Тексты для контрольного списывания 5 класс по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Евдокимова Евгения Владимировна

Деформированные тексты для контроля орфографии и пунктуации в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnoe_spisyvanie_tekst_5_klass.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольное списывание текст №1. Списать текст в тетрадь, выполнить задан

                                Осень в лесу.

Наступила поз..няя ..сень. Стоит н..нас..ная п..года. Всё чаще дует ре..кий осе..ний ветер. С сине..о неба п..сылает со..нце пр..щальные лучи.

Как х..рош лес осенью! Воздух свеж. Ж..лтые, оранж..вые, б..гровые листья тих.. падают с ч..рных д..ревьев и медлен..о опускают..ся на х..лодную землю.

Т..шину спяще..о леса не(нарушает) пение птиц, п..тому что они ул..тели на юг. В ал..еях сада стало пусто, бе..шумно. А ведь здесь летом было так радос..но, чудес..но! Из окрес..ных парков сл..тались сюда птицы на праз..ничный к..нцерт.

Ос..нью лес похож на терем ра..писной. Х..рошо устроит..ся под бел..ствольной б..рёзкой и долго рас..матривать з..лотые краски леса, л..ловый краешек неба.

Тихо, уютно. В необ..ятных чащах леса можно укрыт..ся от осе..него ветра. На душе ле..ко и сп..койно.(115 слов)

Задание: фонетический разбор слова ПОЗДНЯЯ.

Контрольное списывание текст №2. Списать текст в тетрадь, выполнить задани

                     Ежи готовятся к зиме.

Поз..ней ос..нью ежи н..чинают г..товит..ся к зимней спячк… . Мало у них добычи, п..тому что под к..рягами скрывают..ся ящ..рицы, жучки и л..гушки.

Медле..но п..лзёт к..лючий ёж ч..рез ч..рные кочки, не(большие) п..лянки, опас..ные ..враги, мимо у..ких руч..ёв.

В(чудес..ные) осе..ние д..нёчки ст..рается ёжик пр..готовить с..бе ш..рокую, тёплую нор..чку. Днём и ноч..ю т..скает он в домик душистые лист..я, мя..кий л..сной мох, засохшие тр..винки и вет..чки, к..торые нашёл в лесу. Хочет..ся п..заботит..ся ему об удобн..й п..стельке.

Накрыл норку ..громный снежный сугроб, и ёжик н..дёжно укрылся под таким пушистым од..ялом. Х..рошо счас..ливому ежику жить в своей норке! Спит он ..десь, вид..т пр..красные сны, и мы рады за него. С х..рошим н..строением пр..снётся ёжик, а затем отправит..ся осматривать своё х..зяйство.

Задание: морфемный разбор слов ОСЕННИЙ, ТРАВИНКИ, ПРИГОТОВИТЬ.

                           

 Контрольное списывание текст №3. Списать текст в тетрадь, выполнить задание.

                       Волшебница-зима.

Долго б..ролась з..ма с ненас..ной осен..ю. В н..ябре снег п..крыл пр..мёрзшую землю, и вот н..ступила н..стоящая з..ма.

Жутко завывает в поле х..лодный, резкий ветер, гуля..т в..юга. А в лесу тихо. Зайдёшь в л..сную глушь и не узнаешь зн..комых мест, потому что всё скрылось под снегом. М..роз ск..вал л..дом речку.

Оделся в шу..ку и огромный ду… . Его густые кроны пр..держат..ся всю зиму, а их мощ.. не сл..мить даже злому урагану. Ивы, б..рёзки, р..бинки ут..нули в др..мучих сугробах.

Вдру.. по веткам проб..жала белка. Она кажется ч..рной среди осл..пительной, нетронутой б..лизны света. Из-за этой неуг..монной хл..потуньи огромная снежная шапка св..лилась вниз на тр..пиночку. Куда же она так сп..шит?

Какой воздух! Какая г..рмония! Нет слов, чтобы оп..сать такое чудо пр..роды. (118 слов)

Задание: подберите синоним к слову ОСЛЕПИТЕЛЬНОЙ, антоним к слову ХОЛОДНЫЙ.

 Контрольное списывание текст №4. Списать текст в тетрадь, выполнить задание.

                                 Белки в лесу.

 С утра до само..о поз..него вечера хл..почут в л..су в..сёлые, шустрые бел..чки. С..вершенно не усп..ваешь сл..дить за их передв..жениями.

«Мама, я вижу белок!» - в..скликнул радос..ный малыш. А белок уже и след простыл.

П..днимутся оз..рные бел..чки на в..ршину огромной с..сны, перем..хнут с ветки на ветку. Затем спустят..ся вниз за с..естными пр..пасами: вкусными гри..ками, отборными ор..шками, засохшими яг..дками.

В л..сных кладовых эти чудес..ные х..зяюшки спрячут то, что нашли.

В уютном домике-дупле сделают они тёплые гнёзда, расселят..ся в них, и скоро в новых квартирках п..явятся мален..кие б..льчата. Они будут быстро п..драстать и в..спитываться заботливыми р..дителями.

А лютой з..мой счас..ливые семьи белок будут спасат..ся от сильных м..розов, резких, х..лодных ветров и обильных сн..гопадов. Надёжно жить в тёплых, уютных гнёздах.(120 слов)

Задание: выписать 5 слов с орфограммой «Проверяемая безударная гласная в корне», подобрать проверочные слова.

Контрольное списывание текст №5. Списать текст в тетрадь, выполнить задание

                               Лунная ночь.

Х..роша осе..няя лу..ная ночь в окрес..ностях с..ла Ильинского! По(ст..ронам) пр..езжей д..роги застыли м..лодые д..ревья: б..рёзки, ели, сосны, осинки.

Редкие сн..жинки падают на спящую землю, и ярко-ж..лтая луна осв..щает избушку л..сника, которая расп..ложилась около у..кой речки Любани. Мрачное небо п..стрит частыми звёздами и свысока рас..матривает н..чную землю.

Кругом ст..ит необыкновен..ая т..шина. Но вдру.. слева послышался какой-то лё..кий шел..ст л..ствы. «Да это же белочка!» - прокр..чал я. На меня п..сыпались л..сточки, когда она перепрыгнула с одной вет..чки на другую.

Уже чу..ствуется пр..ближение зимы. Скоро лёд скуёт реч..ку, пушистым к..вром закроются её берега, и избушку л..сника накроет огромный сугро… .

Луч бр..сает свет на п..ляну, и д..ревья горят всеми цв..тами радуги: оранж..выми, з..лотыми, б..гряными. Вокруг б..гровые огни поз..ней ос..ни. Здра..ствуй, лу..ная ночь!

                                                                                (120 слов)

Задание: выпишите все слова с непроизносимой согласной в корне, подберите проверочные слова.

Контрольное списывание текст №6. Списать текст в тетрадь, выполнить задание.

                                           В..сна.

В..сна – уд..вительное время года. Со..нце ласк..во пр..грело пр..снувшуюся землю. Снег давно сб..жал с полей мутными руч..ями. От раз..езда до ближней д..ревни з..ленеет озимая рожь, и по син..му небу плывут бел..ватые облака. Вдали расп..ложилась б..рёзовая роща, а на её ..пушке раскинулась м..лодая п..росль кустов. В воздухе уже совсем не(чувствуется) сырости, которая обычно бывает ран..ей в..сной.

Жизнь как будто встр..пенулась и наполнилась какими-то новыми звуками. Из окрес..ных рощ, с пашен и пас..бищ д..носится радос..ный птичий гомон. П..слышался шум груз..вика на переезде. «Егорыч, открывай д..рогу!» - раздаётся в..сёлый крик ш..фёра. В л..сной чаще, в каждой б..роздке слышит..ся чей-то ш..пот.

Всё в..круг начинает изм..нят..ся: самая мален..кая вет..чка растёт, нежный ст..белёк собирает силы и распр..мляется навстречу со..нцу.

Пр..рода праз..нует в..сеннее обн..вление. Здра..ствуй, в..сна! (119 слов)

Задание: подчеркните грамматическую основу в 1 и 2 предложении 1 абзаца текста.

                            

Контрольное списывание текст №7. Списать текст в тетрадь, выполнить задание.

                                           Р..бина.

Р..бина – осе..няя кра..савица. Другие д..ревья уже отдали св..и пл..ды, а она только нач..нает разн..ряживат..ся в б..гряно-красные гроздья. Н..ступают х..лода, и птицы с..едают горько-сла..кие яг..ды.

Р..бину встретиш.. везде: на окраинах, на ..пушках, на п..ляночках. Вырастает она вблизи д..мов, раскидывает вет..чки из-за забора, расп..лагается на околице и стоит счас..ливая, гордая, в..личественная.

Этому растению нравится уед..нение, а не сплошные заросли. Около р..бины кое-где д..ревья чу..ствуют себя лучше, потому что к ней сл..тается огромное к..личество птиц, к..торые ун..чтожают вр..дителей.

Сг..бается под ветром тонен..кий ствол, но не л..мается. Не сдаётся р..бина, и каждой осенью снова её пр..лес..ный наряд оч..ровывает нас. «Это же пр..шлогодняя кр..савица!» - радос..но в..склицаем мы.

Рас..читываем п..встречаться с р..бинкой следующей осен..ю, когда пр..дём полюбоват..ся на её б..гровые кисти.

До встречи, чудо-дерево! (119 слов)

Задание: найдите однородные члены предложения, подчеркните их как члены предложения.

Однажды мама пошла за з..мляникой и взяла меня с собой.
День был солнечный жаркий. Но только мы под..шли к лесу вдруг наб..жала синяя туч (?)ка и из нее посыпался частый крупный дождь. А солнце все прод..лжало светить. Д..ждевые капли падали на землю т..жело шлепались о листья. Они повисали на траве на ветвях кустов и деревьев и в каждой капле отр..жалось играло солнце.
(Не)успели мы с мамой стать под дерево, как солнечный дождик кончился. Погляди Юра как красиво  сказала мама. Я взгл..нул. Через все небо разноцветной дугой прот..нулась радуга. Один ее конец уп..рался в нашу деревню, а другой уходил далеко в заречные луга.
От нагретой солнцем земли после дождя шел легкий пар. В воздух.. пахло цветами медом и з..мляникой.

(По Г.Скребицкому)

Задания и вопросы

  1. Озаглавьте текст.
    2. Определите тип речи.
    3. Какие тропы используются при описании дождя, радуги? Каково их значение? 
    4. Какие прилагательные использует автор, чтобы ярко и образно описать дождь? Подберите к ним антонимы.
    5. Выполните фонетический разбор слова 
     медом.  Найдите в тексте слова, в которых буквые, ё, ю,  я обозначают два звука.
    6. Найдите слова без окончания. О чем свидетельствует отсутствие окончания?
    7. Найдите в тексте слова – формы одного и того же слова и однокоренные слова. 
    8. Какими частями речи являются слова 
    однажды, вдруг? Выполните морфологический разбор 1 слова на выбор. 
    9. Выпишите 4–5 слов с орфограммой «Гласные и согласные в приставках». Есть ли слова с орфограммой «Буквы 
    з и с на конце приставок»?
    10. Выполните морфемный разбор слов  
    набежала, разноцветной, кустов, светить, далеко
    11. Объясните (с помощью схем) постановку знаков препинания во втором, последнем предложениях второго абзаца, в предложении с прямой речью.
    12. Сколько в тексте сложных предложений? Составьте схему одного из них.
    13. Выполните синтаксический разбор первого предложения.
    14. Выделите грамматические основы первого предложения второго абзаца и последнего предложения. Что в них особенного?

                                                                Лесная столовая

1) Морозное утро выд...лось тихим. 2) Из ельника выл...тел ря...чик и сел на п...ньке подставил спинку со...нцу. 3) На высокой берё...ке пристроилась стайка воробьёв снегирей с...ниц. 4) Позаботились люди о л...сных ж...телях. 5) Для оленей и косуль они зап...сли душистого сена а для зайцев подрубили несколько ...синок и развесили веники. 6) Для белок ребята пом...стили на деревьях к...рмушки с орехами и желудями. 7) Не забыли школьники и о птицах. 8) Они приготовили для них любимые лакомства крупу хлебные крошки и кусочки сала. 9) Целый день в л...сной ст..ловой раздаёт...ся шум потому что стаи птиц прил...тают сюда. 10) Только под вечер пустее...т лесная ст...ловая. 11) Пернатые  друзья человека. 12) О них надо заботит...ся. 13) Бер...гите их ребята! советуют биологи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительный материал по русскому языку «Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5-го класса»

Тестовые задания включают в себя 35 вопросов с вариантами ответов, где нужно выбрать один верный и записать в соответствующий столбец....

Методика работы с текстами для контрольных диктантов на уроках русского языка

В данной статье предложена методика и технология комплексной работы с тексатми для контрольных диктантов.В качестве вспомогательных материалов используются презентации и разработки уроков, доступные п...

тексты для контрольного списывания 5 класс

Подборка текстов для контрольного списывания в 5 классе....

8 класс Родной русский язык КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3 Речь.Текст.

Контрольная работа  по родному русскому языку №3  в 8 классе "Речь. Текст"...

8 класс Родной русский язык КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 Речь.Текст.

Контрольная работа  по родному русскому языку №2  в 8 классе "Речь. Текст"...

7 класс Родной русский язык КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3 Речь.Текст.

Контрольная работа  по родному русскому языку №3  в 7 классе "Речь. Текст"...