Развитие речи на уроках русского языка как формирование коммуникативной компетенции
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Из опыта работы учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommunikativnaya_tehnologiya.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

Развитие устной и письменной речи на уроках русского языка  как формирование у школьников  коммуникативной компетенции. (Слайд 2)

Речь-это процесс применения языка, который       вырабатывается усилиями множества людей, обслуживает общество и является общественным достоянием.

Н.И.Жинкин.

       В федеральных государственных образовательных стандартах уделяется особое внимание развитию коммуникативной компетенции школьников. Почему? Коммуникативная компетенция – это залог успешного интеллектуального и эмоционального развития личности, это залог успешной социализации как в школьной среде, так и во взрослой жизни. Искусство общения помогает человеку в его профессиональной деятельности, карьерном росте. Правильная речь,  я считаю, – это залог успеха в жизни.

 Поэтому особую важность приобретает формирование на уроках русского языка коммуникативной компетенции.

     В основу представленного опыта положена концептуальная идея ФГОС, а именно: формирование у современных выпускников четырех базовых компетентностей: информационной, коммуникативной, самоорганизации и самообразования.

 В связи с введением   итогового собеседования в 9 классе как  формы допуска обучающихся к ОГЭ возникла необходимость в формировании и развитии   коммуникативной компетенции. (Слайд3)  Во-первых, одной из причин серьезных недостатков, связанных с развитием коммуникативной компетенции учащихся, можно назвать снижение уровня их читательской культуры. Во-вторых, не умеют критически мыслить, в-третьих, не способны направлять творческие возможности на решение различных задач, в-четвертых, не могут адаптироваться в быстро меняющихся жизненных ситуациях.

 (Слайд 4)А введение новых стандартов требует подготовки выпускников, во-первых, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, во-вторых, самостоятельно приобретать необходимые знания, грамотно работая с информацией; в-третьих,  быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах.  

(Слайд 5) Таким образом, обозначилось противоречие между необходимостью развития коммуникативной компетентности в образовательном процессе и ограниченностью методик, форм, средств обучения. Поэтому возникла необходимость в поиске таких форм, методов, приемов, которые бы активизировали речевую деятельность учащихся, поскольку это обеспечивает преодоление коммуникативных барьеров и освоение приемов эффективной коммуникации.  Из данных противоречий возникает проблема: как сформировать и развить коммуникативную компетенцию на уроках русского языка?

(Слайд 6) Для решения данной проблемы были обозначены цель и задачи .

Цель: формирование и развитие коммуникативной компетенции в условиях образовательного пространства средней общеобразовательной школы.

Задачи:

-изучить и произвести анализ психолого-педагогической, научно - методической литературы по данной проблеме;

-раскрыть и реализовать на практике возможности урока как средства формирования коммуникативной компетенции;

-повысить интерес к русскому языку и развить мотивацию учебной деятельности посредством развития коммуникативной компетенции.

(Слайд 7) Данная проблема заставила меня обратиться к исследованиям психологов и педагогов в области развития речемыслительных способностей ребёнка. И.И.Срезневский считал, что цель изучения  языка – «не счастливые ответы на каком-нибудь экзамене, а овладение  языком  в должной мере для жизни  внешней». П.Я. Гальперин в работе «К вопросу о внутренней речи» также обращает внимание на так называемые «муки слова».                         

В своей работе использую синтез классической методической традиции и современных новаций. (Слайд 8) Так одной из современных новаций является технология коммуникативного обучения — обучение на основе общения.  Коммуникативное обучение определяют как  «функциональный подход» к освоению новых знаний и умений. Участники коллективной деятельности должны постоянно включаться в диалоги, а процесс обучения  нужно понимать «как индивидуальное присвоение форм коллективной деятельности».     Формирование коммуникативной доминанты образования в широком смысле меняет позицию учителя:  он равноправный собеседник, консультант и помощник.

Главная цель применения коммуникативных технологий  – развитие у учащихся способностей решать наиболее типичные коммуникативные задачи в пределах учебной, трудовой, бытовой, культурной, общественной сфер общения. Развивать  коммуникативные  способности  и коммуникативные  компетентности  - значит «развивать умения активного слушания и говорения, чтения и письма.   Коммуникативная компетентность формирует такую важную черту личности, как коммуникабельность.    

 (Слайд 9) Коммуникативная компетенция направлена на формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся, овладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

  Самой  важной единицей организации  и ядром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является коммуникативная ситуация. С помощью создания коммуникативной ситуации

·   устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается;

·   мотивируется общение;

·   презентуется (преподносится) речевой материал;

·   приобретаются речевые навыки;

·   развивается активность детей и самостоятельность общения;

·   закрепляются коммуникативные навыки учащихся.

      Обучение должно воздействовать не только на мышление подростков, но и на их чувства, эмоции:

·   побуждать к общению,

·   приносить  радость сотворчества,

·   сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями.

Виды уроков на основе коммуникативной технологии: (Слайд 10)

- уроки с измененными способами организации: лекция, семинар, публичная защита знаний, зачет,  конференция и т.д.;

- уроки – игры:  дидактические, ролевые, деловые, состязательные;

-уроки комплексного анализа текста, творческой работы с ним, создания собственных текстов.

Уроки с использованием коммуникативных технологий  позволяют обучать школьников  языку  как средству общения,  познания мира и себя в нём, средство приобщения к культуре; дают возможность развивать в них умение активно, творчески и грамотно владеть всеми видами речевой деятельности

Некоторые формы и приёмы  работы на уроках русского языка: (Слайд 11)

*многоаспектная работа со словом, создание на его основе изобразительно-

выразительных средств; создание контекста для слова  и т.д.;

*инновационные приемы словарной работы: диктанты-кроссворды, свободные

диктанты,

*все виды аспектного и комплексного анализа текста;

    Сегодня на каждом  уроке я ставлю своей целью  формирование и развитие коммуникативных способностей учащихся через творческое самовыражение в условиях образовательного пространства школы.

Повышать уровень сформированности у школьников индивидуально–личностных оснований для коммуникативной компетенции позволят целенаправленная и системная работа, правильное сочетание форм, методов, ориентированных на совершенствование устной и письменной коммуникации на уроках русского языка.

Коммуникативная компетенция приобретается в результате естественной речевой деятельности и в результате специального обучения. Стараюсь разнообразить уроки развития речи. (Слайд 12) Один из видов творческой работы – сочинение.

На уроках    в  5-6 классах  использую разные виды сочинений:

  • работа по опорным словам,
  • сочинения-миниатюры по картине
  • сочинения на заданную тему,
  • сочинения по пословице

Сочинение по пословице – один любимых учениками видов работ на уроке. Положительным считаю то, что сочетая устную  работу с письменной,  одновременно развиваем и устную монологическую речь, и письменную. Сначала обучающиеся устно  объясняют смысл пословицы, а затем пишут сочинение. Так ,например, учащимся 6 класса было предложено объяснить пословицу: «Ученье-свет, а неученье –тьма». Перед написанием сочинения была организована устная работа по вопросам:

- Почему ученье называют светом? Приведите свои примеры.

- Почему неученье – это тьма? Как это можно доказать?

-Какой художественный приём положен в основу темы сочинения?

Умение анализировать, обобщать, логически правильно, чётко, а также эмоционально строить свою речь, необходимы при написании  сочинения. После проведённой устной работы пишут сочинение.

 (Слайд 13). В своей практике  в качестве речевой разминки использую приём «Опиши фотографию» .  По заданной  фотографии  составить монологическое высказывание, которое насчитывало бы 10-15 фраз.   Работаем по плану.

Примерный план монологического высказывания – описания

  • Вводные фразы по теме фотографии.
  • Описание фотографии с учётом задания:

             - время действия (когда? в какое время?)

             - место действия (где? в каком месте?)

             - внешний вид участников (кто? как выглядят?)

             - занятие участников (что делают? чем заняты? как?)

             - настроение участников (какое? какие эмоции выражены?)

  • Завершающие фразы (общая атмосфера события;

 понравилась ли фотография и почему; настроение, которое вызывает снимок и др.)

 Обучающимся, которые испытывают затруднения при составлении монолога, раздаю карточки с опорными фразами. Составляем монологическое высказывание. Например,

Вводная фраза

Перед нами фотография, тема которой  «Любимые увлечения нашей семьи».

Место действия

Автор снимка запечатлел маму с двумя детьми, которые находятся на природе, в лесу.

Время действия

На фотографии изображен тёплый летний или осенний день, это видно  по растительности и по внешнему виду героев. Можно предположить, что изображено утро или день, так как ещё светло.

Внешний вид участников

Герои одеты в лёгкую одежду, так как погода достаточно тёплая. Но одежда закрытая: брюки, кофты с длинным рукавом, а на ногах – резиновые сапоги. Такой внешний вид зависит от того, где они находятся. Такая одежда для леса необходима, чтобы защититься от насекомых, от мелких травм, которые можно там получить : царапины, порезы. А резиновые сапоги необходимы, чтобы не промочить и не испачкать ноги, ведь герои идут по поляне с высокой травой.

Занятие и настроение участников

Герои, возможно, прогуливались по лесу в поисках грибов и ягод, либо приехали в лес на пикник, так как у них в руках находится небольшая корзинка. Фотограф показал  зрителям радость общения героев. Они увлечены разговором, на лицах видны улыбки.

Завершающие фразы

Мне понравился этот снимок. Можно сказать, что таким лаконичным кадром, фотограф передал своё отношение к теме « Семья и её увлечения»: как же хорошо, когда у близких людей находится время для общения, совместных дел, традиций .

          В последнее время наряду с процессом обучения на первый план выносится цель развития у учащихся абстрактного мышления, ассоциативного чутья, креативного и критического мышления, всего того, что обогащает воображение ребенка, через которое, изучив все правила связной речи, он повышает свой уровень, обогащает словарный запас, строит свою речь правильно, грамотно. (Слайд 14) На уроках русского языка  для проведения словарной работы   использую  метод образного видения – эмоционально-образное исследование объекта. Глядя на фигуру, слово, нарисовать увиденные в них образы, описать, на что они похожи. Затем обращаемся к Толковому словарю, ребята сравнивают свои наблюдения над словом со значением слова в словаре.   

Еще один метод, который использую при проведении словарной работы,-метод "Если бы ...". Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдёт, если в мире что-либо изменится, например: исчезнут окончания в словах или сами слова и т.д.   Подобные упражнения развивают способность мыслить и понимать явления с различных точек зрения, учат включать в познание не только разум, но и чувства.

   Коммуникативные компетенции формируются и в процессе устных выступлений.  (Слайд 15) Публичное выступление всегда сопровождается волнением, боязнью говорить при всех, поэтому уже в 5- 6 классах  практикую  « Учебный диалог» - это метод обучения, реализуемый на основе учебной ситуации в форме устной речи в процессе общения учителя с учениками, ученика с учеником, в ходе которого происходит обмен информацией, вырабатываются суждения и решаются учебные задачи.  Диалог «ученик-ученик» используем практически на всех этапах урока при изучении любой темы. Например, после изучения темы «Глагол» в 6 классе провожу устный зачёт. Теоретические знания проверяются у доски.  Нестандартная постановка проблемы вынуждает школьников искать помощи друг у друга, высказывать определенные точки зрения.  

 (Слайд 16) Отмечу также, что современные дети не умеют культурно общаться в социальных сетях. Поэтому на уроках русского языка для развития устной правильной речи практикую такой вид работы  как «Разговор по телефону». Дети приучаются к этикету,  учатся соблюдать нормы устной речи, культурно общаться. Для развития правильной письменной речи использую приём «Письмо другу, маме, однокласснику»  и т.п.  Такие задания также воспитывают  в школьниках культуру общения, учат их быть вежливыми, тактичными, а также способствуют развитию речи.  

(Слайд 17) На уроках русского языка слушаем публичное выступление в виде  докладов  или организую «Круглый стол» по определенной лингвистической теме. Например, 8 классе: «Односоставные члены предложения», «Вводные слова и предложения». После выступления проводим анализ речевого поведения выступающего (слово предоставляем и выступающему, и слушателям):

1.Достигнута ли цель выступления?

2.Удалось ли вызвать интерес у слушателей, найти контакт с ними?

3.Правильно ли было построено сообщение?

4.Какие недостатки в подготовке к докладу или сообщению проявились во время выступления?

5.Удалось ли сделать свою речь естественной, непринуждённой? Подготовка учащимися сообщения, доклада, мультимедийной презентации, выступление на уроке перед своими одноклассниками формирует у школьников умение работать с информацией, развивает их коммуникативные способности.

(Слайд 18) Ещё одним из эффективных, на мой взгляд, методов развития коммуникативных способностей является  «Ролевая игра» – современный метод обучения умению общаться. В ролевой игре сохраняется соревновательный характер действия. Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом этапе . Например, при выполнении работы над ошибками после диктанта обучающиеся, получившие оценку «отлично» становятся «учителями». Они комментируют ошибки, дают рекомендации по их исправлению, оценивают. Был и противоположный опыт, когда обучающийся, получивший неудовлетворительную оценку, пожелал почувствовать себя в роли учителя. Создавшаяся учебная ситуация способствовала тому, что ребёнок стал говорить на уроке, вынужден был обратиться за помощью к ребятам, которые его поддержали.   На уроке в 7 классе при изучении темы «Междометие» проводилась ролевая игра с использованием этикетных междометий  «В магазине» . Участие в ролевых играх помогает учащимся выработать свою линию речевого поведения, совершенствовать приемы речевого взаимодействия с партнерами, формирует быстроту реакции, способствует освоению речевых моделей.

 (Слайд 19) Одним из основополагающих компонентов развития коммуникативных умений учащихся является формирование потребности в самовыражении. Работа в этом направлении осуществляется и во внеурочной деятельности. Для активизации творческого процесса, поддержания интереса к предмету был создан кружок «Художественное слово» для учащихся 5-9 классов. На занятиях кружка ребята учатся у мастеров художественного слова выразительности речи. Слушают тексты Д.С.Лихачёва и сами их читают.  Мне отрадно, когда мои ученики «владеют пером», могут интересно рассказать даже о самом рядовом событии, способны выразить свои мысли не шаблонно, а максимально творчески, пишут стихи и выступают с ними на конкурсах чтецов, разыгрывают небольшие сценки на школьных мероприятиях.

 На следующем слайде (Слайд 20) представлены результаты работы по формированию коммуникативной компетенции за 2 года. Успешность проводимой работы отмечается через активность моих учеников в олимпиадах и творческих конкурсах. (Слайд 21)

Результативность за 2017-2018 учебный год

Бочарова Дарья-   диплом 1 степени V Общероссийская олимпиада по русскому языку «Белая берёза»; 2 место в конкурсе сочинений «Если б я  был президентом…»

Неевина Елизавета  – призёр   муниципального этапа  Всероссийской  олимпиады школьников  по литературе. 2018 г.

Грекова Дарья – грамота за стихотворение собственного сочинения на  VII  учебно-исследовательской открытой площадке для учащихся, посвящённой Году экологии. 2017 г

Результативность за 2018-2019 учебный год

 Грекова Дарья – Грамота  в номинации «Яркость и выразительность» в   IX муниципальном конкурсе чтецов «С чего начинается Родина», посвященном памяти заслуженного учителя РФ Бессоновой  Т.В. 2019 г.

Неевина Елизавета  – призёр   муниципального этапа  Всероссийской  олимпиады школьников  по литературе. 2019 г.

 Сатаева Анна  -  I место в  IV   Дмитриевских  чтениях , посвященных  члену Союза кинематографистов РСФСР , художнику, автору пьес, стихов для детей Дмитриеву А.В. и его другу Андрею Усачёву». 2019г.

Грекова Дарья –II место в  номинации « Мастер художественного слова» в рамках фестиваля-смотра  художественной  самодеятельности  учащихся общеобразовательных учреждений Пугачевского муниципального района «За нами - будущее». 2019г.

Бочарова Дарья –  III место в  номинации  «Стихотворение» в муниципальном экологическом конкурсе «Будущее Земли зависит от тебя» в рамках проекта  Партии «Единая Россия» «Чистая страна». 2019 г.

Кукушкина Ксения – Диплом за участие во Всероссийском конкурсе сочинений «Память сильнее времени»2019 г.

Положительная динамика отмечается и  в учебной деятельности. (Слайд 22) В  декабре 2018 учебного года   психологом Москалёвой О.Г. проводилось тестирование обучающихся 8 класса МОУ «СОШ с. Старая Порубежка им. И.И.Лободина» с целью выявления уровня сформированности коммуникативных и общеучебных знаний. Результаты  психологического исследования  показали, что 20 % учащихся показали высокий уровень сформированности коммуникативной компетентности, 45% -средний, 35% - низкий,  то есть не готовы ориентироваться с помощью текстов даже в знакомых житейских ситуациях, отличаются низким уровнем сформированности коммуникативных и общеучебных умений, не способны решать практические, социально и личностно- значимые проблемы, соотносить  приобретаемые знания со своим жизненным опытом, получать дополнительную информацию из других источников, читать и анализировать тексты.  В декабре 2019 года было проведено повторное психологическое исследование обучающихся 9 класса, которое показало: 35% обучающихся продемонстрировали высокий уровень сформированности коммуникативной компетентности, 50% - средний, 15% - низкий.

Результаты диагностики показали, что использование коммуникативной технологии на уроках русского языка способствует развитию  коммуникативных навыков: разговорной речи, восприятия  на слух, чтения, письма; помогает преодолеть страх публичного выступления; свободно ориентироваться в реальных  жизненных ситуациях общения; расширять  словарный запас.

(  Слайд 23) Коммуникативная технология активно способствует социализации личности. Применение технологии коммуникативного обучения на уроке русского языка обеспечивает мотивацию и заинтересованное отношение учащихся к обучению русскому языку, овладение русским языком на уровне освоения, узнавания и использования основных грамматических явлений, ведения диалога, создания деловых сообщений  для активной адаптации в обществе.

Как мне кажется, работа над формированием и развитием речевой компетентности учащихся  должна вестись на всех предметах школьного цикла, а не только  в процессе обучения русскому языку, следовательно, необходимо продумать пути взаимодействия с учителями – предметниками, разработать единые критерии, по которым можно будет судить об уровне  развития речи школьников разных возрастных групп.

В заключение  уверенно могу сказать, что процесс формирования коммуникативной компетенции ,пожалуй, самый основной, самый интересный. Этот труд очень кропотливый и каждодневный. Но именно от степени сформированности коммуникативной компетенции зависит успешность каждого выпускника школы. Это понимаем мы, учителя, и наши ученики, которые через магическую силу слова, учатся воспринимать мир, использовать его, как «оружие», которому подвластно разрешать  самые разные вопросы.

( Слайд 24) Данным  опытом делилась на своих открытых уроках, на педагогических советах, на ШМО учителей гуманитарного цикла, публиковала на своём мини-сайте в соц.сети педагогических работников ,и  он может быть использован учителями русского языка общеобразовательных школ, а так же студентами - практикантами филологического факультета и молодыми специалистами.

                         

                      (Слайд 25) Используемая литература:

1.Бабкина М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности  учащихся на уроках русского языка. // Русский язык в школе. -2004.-№2.

2. Беспалько В.С. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 

3.Дейл Карнеги. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Рыбинский Дом печати, 1997.

4.Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1987. 190 с.

5.Смирнова М.Ю. Коммуникативные технологии обучения. Электронный      ресурс: https://cdt-psh.edu.yar.ru, 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение интегрированных уроков английского языка для формирования коммуникативной компетенции учащихся средней школы

В понимании важности обозначенной темы нашей статья мы исходим, в первую очередь, из того, что междупредметная интеграционная деятельность предоставляет возможность систематизировано обобщать знания у...

технология проектирования на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

главной задачей на уроках английского языка является формирование коммуникативной компетенции обучающихся по средствам современных технологий. одной из современных технологий является использование ме...

технология проектирования на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

главной задачей на уроках английского языка является формирование коммуникативной компетенции обучающихся по средствам современных технологий. одной из современных технологий является использование ме...

Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции

Статья выступления на  методическом объединении " Технологии критического развития на урокаханглийского языка". Использование технологии развития критического мышления на уроках английского...

" Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения....

Статья "Использование проектного метода на уроках русского языка для формирования коммуникативной компетенции специалистов сферы общественного питания"

Актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования профессиональной подготовки специалистов сферы общественного питания в системе среднего профессионального образования. В данной статье ра...