Разработка урока "Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Разработка урока пригодится учителям русского языка при ознакомлении обучающихся с бессоюзными сложными предложениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.docx | 30.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в нём
Цели урока:
- Создание условий для самостоятельного поиска и «открытия» знания.
- Формирование общего понятия о бессоюзном сложном предложении.
- Ознакомление учащихся со всеми знаками препинания в сложном бессоюзном предложении (блоковое преподнесение материала)
- Включение учащихся в разные типы деятельности (предметный, деятельностный, метапредметный)
Тип урока: объяснение нового материала с использованием ЭОР; деятельностный подход с элементами мыследеятельностной педагогики (задачной формы обучения на уроке).
Форма работы: коллективная, самостоятельная индивидуальная.
Техническое оборудование: интерактивная доска
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный и частично-поисковый, исследовательский
Что должны освоить учащиеся:
- Понятие бессоюзного сложного предложения.
- Научиться различать характер смысловых отношений между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения.
- Выразительно произносить конструкции, уделяя значительное внимание интонации.
- Правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.
- Работать в интерактивном режиме.
- Самостоятельно добывать информацию, вырабатывать навыки коммуникации и рефлексии.
Ход урока
- Орг. момент.
II. Актуализация знаний. Повторение изученного материала.
Осложненное списывание.
- Спишите сложные предложения, определите их вид. Расставьте знаки препинания, объясните графически пропущенные орфограммы.
1. Год за годом все меньше и меньше остает…ся возле с…лений густых черемуховых кустов а на их месте торчат (не)лепые искалече…ые сучья.(Г.Скребицкий)
2. Каждое лето за высоким к…рнизом дома в котором проходило мое де…ство бел…грудые веселые ласточк…ки л…пили свои гнезда. (И.Соколов-Микитов)
3. Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от множества цв…тущих одуван…чиков. (М.Пришвин)
Анализ предложений.
1 предложение – сложносочиненное (ССП);
2 предложение – сложноподчиненное (СПП);
3 предложение – бессоюзное сложное (БСП).
Беседа по вопросам:
- Почему вы решили, что первое предложение является ССП?
(Обе части этого предложения связаны при помощи интонации и сочинительных союзов.)
- Какие предложения являются СПП? Почему?
(Предложение 2 является СПП, так как части неравноправны, они соединены при помощи интонации и союзного слова.)
- Докажите, что предложение 3 является БСП.
(Это БСП, так как части соединены только интонацией.)
Обобщение материала и составление схемы:
Сложное предложение
Союзное Бессоюзное
Сложносочиненное
Сложноподчиненное
III. Практика. Проверка знаний. Отработка умений и навыков.
Учитель: По какому признаку различаются сложные бессоюзные и сложносочиненные предложения? Чем связаны части бессоюзного предложения?
Ученики: С помощью интонации.
Задание 1. (Задание – «ловушка») – предлагается расставить и объяснить знаки препинания в сложном предложении:
Уж небо осенью дышало1,
Уж реже солнышко блистало2,
Короче становился день3,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась4,
Ложился на поля туман5,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу6: приближалась
Довольно скучная пора7;
Стоял ноябрь уж у двора8.
Ученики подчеркивают грамматические основы предложений, выясняют, из скольких частей состоит это предложение, чем соединяются простые предложения. Приходят к выводу, что все 8 предложений связаны с помощью интонации, значит, это бессоюзное сложное предложение, части которого надо разделить запятыми.
Ученикам не хватает знаний, чтобы поставить двоеточие между 6 и 7 и точку с запятой между 7 и 8 предложениями. Поэтому учитель задает уточняющий вопрос: «Все ли предложения будем разделять запятой?» Ученики чувствуют «подвох» в вопросе учителя и ищут «сбой». В своих размышлениях они выходят на 6-8 предложения.
Учитель: Подумайте, все ли простые предложения в составе бессоюзного сложного одинаковы или между ними есть различия?
Версии учеников о различиях:
- разные позиции подлежащего и сказуемого;
- степень распространенности предложений;
- в бессоюзном сложном предложении простые разделяются не только точкой, но и другими знаками (тире или двоеточием);
- разные смысловые отношения между предложениями.
Учитель: Попробуем теперь определить смысловые отношения между простыми предложениями в нашей конструкции.
Ученики: Между 1-6 предложениями передается одновременность явлений (временная связь), между 6 и 7 – связь другая.
Учитель: Какая? Как можно определить отношения между частями этого предложения?
Ученики (как правило!) догадываются, что можно подставить союзы, и по ним станет связь ясна. Между 1 и 6 предложениями можно вставить союз и , а между 6 и 7 – легко подставляется союз потому что, который указывает на причину. Получается сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Убираем союз – получаем сложное бессоюзное предложение с причинным отношением между его частями.
Задание 2 Работа с таблицей (раздаточный материал)
Значение | Какой знак препинания ставится | Правило | Примеры |
Одновременности, последовательности, перечисления | запятая, точка с запятой | Запятая ставится, если между предложениями в составе БСП можно поставить союз и. Точка с запятой ставится в случаях, если предложения в составе БСП отдалены по смыслу или распространены. | Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко разбилось. Андрей вернулся поздно; Маша уже спала. |
Противопоставления (сопоставления) | тире | В предложении всегда есть смысловое противопоставление чего-либо; между простыми предложениями можно поставить союзы а, но. | Ученью время – игре час. Победитель впереди – трус позади |
Времени и условия | тире | Первое предложение в составе БСП указывает на время или условие, перед ним можно поставить союзы если, когда. | Тише едешь – дальше будешь. Любишь кататься — люби и саночки возить |
Сравнения | тире | Между частями БСП можно поставить союзы будто, словно. | Рассердится – гроза разразится. Улыбнется – тучи разгонит. |
Присоединения | тире | Второе предложение выражает присоединительное значение и перед ним можно употребить слова такой, таков, так; или употрeбляется слово это. | Хлеб всему голова – так учила бабушка. Она снова опоздала – это случалось часто. |
Следствия | тире | Второе предложение выражает значение следствия, перед ним можно поставить союзы так что, вследствие чего. | Зазвонил телефон – я отвлекся от работы. Пришли гости – мы быстро накрыли на стол. |
Причины | двоеточие | Второе предложение выражает значение причины, перед ним можно поставить союз потому что. | Я проснулся рано: меня разбудила сестра. Саша очень спешила: она хотела прийти первой. |
Пояснения | двоеточие | Второе предложение поясняет первое, перед ним можно поставить союзы а именно, то есть. | Он мог посоветовать только одно: никогда не сдаваться. У речки было прекрасно: мы лежали на теплом песке и любовались природой. |
Дополнения | двоеточие | Второе предложение дополняет первое, перед ним можно поставить союз что или сочетания слов: и увидеть, что; и услышать, что; и почувствовать, что и т. д. | Он отметил: у дeвyшки красивое платье. Мужчина заглянул в домик: там было чисто и уютно. |
Информация служит подтверждением выводов учеников и сообщает о разных знаках препинания в бессоюзном предложении.
Задание 3. Работа в группах.
Обучающиеся делятся на 3 группы, составляют БСП: 1гр- с точкой с запятой, 2гр- с двоеточием, 3 гр – с тире
Задание 4. Прочитайте предложения (проецируются на экран, знаки препинания не расставлены). Возможна ли в них постановка разных знаков препинания?
Взойдет солнышко, все оживет.
Взойдет солнышко: все оживет.
Взойдет солнышко – все оживет.
Ученики читают предложения, пытаются уловить разную интонацию, донести разный смысл предложений. После интонирования приходят к выводу, что знаки препинания будут зависеть и от интонации, с которой читается предложение:
Учитель: Что же еще диктует необходимость постановки определенного знака препинания в бессоюзном сложном предложении?
Ученики: Интонация, которая, как и пунктуация, меняется от смысловых отношений между предложениями.
.
IV.Рефлексия. Итоги урока
Учитель: Что сегодня узнали нового на уроке?
Ученики: Узнали о сложном бессоюзном предложении, что между его частями ставятся точка, точка с запятой, двоеточие, тире.
Учитель: Какие затруднения возникали в ходе урока?
Ученики: Как определить, когда ставится тот или иной знак.
Учитель: Что помогло выйти из ситуации? Какой способ действия?
Ученики: Определение смысловых отношений между частями предложения путем подстановки сочинительных и подчинительных союзов и с помощью интонации.
Учитель: Бессоюзные сложные предложения широко распространены и в художественных произведениях, и в разговорной речи. Особую сжатость и выразительность придают бессоюзные конструкции стихотворной речи. В пословицах и поговорках они помогают кратко и сжато выразить различные смысловые отношения между предложениями.
V. Д/з: Подобрать пословицы, поговорки, афоризмы, строки из стихотворений, представляющие собой бессоюзное сложное предложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.
Урок учителя русского языка и литературы СОШ им.Т.Жарокова Жанибекского района ЗКО Кайдаровой Нургуль Жумабаевны...
УРОК с использованием ЦОР по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"
Урок с использованием ЦОР....
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Урок русского языка в 9 классе по учебному комплексу под редакцией Бабайцевой. Урок подготовлен и проведен использованием интерактивной доски.Задания подобраны таким образом, чтобы учащиеся могл...
Конспект урока по теме:«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
Урок призван повторить и углубить знания учащихся о пунктуации в бессоюзном сложном предложении. Выработать навыки по составлению алгоритма постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложени...
Урок русского языка в 9 классе по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"
Урок по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении" является итоговым уроком, который должен показать, как учащиеся усвоили данную тему и готовы ли они писать контрольный тест по дан...
Методическая разработка уроков по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"
Методическая разработка уроков по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» представлена с использованием методики «Взаимопередача темы»...
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Бессоюзное сложное предложение.Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении...