Тема: Обращение и знаки препинания при нем.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Урок по русскому языку по теме "Обращение и знаки препинания при нем"  для 8-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass_obrashchenie.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

НОУ «Школа-интернат № 12» ОАО «РЖД»

Учитель русского языка и литературы

Щурова Л.В.

Урок русскоо языка.  8 класс.(по уч. Разумовской)

Тема: Обращение и знаки препинания при нем.

Цель: сформировать умение видеть в тексте и правильно произносить обращение, выделять его на письме, уметь употреблять его

Оборудование: проектор, раздаточный материал

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Объявление темы. Целеполагание.
  3. Устная синтаксическая 5-минутка. Работа с предожениями на доске:

- В роли каких членов предложения выступает слово Россия? В каком предложении это слово не являетсячленом предложения? Почему?

  1. В европейской части России есть все: и возвышенности, и обширные равнины, и величественные реки, и бескрайние леса.
  2. Родина многих величайших художников: Кипренского и Брюллова, Крамского и Левитана, Серова и Шишкина – Россия.
  3. Люблю твою, Россия, старину.
  4. Допетровская Россия не знала «светской» живописи.

  1. Проблемная ситуация. Попросить ученика закрыть дверь и задать вопрос: «А почему именно ты это делаешь?» В  данном предложении имя – обращение.

 А теперь составьте предложение так, чтбы имя стало подлежащим.

  1. Анализ синтаксических конструкций (на доске)

Лена, собери тетради. – Лена собирает тетради.

В чем разница? (1 – односоставное, без подлежащео, сказуемое в форме повелительноо наклонения, стоит запятая. 2 – двусоставное, нет знаков препинания внутри предложения)

  1. Работа по рядам – изучение теоретическоо материала параграфа 28, ответы на вопросы:

1 ряд – Что называется обращением? Какие роли выполняет обращение в речи?

2 ряд – Зачем нужны этикетные слова? Какую роль в поэтической речи могут выполнять обращения?

3 ряд – Каким может быть обращение по составу? Является ли оно членом предложения?

4 ряд – Что является главным в устной речи в предложениях с обращением? Как выделяется на письме?

Вывод: Каковы особенности обращения? (открыть запись на доске):

- обозначает того, к кому обращаются

- «ты», «вы» не являются обращением, этого не позволяют правила этикета

- роль в речи: звательная, оценочная, изобразительная информция

- бывают распространенные и нераспространенные обращения

- не член предложения

Пример из Пушкина( на экране):

                                                       Приплыла к нему рыбка, спросила:

                                                       «Чего тебе надобно, старче?»

Что за форма старче? В обращении у нас обычно используется И.п. А у слова старик И.п. иной: «возвратился старик ко старухе…»

Сравните еще более древние тексты: «Пойди, княже, с нами в дань», «Милостивейший государь батюшко!»

Князь-княже, батюшка-батюшко, старик-старче. во всех этих случаях перед нами устаревший падеж  русского языка, который назывался звательным и употреблялся при обращении. Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском, в русском же исчез.

  1. Работа с текстом  (на экране) – найти обращения, где стоит, как выделено?
  2. Выборочный диктант. Записать только обращения.

  1. Широко ты, Русь, по лицу земли в красе царственной раскинулась.
  2. Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия.
  3. Привет тебе, мой край родной!
  4.  Рисуй, художник вдохновенный, картины родины моей.
  5. А ты что ж, кумушка, в дорогу?
  6. Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?
  7. Здравствуй, солнце да утро веселое!
  8. Ты не пой, соловей, под моим окном.
  9. Ты пахни в лицо, ветер с полудня.
  10. А я остаюся с тобою, родная моя сторона.

Проверка..

  1. Раздаточный материал.- басня Крылова «Кукушка и Петух»

Задание: ыписать слова, с которыми кукушка обращается к петуху, а затем – к кукушке. Разделить на 2 колонки. В чем особенность этих обращений? Как они характеризуют героев басни, их взаимоотношения?

10  Итоги урока. Рефлексия: Что мы сегодня узнали? Что такое обращение?

11  Дом.задание: п.28, из худ.произведений выписать 10 примеров с обращениями

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Обращение и знаки препинания при нем".

Открытый урок русского языка в 8 классе....

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обращение и знаки препинания при нём".

Это первый урок по теме "Обращение", урок сообщения новых знаний. Цели урока:ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами выражения обращения,...

урок русского языка в 8 классе на тему "Обращение и знаки препинания" (технология Таксономии Блума)

Урок русского языка на тему "Обращение и знаки препинания при нем" с применением технологии таксономии Блума...

Урок русского языка в 8 классе по теме "Обращение и знаки препинания при нем"

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обращение и знаки препинания при нем"...