Тема: Обращение и знаки препинания при нем.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок по русскому языку по теме "Обращение и знаки препинания при нем" для 8-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_obrashchenie.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
НОУ «Школа-интернат № 12» ОАО «РЖД»
Учитель русского языка и литературы
Щурова Л.В.
Урок русскоо языка. 8 класс.(по уч. Разумовской)
Тема: Обращение и знаки препинания при нем.
Цель: сформировать умение видеть в тексте и правильно произносить обращение, выделять его на письме, уметь употреблять его
Оборудование: проектор, раздаточный материал
Ход урока.
- Оргмомент.
- Объявление темы. Целеполагание.
- Устная синтаксическая 5-минутка. Работа с предожениями на доске:
- В роли каких членов предложения выступает слово Россия? В каком предложении это слово не являетсячленом предложения? Почему?
- В европейской части России есть все: и возвышенности, и обширные равнины, и величественные реки, и бескрайние леса.
- Родина многих величайших художников: Кипренского и Брюллова, Крамского и Левитана, Серова и Шишкина – Россия.
- Люблю твою, Россия, старину.
- Допетровская Россия не знала «светской» живописи.
- Проблемная ситуация. Попросить ученика закрыть дверь и задать вопрос: «А почему именно ты это делаешь?» В данном предложении имя – обращение.
А теперь составьте предложение так, чтбы имя стало подлежащим.
- Анализ синтаксических конструкций (на доске)
Лена, собери тетради. – Лена собирает тетради.
В чем разница? (1 – односоставное, без подлежащео, сказуемое в форме повелительноо наклонения, стоит запятая. 2 – двусоставное, нет знаков препинания внутри предложения)
- Работа по рядам – изучение теоретическоо материала параграфа 28, ответы на вопросы:
1 ряд – Что называется обращением? Какие роли выполняет обращение в речи?
2 ряд – Зачем нужны этикетные слова? Какую роль в поэтической речи могут выполнять обращения?
3 ряд – Каким может быть обращение по составу? Является ли оно членом предложения?
4 ряд – Что является главным в устной речи в предложениях с обращением? Как выделяется на письме?
Вывод: Каковы особенности обращения? (открыть запись на доске):
- обозначает того, к кому обращаются
- «ты», «вы» не являются обращением, этого не позволяют правила этикета
- роль в речи: звательная, оценочная, изобразительная информция
- бывают распространенные и нераспространенные обращения
- не член предложения
Пример из Пушкина( на экране):
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Что за форма старче? В обращении у нас обычно используется И.п. А у слова старик И.п. иной: «возвратился старик ко старухе…»
Сравните еще более древние тексты: «Пойди, княже, с нами в дань», «Милостивейший государь батюшко!»
Князь-княже, батюшка-батюшко, старик-старче. во всех этих случаях перед нами устаревший падеж русского языка, который назывался звательным и употреблялся при обращении. Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском, в русском же исчез.
- Работа с текстом (на экране) – найти обращения, где стоит, как выделено?
- Выборочный диктант. Записать только обращения.
- Широко ты, Русь, по лицу земли в красе царственной раскинулась.
- Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия.
- Привет тебе, мой край родной!
- Рисуй, художник вдохновенный, картины родины моей.
- А ты что ж, кумушка, в дорогу?
- Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?
- Здравствуй, солнце да утро веселое!
- Ты не пой, соловей, под моим окном.
- Ты пахни в лицо, ветер с полудня.
- А я остаюся с тобою, родная моя сторона.
Проверка..
- Раздаточный материал.- басня Крылова «Кукушка и Петух»
Задание: ыписать слова, с которыми кукушка обращается к петуху, а затем – к кукушке. Разделить на 2 колонки. В чем особенность этих обращений? Как они характеризуют героев басни, их взаимоотношения?
10 Итоги урока. Рефлексия: Что мы сегодня узнали? Что такое обращение?
11 Дом.задание: п.28, из худ.произведений выписать 10 примеров с обращениями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Обращение и знаки препинания при нем".
Открытый урок русского языка в 8 классе....
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обращение и знаки препинания при нём".
Это первый урок по теме "Обращение", урок сообщения новых знаний. Цели урока:ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами выражения обращения,...
Конспект урока русского языка в 8 классе Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».
Разработка урока и презентация....
урок русского языка в 5 классе по теме "Обращение. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращении"
конспект урока...
урок русского языка в 8 классе на тему "Обращение и знаки препинания" (технология Таксономии Блума)
Урок русского языка на тему "Обращение и знаки препинания при нем" с применением технологии таксономии Блума...
Разработка урока Подготовка к ОГЭ: Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. (разработка урока в 8 классе)
Подготовка к ОГЭ...
Урок русского языка в 8 классе по теме "Обращение и знаки препинания при нем"
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обращение и знаки препинания при нем"...