Разработка урока по теме: "Обращения, знаки препинания при них"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Это первый урок по теме: "Обращение" в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_dlya_8_klassa._koroleva_v.v.docx | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8-м классе по теме "Обращение, знаки препинания при нем"
Учитель: Королева Вера Викторовна.
Цели урока:
- учебная: повторить и закрепить сведения об обращении, полученные школьниками в предыдущие годы обучения, формировать умение правильно произносить предложения с обращениями, выделять на письме знаками препинания с учётом звательной интонации;
- воспитательная: прививать любовь к родному языку;
- развивающая: развивать интерес к предмету, творческие способности.
Оборудование: проектор, план к теме урока, карточки с заданием, Тип урока: урок изучения нового материала
Учебник: Русский язык под редакцией М.М. Разумовской
Ещё Пушкин говорил о знаках препинания: они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильные соотношение и
дать фразе легкость и правильное звучание.
К.Г.Паустовский
Ход урока.
Оргмомент. (Уч-ся стоят) Здравствуйте. Я очень рада вас видеть. Все готовы к уроку? Проверьте. Садитесь. У вас на столах лежат рабочие листы, сегодня на уроке мы будем работать в них. Подпишите их. Вы будете ставить себе оценки во время урока за каждый вид работы, а в конце поставите себе оценку.
- Начало урока.
Видеофрагмент из «Капитанской дочки».
На доске проецируется отрывок из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
- Гей, добрый человек! - закричал я старику. - Скажи, не знаешь ли где дорога?
- Дорога-то здесь; я стою на твёрдой полосе,- отвечал дорожный,- да что толку?
- Послушай, мужичок,- сказал я ему,- знаешь ли ты эту сторону? Возьмёшь ли довести меня до ночлега?
Беседа с классом:
- Из какого произведения этот отрывок, кто автор?
- Назовите слова, с которыми обращаются ямщик и рассказчик к незнакомцу.
- Как называются эти слова?
- Что такое обращение?
2. Совместное определение темы и цели урока.
Как вы думаете, какова тема нашего урока и какие вопросы нам необходимо рассмотреть. (Учащиеся определяют тему и основные вопросы).
- Да, тема сегодняшнего урока: «Обращение и знаки препинания при нём» Нам необходимо будет научиться находить обращение в тексте, выделять его на письме, читать с нужной интонацией предложения с обращением.
На доске проецируется план к теме урока
Запишем тему.
-Что же мы знаем об обращениях?
-Откройте учебник на стр.196-197. Вы работаете в группах, читаете теоретические сведения и заполняете кластер (схему). 5 минут.
-Проверяем. На доске –схема с пустыми кружочками. От группы выходят по одному и записывают фломастером основные сведения. В случае затруднения пользуются подсказкой, тогда вся группа получает 3.
-Итак, что такое обращение? Один ученик формулирует.
(Это слова или сочетания слов, называющие того, к кому обращаются с речью, на письме выделяются с двух сторон запятыми или тире.)
-Запишем 2 предложения под диктовку. 1 ученик у доски.
-Найти обращения и выделить их знаками препинания.
- не пой красавица при мне ты песен Грузии печальной. (Пушкин)
- пройдет любовь, настанет скука красавица полюбит вновь.
-В каком предложении есть обращение?
-Докажи (с помощью кластера)
3. Работа в группах по инструктивным карточкам:
Инструктивная карточка
- прочитайте §28;
- подготовьте сообщение по плану;
- приведите примеры, подтверждающие ту или иную мысль.
На доске проецируются примеры
- Друзья мои, прекрасен наш союз.
- Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло. - Опять я ваш, о юные друзья!
- Спасибо, музыка, за то, что ты меня не оставляешь.
- Чего тебе надобно, старче?
4. Выступление учащихся по результатам работы в группах
(От каждой группы выступает один ученик после обсуждения теоретического материала в группе)
5. Слово учителя:
- Я считаю, что прав был К.Г.Паустовский. отмечая:
- Ещё Пушкин говорил о знаках препинания: они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание.
- А как вы считаете? Докажите примерами.
6. Устная работа по закреплению нового материала.
Упражнение 193 (1 предложение), упражнение 190 (1,2,8 предложения)
Прочитать предложения, выделить обращения и указать их роль в предложении.
7. Практическая работа по карточкам по вариантам.
1. вариант.
Списать, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания при обращении.
Лети к…рабль н…си меня к пределам дальним
По грозной прихоти обманчивых м…рей.
Прощай свободная стихия
В п…следний раз передо мной
Ты кат…шь волны г…лубые.
Прощай же море не забуду
Тв…ей торжественной красы…
Ск…льзя по утре (н, нн) ему снегу,
Друг милый пр…дадимся бегу
Неторопливого к…ня.
2 вариант
Списать, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания при обращении.
Любезный именинник
О Пущин дорогой
Пр…брёл к тебе пусты (н, нн) ик
С открытою душой.
Друзья мои
Пр…красен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен.
Поэта дом опальный,
О Пущин мой ты первый п…сетил.
Веленью божию о муза будь п…слушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хв…лу и кл…вету приемли р…внодушно
И не оспаривай глупца.
Дополнительное задание для тех, кто справился раньше других: подчеркните грамматическую основу предложения, определите его вид.
8. Проверка выполненной работы.
9. Слово учителя:
- Дмитрий Сергеевич Мережковский сказал: «Стихи Пушкина-золотые!» И с этим нельзя не согласиться. Ему воздавали славу не только поклонники таланта, композиторы, но и скульпторы. И он этого заслужил.
10. Выступление ученицы об открытии памятника А.С. Пушкину в Москве.
11. Творческая работа.
-Дорогие ребята, представьте себе, что вы присутствуете при открытии памятника.
Обратитесь к собравшимся, используя разную звательную форму.
Предполагаемые варианты ответов:
- Уважаемые жители нашего города и гости!
- Уважаемые поклонники таланта А.С.Пушкина!
- Любители поэзии Пушкина!
- Дамы и господа!
- Дорогие друзья! И далее: сегодня вы собрались на площади, чтобы почтить память великого поэта.
12. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру о том, что увидели, услышали, почувствовали, находясь на площади при открытии памятника А.С.Пушкину.
13.Рефлексия:
- Что нового вы узнали об обращении?
- Что вызвало у вас больший интерес?
- О чём вы расскажете дома?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Обращение и знаки препинания при нем.
Урок по русскому языку по теме "Обращение и знаки препинания при нем" для 8-х классов....
Открытый урок по теме "Обращение и знаки препинания при нем".
Открытый урок русского языка в 8 классе....
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обращение и знаки препинания при нём".
Это первый урок по теме "Обращение", урок сообщения новых знаний. Цели урока:ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами выражения обращения,...
урок русского языка в 8 классе на тему "Обращение и знаки препинания" (технология Таксономии Блума)
Урок русского языка на тему "Обращение и знаки препинания при нем" с применением технологии таксономии Блума...
Разработка урока на тему " Обращение и вводные слова"
Разработка урока...
Урок русского языка в 8 классе по теме "Обращение и знаки препинания при нем"
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обращение и знаки препинания при нем"...
Разработка урока "Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"
Разработка урока пригодится учителям русского языка при ознакомлении обучающихся с бессоюзными сложными предложениями...