Емельянова док.ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Адаптированная образовательная программа по русскому языку для детей с ЗПР» для 7 класса (ЗПР, вариант 7.1)
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Актуальность программы определяется прежде всего тем, что учащиеся в силу своих индивидуальных психофизических особенностей (ЗПР) не могут освоить Программу по русскому языку в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, предъявляемого к учащимся общеобразовательных школ, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом, нарушены фонематический слух и графоматорные навыки.
Учащиеся с ЗПР работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала, таким детям с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями. Однако адаптированная программа призвана создать образовательную среду и условия, позволяющие детям с ограниченными возможностями получить качественное образование по русскому языку, подготовить разносторонне развитую личность, обладающую коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенциями, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_obrazovatelnaya_programma.docx | 46.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
(МАОУ ДПО ИПК)
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Адаптированная образовательная программа по русскому языку
для детей с ЗПР»
для 7 класса (ЗПР, вариант 7.1)
Выполнил: Емельянова И. В., учитель русского языка и литературы, МБОУ «ООШ № 43»
Проверил: Попова О.А., ст. преподаватель кафедры АиДО
Новокузнецк 2019
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «ООШ № 43», примерной программы основного общего образования по русскому языку для 5– 9 классов общеобразовательных учреждений и авторской программы для 5 – 9 классов под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского с учетом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР.
Программа определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Современное обеспечение адекватных условий обучения и воспитания детей с задержкой психического развития способствует преодолению неуспеваемости учащихся, охране здоровья, профилактике асоциального поведения, их психических и физических нарушений. Программа специального (коррекционного) обучения составлена с учетом требований современной жизни общества и тех проблем, которые затрагивают интересы и потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность программы определяется прежде всего тем, что учащиеся в силу своих индивидуальных психофизических особенностей (ЗПР) не могут освоить Программу по русскому языку в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, предъявляемого к учащимся общеобразовательных школ, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом, нарушены фонематический слух и графоматорные навыки.
Учащиеся с ЗПР работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала, таким детям с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями. Однако адаптированная программа призвана создать образовательную среду и условия, позволяющие детям с ограниченными возможностями получить качественное образование по русскому языку, подготовить разносторонне развитую личность, обладающую коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенциями, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни языковые факты изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений о языке познается школьниками в результате практической деятельности.
Например, правописание гласных в суффиксах причастий, степени сравнения наречий. Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимися, поэтому Программа составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные орфографические и грамматические умения и навыки учащихся с ЗПР.
Цели обучения: 1. Изучение основного перечня тем, которые раскрывают стержневые разделы языкознания, подготовка учащихся к сдаче экзамена по русскому языку.
2. Развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.
Ввиду вышеуказанных психофизических особенностей обучающихся проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
− совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики;
− развитие восприятия, памяти, внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), пространственных представлений и ориентаций, представлений о времени;
− развитие различных видов мышления: наглядно-образного, словесно-логического;
− развитие основных мыслительных операций: умения сравнивать, анализировать, выделять сходство и различие понятий, работать по словесной и письменной инструкциями, алгоритму, планировать деятельность;
− развитие эмоционально-личностной сферы: инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование адекватности чувств, устойчивой и адекватной самооценки, умений анализировать свою деятельность, преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения, правильного отношения к критике;
− развитие речи: фонематического восприятия, связной устной и письменной речи, лексико-грамматических средств языка;
− расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
− формирование и развитие учебно-практических действий по устранению индивидуальных пробелов в знаниях.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование коммуникативной, языковой,
лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция (в рамках программы) предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции
предполагают освоение необходимых знаний о языке как языковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формировании способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Основные направления работы по русскому языку с учащимися с ЗПР:
- Организация работы по формированию прочных орфографических и
грамматических знаний и умений учащихся с ЗПР и детей с ограниченными возможностями здоровья. - Усиление практической направленности обучения русскому языку по
вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков в устной работе. - Усвоение теоретических сведений в процессе практической деятельности
учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при
проведении различных видов лингвистического разбора. - Совершенствование видов речевой деятельности учащихся с ЗПР
(говорения, аудирования, чтения): овладение нормами русского
литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной форме.
Виды и формы контроля
Одно из требований принципа систематичности и последовательности обучения предполагает необходимость осуществления контроля на всех этапах образовательного процесса по русскому языку. Этому способствует применение следующих видов контроля:
Входной – диагностика начального уровня знаний обучающихся с целью выявления ими важнейших элементов учебного содержания, полученных при изучении предшествующих разделов, необходимых для успешного усвоения нового материала (беседа; мозговой штурм; тестирование; зрительный, выборочный, комментированный, графический устные диктанты).
Текущий (поурочный) – систематическая диагностика усвоения основных элементов содержания каждого урока по ходу изучения темы или раздела (беседа; индивидуальный опрос; подготовка сообщений, докладов, проектов; работа по карточкам; составление схем, таблиц, рисунков, комплексный анализ текста).
Промежуточный – по ходу изучения темы, но по истечении нескольких уроков (если тема достаточно велика и в ней выделяют несколько логических фрагментов; тестирование).
Тематический – по окончании изучения темы (тестирование; оформление презентаций).
Итоговый – проводится по итогам изучения раздела курса русского языка с целью диагностирования усвоения обучающимися основных понятий раздела и понимания их взаимосвязи (устный опрос, контрольное
тестирование).
7 класс
Планируемые результаты изучения предмета
Личностными результатами освоения программы по русскому языку
являются:
1. Понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности, его значения в процессе получения школьного образования.
2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию.
3. Достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения обучающимися программы по русскому языку являются:
1. Владение всеми видами речевой деятельности:
− адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
− владение разными видами чтения;
− способность извлекать информацию из различных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
− овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;
− способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной форме;
− способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.
Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и
навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы, иностранного языка, истории и других).
2. Коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР должны отражать:
Филология Русский язык. Родной язык:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) формирование интереса к изучению русского (родного) языка;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;
5) овладение основами грамотного письма;
6) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;
7) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма и так по всем разделам русского языка.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
Содержание курса русского языка в 7 классе представлено в виде следующих содержательных разделов:«Повторение изученного в 5-6 классах», «Причастие», «Деепричастие», «Наречие», «Учебно-научная речь», «Слова категории состояния», «Предлог», «Союз», «Частица», «Междометие», «Повторение изученного в 5-7 классах».
1. Содержание раздела «Повторение изученного в 5-6 классах» русский язык один из славянских языков. Русский язык как развивающее явление. Развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа. Учебное исследование. Материал данного раздела представлен в аспекте, способствующем формированию у обучающихся умения пользоваться алгоритмами, составлять схемы и таблицы. Существенная роль при этом отводится развитию алгоритмического мышления — важной составляющей интеллектуального развития человека.
2. Содержание раздела «Причастие» нацелено на лингвистическое развитие обучающихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи. общее грамматическое значение причастий. Склонение причастий. Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. Действительные и страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
3. Цель содержания раздела «Деепрчастие» — нацелено на изучение деепричастия как особой формы глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция. Формирует знания об образовании деепричастий и роли деепричастия в текстах разных стилей.
4. Содержание раздела «Наречие» нацелено на изучение наречия как части речи: лексическое значение наречий, разряды наречий, грамматическое значение, словообразование, степени сравнения наречий, морфологические признаки, роль наречия в тексте и предложении. Материал раздела также содержит орфограммы, связанные с наречиями: «Буква е,и в приставках не, ни отрицательных наречий», «Буквы о, а на конце наречий с приставками», «Буквы о,е после шипящих в суффиксах наречий», «Буква Ъ после шипящих на конце наречий», «Правописание н, нн в наречиях на о,е», Дефис в наречиях», «Слитное и раздельное написание наречий», «Правописание не с наречиями на о,е».
5. Содержание раздела «Учебно-научная речь» нацелено на закрепление умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение оценивать результаты чужого труда; анализировать образцы учебных докладов, а также познакомиться с приёмами обработки информации для доклада.
6. Содержание раздела «Категория состояния в языке» формирует знания о категории состояния как о части речи: общее грамматическое значение, лексическое значение, морфологические признаки и роль в предложении.
7. Содержание раздела «Предлог» формирует знания о предлоге как части речи, разряды предлогов по структуре и значению; нормы употребления предлогов, особенности употребления предлогов в разных стилях. Материал раздела содержит также орфограммы: «Правописание производных предлогов», «Дефис в предлогах».
8. Содержание раздела «Союз» формирует знания о союзе как части речи: простые и составные союзы, разряды союзов по роли в предложении, разряды по структуре; союз как средство связи предложений и частей текста. Материал раздела содержит орфограмму «Слитное и раздельное написание союзов».
9. Содержание раздела «Частица» формирует знания о частице как части речи, разряда частиц, частицы в тексте, а также орфограмму «Разграничение на письме частиц не, ни».
10. Содержание раздела «Междометие» формирует знания о междометии как части речи, интонационное выделение междометий, группы междометий по значению, употребление междометий в значении других частей речи, звукоподражательные слова. Материал раздела содержит также орфограмму «Дефис в междометиях» и пунктограмму «Запятая и восклицательный знак в междометиях».
11. Содержание раздела «Повторение» формирует знания о системах языка, их взаимодействии, а также содержит материал, изученный в 7 классе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 7 КЛАСС
7 класс | ||
№ | Раздел и учебная тема | Кол-во часов |
1 | Русский язык как развивающееся явление | 1 |
2 | Повторение изученного в 5-6 классах | 14 |
3 | Морфология и Орфография. Культура речи. Причастие | 31 |
4 | Деепричастие | 10 |
5 | Наречие. Категория состояния | 32 |
6 | Предлог | 9 |
7 | Союз | 13 |
8 | Частица | 17 |
9 | Междометие | 2 |
10 | Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах | 11 |
Итого | 140 |
Особеннос
ПРИЛОЖЕНИЯ
Особенности обучения детей с ЗПР русскому языку
Изучение грамматических правил происходит на опорных таблицах с выделением ключевых слов правила:
слова – предмет – кто? что? – это существительное
слова – одинаковый корень – это родственные слова
Такая опора используется при выполнении грамматических заданий, при рассказывании правила.
Изучение словарных слов с учащимися, имеющими трудности в развитии письменной речи. Словарное слово при запоминании обязательно прописывается не только в Именительном падеже, но и с предлогами, а также все родственные словарному слову слова: Работа, на работе, после работы, работать. Командир, командиры, к командиру, за командиром, команда, команды, командовать.
Именно по такой схеме учим с детьми словарные слова в классе и задаем задание на дом.
Особое внимание уделяем работе над ошибками, заполняя таблицу:
Слово (предложение), в котором допущена ошибка | Как я написал слово (предложение) | Правильное написание слова (предложения) | Примеры слов на данную орфограмму |
Прием сравнения правильного и неправильного написания слов (предложений) позволит ученику лучше запомнить правила (орфограммы).
При изучении правил используем памятки, алгоритмы, например, для написания безударной гласной, нахождения приставки, корня, суффикса и т.д.
Памятка для вычленения окончаний
- Читаю слово.
- Изменяю слово по числам или вопросам.
- Часть слова, которое изменяется и есть окончание.
- Обозначаю окончание.
Критерии оценивания письменных работ учащихся по русскому языку:
Оценка | Обычный класс | Дети с ЗПР (класс коррекции) |
«5» | нет ошибок | одна негрубая ошибка или исправление |
«4» | 2 ошибки | 2-3 ошибки |
«3» | 3-4 ошибки | 4-5 ошибок |
«2» | 5-8 ошибок | 6-9 ошибок |
Правила работы с данной категорией детей.
- Учить школьников использовать опоры при ответах, в самостоятельных работах: план связного рассказа, вопросы, карточки схемы, рисунки, опорные слова и т.д.
- Специально готовить к контрольным и проверочным работам: давать подобные упражнения на уроке, включать фактический и речевой материал контрольных заданий и другие предварительные работы, давать похожие задания на дом. По итогам контрольных нужно вести учет индивидуальной динамики развития, учитывая количество ошибок, их характер, спланировать индивидуальную работу над ошибками.
- Предлагать индивидуальные домашние задания: то же упражнение как у всех, но меньшее по объему, облегченное или полностью индивидуальное задание. Выработать умение работать по алгоритму или предварительно познакомиться с темой следующего урока.
- Включать в парную работу с более сильным учеником и групповую, проектную деятельность, где он выполнит посильную часть.
- Разработать систему оценивания (словесную) с учетом динамики развития, вести записи в тетради: что получилось, что не получилось.
Рекомендации по изучению лексики, синтаксиса и грамматики для детей с задержкой психического развития
7 класс
- производить все виды разборов с опорой на образец;
- находить грамматическую основу предложения (в изученных случаях), исключить сложные предложения с несколькими придаточными;
- различать слитное и раздельное написание наречий (в простых случаях);
- правописание Н и НН в суффиксах причастий, слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (в доступных случаях);
- определять суффиксы причастий и деепричастий с опорой на наглядность (схему);
- образовывать причастия и наречия с опорой на образец (краткую запись);
- добиваться полного ответа с помощью наводящих вопросов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языкудля 6 класса.
Данная программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по русскому языку на базовом уровне на основе «Программы общеобразо...
Образовательная программа «Знатоки русского языка» имеет научно-техническую направленность и предназначена для дополнительного образования детей.
Программа предназначена для углубления знаний по русскому языку с целью качественной подготовки к экзамену в форме ОГЭ: формирование лингвистической компетенции, то есть знаний о языке и речи, умения ...
Рабочая программа для детей с НИ 5 класс (I вариант УП) по русскому языку
В системе образования учащихся с нарушением интеллекта учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом, но и средством обучения. Как средство познан...
Индивидуальная образовательная программа по русскому языку для слабоуспевающего ученика 6 класса
Слабоуспевающему ученику необходимы дополнительные упражнения, в которых заключена продуманная система помощи ребенку, заключающаяся в серии «подсказок», в основе которых лежит после...
Разработка адаптированных образовательных программ технической направленности для детей с ОВЗ
Электронная презентация содержит методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по разработке адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ из опыта работы...
Авторская разработка. Адаптированная рабочая образовательная программа основного общего образования обучающегося с ЗПР
В АРОП отображены цели и задачи, психолого - педагогическая характеристика и образовательные потребности обучающегося с ЗПР (вариант 7.2), планируемые результаты, особенности оценки планируемых резуль...
Рекомендации по разработке адаптированных дополнительных образовательных (общеразвивающих) программ для детей с расстройствами аутистического спектра (из опыта работы)
Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной о...