Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах причастий и прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Сумина Татьяна Борисовна

Урок закрепления изученного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка в 7б классе

Учитель Сумина Татьяна Борисовна

Дата проведения: 23 октября 2008 г.

Тема урока: Н, НН в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных.

Используемые технологии: ИКТ,  элементы игры.

Тип урока: урок закрепления изученного материала (2 урок по теме).

Цель: закрепить знания учащихся о правописании Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных.

Задачи:

  1. Формировать у учащихся навык правильного написания Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных.
  2. Развивать речь учащихся, логическое мышление.
  3. Воспитывать у учащихся чувство ответственности, уважения друг к другу.

Оборудование: 22 перфокарты, 13 ноутбуков, экран, проектор, сигнальные карточки, именные фишки красного, желтого, зелёного цветов, прозрачные кармашки.

Этапы урока

Ход урока

Используемые СОТ, наглядные пособия и раздаточный материал

1.Орг. момент

2. Вступительное слово учителя. Сообщение цели урока.

Добро пожаловать на необычный урок, урок для сладкоежек, очень вкусный и аппетитный. Почему? Потому что мы с вами отправимся в ресторан «Сладкая жизнь», где «попробуем» изыски кулинарного искусства: торты и пирожные. И не только…

А заодно повторим правописание Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных.

2. Актуализация знаний учащихся. Работа с таблицей-схемой.

И чтобы нам при дегустации не попасть впросак, вспомним и закрепим правила правописания Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных.

Давайте по пройденному материалу составим схему-подсказку, будет вам помогать при работе в ресторане.

По мере озвучивания правил написания НН и Н в причастиях и прилагательных на экране появляется схема:

Правописание Н и НН в прилагательных, образованных от существительных

Н             или                  НН?

В суффиксах –ИН-, -АН-, -ЯН-.             1. В суффиксах –ОНН-, -ЕНН-.

Исключение: стеклянный                          Исключение: ветреный.

                       оловянный                         2. Сущ. на –Н + суффикс -Н-

                       деревянный                           Исключение: свиной.

Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Н             или                  НН?

1. Если нет приставки.                           1. Если есть приставка, кроме НЕ

2. Если нет  зависимых слов.                 2. Если есть зависимые слова.

3. Если слово образовано                       3. Если слово образовано

    от глагола несов.в                                      от глагола сов.в

Исключение: данный, желанный,         4. Если слово оканчивается на

священный, невиданный и др.                    –ованный, -еванный.

ИКТ

3. Закрепление пройденного материала.

Молодцы! Правила повторили. Теперь смело отправляемся в виртуальный ресторан «Сладкая жизнь».

На рабочем столе три файла с названиями сладких блюд. Какое блюдо будем дегустировать первым? Открываем файл «Торт «Трюфель». Работаем в парах. В рецепте необходимо вставить пропущенные орфограммы, выделив их другим цветом. Сначала прочитаем рецепт.

Рецепт №1

Торт «Трюфель».

С п о с о б    п р и г о т о в л е н и я:

Бисквитный пласт, разреза…ый на две части, разложить на две стекля…ые тарелки, ураше…ые орнаментом. Каждую из частей, пропита…ую сиропом и прослое….ую сливочно-шоколадным кремом, поставить около окна на овещё…ую солнцем сторону. Через несколько минут обе половинки, хорошо пропита…ые, соединить.  Сверху и с боков, смаза…ых кремом и обсыпа…ых шоколадной крупкой, убрать лишние крошки. Торт украсить конфетами, масля…ым кремом и оформить в виде плетё…ой корзинки.

На работу отводится 3-4 минуты. Затем учащиеся 1 варианта меняются местами для проверки работы соседней парты. При обнаружении ошибки поднимают сигнальную карточку. Объясняется допущенная ошибка. Обращается внимание детей на ответственность за порученное дело.

Аналогично строится работа и со следующими рецептами.

Рецепт №2

Клубника со сливками.

С п о с о б    п р и г о т о в л е н и я:

Выраще…ую  собстве..ыми руками клубнику промыть и очистить от зелё…ых хвостиков. Заметьте, что лучше не использовать клубнику, купле…ую на рынке, а также не подойдёт для этого изыска…ого блюда мороже…ая клубника. Очище…ые ягоды, перемеша…ые со взбитыми сливками, уложить в чашечки и полить клюкве…ым сиропом. Подавать охлаждё…ыми.

Рецепт №3

Фруктовый салат.

С п о с о б    п р и г о т о в л е н и я:

Очище…ые, нареза..ые кубиками консервирова..ые ананасы уложите на серебря…ое блюдце. Возьмите банан, смеша…ый с мандаринами, привезё…ыми с юга, и добавьте к ананасам. После этого добавьте в салат только что сорва…ую с дерева грушу. Всё это ассорти заправьте витаминизирова…ым йогуртом.

ИКТ

Работа в парах

Сигнальные карточки

4. Работа с текстами.

Молодцы! Вы очень хорошо справились с этим заданием, поэтому нас приглашает шеф-повар в следующий зал. Мы будем теперь не дегустаторами, а корректорами. Дело в том, что через несколько минут состоится открытие ресторана, а меню ещё не готово. Повар – иностранец, он не знает некоторых правил, поэтому обратился за помощью. Поработаем в качестве корректоров.

Необходимо взять чистый бланк меню (рабочую тетрадь) и написать без ошибок два меню, при этом графически объяснив написание пропущенных букв.

Для последующей проверки два человека будут работать с обратной стороны  доски.

Меню вы можете найти, открыв файл «Меню»:

Меню №1.

  1. Салат из белокоча…ой капусты с фруктами.
  2. Закуска из печё…ого или тушё…ого птичьего мяса.
  3. Яйца, фарширова…ые сельдью.
  4. Кукуруза жаре…ая с луком.
  5. Кукуруза, жаре…ая с луком.

Меню №2.

  1. Сазан заливной фарширова…ый.
  2. Щи из кваше…ой капусты с картофелем.
  3. Суп картофельный с макаро…ыми изделиями.
  4. Клюкве…ый суп с ма…ыми клёцками.
  5. Рулеты из рыбного филе, отваре…ые с укропом.

Молодцы, не ударили в грязь лицом в ресторане. Возвращаемся  в действительность.

ИКТ

2 карточки с меню

5. Проверочная работа.

Теперь поработаем самостоятельно с перфокартами, а проверять ваши знания буду я. Свои отметки в качестве десерта можете преподнести родителям.

Предлагается три варианта заданий.

Вариант 1

       рассказа

            лома

       безветре

           сгуще

    непрочита

            незва

      газирова

             гуси

     взволнова

        соловьи

            слома

              варе

            сваре

            румя

    утрамбова

             льви

            песча

ые истории

ая линия

ый день

ое молоко

ая книга

ый гость

ая вода

ое перо

ый голос

ые трели

ый стул

ое в кастрюле мясо

ый суп

ое яблоко

ая площадка

ая доля

ый берег

       

Вариант 2

           стари

            масле

         нехоже

       шинкова

  фарширова

    маринова

             зеле

             жаре

             жаре

      обезжире

          кипяче

посыпа            украше            пассирова

    рубле

             реза

            варе             сваре

ая картина

ый блин

ые тропы

ая капуста

ая курица

ый лук

ый горошек

ая морковь

ая в топлёном молоке

ое молоко

ая вода

ое мукой

ое вишней

ый лук

ая петрушка

ый кубиками картофель

ые в курином бульоне

ый быстро

Вариант 3

нареза

сорва

сушё

реза

фарширова

консервирова

облита  смета

с лимо

смеша

чище

обезжире

съеде

сорва

предложе

разложе

румя

смета

запечё      

ый дольками

ый с дерева

ый банан

ый кружочком

ая мясом

ый ананас

ым соусом

ым соусом

ый с мандаринами

ая груша

ый кефир

ый гостями

ый с дерева

ый на десерт

ый красиво

ое яблоко

ый торт

ый в духовке

Перфокарты у каждого ученика

6. Домашнее задание.

Домашнее задание выберите себе сами:

  1. В электронном варианте составить рецепт любого блюда со словами (не менее 10) на изученную орфограмму с «окошечками».
  2. Составить словарный диктант на изученную орфограмму (не менее 15 слов).
  3. Выполнить упражнение 125 из учебника.

Задания выведены на экран через проектор.

Элементы разноуровневого обучения

ИКТ

8. Итог урока. Рефлексия.

Подведём итог урока. На доске висят три кармашка с указателями трёх цветов и с мордашками с разной мимикой. Первая, отмеченная зелёным цветом, говорит о том, что вы хорошо запомнили правила по теме нашего урока и смело можете идти дальше. Вторая, отмеченная жёлтым цветом, напоминает, что надо подучить правило и потренироваться дома. Третья, отмеченная красным цветом, говорит о том, что вам требуется помощь. Оцените свои возможности. При выходе из класса опустите фишку одного из цветов в указанные кармашки.

Спасибо за работу. Урок окончен.

Фишки трёх цветов, прозрачные кармашки



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка 5 класс - "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Урок русского языка в 5 классе.Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна МКОУ «СОШ№26» Тема: «Буквы Е – И в корнях с чередованием».Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).Осно...

Конспект урока русского языка 7 класс " Н и НН в суффиксах страдательных причастий"

Конспект урока русского языка 7 класс "Н и НН в суффиксах причастий", технологическая карта...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Конспект урока русского языка, 6 класс коррекционная школа, тема "Имя прилагательное"

Конспект урока русского языка, 6 класс коррекционная школа, тема "Имя прилагательное". Урок в форме игры №Что? Где?Когда?"...

Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»

Теоретический и практический материал урока  связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и  тема урока, связана с музыка...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Звуки и буквы. Произношение и правописание. (5 класс)

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОСЗвуки и буквы. Произношение и правописание. (5 класс) Тип урока: повторение и обобщение изученного в 4 классе.Форма урока: традиционный.Мет...