Методика работы с текстами для контрольных диктантов на уроках русского языка
статья по русскому языку (8, 10 класс) на тему
В данной статье предложена методика и технология комплексной работы с тексатми для контрольных диктантов.
В качестве вспомогательных материалов используются презентации и разработки уроков, доступные по ссылке: http://nsportal.ru/node/1732180
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Методика работы с текстами для контрольных диктантов" | 25.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика работы с текстами для контрольных диктантов.
На уроках обобщающего повторения учитель осуществляет проверку знаний, умений и навыков учащихся, используя разные формы, методы и средства контроля. В данной статье предложена методика и технология комплексной работы с текстами для контрольных диктантов: описаны приёмы такой работы, в Приложении представлен дидактический (наглядный) материал (Презентация) и разработка урока.
Методы контроля: устные, письменные, индивидуальные.
Формы контроля: индивидуальный, коллективный, самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопроверка.
Одной из важных проблем системы образования и воспитания сегодня является проблема контроля и оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
На уроках можно использовать разные формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные, комбинированные. Есть ещё и самоконтроль или самопроверка (мне нравится этот вид контроля), взаимоконтроль или взаимопроверка, и этим видом контроля также часто пользуюсь.
При всех этих видах контроля учитель может использовать и разные методы контроля, т.е. «способы, с помощью которых определяется уровень учебно-познавательной деятельности обучаемых». Здесь есть методы устного контроля, письменного контроля, комбинированного контроля и тестового контроля. Мне же больше нравится при обобщающем повторении метод письменного контроля в форме контрольного диктанта.
Известно, что диктант – один из наиболее распространённых и результативных видов письменной деятельности обучаемых.
Правда, в последнее время школы меньше используют эту форму контроля навыков и умений обучающихся в связи с тестовой формой экзамена как по русскому языку, так и по литературе. И я рада, что все-таки не забыт этот традиционный вид письменной деятельности учащихся, яркое подтверждение - введение Международного Тотального диктанта.
Значит, и школа не должна забывать о важности диктантов на разных этапах обучения. Для подготовки учащихся к контрольным диктантам я использую весьма традиционную форму – комплексную работу с текстом при обобщающем повторении изученной темы.
Мне нравится эта форма контроля, и «я это делаю так…»
Например, при проведении вводного контроля в 10 классе, использую диктант «Куинджи – художник лунной темы»[1], в 8 классе по завершении изучения темы «Сказуемое» - диктант «Адмиралтейство» [2].
Этапы работы:
- В начале урока представляю подготовленную учителем или обучающимися историческую и биографическую информацию по тексту диктанта. При выполнении домашнего задания, которое ориентировано на вовлечение учащихся в интеллектуально-речевую деятельность, обучающиеся находят в разных источниках информации (энциклопедиях, журналах, Интернете) сведения об архитектуре и архитекторах XVIII века, художниках-живописцах XIX века. Собранный учащимися дидактический материал (домашняя работа) включаю в обсуждение на уроке по теме диктанта. Цель такой работы: способствовать формированию самостоятельности, критического мышления, повторения изучаемого теоретического материала. Вся информация размещена на слайдах, что позволяет использовать иллюстративный материал, погрузиться в историческую эпоху, архитектуру Санкт-Петербурга XVIII века, живопись XIX века.
- После написания диктанта, текст воспроизводится на экране, обучающиеся проверяют свои работы и сдают тетради. При условии самостоятельного исправления всех допущенных ошибок работа оценивается на балл выше.
- На следующем уроке при работе над ошибками использую методические приёмы известные всем: анализ работ, самостоятельную работу учеников, индивидуальные консультации, но текст диктанта размещён на слайдах. То, что предложения не нужно записывать, экономит время урока. Сначала разбираем весь текст, проводя синтаксический и пунктуационный разбор предложений, обсуждаем типичные ошибки. Ученики выделяют маркерами на доске члены предложения, объясняют знаки препинания, работа выполняется всем классом. Затем каждый обучающийся исправляет орфографические ошибки, т.е. проводит индивидуальную работу над допущенными им ошибками. Если возникают вопросы, я отвечаю на них.
- В качестве домашнего задания я предлагаю:
- составить каждому свой диктант, используя собранную информацию в различных областях знаний: живописи, музыке, архитектуре, связанную с Санкт-Петербургом;
- записанные слова с обозначенными орфограммами распределить по группам. Критерии группировки слов выбирайте сами;
- выполнить морфемный разбор 2-3 слов разных частей речи.
Эти задания предполагают анализ различных лингвистических явлений, требующий глубоких комплексных знаний теории и умения их реализовать в практической деятельности.
- Комплексная работа с текстами для контрольных диктантов формирует языковую культуру обучающихся, которая является необходимым источником обогащения словаря и грамматического строя речи, наблюдения за целостным использованием стилистических, грамматических, пунктуационных норм.
Цель такой работы: комплексная работа с текстами вообще, а не только с текстами для контрольных диктантов необходима при повторении и обобщении в 10-11 классах, когда происходит углубление и систематизация изученного, подготовке к ЕГЭ. Такие уроки я провожу часто.
На данном уроке мне важно: самостоятельная работа учащихся, их ответы на задания для самопроверки и самооценивания.
Вопросы по содержанию текста могут быть такими:
Как раскрывается мир художника через экскурсию в музей-квартиру? Как через ту или иную картину Куинджи передал своё видение и понимание природы? Почему так удивителен и разнообразен цвет (краски) на картинах художника?
Моя задача составить такие задания, подобрать такие тексты, которые учитывали бы интересы, возможности моих учеников, а также помочь в будущем суметь правильно выстроить человеческие взаимоотношения.
Моя комплексная работа с текстами показана ещё на одном уроке, но уже в 8 классе при проведении контрольного диктанта с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения»
См. презентацию и разработку урока.
[1] из книги Богдановой Г.А. «Опрос на уроках русского языка» Приложение «Контрольные диктанты (конец учебного года)»
[2] поурочные разработки из книги Егоровой Н.В. «Универсальные очные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 176 с.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с текстом при подготовке к ГИА по русскому языку (приложение)
Работа по подготовке к ГИА должна вестись систематически при изучении всех тем курса русского языка. Предлагаемый дидактический материал может быть использован при изучении темы "Приложение"....
Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Данный материал представляет собой поэтапную работу по подготовке учащихся 11 класса к написанию сочинения части С1 ЕГЭ....
Доклад "Разные виды диктантов на уроках русского языка"
Даются понятия разых видов диктантов на уроке русского языка....
Методика работы с текстом для написания сжатого изложения. Учитель русского языка и литературы Большакова Л.П.
сжатое изложение...
Работа с текстом при подготовке к ОГЭ по русскому языку. Подбор аргументов к сочинению 15.3 (сила духа, героизм, мечта)
Данное занятие целесобразно проводить в преддверии Дня космонавтики.Материалом для работы учащихся являются 3 текста (о Ю. Гагарине, В. Терешковой, Г. Гречко), примеры из которых могут послужить аргум...
Методика работы над заданиями с кратким ответом ОГЭ по русскому языку
Методика работы над заданиями с кратким ответом...
Работа с текстом (Создание коммуникативной ситуации на уроке русского языка в 9 классе)
Материал представляет собой текст и задание, направленные на создание коммуникативной ситуации при работе в группах при подготовке девятикласссников к ОГЭ....