкурс.
13.Домашнее задание по выбору учащегося:
1) подготовить сообщение «История одного фразеологизма»
2) нарисуйте фразеологизм на альбомном листе, составьте с ним три предложения
3) выписать из художественной литературы 5 предложений с фразеологизмами.
14. Подведение итогов конкурса. Слово жюри. Призы командам.
15. Подведение итогов урока: обсуждение игры.
- С какой целью мы провели сегодня игру?
- Какие задания вам понравилось выполнять?
- Какие задания показались сложными?
- Что вы хотели бы изменить в организации игры?
- Умею ли я опознавать фразеологизмы?
- Понимаю ли я смысл фразеологизмов?
- Умею ли я употреблять в речи фразеологизмы?
- Испытывал ли трудности на уроке?
Желающие могут ответить
«Пантомима»
Давайте попробуем оценить каждый свою работу. Если считаете, что вы на уроке хорошо работали, внимательно слушали и узнали много нового и интересного, то поднимите руки вверх – вы собой довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично. Кто желает прокомментировать свою работу или может отметить работу одноклассника, команды?
Спасибо всем участникам игры, членам жюри и болельщикам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира
Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Конспект урока русского языка в 5 классе "Происхождение лексики русского языка". Материалы фестиваля педагогических идей "Открытый урок".
Материала Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"...
Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».
Конспект урока русского языкаПредмет: русский языкКласс: 5Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.Название раздела: На каком языке мы гово...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...
конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"
Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...