Медиаресурс "Причастие как часть речи"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)

Фазулина Елена Флюровна

Образовательный медиаресурс для повторения и систематизации материала по теме "Причастие". К ресурсу прилагается пояснительная записка, которая поможет ориентироваться в презентации, созданной с использованием гиперссылок.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Причастие как часть речи Фазулина Елена Флюровна i

Слайд 3

Причастие как часть речи Признаки причастия Признаки прилагательного Суффиксы причастия Признаки глагола Общее грамматическое значение Морфологические признаки Синтаксические признаки Признак предмета по действию Сочетание в одном слове свойств прилагательного и глагола Определение или сказуемое Время Действительные причастия Страдательные причастия Настоящее - ущ - (- ющ -), - ащ - (- ящ -) -ем- (- ом -, - им- Прошедшее - вш -, - ш - - енн - (- ённ -), - нн -, -т- № Признаки прилагательного 1 Отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какие? 2 Изменяется по родам, падежам, числам 3 Согласуется с существительным 4 Бывают полные и краткие 5 Полные являются определениями, краткие - сказуемыми № Признаки глагола 1 Отвечает на вопросы: Что делающий? Что сделавший? 2 Бывают совершенного и несовершенного вида 3 Изменяются по временам (настоящее, прошедшее, НО не имеют формы будущего) 4 Бывают действительные и страдательные 5 Возвратные и невозвратные

Слайд 4

Свойства каких частей речи объединяет в себе причастие? Наречие Прилагательное Глагол Существительное

Слайд 5

- вш -, - ш - - енн - (- ённ -), - нн -, -т- - ащ - (- ящ -), - ущ - (- ющ -) -ем- (- ом -), -им- верно неверно Укажите суффиксы действительных причастий настоящего времени

Слайд 6

Установите соответствие морфологические признаки -ан- страдательное, настоящее время действительное, прошедшее время страдательное, прошедшее время действительное, настоящее время суффикс прилагательного -ем- - вш - - енн - - ащ - суффиксы причастий

Слайд 7

дыш .. щий стро .. щий стел.. щий держ .. щий брезж .. щий рокоч .. щий Распределите причастия по группам - ащ - (- ящ -) - ущ - (- ющ -)

Слайд 8

Причастие с зависимыми словами называется ______________________________ . Если причастный оборот стоит _______ определяемого слова, то он _____________________________________ запятыми. Если причастный оборот стоит ___________ определяемым словом, то он _____________________________________ запятыми. причастным оборотом после перед выделяется с обеих сторон не выделяется Вставьте в предложения пропущенные слова и словосочетания

Слайд 9

Найдите причастный оборот, расставьте знаки препинания, укажите определяемое слово Травы покрытые росой наполняли воздух нежным ароматом. Опавшие с дерева листья покрыли землю разноцветным ковром . Травы , покрытые росой , наполняли воздух нежным ароматом. Опавшие с дерева листья покрыли землю разноцветным ковром.

Слайд 10

9 8 7 6 5 4 3 2 1 п р и ч а с т а е я м в ж е д е и й в п р е о н о д и н о о л с ч е о н ь л е т и л а г с е ы н ь л д д е ь л с т е в и ы н е к и ф ф у с т р а д а т Морфологический признак причастия Причастие, не имеющее зависимых слов Часть речи, свойства которой заимствованы причастием Яркий морфологический признак причастия Причастия с суффиксами – ущ -, - ащ -, - вш -, - ш - Морфологический признак причастия Причастия с суффиксами –ем-, -им-, - енн -, - нн -, -т- Кроссворд

Слайд 11

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных НН пишется в страдательных причастиях прошедшего времени если причастия образованы от глаголов с приставками (кроме НЕ): вы -чита нн ая рукопись, на -клее нн ая картинка, по -краше нн ый забор, про -йде нн ый путь, про -смотре нн ый фильм НН пишется в страдательных причастиях прошедшего времени если причастия имеют при себе зависимое слово: недавно коше нн ый луг, три года тому назад писа нн ая картина, краше нн ая маляром крыша, моще нн ая булыжником дорога НН пишется в страдательных причастиях прошедшего времени если причастия образованы от бесприставочных глаголов совершенного вида: броше нн ый (бросить), да нн ый (дать), казне нн ый (казнить), купле нн ый (купить), лише нн ый (лишить), плене нн ый (пленить) НН пишется в страдательных причастиях прошедшего времени если причастие имеет суффиксы – ова -, - ева -, - ирова -: марин ова - нн ый , асфальт ирова - нн ый , организ ова - нн ый Н пишется в отглагольных прилагательных если прилагательные образованы от глаголов несовершенного вида (не имеющих приставок, не содержащих суффиксов - ова -, - ёва -; не имеющих при себе зависимого слова): белё н ый дом , варе н ый картофель, суше н ая ягода, краше н ый пол В кратких страдательных причастиях, в отличие от полных, пишется Н, в кратких отглагольных прилагательных, как и в отыменных, пишется НН. При кратком причастии имеется (или мыслится) существительное в форме творительного падежа со значением деятеля: Население было взволнова н о сообщением по радио. Море сегодня взволнова нн о.

Слайд 12

НН пишется в страдательных причастиях прошедшего времени если причастия образованы от глаголов с приставками (кроме НЕ): вы -чита нн ая рукопись, на -клее нн ая картинка, по -краше нн ый забор, про -йде нн ый путь, про -смотре нн ый фильм

Слайд 13

НН пишется в страдательных причастиях прошедшего времени если причастия имеют при себе зависимое слово: недавно коше нн ый луг, три года тому назад писа нн ая картина, краше нн ая маляром крыша, моще нн ая булыжником дорога

Слайд 14

НН пишется в страдательных причастиях прошедшего времени если причастия образованы от бесприставочных глаголов совершенного вида: броше нн ый (бросить), да нн ый (дать), казне нн ый (казнить), купле нн ый (купить), лише нн ый (лишить), плене нн ый (пленить)

Слайд 15

НН пишется в страдательных причастиях прошедшего времени если причастие имеет суффиксы – ова -, - ева -, - ирова -: марин ова - нн ый , асфальт ирова - нн ый , организ ова - нн ый

Слайд 16

Н пишется в отглагольных прилагательных если прилагательные образованы от глаголов несовершенного вида (не имеющих приставок, не содержащих суффиксов - ова -, - ёва -; не имеющих при себе зависимого слова): белё н ый дом, варе н ый картофель, суше н ая ягода, краше н ый пол

Слайд 17

В кратких страдательных причастиях, в отличие от полных, пишется Н, в кратких отглагольных прилагательных, как и в отыменных, пишется НН. При кратком причастии имеется (или мыслится) существительное в форме творительного падежа со значением деятеля: Население было взволнова н о сообщением по радио. Море сегодня взволнова нн о.

Слайд 18

Словарные слова и слова-исключения Есть несколько слов с двумя буквами Н, написание которых необходимо выучить точно так же, как мы запоминаем слова-исключения: невиданный медленный священный негаданный деланный считанные нежданный желанный обещанный неслыханный жеманный штукатуренный нечаянный чеканный неожиданный чванный В словах кованый, жёваный написание н или нн подчиняется общему правилу: кованый сапог – (нет зависимых слов, образовано от глагола несов. вида) кованный в кузнице лемех – (есть зависимое слово "в кузнице" ) окованная дверь – (образовано от глагола сов. вида). ( - ов - и -ев- входят в состав корня) Следует запомнить написание слов: названый (брат), посажёный (отец), приданое (невесты), прощёное (воскресенье), конченый (человек), которые в современном русском языке не являются причастиями. Сравните: названный в честь деда Александром, посаженный на почётное место отец, приданное воинской части пополнение.

Слайд 19

Игра «Лабиринт» Маршрут №1 В каком причастии на месте пропуска пишется буква ? наде .. вшийся завис.. вший налад .. вший возглав .. вший

Слайд 20

Тупик Ответ неверный! Подумайте ещё!

Слайд 21

Верный ответ! Завис вший з а в и с е т ь

Слайд 22

Маршрут №2 В каком причастии на месте пропуска пишется буква ? приглаша .. щий стел.. щийся мо.. щий гон.. щий

Слайд 23

Верный ответ! Гон щий гнать – II спряжение

Слайд 24

Маршрут №3 В каком слове на месте пропуска пишется буква ? печё .. ая в золе картошка сгущё .. ое молоко варё.. ое мясо купле.. ые продукты

Слайд 25

Верный ответ! Варё ое мясо варёное – отглагольное прилагательное

Слайд 26

Маршрут №4 В каком слове на месте пропуска пишутся две буквы ? Листья развея .. ы ветром. Девочка рассея ..а. Страница разорва ..а. Общество образова ..о.

Слайд 27

Верный ответ! Девочка рассея а. рассеянна – краткое отглагольное прилагательное

Слайд 28

Отрывок из произведения В. П. Катаева «Маленькая железная дверь в стене» Диктант Выход

Слайд 29

Фазулина Елена Флюровна учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 5» Ленинградской области, г. Тихвин Высшая квалификационная категория Педагогический стаж – 28 год Образование высшее fasulina-elena@mail.ru Медаль «За веру и добро» (2011 г.) Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации (2013 г.) Почётный работник общего образования (2014 г.)

Слайд 30

1 слайд Фон Баннер портала Лист клёна 2 слайд Ручка Вопросительный знак Звёздочка 3 слайд Фон всех слайдов Вопрос 4 слайд Смайлик улыбающийся Смайлик печальный 9 слайд Осенний пейзаж Роса 18 слайд Блокнот 19 слайд Буква Е 20 слайд Дорожный знак «Тупик» 21 слайд Буква Е 22 слайд Буква Я 23 слайд Буква Я 24 слайд Буква Н 25 слайд Буква Н 26 слайд Буква Н 27 слайд Буквы НН 28 слайд Диктант Информационные источники

Слайд 31

Материалы МК Лекции. Лобанова Р. Б., Смекалова Ю. В., Чертова М. Д. Создание авторского слайда для презентации Лекции. Лобанова Р. Б., Смекалова Ю. В., Чертова М. Д. Изображения в презентации Лекции. Лобанова Р. Б., Смекалова Ю. В., Чертова М. Д. Анимация в презентации Лекции. Лобанова Р. Б., Смекалова Ю. В., Чертова М. Д. Рисунки SmartArt Лекции. Лобанова Р. Б., Смекалова Ю. В., Чертова М. Д. Триггеры Лекции. Лобанова Р. Б., Смекалова Ю. В., Чертова М. Д. Кроссворд Лекции. Лобанова Р. Б., Смекалова Ю. В., Чертова М. Д. Создание игры Лекции. Лобанова Р. Б., Смекалова Ю. В., Чертова М. Д. Приёмы презентации Лекции. Лобанова Р. Б., Смекалова Ю. В., Чертова М. Д. Медиаобъекты в презентации Информационные источники



Предварительный просмотр:

              Мастер – класс «Создание креативных образовательных ресурсов» itn7.jpg

                Руководители: Лобанова Р.Б., Смекалова Ю.В., Черткова М.Д.

                Автор ресурса Фазулина Елена Флюровна

Пояснительная записка

к авторскому образовательному медиаресурсу

  1. Информация об авторе:

Фазулина Елена Флюровна, учитель русского языка  и литературы

МОУ «СОШ № 5», Ленинградской области, г. Тихвин

  1. Тема образовательного ресурса: «Причастие как часть речи»
  2. Целевая аудитория: 7 класс
  3. Цели и задачи ресурса:

Цель: повторение и систематизация теоретических понятий и практических навыков по теме.

Задачи:

Познавательные: проверка сформированности умений:  определять грамматические категории причастия, правильно ставить знаки препинания при причастном обороте, правильно писать суффиксы причастий.

Развивающие:  развитие и обогащение речи учащихся.

Воспитательные: воспитание у детей познавательного интереса и любви к родному языку, воспитание чувства патриотизма.

  1. Актуальность итоговой работы и ожидаемые результаты.

Как показывает практика, курс русского языка в седьмом классе вызывает наибольшие сложности у учащихся. Известно, что особую трудность представляет тема “Причастие”. Она базируется на предшествующем опыте, не всегда удачном, иногда подзабытом. Школьникам трудна орфография причастий (наличие общих признаков у прилагательных и причастий, неумение их разграничивать приводит к устойчивым ошибкам). Кроме того, надо учитывать, что данная тема изучается впервые и больше не повторяется. Поэтому так важна отработка навыков грамотного написания суффиксов.

Значимость ресурса заключается в том, что его использование позволит познакомить обучающихся с учебным материалом, осуществить обобщение пройденного материала, оценить знания обучающихся, повысить интерес к предмету, активизировать познавательные способности обучающихся.

  1. План  работы.

Ресурс состоит из 8 частей, которые можно использовать на отдельных уроках при изучении темы «Причастие». Ресурс включает в себя тематические разделы «Причастие как часть речи», «Проверим знания», «Причастный оборот», «Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных», «Словарные слова и слова-исключения», диктант для контроля знаний, кроссворд и интерактивную игру по теме «Причастие как часть речи».

Доступ к  слайдам разделов возможен со 2-го основного  слайда ресурса.

  1. Техническое и  программное обеспечение, необходимые для демонстрации ресурса.

Компьютер (ноутбук); медиапроектор; экран; колонки для звукового сопровождения; программы  РowerPoint 2010 (2007), Windows Media Player (при возникновении проблем с прослушиванием аудио файлов рекомендуется их переустановить).

  1. Рекомендации по использованию ресурса.

Мультимедийный ресурс разработан для уроков русского языка по темам: «Причастие как часть речи», «Правописание суффиксов причастий». Презентацию  можно использовать для внеклассных мероприятий.

Образовательный ресурс «Причастие как часть речи»,  представляет собой zip-архив Фазулина_Причастие как часть речи. zip. В папке содержится два файла: пояснительная записка к образовательному ресурсу и презентация PowerPoint. Для успешной работы ресурса необходимо извлечь папку из архива. Презентация выполнена в программе PowerPoint 2007 с использованием анимации, триггеров, объектов SmartArt, гиперссылок, интерактивных приемов  «интерактивная лента» и «листание», включен звуковой файл.

  1. Информационные источники:

1 слайд

2 слайд

3 слайд 

4 слайд

9 слайд

18 слайд

19 слайд

20 слайд

21 слайд

22 слайд

23 слайд

24 слайд

25 слайд

26 слайд

27 слайд

28 слайд 

Материалы МК:

Лобанова Р.Б., Смекалова Ю.В., Черткова М.Д. Создание визитки

Лобанова Р.Б, Смекалова Ю.В, Черткова М.Д. Изображения в презентации

Лобанова Р.Б., Смекалова Ю.В., Черткова М.Д. _ Анимация в презентации

Лобанова Р.Б., Смекалова Ю.В., Черткова М.Д.  Рисунки SmartAr

Лобанова Р.Б., Смекалова Ю.В., Черткова М.Д.  Триггеры

Лобанова Р.Б., Смекалова Ю.В., Черткова М.Д. Кроссворды

Лобанова Р.Б., Смекалова Ю.В., Черткова М.Д. Создание игры

Лобанова Р.Б., Смекалова Ю.В., Черткова М.Д. Приёмы в презентации

Лобанова Р.Б., Смекалова Ю.В., Черткова М.Д  Медиаобъекты в презентации

  1. Послайдовое описание использования ресурса

№ слайда

Название

Описание

№ 1

Титульный

Название презентации.

По гиперссылке  осуществляется переход на слайд №29 («Информация об авторе»), возврат с которого по управляющей кнопке . По гиперссылке  осуществляется переход на слайды № 30, 31 (информационные источники), возврат на титульный слайд по управляющей кнопке.

№ 2

Содержание

 Переход на разделы по гиперссылкам.

                   

Условные обозначения:

ручка – опорный материал, вопросительный знак – задача, звёздочка – игровые задания.

№ 3

Причастие как часть речи

На слайде с помощью триггеров открываются таблицы: «Признаки причастия», «Признаки прилагательного», «Признаки глагола», «Суффиксы причастий».

 - возврат на слайд № 2.

№ 4

Свойства каких частей речи объединяет в себе причастие?

Предложены 4 варианта ответа. При нажатии на неверный ответ появляется печальный смайлик, при нажатии на верный ответ – улыбающийся смайлик.

 - переход на следующий слайд.

№ 5

Укажите суффиксы действительных причастий настоящего времени

Предложены 4 варианта ответа.  При нажатии ЛКМ на фигуры происходит изменение их цвета: верный ответ - зелёный, неверный ответ – красный.

 - переход на следующий слайд.

№ 6

Установите соответствие

В левом столбике находятся суффиксы причастий, в правом – морфологические признаки. После работы с учащимися учитель нажатием ЛКМ приводит фигуры правого столбика в движение. Изменяется положение и цвет фигур в соответствии с правильным ответом.

- переход на следующий слайд.

№ 7

Распределите причастия по группам

После работы с учащимися учитель нажатием ЛКМ приводит фигуры в движение. Фигуры со словами занимают свои места, изменяя цвет,  в соответствии с правильным написанием.

Возврат на слайд №2 по управляющей кнопке .

№ 8

Вставьте в предложения слова и словосочетания

Для проверки  правильности ответа – нажатие ЛКМ (слова перемещаются в предложение).

Переход на следующий слайд по щелчку ЛКМ.

№ 9

Найдите причастный оборот, расставьте знаки препинания, укажите главное слово

Для проверки ответов учащихся учитель нажимает ЛКМ на фигуры, которые с помощью триггеров открывают правильный вариант ответа.

Возврат на слайд №2 по управляющей кнопке .

№ 10

Кроссворд

Кроссворд состоит из 9 слов. По вертикали уже вписано слово «причастие». При нажатии ЛКМ на номер горизонтальной строки появляется вопрос, второе нажатие открывает слово, вопрос исчезает.

  1. Морфологический признак причастия (падеж).
  2. Морфологический признак причастия (время).
  3. Морфологический признак причастия (число).
  4. Причастие, не имеющее зависимых слов (одиночное).
  5. Часть речи, свойства которой заимствованы причастием (прилагательное).
  6. Яркий морфологический признак причастия (суффикс).
  7. Причастия с суффиксами –ущ-, -ащ-, -вш-, -ш- (действительные).
  8. Морфологический признак причастия (вид).
  9. Причастия с суффиксами –ем-, -им-, -енн-, -нн-, -т- (страдательные).

Возврат на слайд №2 по управляющей кнопке .

№ 11 - 17

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

На слайде № 11 для просмотра приема «Интерактивная лента» нужно кликнуть на  кнопку прокрутки . На ленте представлены наиболее сложные для учащихся правила правописания причастий:

  1. НН в страдательных причастиях прошедшего времени.
  2. Н в отглагольных прилагательных.
  3. Правописание кратких причастий.

При нажатии ЛКМ на фигуры в ленте открывается слайд с увеличенным изображением правила с примерами.

Возврат на слайд №2 по управляющей кнопке .

№ 18

Словарные слова и слова-исключения

На слайде с помощью приёма «Листание» представлены слова, которые не подчиняются правилам и требуют запоминания.

Страницы «блокнота» листаются при нажатии на них ЛКМ. На последней странице появляется управляющая кнопка   , возвращающая на слайд №2.

№ 19 - 27

Игра «Лабиринт»

С 19 слайда начинается игра «Лабиринт», которая позволяет проверить знания учащихся, используя занимательную форму.

Правила игры.

Лабиринт состоит из 4-х маршрутов. Попасть на каждый последующий можно только успешно преодолев предыдущий.

На каждом маршруте учащимся задаётся вопрос и предлагается 4 варианта ответа.

Вопросы маршрутов:

  1. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Е?
  2. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Я?
  3. В каком слове на месте пропуска пишется буква Н?
  4. В каком слове на месте пропуска пишутся две буквы Н?

 Ведущий нажимает на выбранный учениками вариант ответа. Если ответ неверный, открывается слайд «Тупик» и предлагается подумать ещё (возвращение к слайду с вопросом по наведению курсора на управляющую кнопку ). Если был дан верный ответ, открывается слайд с верным ответом и появляется возможность перейти к следующему маршруту (по наведению курсора на управляющую кнопку ).

Возврат на слайд №2 по управляющей кнопке , которая расположена на последнем слайде игры.

№ 28

Диктант

Для контроля знаний учитель может воспользоваться аудиозаписью диктанта (отрывок из произведения В. П. Катаева «Маленькая железная дверь в стене»). Текст читается 3 раза (1 -  в обычно темпе для общего восприятия, 2 – медленно для записи, 3 – в обычно темпе для проверки).

Диктант

Мы стали подниматься по витой лестнице, сделанной из легкого, музыкального дерева, до зеркального лоска натертого парафином. Эта типично парижская лестница начиналась внизу, у первого витка, легким столбиком с медной, ярко надраенной шишечкой, от которой шли вверх спиралью круглые перила с изящно выточенными, легкими балясинками. Не только звук наших ботинок, но даже наше дыхание никуда не улетали, а оставались тут же, рядом с нами, и резонировали, как будто мы шли внутри какого-то деревянного, хорошо настроенного музыкального инструмента. Наконец мы остановились возле хорошо натертой двери, и я нажал кнопку маленького электрического звонка. Было как-то по-особенному тихо, мы боялись нарушить эту почти церковную тишину для того, чтобы обменяться впечатлениями и мыслями, которые явились в одно и то же мгновение и были одинаковыми

(119 слов)
(По В.Катаеву)

Воспроизведение записи происходит при нажатии ЛКМ на .

Завершение показа  по управляющей кнопке .

№ 29

Информация об авторе ресурса

Информация об авторе ресурса.

Возврат на титульный слайд по управляющей кнопке .

№ 30 - 31

Информационные источники

Информационные источники.

Возврат на титульный слайд по управляющей кнопке .

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"

Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...

Переход знаменательных частей речи в служебные части речи

Исследование особенностей перехода частей речи...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...