От лингвистического модуля к созданию индивидуальных текстов на уроках русского языка
статья по русскому языку (6, 10, 11 класс)

Ганина Инга Геннадьевна

Статья - попытка поделиться одним из видов работы многолетнего учительского опыта и показать, как на основе лингвистического модуля (в данном случае орфоэпического), преобразованного  в своеобразный комплекс ключевых слов, создаются индивидуальные тексты.  Такие тексты не найдешь на страницах Интернета, не спишешь у товарища, и потому эта работа становится личностно ориентированной.

Для наглядности был дан один и тот же орфоэпический модуль на уроках в 6,10 и 11 классах (моя личная нагрузка в этом году). Самые удачные работы представлены в статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

От лингвистического модуля к созданию индивидуальных текстов на уроках русского языка

Как учитель русского языка и литературы среди вызовов времени, перед которыми стоит современная система школьного образования, я в первую очередь выделяю проблему чтения и понимания текста учащимися. Необыкновенно точным в этой связи мне представляется слово «имитационный», использованное в "Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации", вышедшей в 2015 году. Я не буду сейчас касаться этого документа и вступать в полемику, которую он вызвал, но действительно приходится сталкиваться с возрастающим практически с каждым годом расцветом имитационной читательской деятельности и расцветом имитационного создания текстов.

Проблема чтения и понимания текста глобальная, и с ней надо работать. Я хочу поделиться основными принципами своей работы, которые и лежат в основе моей системы преподавания и русского языка, и литературы.

В своей работе я всегда придерживаюсь главной цели, которая направлена на воспитание духовно-нравственной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, на формирование у учащихся стремления к самосовершенствованию и самообразованию. Эта цель лежит и в основе Федеральных государственных стандартов, определяющих новые требования к образованию, новые подходы в обучении. Она настолько важна, что нашла своё отражение в Федеральном Законе «Об образовании». Как предметник я всегда пытаюсь оживить для себя букву закона близкими мне ассоциативными связями. Вчитаемся в известное изречение Анатоля Франса, французского писателя и литературного критика, лауреата Нобелевской премии по литературе: «Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность, а затем удовлетворять её». Сегодня я бы пояснила: наша задача не только удовлетворить любознательность детей, но и дать юной душе такие инструменты познания, чтобы она могла в дальнейшем, и сама справиться с поставленными задачами.

Я исхожу из того, что русский язык и литература как предметы являются независимыми дисциплинами. На уроках русского языка мы стремимся к комплексному лингвистическому анализу текстов любого жанра и типа речи, при этом формируя на практике грамотность, речевую и языковую компетентность учащихся. На уроках литературы – к художественному анализу прозаических и поэтических произведений, побуждая детей к их целостному восприятию и пониманию, умению анализировать и интерпретировать тексты, приобщая их к чтению, к духовной культуре русского народа. Тем не менее эти дисциплины неразрывно связаны друг с другом. Общая составляющая здесь очевидна – это ТЕКСТ. Именно поэтому на моих уроках всегда присутствует текст, текст – образец или собственный оригинальный текст учащихся. И эти тексты созданы на русском языке. В первых закреплены нормы литературного языка в наилучшем его выражении, вторые призваны эти нормы осваивать. Но важно, чтобы этот процесс был замкнутым. Язык – живой организм, наши учащиеся являются носителями языка, и их речь – устная и письменная – это будущее нашего языка.

В то же время, если мы обратимся к типовым государственным программам, то увидим, что учебных часов на создание собственных текстов, т. е сочинений, явно недостаточно. А требования к этому виду учебной деятельности высоки. Отсюда вытекает следующий принцип моей работы. Учащихся необходимо психологически подготовить к написанию серьезных объемных творческих работ: сочинений, рецензий, отзывов… Я решаю эту задачу так: почти на каждом уроке должен быть создан текст. Он может состоять из нескольких предложений, он может быть устным или письменным, художественным, публицистическим, с элементами разговорной речи, научным, серьезным или ироничным…  Есть, конечно, и обязательные требования, которых необходимо придерживаться всегда. Мы договариваемся с детьми о критериях создаваемого ими текста, важно, чтобы всем было ясно – почему текст можно признать хорошим, удачным, а по каким причинам – нет. Интрига, грамотность, приверженность нравственным ценностям и соответствие выбранному стилю – это то, что помогает создать абсолютно оригинальное, глубоко личностное произведение. Вдохновляет, когда узнаешь ребенка, написавшего текст, не по почерку, а по уже сформированному собственному стилю. И для меня это является вершиной, к которой необходимо стремиться.

При создании текстов необходимо, чтобы учащиеся, с одной стороны, использовали конкретный теоретический материал, оттачивали понятия и правила до приобретения определенного языкового навыка, а с другой стороны, подходили к этому процессу творчески. Как тут не вспомнить знаменитое выражение М.М. Бахтина: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления». Работа мысли – вот какой процесс должен зародиться в ребенке при создании своего творения.

В связи с этим я хочу рассказать о том, как на основе лингвистического модуля, преобразовав его в своеобразный комплекс ключевых слов, можно создать индивидуальный текст.  Такой текст не найдешь на страницах Интернета, не спишешь у товарища, и потому его создание становится личностно ориентированным.  Например, в 10 классе на уроке по теме «Орфоэпические нормы современного русского языка» работа велась с несколькими модулями, на основе любого из них необходимо было составить связный текст, соответствующий вышеизложенным требованиям. Один из модулей включал всего 7 слов: давнИшний, завИдно, запертА, красИвее, позвонИт, слИвовый, тОрты. Желающие получали дополнительное задание: создать психологический портрет современного Обломова на основе его внутреннего монолога. Вот текст ученика 10 «А» класса Марка Киоссе:

- Позвонит – не позвонит?  Давнишний вопрос, гамлетовский вопрос почти, - так мучился современный Обломов в своей квартире на Гороховой улице, укутавшись в теплый персидский халат.

- Андрюха бы давно разрубил все узлы! Завидно! Для него и проблемы-то тут никакой не было…  А я вот сижу, дверь заперта, торты засохли, сливовый сок скис…. Захар загулял, поди… Боже! Где же взять силу воли не отвечать на звонок? Какое там не отвечать! Разве есть в мире кто-нибудь красивее ее?

 Однако диванчик уютный!

Этот текст порадовал меня не только тем, что в нем обыграны все слова из модуля (хотя это условие необязательное, содержание приоритетней). Он, бесспорно, грамотный и оригинальный, стилистически выдержанный, но в нем еще проявилось и очень тонкое понимание сути характера гончарского героя, отразились детали, на которые мы обращали внимание при анализе романа. Произошла актуализация образа литературного персонажа. Проявилась личность ученика-автора. А это всегда вдохновляет учителя.

До сих пор поражает сила творческого потенциала детей. Сначала я пыталась составлять модули из слов, детерминирующих желательный результат. Потом поняла, что это не всегда оправдано.  Практика научила меня доверять ученикам.  И вот какие порою получаю в награду шедевры:

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

Давнишняя история от века,

Где воды темно-сливового цвета,

Где Ангел, дождь и площадь заперта

Это четверостишие написала уже ученица 11 класса на основе аллюзии с знаменитым текстом А.А. Блока. Была другая тема урока, орфоэпический модуль был уже одним из трех других – грамматическим и лексическим. Да, здесь использованы 3 слова из модуля: «давнишний», «заперта», «сливовый»…  Но ведь мы гонимся не за количеством. Все-таки слова «сливовый», «заперта» детерминированы. Ассоциативно сразу хочется соединить их со словами «сок» и «дверь», а Соня Исаченко поработала со значениями этих слов и «взорвала» текст изнутри: оказывается, «темно-сливовый» может быть эпитетом, а слово «заперта» -  входить в состав метафоры…  (В презентации представлен полный вариант стихотворения, который был создан ребенком уже после урока).

Итак, в рамках статьи я рассмотрела лишь один из приемов создания «живых» текстов на уроках русского языка, показала, как на основе аллюзий можно гармонично связать лингвистику с художественными произведениями. Творческие работы подобного типа встречаются в любом классе. Их меньшинство, но когда при анализе текстов обращаешь внимание детей на подобную ювелирную работу со словом систематически, то оригинальных текстов становится больше. Но самое главное заключается в том, что даже те учащиеся, для которых выход за рамки детерминированных заданий сложен, начинают чувствовать самобытную красоту родного языка, с большим пониманием и уважением относятся к его возможностям, ценят Слово. Действительно, поэтами станут не все, а вот развить богатства своей души смогут многие:

Кто-то пусть гениально играет на флейте.

Но ведь песни берет он из вашей души.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ текста. Конспект урока русского языка и литературы в 6 классе

Обучение правилам строения красивого, правильного текста; приобретение навыков лингвистического анализа прозаического текста...

Комплексный лингвистический анализ текста на уроках русского языка.

Материал содержит перечень задания для комплексного лингвистического анализа текста, а также тексты для анализа....

Работа с деформированным текстом на уроках русского языка в 7 классе.(Тема текстов:"Повседневная жизнь в Российской империи".)

Работа с деформированным текстом способствует созданию у учащихся общей картины мира, развитию языковых способностей, решает сложную задачу преподавания: сделать так, чтобы знания были для учеников по...

Лингвистический анализ текста на уроках русского языка

Эта работа представляется вполне актуальной, поскольку современное обучение требует налаживания межпредметных связей. Словесники стремятся в первую очередь осуществить связь изучения русского языка и ...

Создание индивидуально-образовательной траектории по русскому языку и литературе

  Индивидуальная образовательная траектория  учащихся по русскому языку и литературе 6класс.          Современная школа со всеми ее достоинствами и недостаткам...

Работа с текстом (Создание коммуникативной ситуации на уроке русского языка в 9 классе)

Материал представляет собой текст и задание, направленные на создание коммуникативной ситуации при работе в группах при подготовке девятикласссников к ОГЭ....