Лингвистический анализ текста на уроках русского языка
статья по литературе (6 класс) по теме
Эта работа представляется вполне актуальной, поскольку современное обучение требует налаживания межпредметных связей. Словесники стремятся в первую очередь осуществить связь изучения русского языка и литературы. Эта связь развивается в основном по двум направлениям. Во-первых, использование на уроках русского языка литературных текстов. Во-вторых, лингвистический, языковой анализ изучаемых литературных произведений. Лингвистический анализ, с одной стороны, поможет глубже понять идейное содержание художественного текста, а с другой стороны, покажет учащимся, какую большую роль в литературе играет то или иное языковое явление. Подобная работа вызывает большой интерес у учащихся, развивает языковое чутье, помогает формировать умения связной речи. А работа над связной речью является одной из главных задач, которые решаются на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskiy_analiz_teksta.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Лингвистический анализ художественного текста (на примере стихотворения «Парус» М. Ю. Лермонтова)».
Оглавление.
- Введение……………………………………………………стр.3
- Теоретическая часть ………………………………………стр.4- 8
Сущность лингвистического анализа художественного текста (на примере анализа труда Н. М. Шанского «Лингвистический анализ художественного текста»).
- Практическая часть………………………………………..стр.9-15
Разработка урока развития речи. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус» в 6 классе.
- Заключение………………………………………………...стр.16
- Список использованной литературы…………………….стр.17
Введение.
Тема данной работы – «Лингвистический анализ художественного текста (на примере стихотворения «Парус» М. Ю. Лермонтова)».
Цель данной работы – разъяснить сущность лингвистического анализа художественного текста и понять, как он может быть применен на уроках русского языка.
Для достижения заданной цели необходимо было выполнить следующие задачи:
- дать понятие «лингвистический анализ художественного текста»;
- показать путем анализа первоисточника точку зрения Н. М. Шанского на проблему лингвистического текста;
- разработать пример лингвистического анализа художественного текста.
Эта работа представляется вполне актуальной, поскольку современное обучение требует налаживания межпредметных связей. Словесники стремятся в первую очередь осуществить связь изучения русского языка и литературы. Эта связь развивается в основном по двум направлениям. Во-первых, использование на уроках русского языка литературных текстов. Во-вторых, лингвистический, языковой анализ изучаемых литературных произведений. Лингвистический анализ, с одной стороны, поможет глубже понять идейное содержание художественного текста, а с другой стороны, покажет учащимся, какую большую роль в литературе играет то или иное языковое явление. Подобная работа вызывает большой интерес у учащихся, развивает языковое чутье, помогает формировать умения связной речи. А работа над связной речью является одной из главных задач, которые решаются на уроках русского языка.
В своей работе я опиралась на труды Н. М. Шанского, Л. А. Новикова, Купаловой А. Ю. и Никанорова В. В.
Сущность лингвистического анализа художественного текста (на примере анализа труда Н. М. Шанского «Лингвистический анализ художественного текста»).
В процессе преподавания художественной литературы, а также русского языка приобретает большое значение лингвистический анализ. Он основан на учете нормативности и исторической изменчивости литературного языка и четком разграничении и верной оценке индивидуально-авторских и общеязыковых фактов. Н. М. Шанский в своей работе «Лингвистический анализ стихотворного текста» подчеркивает, что важность лингвистического анализа для понимания идейно-художественных особенностей текста первостепенна. Чтобы изучить идейное содержание какого-нибудь произведения, чтобы правильно воспринять его, надо произведение, прежде всего, правильно понимать. Однозначное, адекватно-непротиворечивое понимание художественного текста как той или иной информации, выраженной определенными языковыми средствами, и дает его лингвистический анализ.
Н. М. Шанский считает основной важнейшей целью лингвистического анализа выявление и объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении и употреблении. Лингвистический анализ является фундаментом литературоведческого и стилистического изучения художественного текста.
В своей книге Шанский разграничивает литературоведческий, лингвистический и стилистический анализы художественного текста. Литературоведческий анализ предполагает изучение произведения и эпохи, место произведения в литературном процессе и в творчестве данного писателя, проблематику и т.д., а стилистический изучает образные языковые средства текста, как общеязыковые, так и авторские.
Лингвистический анализ абсолютно необходим потому, что язык любого литературного произведения является многоплановым и разнослойным. Он включает в первую очередь определение лингвистической сущности:
- устаревших слов и оборотов, т.е. лексических и фразеологических архаизмов и историзмов;
- непонятных фактов поэтической символики;
- устаревших и окказиональных перифраз;
- незнакомых современному носителю русского языка диалектизмов, профессионализмов, арготизмов и терминов;
- индивидуально-авторских новообразований в сфере семантики, словообразования и сочетаемости;
- ключевых слов разбираемого текста как художественного целого с тем или иным конкретным содержанием;
- устаревших и ненормативных фактов в области фонетики, морфологии и синтаксиса.
Как отмечает Н. М. Шанский, осознание и характеристика названных явлений в пределах одного произведения и составляет содержание лингвистического анализа художественного текста. Отсюда мы можем сделать вывод, что предметом лингвистического анализа является языковой материал текста.
Лингвистический анализ всегда начинается с замедленного чтения литературного произведения под лингвистическим «микроскопом», как назвал его Шанский. Оно выявляет неясные и трудные места текста, его индивидуальные особенности как художественного единства.
Н. М. Шанский в своей книге выделяет принципы анализа художественного текста:
- Основной принцип – рассмотрение языковой материи литературного произведения в качестве определенной микросистемы развивающегося языка художественной литературы на фоне исторически изменяющегося русского литературного языка и в качестве структурно организованного «плана выражения» определенной информации. Т.е. с одной стороны, учет специфических черт языка художественной литературы и с другой, обязательная оглядка на зависимость используемых языковых средств от темы и содержания произведения, идейной и художественной позиции автора, его жизненного опыта, биографии, литературных пристрастий.
- Языковые средства, образующие художественный текст, должны быть проанализированы в их отношении к соответствующим фактам современного русского литературного стандарта.
- Языковые факты должны быть проанализированы в их отношении к русской художественной системе, синхронной данному произведению. Это позволит вскрыть индивидуально-авторские инновации и излюбленные писателем языковые средства и стилистические приемы.
- Языковой материал должен быть проанализирован и с точки зрения его эстетического соответствия нормам русской художественной системы. При этом важно учитывать, что в ряде случаев вполне возможны ненормативные и некодифицированные единицы и структуры, чужие и чуждые языковому стандарту.
- При анализе русской классики прошлого необходимо постоянно и четко дифференцировать естественные архаизмы времени и архаизмы намеренного использования.
- Номинативные единицы языка (слова, фразеологизмы, свободные словосочетания) должны быть раскрыты во всех присущих им фоновых и коннотативных значениях как языковые обозначения культурно-исторического содержания.
- При анализе стихотворных текстов следует учитывать, что все поэтические произведения – это микросистема, ритмо-рифмически организованная. Это заставляет быть предельно внимательными не только к его содержательной языковой сути (ключевые слова и обороты и т.д.), но и к его формальной – конструктивной и звукографической – стороне (стихотворная орфоэпия, звукопись, графика стиховой строки и др.)
- При лингвистическом анализе писателей-билингвов необходима тщательная характеристика и квалификация всех фактов второго языка и строгая дифференциация их с точки зрения причин появления (эстетической ценности, нормативности).
- Необходимо учитывать различия, которые существуют между русской и чужой словесно-образной картиной мира.
- Анализ должен быть абсолютно беспристрастным и объективным, основанным только на реально существующих и существовавших лингвистических фактах, полностью исключающий современное восприятие и толкование.
Сформулированные принципы лингвистического анализа художественного текста предполагают различные методы и приемы его проведения. Методические приемы выделения и квалификации соответствующего языкового факта среди других, сравнение и сопоставление его с другими, а также последующее всестороннее рассмотрение его в большом языковом и художественном контексте Н. М. Шанский считает самыми важными. Каждый анализируемый языковой факт должен быть вычленен как отдельная лингвистическая единица, а затем путем сравнения и сопоставления с другими фактами точно и четко осознан в своих лингвистических и эстетических значениях и функциях.
Шанский отмечает, что знания, добытые посредством лингвистического анализа художественного текста, имеют большое практическое значение для преподавания литературы и русского языка. Лингвистический анализ позволяет ученику-словеснику научить детей читать художественную литературу, более правильно организовать работу по развитию речи, воспитать учеников чуткими к красоте и выразительности русского литературного языка, привить им лингвистическое и эстетическое чутье.
Приемом, которым можно пользоваться на уроках словесности, и который целиком и полностью основан на результатах лингвистического анализа, является лингвистическое комментирование. Лингвистическое комментирование представляет собой разъяснение неясных мест художественного текста, которые мешают его правильному пониманию и восприятию как определенной информации и образной системы. Толкование языковых фактов проводится, прежде всего, учителем и помогает видеть учащимся на первый взгляд незаметное и малозначимое, читать литературное произведение осмысленно и внимательно. В таких случаях комментирование превращается уже в лингвистический анализ художественного текста.
Только вникающее и неспешное чтение литературного текста позволяет глубоко и правильно понять его как определенный факт словесного искусства, сохранить непосредственное впечатление и уяснить, как оно сделано в качестве образной системы.
Разработка урока развития речи. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус» в 6 классе.
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством М. Ю. Лермонтова на примере анализа стихотворения «Парус».
Задачи урока:
обучающая: учить определять роль художественных элементов в тексте;
развивающая: развивать воображение; развивать навыки анализа текста;
воспитывающая: воспитывать интерес к литературе.
Структура урока:
- Вступительное слово
- Чтение стихотворения вслух
- Набор ассоциаций
- Работа с заголовком
- Анализ стихотворения
- Подведение итогов
Оборудование:
Тетрадь, распечатка со стихотворением
Парус
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! Он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Ход урока.
- Вступительное слово. Объявление темы и цели урока.
Сегодня мы будем знакомиться со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Парус». М. Ю. Лермонтов написал это стихотворение, когда ему было 18 лет. В тот момент жизни он должен был оставить Московский университет и переехать в Санкт-Петербург, чтобы продолжить учебу. К несчастью для поэта, учиться в Петербурге ему не пришлось. Своим близким друзьям он говорил в то время: «Я не вижу впереди ничего особенно утешительного». В этот период жизни он и написал стихотворение «Парус», как он сам выразился, на берегу моря. Думая о своей дальнейшей судьбе, поэт гулял по городу и частенько оказывался на берегу Финского залива, где и было написано стихотворение.
Вот сегодня мы и попытаемся понять, о чем же этот текст, и как могло внутреннее душевное состояние поэта в нем отразиться.
- Чтение стихотворения вслух.
- Набор ассоциаций.
Какой образ при чтении стихотворения встал у вас перед глазами? Запишите свои мысли в тетрадь.
Перечисление ассоциаций учеников. (это может оказаться море, солнце, парусник, корабль и т.д.)
- Работа с заголовком.
Итак, подведем небольшой итог. Что же у нас получилось? Какие образы чаще всего назывались? (море и парус) Как вы думаете, почему так произошло? (это связано с заглавием)
Как вы считаете, почему Лермонтов назвал свое стихотворение «Парус»? (Парус - главный герой стихотворения)
Скажите, а в каком значении здесь это слово употреблено? В прямом или переносном? (в прямом – образ корабля в открытом море) Давайте подумаем, может ли это слово иметь еще одно значение? В стихотворении присутствует и еще один смысл слова «парус». Словарь символов дает следующее определение. Парус – это символ устремленности к неизведанному, а потому символ воли в значении свободы. (4;386)
Вот давайте и посмотрим, каким образом Лермонтов создает образ паруса.
- Анализ стихотворения.
Мы с вами уже сказали, что в центре стихотворения находятся образы моря и паруса. Как бы вы мне объяснили, что такое море? (море – стихия, в которой находится парус) Давайте рассмотрим соотношение образов моря и паруса в каждой строфе.
Читаем еще раз первую строфу.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Как здесь соотносятся образы моря и паруса? (они непосредственно взаимосвязаны: парус находится в море) Мы здесь сталкиваемся напрямую с морем? (нет, здесь не море, а «туман моря») Что подчеркивает слово «туман»? (подчеркивается размытость, зыбкость образа)
Обратите внимание на эпитеты, найдите их в этой строфе. (парус одинокой и туман голубой) Что вы заметили необычного в правописании слова «одинокой»? (в современном русском языке употребляют форму одинокий, в стихотворении используется устаревшая форма этого слова)
Сколько значений в этом стихотворении приобретает прилагательное «одинокий»? (два значения, первое – плывущий один, без подобных себе других; второе – не имеющий близких людей)
Делаем вывод, сколько же значений имеет слово «парус»? (тоже два – корабль и символ человеческой души, жизни) Обратите внимание, Лермонтов наделяет парус человеческими чертами. Как называется средство художественной выразительности, которое использует поэт?
Какие слова из первой строфы также указывают на «одушевление» паруса? (глаголы – ищет и кинул) С точки зрения лексики русского языка в каких отношениях находятся эти глаголы? (в антонимических, это антитеза)
Есть ли в этой строфе еще одно противопоставление? (далекий - родной) А зачем это нужно было автору? (употребление этих антонимов дает сжатое, легкое и емкое изображение; ищет в стране далекой – кинул в краю родном – отказ от всего самого дорого)
Посмотрим внимательнее на вторую строфу.
Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! Он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
Какая картина возникает во второй строфе? (картина бури) Какие строчки и слова вы бы отнесли к описанию бури? (ветер свищет, мачта гнется, скрыпит)
Давайте подумаем, когда парусник плывет, двигается? (когда есть ветер) А когда он остановится? (в штиль) Так можем ли мы наверняка утверждать, что Лермонтов изобразил картину бури? (нет, это «нормальные» условия движения судна, а скрип мачты – обычный звуковой фон плывущего парусника) В таком случае на первый план выступает «динамическая» картина, т.е. движение. И здесь очень важным становится образ ветра. Как вы думаете, с чем связан образ ветра в поэтической традиции? (ветер – вольность, свежесть, свободное движение, порыв)
Посмотрите на эту строфу с точки зрения фонетики и звукописи. Где здесь есть звукоподражание? (ветер свищет – звук [щ֙] передает ощутимый свист ветра, здесь же возникает скрип мачты [с-к-р-п]) Неслучайно глагол «скрыпеть» дан в старой звуковой огласовке и орфографии.
Прочитайте еще раз первое предложение второй строфы.
Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
По структуре это какое предложение? (сложное) Какой знак использует Лермонтов? Для чего он необходим? (интонационное привлечение внимания)
Сколько глаголов в этом предложении? (четыре: играет, свищет, гнется, скрыпит) Зачем необходимо это нагнетание глаголов? (создается контраст с первой строфой, где все спокойно)
Обратите внимание, здесь опять возникает антитеза, назовите ее. (счастия не ищет – не от счастия бежит) О чем это свидетельствует? (показаны полная разочарованность и равнодушие; и в этой и в предыдущей строфе движение к чему-то и от чего-то, обретения и потери)
Наконец, давайте посмотрим, в каких отношениях море и парус находятся в третьей строфе.
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Какая картина возникает перед глазами? (в третьей строфе нарисовано море, озаренное солнцем, и парус) Какие слова указывают на присутствие паруса? (местоимение – ним и обращение «мятежный»)
Каким предстает здесь мир? (солнечным, умиротворенным, счастливым) Докажите. (лексическое значение слова «лазурь» - голубизна, синева, цвет моря в солнечную погоду. Важную роль играет и эпитет «луч золотой»)
Какое еще определение дается парусу в стихотворении? (мятежный) Что обозначает это слово? (тревожный, неспокойный, бурный) По своему лексическому значению к какому слову близко прилагательное «мятежный»? (к слову «буря»)
Итак, в конце стихотворения возникает образ бури, которому противопоставлен покой. Что такое буря, какие близкие по значению слова мы можем подобрать к этому слову? (буря – стихия, хаос, разрушение, превратности судьбы и т.д.) Да, с одной стороны, это яростная борьба, грозящая гибелью, но с другой, если вдуматься, то это еще и сила, пробуждающая восторг, дающая возможность испытать свои силы.
В стихотворении буре противопоставляется покой. Какой смысл вы вкладываете в понятие «покой»? (покой – это спокойное море, отсутствие препятствий, душевная гармония) Могут ли объединиться эти два понятия: покой и буря? (нет, в стихотворении Лермонтова они разделены; поэт прямо говорит: «Как будто в бурях есть покой!»)
Давайте проведем небольшой лингвистический эксперимент. Посмотрите внимательно на все стихотворение. Из скольких частей состоят строфы стихотворения? (из двух) В каких строках написан образ паруса в море? (в первых и вторых) А чему же тогда посвящены третьи и четвертые строки? (эти строки передают внутреннее состояние паруса)
Попробуйте прочитать это стихотворение по-другому, соединив сначала первые две строки каждой строфы, а затем третьи и четвертые. Что получится?
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Увы! Он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Что изменилось? (пропало напряжение и многозначное изображение)
- Подведение итогов.
Итак, давайте сделаем вывод, к чему же стремится парус? К невозможному. Буря не дает ему чувства счастья. Но в то же время спокойное море заставляет просить этой самой бури. Получается, что парус хочет такого состояния, в котором соединились бы то, что несет в себе буря, с тем прекрасным, что проявляется в покое. Парус стремится к гармонии и не может удовлетвориться ничем достигнутым.
О чем это стихотворение? О вечной тревоге и стремлениях человеческого духа. Концовка стихотворения «Как будто в бурях есть покой!» выражает невозможность достижения какого-либо идеала.
Какие чувства владели Лермонтовым, когда он прогуливался на берегах Финского залива? (желание недосягаемого, понимание непостижимости идеала)
Поменялось ли ваше восприятие этого стихотворения после его анализа? Как? (…)
- Объяснение домашнего задания.
Заключение.
Данная работа позволяет сделать следующие выводы:
- При сознательно-коммуникативном методе обучения русскому языку художественные тексты могут быть использованы учителем в его работе по усвоению и эффективному применению учащимися фактов и категорий всех языковых уровней и стилей речи, повышению их речевой компетенции и культуры речи.
- Стихотворный текст, благодаря его специфической организованности, является прекрасным языковым пространством для обучения школьников законам текстообразования.
- В художественном тексте заложена большая объяснительная и обучающая сила для формирования у учащихся правильного словоупотребления.
- На стихотворном тексте можно эффективно решать орфоэпические задачи.
- Художественные тексты русской классики на уроках выполняют задачи и нравственного, и эстетического воспитания. При правильном их использовании тексты могут не только играть большую образовательно-воспитательную роль, но и формировать положительную мотивацию к изучению русского языка как учебного предмета.
Список использованной литературы.
- Купалова А.Ю. Никаноров В.В. Практическая методика русского языка: 8 класс. – М.,1992.
- Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. – М.,2004.
- Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.2000.
- Телицын В.Л. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. – М.,2003.
- Шанский М.Н. Лингвистический анализ стихотворного текста. – М.,2002.
- Шанский М.Н. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М.,1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистический анализ текста. Конспект урока русского языка и литературы в 6 классе
Обучение правилам строения красивого, правильного текста; приобретение навыков лингвистического анализа прозаического текста...
Комплексный анализ текста на уроках русского языка в 8 классе.
Данный дидактический материал представляет собой полный или частичный комплексный лингвистический анализ текстов А.С. Пушкина и отрывков из произведений писателя. Материалы, представленные в работе, н...
Доклад "Совершенствование языкового анализа текста на уроках русского языка.
Анализ текста в старших классах на уроках русского языка....
Комплексный лингвистический анализ текста на уроках русского языка.
Материал содержит перечень задания для комплексного лингвистического анализа текста, а также тексты для анализа....
Открытый урок. Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе.
Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ....
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...