Урок русского языка в 6 классе на тему: Понятие деепричастия
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе на тему: Понятие деепричастия
Дата проведения:
Тип урока:изучение нового материала
Количество учащихся: , количество отсутствующих:
Цель урока: дать понятие деепричастия
Задачи урока:
- обучающие: знакомство с деепричастием как с особой формой глагола. Выработка навыка разграничения основного и добавочного действия
- развивающие: развитие речи, словарного запаса, орфографической зоркости учащихся
- воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию, воспитание усидчивости, самостоятельности.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный
Оборудование: учебник русского языка для 6класса/ Разумовской М. М., сборник упражнений по русскому языку
Ход урока
I. Организационный момент
1. Приветствие: Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим сегодня друг другу хорошее настроение.
2. Проверка готовности к уроку (наличие тетрадей, дневников, письменных принадлежностей, рабочая поза).
3. Определение отсутствующих.
II. Основная часть урока
1. Повторение и закрепление ранее изученного материала
Ребята, на прошлом уроке вы изучали причастный оборот. Сейчас мы проверим как вы усвоили данный материал.(Ученики выходят к доске , записывают предложения и вылняют задание)
Задание:заменить глаголы причастиями:
1. Хозяйка,которая приготовила обед, понравилась мне.(приготовившая)
2.Преподаватель,который руководит кружком, организовал экскурсию в музей.(руководящий)
3.Луна, которую озаряет луна, кажется серебряной.(озаряемая)
При этом дети выделяют причастный оборот, определяемое слово, подчеркивают причастный оборот, объясняю знаки препинания. При образовании причастия называют его вид, время, суффикс.
2.Изучение нового материала
Ребята, сегодня мы познакомимся с еще одной частью речи, которая имеет признаки, общие с глаголом, и называется иногда особой формой глагола.И для начала мы с вами попробуем описать девочку, которая выполняет домашнее задание и одновременно делает еще что-то. Например, листает книгу, записывает что-то в тетрадь и т. д.
Для начала запишем предложение, в котором девочка делает два действия одновременно(Учитель записывает предложение на доске)
Девочка выполняла домашнее задание и подчеркивала орфограммы.
(Учитель вместе с детьми подчеркивает основу)
Слова учителя:В этом предложении подлежащее-девочка, 2 однородных сказуемых-выполняла, подчеркивала.
Мы имеем с вами в виду, что эти два действия девочка делает одновременно.
А теперь, ребята, давайте построим предложение так, чтобы девочка одно действие выполняла как основное, а второе как дополнительное.
Итак, у нас с вами получается предложение:
Девочка выполняла домашнее задание, подчеркивая орфограммы.
То есть девочка выполняла д/з(задаем вопрос что при этом делая?) ответ- подчеркивая орфограммы
Получается ребята, что основа девочка подчеркивала –основное действие, а подчеркивая-добавочное
Получается, что часть речи, которая обозначает добавочное действие к главному действию, будет у нас называться ДЕЕПРИЧАСТИЕМ.
Почему же мы деепричастие называем особой формой глагола?! Оно называется особой формой глагола, потому что имеет признаки глагола и наречия.
)Далее учитель пишет на доске эти признаки)
Признаки глагола:вид(причастия бывают совершенного и несовершенного вида),возвратность(определяем по наличию постфикса –ся)
Признаки наречия:неизменяемость(уточнить, что именно поэтому они не имеют окончаний ), синтаксическая роль в предложении(выполняют роль обстоятельства)
Итак, ребята, что мы узнали?! Мы узнали, что деепричастие-это особая форма глагола(или часть речи), которая несет признаки глагола и наречия(называю признаки) и обозначает добавочное действие. Деепричастие отвечает на вопросы Что делая? Что сделав? Получается , что деепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов –а-, -я-, -в-, -вш-, -учи-, -ючи-. Например: смотреть->смотря, делать->делав и т. д.
А теперь , ребята, попробуем сделать упражнения из учебника по данной теме.
Дети выполняют упражнение №368
III. Подведение итогов
Обобщение
Вот наш урок и подошел к концу. Настало время подвести итоги.
- Что такое деепричастие?
- Назовите признаки глагола у деепричастия
-Назовите признаки наречия у деепричастия
Домашнее задание
Учить параграф про деепричастие, упр.№369
Выставление оценок за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
урок русского языка 7 класс по теме:«Деепричастие»
Данный урок предусмотрен по темам программы и учебника «Русский язык 7 класс» Авторы Т.М.Баранова, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, И.И. КулибабаПроводится в конце изучения ...
урок русского языка. 7 класс.повторение изученного о деепричастии
урок-обобщение изученного по теме "Деепричастие"...
Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"
Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....
конспект урока, русский язык, 7 класс, по теме "Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭ"
Класс: 7 «а»Предмет: русский языкНазвание раздела: Речь, информационная обработка текстовТема урока: Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭФорма урока:урок построения с...