Конспект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Шестопалова Юлия Александровна

Урок русского языка в 5 классе по теме "Фразеологизмы и их употребление в речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_5_klasse_po_russkomu_yazyku.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

по теме «Фразеологизмы и их употребление в речи»

Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Фразеологизмы и их употребление в речи»», организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов.

Планируемые результаты

Личностные: 

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  • стремление к речевому самосовершенствованию;) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
     адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
  •  владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;  овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:  способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

Предметные

  • представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;
  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
  • понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Задачи.

Обучающие: развить умение формулировать определение понятий; развить умение находить заимствованные слова в тексте; формировать умение использовать фразеологизмы в речи; развить умение определять этимологию фразеологизмов; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие: развитие критического мышления обучающихся; развитие внимания обучающихся ; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему; развитие умения групповой и парной работы.

3.Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения: ПК; мультимедийный проектор; учебник «Русский язык» для 5 класса общеобразовательных учреждений Изд.17-е. Разумовская М.

Ход урока

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Приветственное слово. Учитель предлагает улыбнуться соседу по парте и другим одноклассникам. Приветствие учащихся.

2. Актуализация знаний

- Писатель К.И. Чуковский в книге “От двух до пяти” рассказал об интересном случае: “Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха “собаку съела” в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка”. Ребёнок не знал, что означают слова «собаку съела».

Учитель предлагает поразмышлять над высказыванием, интерпретировать его, подумать, как называются такие слова в языке.

(Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками. Учащиеся называют тему урока)

- Да, ребёнок не знал, что в языке есть такие слова. А вы, ребята, из начальной школы уже имеете представление об этой теме. Гонять лодыря мы на уроке не будем, а вспомним, что же это за слова.

- В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, а смысл имеет только все выражение в целом. Так, в приведенном примере “собаку съела” значит “имеет большой опыт, знания в чём-либо”.

3. Целеполагание и мотивирование.

Итак, какова же тема нашего урока? ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.

А что такое фразеологизмы?

Это устойчивые выражения, которые мы используем в готовом виде, в которых нельзя заменять слова.

И какая у нас сегодня цель урока?.

Мы будем в игровой форме совершенствовать навыки объяснять  значения фразеологизмов и употреблять их в речи.

Урок мы проведём в игровой форме, а для этого  разделимся на две команды.

  1. Акимова Наташа- капитан.
  2. Кожевникова Таня.
  3. Сидоров Иван.
  4. Козлов Иван.

  1. Осипова Юлия.- капитан.
  2. Снегирева Юлия.
  3. Вавилов Саша.
  4.  Сазонов Данила.

Мы пригласили жюри……….

1 . Конкурс Разминка. «Отвечает каждый…» (отвечает каждый член команды по очереди, если участник ответил сам, то он зарабатывает для своей команды 1 балл, если с помощью команды – то 0,5 балла) Каждому по 2 вопроса.

Вопросы первой команде.

Замените одним словом:

1) куры денег не клюют – много

2) даже бровью не повел – спокоен

3) сломя голову – быстро

4) как снег на голову – внезапно

5) не за горами – рядом

6) в час по чайной ложке – медленно

7) много воды утекло – давно

8) время от времени – изредка

Вопросы второй команде.

Замените одним словом:

1) на птичьих правах – временно (незаконно)

2) в один голос – вместе

3) испокон веку – издавна

4) тютелька в тютельку – точно

5) тяп-ляп – кое-как

6) с гулькин нос – мало

7) как сонная муха – медленно

8) засучив рукава – усердно

2.Работа в группах. Соединить стрелками фразеологизмы и их значения.

Соединить стрелками фразеологизмы и их значение.

Глаза на мокром месте                          Сильно что-то захотелось

С глазу на глаз                                        Часто плачет

Глаза разгорелись                                  Узнал истинное положение

Глаза открылись                                     Наедине

Вкладывать душу                                    Думать, решать что-нибудь трудное

Не ударить в грязь лицом                      Добиваться, достигать полного взаимопонимания

Находить общий язык                            Отдавать себя целиком

Ломать голову                                         Показать себя с лучшей стороны

Оказать медвежью услугу                      Не получить того, на что рассчитывал

Комар носа не подточит                          Подвести кого-либо

Уйти несолоно хлебавши                         Жить дружно, в согласии

Душа в душу                                              Не к чему придраться

3. Применение нового знания в стандартной ситуации. 

Учитель консультирует в случае необходимости, ученики выполняют самостоятельно

Выборочный диктант ( выписать только фразеологизмы)

золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.

4.Минутка отдыха. Учитель читает стихотворение  (выполняет движения руками, а дети копируют эти движения)

Бывает частенько, что слово одно,

Но служит по-разному людям оно.

Примеры тут можно найти без труда

Возьмем хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство ушло,

С тех пор уже много воды утекло.

Случалось, что в школе я правил не знал,

Молчал при опросе: воды в рот набрал.

Зато болтуну мы заметить не прочь:

– Не хватит ли воду-то в ступе толочь!

Не прочь и другому сказать невзначай:

– Довольно лить воду! Ты дело давай!

О смелом мы вправе сказать наперед:

– Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!

И утки и гуси – сухие всегда.

Заметили люди: как с гуся вода!

Лентяй отдыхает, а время идет, –

Под камень лежачий вода не течет.

Лгунишка наврет, не поймешь для чего, –

На чистую воду выводят его.

Работать впустую? Что скажут потом?

Не дело, мол, воду носить решетом.

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода!»

5. Конкурс «Писатели» (Приглашаются по два участника от каждой команды, им предстоит поработать с текстом: вставить фразеологизмы.)

Текст для первой команды

Нос – орган обоняния: если что-то не нравится, то нос …. Если сильно расстраиваются, приходят в отчаяние,  то его …. Если человеку хотят показать, что он не к месту любопытен, вмешивается в то, во что не следует, то его просят … нос …  . Нос очень удобен, чтобы за него …  , если обладателя этого носа хотят обмануть, одурачить, и тогда все про такого человека с сожалением говорят: «Ах, он дальше … носа … .» А если кто-то кого-то в чем-то превзошел, то этот самый кто-то с гордостью восклицает: «Я всем нос …!» Чтобы лучше запомнить какую-нибудь информацию, ее нужно ….. на носу. Словом, нос – это не только орган обоняния.

(Фразеологизмы: нос воротить, повесить нос, не суй нос не в свое дело, водить за нос,  дальше собственного носа не видеть, нос утереть, зарубить на носу.)

Текст для второй команды

Язык чрезвычайно важен для человека. С помощью языка мы можем говорить, общаться друг с другом. Но если человек болтлив, то говорят, что у него язык  … . Если же этот болтун любит рассказывать чужие секреты, то значит, что у него слишком ….   язык. Такому человеку можно посоветовать, чтобы он почаще …  язык …. , а то и вовсе язык  …. Ну а если болтун не исправляется, то тогда язык ему можно и …  . Но бывает, что человека никак не удается разговорить, и тогда про него скажут: «Молчит, словно язык …». Отчаиваться не стоит, может быть, язык у него еще … .

(Фразеологизмы: язык без костей, длинный язык, держать язык за зубами, язык прикусить, укоротить язык, язык проглотить, развязать язык.)

6 кроссворд.

Пока наши писатели пишут. Мы попробуем отгадать кроссворд.

Каждой команде задается вопрос, нужно ответить, дополнив фразеологизм.

а) – Надеюсь, Вы поднимались когда-нибудь на колесе обозрения? Не правда ли, дух … (захватывает) и весь город виден … (как на ладони).

б) – У меня есть сестренка. Она очень подвижная, целый день прыгает … (как коза) и поговорить любит, трещит … (как сорока, как из пулемета.)

А теперь каждый капитан получает задание «Найти спрятанное слово». (Максимальная оценка – 10 баллов: по 1 баллу за каждое правильно угаданное слово и 1 балл дополнительно тому капитану, который быстрее выполнит задание.)

1) хитрый как … (лиса)

2) ходить как … (тигр) в клетке

3) трудолюбивый как … (пчела)

4) голодный как … (волк)

5) острый как … (нож)

6) неуклюжий как … (медведь)

7) как … (снег) на голову

8) писать как … (курица) лапой

9) храбрый как … (лев)

Спрятанное слово – сравнение.

Вопрос к болельщикам: а почему спрятанное слово именно «сравнение»? (Все фразеологизмы представляют собой сравнительные обороты.)

7.Задание для всех

Иногда для характеристики человека используют фразеологические обороты, отражающие какие- либо качества, черты характера в сравнении с животными.

Например, говорят, труслив как заяц.

  Закончите предложение.

Болтлив как …               сорока

Надут как …               индюк

Изворотлив как …         уж

Здоров как …          бык

Упрям как …           осел

Нем как …                                  рыба

Работает как …                 лошадь

Вывод: Фразеологизмы можно использовать для характеристики человека, чтобы подчеркнуть его те или иные качества.

8. Проверка работы «писателей». Максимальный балл – 8 (7 -по количеству правильно добавленных фразеологизмов и 1 балл – поощрительный – за выразительное чтение текста.)

9. Шуточные вопросы( обеим командам) Какая быстрее ответит.

В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?

Как дважды два (знать).

Может ли вопрос заболеть?

Да, во фразеологизме «больной вопрос».

Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть холодным?

Да, во фразеологизме «И след простыл».

Может ли горе быть в жидком состоянии?

Да, во фразеологизме «Хлебнуть горя».

Есть ли глаза у правды?

Да, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза».

Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?

Каша.

Известно, что собственный локоть укусить невозможно. А какой фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает?

«Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном).

Может ли правда иметь неприятный вкус?

Да, «горькая правда».

Какого цвета бывает тоска?

Зеленого; «тоска зеленая».

10.«На загадку дай отгадку».

  1. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают, не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.  (Уши.)
  2. Его вешают, приходя в унынье, его задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (Нос.)
  3. Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)
  4.  Его проглатывают, упорно не желая говорить, он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко, за него тянут или дергают, заставляя высказаться, его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего (Язык).

Конкурс № 11  « Что это значит? »

   Объясните значение фразеологизмов, их происхождение.

(Команды берут у по 2  билета, на  которых  следующие фразеологизмы:

  • Авгиевы конюшни
  • Кануть в Лету
  • Ахиллесова пята
  • Яблоко раздора

  1.Авгиевы конюшни –  очень загрязнённое место, крайний беспорядок. (Из мифа о Геркулесе. По мифу,  конюшни Авгия, царя Элиды, которые не убирались 30 лет, Геркулес очистил в один день, направив через них воды бурной реки Алфей).

  2. Кануть а Лету – бесследно исчезнуть, навсегда оказаться забытым. (Из античной мифологии Лета – река забвения в подземном царстве).

  3.Ахиллесова пята – уязвимое место, слабая сторона.(Из греческого мифо об Ахиллесе, единственно уязвимым местом которого была пятка, не коснувшаяся чудодейственной воды реки Стикс).

  4. Яблоко раздора -  причина ссоры.(Из древнегр. мифа о ссоре Геры, Афины, и Афродиты по поводу того, кому должно принадлежать яблоко с надписью « Прекраснейшей»).

12.Напишите сочинение-миниатюру “На уроке”, используя фразеологизмы: набрать воды в рот, повесить нос, бить баклуши, держать язык за зубами, хлопать ушами, ловить ворон. (5-7 предложений).

(Пишут творческую работу, затем читают её в классе, оценивая и рецензируя работы одноклассников)

13. Представление каждой командой своего проекта по данной теме.

Презентации.

Жюри оценивает конкурс.

13.Домашнее задание по выбору учащегося:

1)        подготовить сообщение «История одного фразеологизма»

2)        нарисуйте фразеологизм на  альбомном листе, составьте с ним три предложения

3)        выписать из художественной литературы 5 предложений с фразеологизмами.

14. Подведение итогов конкурса. Слово жюри. Призы командам.

15. Подведение итогов урока: обсуждение игры.

- С какой целью мы провели сегодня игру?

- Какие задания вам понравилось выполнять?

- Какие задания показались сложными?

- Что вы хотели бы изменить в организации игры?

  • Умею  ли я опознавать фразеологизмы?
  • Понимаю ли я смысл фразеологизмов?
  • Умею ли я употреблять в речи фразеологизмы?
  • Испытывал ли трудности на уроке?

Желающие могут ответить

«Пантомима»

Давайте попробуем оценить каждый свою работу. Если  считаете, что вы на уроке хорошо работали,  внимательно слушали и узнали много нового и интересного, то поднимите руки вверх – вы собой довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично. Кто желает прокомментировать свою работу или может отметить работу одноклассника, команды?

Спасибо всем участникам игры, членам жюри и болельщикам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира

Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».

Конспект урока русского языкаПредмет: русский языкКласс: 5Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.Название раздела: На каком языке мы гово...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"

Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...