Конспект по письму и развитию речи
план-конспект урока по русскому языку
Тема: "Склонения имен прилагательных мужского и среднего рода"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_skl_pril_m_i_sr_sroda.docx | 239.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода.
Класс: 7 г
Тип урока: формирование и закрепление знаний.
Цель: закреплять умения определять род, число, падеж имён прилагательных;
обобщить знания учащихся о склонении имён прилагательных мужского и среднего рода.
Задачи:
- закреплять умения проверять родовые и падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода;
- развивать орфографическую зоркость;
- коррекция и развитие познавательных процессов;
- выработка у учащихся потребности в контроле и оценивании своей учебной деятельности;
- расширять и обогащать словарный запас.
- Воспитывать любовь и интерес к языку.
Ход урока.
I Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада вновь приветствовать вас!
Эмоциональный настрой.
Сядьте ровно, посмотрите на меня. Улыбнёмся друг другу.
Урок сегодня особенный. У нас сегодня гости. Постарайтесь быть внимательными, активными и дружелюбными.
II Актуализация знаний.
Найдите пару
(у учащихся карточки с именами существительными, на доске карточки с именами прилагательными; дети подходят к доске и прикрепляют карточки так, чтобы получилось словосочетание, определяют падеж)
Холодное утро, по лесной дорожке, белоснежное одеяло, на пушистом снегу, зимним вечером
из снежных сугробов , по узкой тропинке, зимнее солнышко
III Сообщение темы урока.
- Сегодня мы поговорим об имени прилагательном, закрепим навыки склонения имен прилагательных мужского рода и среднего рода, правильного написания окончаний прилагательных мужского и среднего рода.
- Сегодня тема урока «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода»(слайд 1)
-Что такое прилагательное? (слайд 2)
-Как изменяются имена прилагательные? (по числам, родам и падежам) (слайд 3)
-На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (слайд 4)
IV Обобщение материала.
Мы проведём урок на «Опушке леса», увидим красоту зимнего леса ( слайд5)
1)Отгадайте загадку: (Слайд 6)
Кто, угадай - ка,
Седая хозяйка:
Тряхнёт перинки,
Над миром –пушинки? ? Зима.
Какая часть речи поможет точнее и красочнее описать красоту зимнего леса?
зима какая? (называют признаки).
Посмотрите, как много слов вы сказали, и все они похожи. Чем?( имена прилагательные)
2)Работа в тетрадях «Украшение текста прилагательными»(слайд 7)
- Нужно украсить текст прилагательными. Вставить в текст подходящие прилагательные (дифференцированная работа)
Зима в лесу.
……….день. ……. шубки надели сосны. …………снег на ветках . Как хорошо дышать ……….воздухом.
3)Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь — вода в руке. (Снежинки.) (слайд 8)
-Вот мы и понаблюдаем за снежинками. (слайд 9)
- Что вам напомнили эти снежинки? Догадайся, что это такое? - ий, - ое, - ый, -ее, -ая, -яя, -ой
(Окончания прилагательных м. р., ж. р., ср. р.)
- На сколько групп можно разделить эти окончания?
м.р. ср.р. ж.р
- ий - ое -ая
- ый - ее -яя
- ой
4). Динамическая пауза.
Называю словосочетание - дети определяют род: м.р. - хлопают мальчики,
ж.р.- хлопают девочки, ср. р –тишина.
лыжный поход, зимнее утро , хорошая погода, морозный возду, крепкий лед, небо голубое, снежная зима, красивый снеговик, большая сосулька.
5).-От чего зависят окончания имён прилагательных? (от вопроса)
-Как правильно написать окончание имён прилагательных? (что в вопросе, то в ответе)- Только нужно помнить, что после твёрдых согласных в окончаниях прилагательных пишем О или Ы, а после мягких- И или Е.
- Изменение окончаний по падежам как называется? ( склонением)
- Можно ли определить падеж по окончанию? (Нет, т.к. окончания встречаются одинаковые.) - А как можно определить падеж у прилагательного? ( Прилагательное неразрывно связано с именем существительным, поэтому можно определить падеж по имени существительному.)
-Давайте вспомним, как мы определяем падеж имен прилагательных.
- Какие шаги мы должны сделать?
1 шаг – найти существительное, связанное с именем прилагательным (слайд 10)(На покрывале (каком?) снежном)
2 шаг – определить падеж у имени существительного (слайд 11) На (чём?) на покрывале – предложный падеж.)
3 шаг – по падежу существительного определить падеж прилагательного(слайд 12)
Мы хорошо потрудились, пора отдохнуть.
V. Физминутка. Зимой (слайд 13)
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)
Работа в группах. Игра «Горка».
- Сейчас каждый ряд получит по одной карточке.
Какая зима обходится без катания с горки? (Слайд 14 )
-На «горке» имя прилагательное, предлагаю просклонять прилагательное вместе с существительным подберите к нему окончание, запишите, выделите окончание
И.п. бел….. снег бел… покрывало
Р.п. бел…. снег… бел…покрывал…
Д.п. бел…. снег… бел…покрывал…
В.п бел…… снег… бел…покрывало
Т.п. бел…..снег… бел…покрывал…
П.п о бел….. снег… о бел…покрывал…
-Заполнение карточек «Окончания прилагательных муж. и ср. рода.»
Работают по таблице.
И.п. - ОЙ, -ЫЙ -ое , ее
Р.п. -ОГО -его
Д.п. ОМУ
В.п. -ОЙ, -ЫЙ -ое, -ее
Т.п. -ИМ , -ЫМ
П.п. -ОМ, -ОМ
Понаблюдай и сделай вывод (Слайд 15 )
Правописание окончаний прилагательных мужского и среднего рода.
Озвучивают памятку.
Когда есть прилагательное (Слайд 16)
И нужно обязательно
Узнать про окончание –
Внимание, внимание!
Правил легче нет на свете:
Что в вопросе – то в ответе!
После твердых согласных в окончаниях прилагательных пишем О или Ы.
После мягких согласных и шипящих пишем И или Е.
8)Работа с учебником. стр. 114 правило
упражнение 144 стр. 113(слайд 17)
-Понаблюдаем за окончаниями прилагательных и сделаем вывод.(слайды 18-19)
Домашнее задание. Стр. 119, упр.152(слайд 20)
VI. Подведение итогов. (слайд 21)
Игра «Или нет, или да, а не знаешь – не беда».
Имя прилагательное –часть речи?
Имена прилагательные склоняются?
В русском языке есть 7 падежей?
У прилагательных м.р. и ср.р. в родительном падеже окончание -ого, -его?
Определить род прилагательного можно по вопросу?
- Как проверить правильность написания окончаний имен прилагательных?
по вопросам(надо найти существительное, к которому относится прилагательное, от него поставить вопрос к прилагательному и по нему определить, какое окончание следует писать)
VII.Выставление оценок.
VIII. Рефлексия
Учащиеся с помощью карточек с изображением смайликов (весёлого, задумчивого) оценивают свою работу на уроке, поднимают:
-весёлого, если на уроке было интересно, всё поняли;
-задумчивого, если иногда были трудности, сомнения.
Спасибо за урок. (слайд 21)
Холодное |
утро |
по лесной |
дорожке |
белоснежное |
одеяло |
на пушистом |
снегу |
зимним |
вечером |
из снежных |
сугробов |
по узкой |
тропинке |
зимнее |
солнышко |
Зима в лесу. |
Зима в лесу. |
Зима в лесу. |
Зима в лесу. |
Зима в лесу. |
Зима в лесу. |
Зима в лесу. |
Зима в лесу. |
Зима в лесу. |
Зима в лесу. |
Зима в лесу. |
Зима в лесу. |
Зима в лесу. |
Зима в лесу. |
Зима в лесу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока письма и развития речи "Повторение изученного по теме "Имя существительное".
В ходе урока проводится самостоятельная работа с использованием карточек с дифференцированным заданием, что соответствует особенностям каждой группе учащихся....
Конспект урока письма и развития речи в 9 классе "Повторение и закрепление пройденного по теме "Наречие".
Использование на уроке разнообразных дидактических упражнений, занимательных заданий способствовало более успешному усвоению материала учащимися....
Конспект урока письма и развития речи для 6 класса "Роль прилагательных в речи".
В ходе урока использовано произведение А.С.Пушкина "Зимнее утро"....
Конспект урока письма и развития речи в нестандартной форме
Конспект урока письма и развития речи по теме "Путешествие в страну Ошибию" разработан для проведения урока работы над ошибками после контрольного дикт...
Конспект урока письма и развития речи
Конспект урока письма и развития речи по теме «Подбор родственных слов- предметов, слов-признаков, слов-действий (гроза- грозит - грозный)», урок закрепления знаний....
Конспект урока письма и развития речи. Тема "Изменение глаголов по лицам и числам".
Урок закрепления знаний по теме "Изменение глаголов по лицам и числам"....
Конспект урока письма и развития речи Тема: «Общее понятие о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол» 5 класс
Тема урока: «Общее понятие о частях речи: имя существительное, имя прилагательное,...