Открытый урок по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Открытый урок по русскому языку в 8 классе "Назывные предложения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nazyvnye.docx | 305.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Щетиновская средняя общеобразовательная школа»
городского округа Ликино-Дулево
Открытый урок по русскому языку в 8 классе
«Назывные предложения»
Перевозова Виктория Евгеньевна
учитель русского языка и литературе
2018 г.
Тема: «Назывные предложения»
Цель урока: показать особенности назывных предложений, их значение и сферу употребления.
Задачи урока:
образовательная: - формировать умение находить и узнавать назывные предложения в тексте, способствовать правильному употреблению их в собственной речи;
- развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
развивающая: - продолжать развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры;
- формировать УУД (личностные, регулятивные):
- развивать умения формулировать проблему, доказывать свою точку зрения;
- развивать умение применять новые знания;
- развивать творческие, речевые способности у обучающихся;
- развивать умение логически мыслить, делать выводы, обобщать;
воспитательная: - совершенствовать коммуникативные навыки общения;
- воспитание ценностного отношения к родному языку и слову.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Технология урока: проблемно - диалоговая.
Оборудование: АРМ, раздаточный материал, презентация учителя, учебник русского языка под редакцией М.М. Разумовской.
Структура урока:
Этап | Цели | Методические приёмы | Формы работы |
I. Мотивационный | 1.Развитие интереса к теме. 2.Активизация всех учащихся. | 1.Проблема-вызов | индивидуальная фронтальная парная |
II. Актуализация знаний | 1.Актуализация знаний обучающихся. 2.Целеполагание | 1.Построение логических цепочек (соотнесение лингвистических высказываний со схемой кластера). 2.Определение темы и учебных задач урока 3. Комментированное письмо. Составление кластера. | |
III. Открытие новых знаний | 1.Организация активного восприятия текста. 2.Соотнесение известных знаний с новой информацией, содержащейся в тексте. 3.Структурирование учебного материала по теме «Назывные предложения» 4.Знакомство с пунктограммой «Знаки препинания на конце назывных предложений | 1.Вопросы и обсуждение по тексту. 2.Работа с кластером. | групповая фронтальная |
IV. Закрепление полученных знаний | 1.Осмысление и закрепление теоретических знаний 2. Закрепление пунктограммы «Знаки препинания на конце назывных предложений» | 1. Словарная работа 2.Лингвистический эксперимент. 3.Пунктуационный анализ текста. | индивидуальная парная |
V. Применение знаний на практике | 1.Самостоятельное решение проблемы | 1.Творческая работа | групповая |
VI. Рефлексия | 1.Обобщение изученного материала 2.Оценка уровня усвоения темы | 1. Обобщение темы по кластеру 2.Самооценка | индивидуальная фронтальная |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Организационный , мотивационный | - Добрый день! Приветствуем друг друга, приветствуем гостей. - О каких предложениях мы с вами говорили на прошлых уроках? | - Обучающиеся приветствуют друг друга и гостей. - Называют: «Односоставные предложения» |
II. Этап актуализации знаний | - Обратимся к содержанию слайда (слайд 1). Приложение № 1. - Соотнесите номер высказывания с видом предложения. Прочтите их. - О каких предложениях мы ничего не сказали? - Сформулируйте тему урока. - Определите для себя цели и задачи на урок. - Открываем тетради. Пропускаем две строки и записываем три назывных предложения. Двадцать второе декабря Классная работа Назывные предложения - Докажите, что эти предложения назывные. Определите грамматическую основу предложений. -Что мы уже знаем о назывных предложениях? - Составляем кластер «Назывные предложения» ( «Н») | - Читают содержание кластера и высказывания лингвистов об односоставных предложениях. - Соотносят высказывания лингвистов с видами предложений, дают комментарии. - О назывных предложениях. - Формулируют тему. «Назывные предложения. - Определяют, проговаривают цели и задачи каждый для себя. - Ученик на доске записывает и даёт орфографический комментарий. - Находят подлежащее, выделяют его графически. Доказывают. - В этих предложениях есть только подлежащее, выраженное именем существительным. Составляют кластер. |
III. Этап открытия новых знаний | - Чтобы узнать об особенностях назывных предложений, откроем учебник на с. 102-104, п.27. Прочитайте текст и заполните Приложение № 2: Назывными (номинативными) являются предложения…. Главный член этих предложений выражен…. Назывные предложения могут употребляться… По наличию или отсутствию второстепенных членов… Назывные предложения могут быть распространены только… Определение может быть …. Назывные предложения нужно отличать … В конце назывных предложений может ставиться… - Что узнали нового? | - Самостоятельное изучение и осмысление теоретического материала. (Работа в четвёрках) Заполнение приложения №2. - Зачитывают приложение №2, заполненное, продолжают заполнение кластера (на доске). |
IV. Закрепление полученных знаний | Работа с текстом. Слайд 2. Текст 1. - Никак мороз? - Зима… Вот и холод. - Какая красота! Сказка! - Какова роль назывных предложений? ( передана эмоциональная оценка действительности) Текст 2. Зима. Декабрь. Невысокий снежный покров. Температура воздуха не превысит двадцати градусов мороза. В ближайшее время будут ясные солнечные дни. (Вводят читателя или слушателя в описываемые события) - Запишите. Расставьте знаки препинания. -Назовите назывные предложения. - Какие это предложения по цели высказывания? - Какие стили речи употреблены? Слайды 3-4. А. Фет «Шёпот, робкое дыханье» (Приложение 3) 1. Чтение текста Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица. В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря! - Все ли слова вам понятны? Найдите в толковом словаре значение слов Янтарь – окаменевшая живица древнейших хвойных деревьев(обычно прозрачная, цвета от бледно-воскового до темно-красного), обрабатываемая для украшений, а также используемая в медицине, приборостроении и других производствах. Пурпур – темный или ярко-красный цвет Лобзание – книж., поэт., устар., - целование, поцелуи. 2. Стиль текста? (художественный) 3.В чем особенность этого текста? (поэтический, нет глаголов) 4. Подчеркните в тексте назывные предложения. 5. На какие две группы можно разделить эти предложения?( распространённые, нераспространённые) 6. Какой член предложения распространяет назывные? (Определение) 7. В зависимости от вида связи какие бывают определения? (согласованные и несогласованные) 1. Подчеркните грамматическую основу назывных предложений. Укажите, чем выражена основа. 2. Укажите согласованные и несогласованные определения. - Какую роль выполняют назывные предложения в этом тексте? Зачем автор использует такие предложения? (Все стихотворение представляет собой одно предложение, состоящее из однородных членов – подлежащих (между ними ставится запятая). Оно и читается на одном дыхании, с перечислительной интонацией. Это позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться её неповторимой красотой. Назывные предложения, характерные для большинства стихотворений А.А.Фета.) - Слайд. 6. Л.Н. Толстой, когда прочитал стихотворение, восторженно сказал: В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина. - Как вы понимаете слова Л. Н. Толстого? - Соглашусь с вами, что СЛОВО – это одна из форм познания мира. Каждое слово – картина. | (работа в парах). - Читают тексты, расставляют знаки препинания, определяют стиль текста, делают вывод о роли назывных предложений в данных текстах. - Выразительное чтение стихотворения обучающимся. ( Касьянова Ксения) - Называют непонятные слова. Находят их значение в словарях, используя печатные и Интернет ресурсы - Определяют стиль текста. - Называют особенности текста, свои предположения. - Графически выделяют назывные предложения, подчёркивая подлежащее. - Называют две группы - распространённые и нераспространённые. - Распространяют только определения, которые могут быть согласованными и несогласованными. - Находят и объясняют, когда определение бывает согласованным или несогласованным. - Обращаются к теории (с.102-104), объясняют, что назывные предложения читаются с определённой интонацией, сообщают о реальности существования предмета, чувств, времени, вводят читателя в живую картинку изображаемой действительности, динамику событий. - Читают слова Л.Н. Толстого. - Объясняют выражение писателя. |
V. Применение знаний на практике. | - Предлагаю вам составить картину образов, которые есть в тексте. И по этим картинкам вы должны через назывные предложения прочитать начало стихотворения. 1 группа - Александр Блок читаем: Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. (Блистательный образец того, как синтаксическими средствами автор способен передать свой замысел. Так возникает картина мёртвой неподвижности, уныния, обыденности). 2 группа. Виталий Алещенко «Тайна» Снег. Холод. Сумерки. Зима. Усталость. Безразличие. Тревога. (Все образы очень конкретны, именно так автор передаёт не только время, но и внутренне состояние человека). 3 группа. А. Ахматова. «Двадцать первое. Ночь…» Двадцать первое. Ночь. Понедельник. (Через конкретное время, предметы автор передаёт чувство любви). | - Работа в группах. Обучающиеся по предложенному тексту находят образы- картинки и составляют в определённом порядке, чтобы можно было прочитать текст стихотворения.. - Картинки представляют другим группам и гостям для прочтения. Затем читают предложенный текст для сравнения. |
VI. Рефлексия. | - Там 21 . Ночь. Понедельник – у нас же 22. Утро. Пятница. - Прочитайте высказывание С.В. Валгиной. (слайд 7) - О чём оно? -Подтверждают ли эти слова то, о чём мы свами говорили? - Выскажите своё мнение о сегодняшнем дне. | - Читают выражение С.В.Валгиной - Отвечают, что о назывных предложениях. - Высказывают своё мнение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"
Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...
Открытый урок по русскому языку в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы 15.10.2014
Урок русского языка в 5 классе"Правописание гласных в корнях слов" был проведен в рамках регионального семинара учителей русского языка и литературы....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"
Выпускникам 9 класса предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно? Конечно, это умение грамотно, правильно и ...
Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...