Конспект урока «Имя числительное как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Шульгина Татьяна Викторовна

Конспект урока, соответсвующий требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_chislitelnoe_kak_chast_rechi.docx37.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 6 классе на тему:

«Имя числительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для получения обучающимися представлений об имени числительном как самостоятельной части речи, организовать деятельность обучающихся для достижения ими УУД всех видов.

Задачи урока:

– активизировать полученные ранее знания учащихся об именных частях речи, ознакомить с общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью имени числительного, выработать умение находить имя числительное в тексте, различать количественные и порядковые числительные, отличать слова данной части речи от однокоренных слов других частей речи (предметные результаты);

- помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся умения ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие монологической и диалогической речи (метапредметные результаты);

- способствовать формированию интереса к предмету, бережному отношению к своему здоровью, приобщению обучающихся к здоровому образу жизни, воспитывать патриотические чувства (личностные результаты).

Урок нацелен на формирование следующих УУД:

- личностные УУД:

- понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию, осознание значимости здорового образа жизни и необходимости укрепления здоровья;

- регулятивные УУД:   развитие способности целеполагания, планирования, рефлексии и саморегуляции;

- познавательные УУД:   формирование навыка поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста;

- развитие умения анализировать текст с целью выявления общих законов, умения доказывать;

-коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничество с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Ресурсы:  учебник, карточки, лист контроля. 

Ход урока

1. Организационный момент. Здравствуйте! Присаживайтесь. Давайте, ребята, проверим нашу с вами подготовку к уроку. У каждого из вас на парте должен находиться учебник русского языка, рабочий лист урока, разноцветные яблочки, ручка с карандашом и дневник для записи домашнего задания.

2. Мотивация учебной деятельности. А начать наш урок я хотела бы с напоминания.  Сегодня прекрасное зимнее утро, постепенно начинает прибавляться день. Я надеюсь, что все сегодня на уроке с хорошим рабочим настроением, у всех радостно на душе. А когда у человека хорошее, радостное настроение, то, наверное, он по – настоящему счастлив.

- А сейчас я хотела бы спросить у вас, ребята, что необходимо человеку, чтобы он чувствовал себя счастливым? Для этого я предлагаю вам представить, что вы попали на остров, где сбываются мечты. Я предлагаю вам из списка выбрать одну мечту, осуществление которой сделало бы вас по-настоящему счастливым.  (ответы детей)

- Я полностью согласна с вашим выбором, но хочу заметить, что далеко не все выбрали здоровье. А вы ведь согласитесь со мной, что без здоровья не будет ни славы, ни любви, ни богатства, ни счастья.

- Я предлагаю вам послушать одну притчу. «Давным - давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека, его здоровье. Стали думать, решать, куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. Один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет с давних времен человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь дар богов!»

- Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О здоровье, о том, что оно спрятано внутри каждого из нас и о том, что мы должны его в себе отыскать и сохранить).

- Эпиграфом нашего сегодняшнего урока я предлагаю сделать слова немецкого философа Артура Шопенгауэра: «Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья».

- Положите перед собой, пожалуйста, рабочий лист, давайте подготовим его: на первой свободной строке напишите свою фамилию и имя в родительном падеже, на второй запишите сегодняшнее число, а на третьей строке классная работа.  

3.Актуализация знаний. Ребята, скажите, пожалуйста, это много девять десятых? Как сказать по-другому? (Это почти всё, это 90%)

- На каком уроке вы часто встречаете такие слова как 9/10, 90%? Это что в математике? (Это дробное число)

- На каких уроках вы встречаетесь часто с числами? (На уроке истории - даты, на уроке географии - координаты, на уроке литературы - годы жизни писателей, на физкультуре вы считаете количество прыжков, приседаний и так далее)

- То есть, ребята, за день вы, сами того не подозревая, произносите огромное количество чисел не только в школе, но и в повседневной жизни. Ни для кого из вас не секрет, что люди ещё в древности не могли обходиться без счёта. Очень важно было, изучая окружающую среду, как-то выделять предметы, считать их.

- А вот на уроках русского языка таким словам уделяется  особое внимание. Они учёными объединены в отдельную именную часть речи. Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока (Имя числительное как часть речи)

Запишем тему сегодняшнего урока. А рассмотрим мы нашу тему на материале, посвящённом здоровому образу жизни. И я хочу, чтобы вы на уроке, прежде всего, не забывали о своей осанке.

- Я вам уже сказала, ребята, что считать люди научились по-своему ещё в древности, а вот частью речи имя числительное стало только в 18 веке.

Работа с термином: Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи  (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы?  В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества! (По материалам «Энциклопедии  для детей». «Языкознание. Русский язык»)

- Что бы вы хотели сегодня узнать об этой части речи? Какие вопросы мы поставим перед собой на этом уроке?

- Что такое имя числительное?

- Что оно обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

- Какие бывают числительные?

- Чем имена числительные являются в предложении? Их синтаксическая роль.

- Как отличить имя числительное от других частей речи?

4. Первичное усвоение знаний.

Внимание на слайд:

1) Здоровье за сто рублей не купишь.

2) Поддайся первой боли да сляг – наживёшь другую.

3) Лук семь недугов лечит.

4) Баня – вторая мать.

Прочитаем предложения, по одному.

- Чем похожи данные предложения? (Это пословицы)

- Как они связаны с нашим уроком? (В них есть числительные, и они все про здоровье).

- Много ли в нашей жизни можно встретить половиц, связанных со здоровьем? Почему? (Пословицы содержат мудрые мысли, и нас призывают соблюдать правила, проверенные опытом) Приведите ещё примеры таких пословиц. (Здоровье дороже богатства. Двигайся больше – проживёшь дольше и т.д.)

- Подобных изречений очень много, но суть у них одна «Здоровье само не даётся – за него надо бороться».

Словарная работа

- Понятно ли вам лексическое значение слов в этих пословицах?

- Что значит сляг? (От глагола слечь, то есть лечь в постель, заболев).

- Что значит слово недуг? (Болезнь).

- Назовите, пожалуйста, в данных пословицах имена числительные (сто, первой, семь, вторая).

- А теперь посовещайтесь друг с другом (работа в группах) и попробуйте данные числительные разделить на 2 группы (сто рублей и семь недугов, первой боли и вторая мать).

- Чем имена числительные в левой колонке отличаются от имён числительных в правой колонке? (вопросы сколько и какой, обозначают количество и порядок).

А рассказать о постоянных морфологических признаках имени числительного нам поможет зад.1 рабочего листа урока

Зад.1 рабочий лист

Количественные и порядковые  имена числительные бывают:

Простые

Сложные

Составные

имеют один корень

имеют два и более корней

состоят из двух и более слов

восемь

четвертый

семьдесят

пятидесятый

тридцать шесть

одна пятая

Дополните таблицу  своими примерами  (устные ответы)

В русском языке слова других частей речи тоже могут иметь количественное значение, и их надо уметь отличать от имён числительных. Работа выполняется самостоятельно, ответы вписываются в раб.лист в зад.№5

1) Монета или сумма в 5 копеек (пятак)

2) Имеющий пять этажей (пятиэтажный)

3) Стоящий по счёту после четвёртого (пятый)

4) Сеть магазинов (пятёрочка)

5) Увеличить в пять раз (упятерить)

Раб. лист зад .Записать ответы в задание 5 (взаимопроверка)

- Назовите среди записанных слов числительные. Какие ещё видите части речи?

- Сделайте вывод (Необходимо отличать числительное от других самостоятельных частей речи, потому что количество могут обозначать и другие части речи.)

Оцените в своём рабочем листе это задание.

Зад.2 раб. лист

Рассмотрите таблицу и запишите по одному примеру в тетрадь

Имя существительное

кто? что?

тройка лошадей,

дружная семёрка

Имя числительное

сколько?

три товарища

семь тетрадей

сто дней

второй год

пятый дом

шестой класс

третий месяц

Имя прилагательное

какой? какая? какое?

семидневный поход,

двойная подкладка

Глагол

что сделать? что делать?

удвоить усилия,

утроить энергию

5. Физкультминутка. А сейчас, ребята, я предлагаю вам встать и немного отдохнуть. Как поется в песне: «Делайте зарядку-будете в порядке». Движение - это неотъемлемая часть здорового образа жизни,  поэтому мы вместе с проведем физминутку.

 - Продолжаем работать. Сядьте прямо, не забывайте следить за своей осанкой.

Задание 3 раб.лист.

  Сейчас, ребята, мы проведем  небольшое исследование и ответим на вопрос: Какова синтаксическая роль  имени числительного?

Выполнить задания «Кто быстрее?»

А) На компьютерном столе лежали две дискеты.

Концерт начнется в пять часов.

Я купил шестнадцать роз.

Вывод: Количественные числительные могут быть любым членом предложения.

Запомните, что сочетание количественного числительного с существительным является одним членом предложения).

  Б) Мне подарили  второй том  увлекательной книги.                          

 После шестого урока состоится классный час.

Вывод: Порядковые числительные, как и имена прилагательные, чаще всего выполняют в предложении роль определению. (взаимопроверка)

В)  Найди предложения, в которых есть числительные, определите разряд. Сделайте их синтаксический разбор (самопроверка)

Пернатые часы

Я люблю слушать птичьи голоса, когда пробуждается тайга. В четыре часа просыпаются светлоголовые пеночки. В пятом часу по тайге вдруг пронесутся звонкие трели дрозда. По голосам этих птиц можно сверять время.

(По. М. Деменюк)

В четыре  - колич. числит., в пятом – порядковое.

 - Давайте, ребята, сделаем вывод о синтаксической роли имени числительного. (Могут быть любым членом предложения, а количественные числительные являются одним членом предложения вместе с существительными. Порядковые числительные, как и имена прилагательные, чаще всего выполняют в предложении роль определения.)

6. Первичная проверка понимания.

Задание № 4 на рабочем листе. Прочитаем текст:

Учёные считают, что если принять условно уровень здоровья за сто процентов, то на двадцать пять процентов он зависит от наследственных факторов, пятнадцать – от окружающей среды, десять – от системы здравоохранения, а остальные пятьдесят – от самого человека.

По данным исследований, каждый третий житель России для поддержания здорового образа жизни готов принимать витамины, заниматься спортом. Каждый второй – регулярно совершать прогулки на свежем воздухе. Но, по мнению многих, здоровый образ жизни, в первую очередь, подразумевает отказ от вредных привычек.

- В каком стиле написан текст? (В научном, так как здесь чётко, сжато, лаконично приводятся научные сведения о здоровье человека).

- Какие слова обращают на себя внимание? (Научные термины).

- И огромное количество числительных – это тоже признак научного стиля. Почему? (Они помогают нам получить точную, достоверную информацию).

- От чего в основном зависит наше здоровье, по мнению учёных? (От самого человека)

- Что необходимо человеку предпринимать для сохранения здоровья?

Как вы думаете, какое вас ждёт сейчас задание? (в левый столбик выписать количественные числительные, в правый порядковые) Можно, чтобы сэкономить время подписать разряд над числительным)). Выполняйте.

- Давайте, ребята, проверим вашу работу. Зачитайте количественные числительные в левом столбике.

- Они на какой вопрос отвечают?

- А теперь хочу услышать порядковые числительные в правом столбике.

- К ним какой вы поставили вопрос?

- Молодцы. Оцените, пожалуйста, ниже свою работу.

7. Первичное закрепление.

- А сейчас, ребята, сядьте, пожалуйста, прямо.

-  Подходит к концу наш урок. Все вы отлично поработали Я хочу, чтобы вы вспомнили всё, что сегодня узнали о новой части речи – имени числительном и  предлагаю вам проверить свои знания  .

Задание № 6 раб.лист. Составьте связный текст, используя полученные знания (Один рассказывает).

- Оцените свою работу.

8. Рефлексия. А на парте у вас, ребята, лежат фрукты, яблоки, положите их перед собой. Они тоже очень полезны для нашего организма. Считается, что каждый человек в день должен съедать хотя бы одно яблоко. Кроме этого, для нас это ещё и очень доступные фрукты. Они у вас разных цветов, красное, жёлтое, зелёное и сюда закралось даже  яблоко с червячком. Эти яблоки помогут нам сейчас оценить вашу работу на уроке.

Если вы к концу урока всё поняли, вопросов у вас не осталось, поднимите красное яблоко.

Если в основном материал поняли, усвоили, но кое – где испытывали трудности, поднимите зелёное яблоко.

Если вы считаете, что новую тему усвоили только наполовину, вам ещё необходимо её изучать, поднимите жёлтое яблоко.

Если материал оказался очень трудным и непонятным, всё было сложно, поднимите яблочко с червоточиной.

Оцените свою деятельность на уроке, покажите мне соответствующее яблоко.

- Я очень рада, что вижу, в основном, красные яблоки.

- Когда вы будете уходить с урока, украсьте, пожалуйста, именно этими яблочками нашу яблоню.

9. Домашнее задание.

Лингвистическая сказка.

Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи – эта самая молодая.

А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.

- Кто за это предложение, прошу поднять руку,- сказал Председатель.- Существительное, подсчитайте количество голосов.

- Кто-то крикнул: «Много!», и существительное подхватило:

- Много!

- Вы не считали! Или вы не хотите считать?

- Товарищ Председатель, - вступился Глагол, -существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.

- Но кто же тогда подсчитает нам голоса? – расстроился Председатель.

- Числительное!!! – хором выдохнул зал.

Вот, оказывается, какая важная часть речи это Числительное.

В. Волина

1.На основе лингвистической сказки написать сочинение – миниатюру  «Эта важная часть речи…»

- За работу на уроке я хотела бы поставить следующие оценки. Ваша работа будет дополнительно оценена после проверки рабочих листов.

- Я хочу сказать вам, ребята, что имя числительное – это уникальная часть речи, далее вас ждёт ещё много уроков, посвящённых ему. На этих уроках вас ждут новые интересные открытия. Например, вы узнаете, почему в числительном «одиннадцать» две нн, а в числительном «двенадцать» всего одна. Я думаю, вы удивитесь тому, как, оказывается, трудно произносить многие числительные. Вы узнаете, например, каким образом появилось в русском языке необычное числительное «сорок». На все эти вопросы вы ответите в процессе изучения данной темы.

А также я хочу напомнить вам, ребята, что «Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться самостоятельно». Я желаю, чтобы вы все достигли этой вершины. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок имя "Числительное как часть речи"

урок имя "Числительное как часть речи" с испльзование ЭОР...

Презентация к уроку "Имя числительное как часть речи"

Презентация дополняет конспект урока по теме"Имя числительное как часть речи" в 6 классе...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...

Урок русского языка в 6 классе Тема урока: Имя числительное как часть речи.

Урок русского языка в 6 классе Тема урока: Имя числительное как часть речи....

Конспект урока "Имя числительное как часть речи" 6 класс

Урок "открытия" новых знаний при изучении темы "Имя числительное". На уроке предусмотрена групповая форма работы. Урок соответствует требованиям ФГОС: - ориентация на новые образов...