Конспект урока "Подготовка к сочинению по картине А.Рылова "Домик с красной крышей"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Конспект урока развития речи позволяет подготовить учеников 8 класса к сочинению по картине А.Рылова "Домик с красной крышей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.rylov_.docx | 28.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока.
Тема урока: Развитие речи. «Подготовка к сочинению-описанию по картине А.Рылова «Домик с красной крышей»
Цель урока:
- Создание оптимальных условий для эффективной подготовки к написанию сочинения по картине А.Рылова.
Задачи урока:
- продолжать работу над формированием коммуникативной компетенции учащихся (адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание).
- способствовать формированию культуроведческой компетенции учащихся: на основе знакомства с натюрмортом и биографией художника показать красоту природы, выяснить, в чем заключается сила воздействия искусства на человека.
- способствовать формированию учебно-познавательной компетенции (организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки).
- продолжить работу по формированию универсальных учебных действий:
а) регулятивных (целеполагание, самостоятельный анализ условий достижения
целей, принятие решений в проблемной ситуации, самоконтроль и
самооценивание);
б) познавательных (проведение наблюдения, вывод определения и понятия,
установка причинно-следственных связей, структурирование текста);
в) коммуникативных (формулирование собственного мнения, координация его с точкой зрения партнёров в сотрудничестве, адекватное использование речи, построение монологического контекстного высказывания).
Тип урока: комбинированный.
Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, синтетический.
Формы организации работы детей: коллективная и индивидуальная, устная и письменная.
Формы организации работы учителя: аналитическая беседа с учащимися, демонстрация слайдов и видеоролика, коррекция высказываний и действий в ходе работы.
Оборудование: мультимедийное оборудование, тетради по развитию речи, карточки с заданиями, видеоролик, учебник по русскому языку для 8 класса под редакцией М.Разумовской.
Ход урока.
Только пчела узнает в цветке затаенную сладость, Только художник на всем чует прекрасного след…
Афанасий Афанасиевич Фет
1. Вводно-мотивационный этап.
– Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок.
– Ребята! Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: где можно увидеть всегда зелёную по-ляну, на которой никогда не вянут цветы, поле с всегда золотыми колосьями, деревья, с которых никогда не облетают листья, всегда свежие фрукты и овощи, белый, пушистый, сверкающий снег, который никогда не тает?
– Правильно, на картинах!
- А теперь слушайте внимательно задание: выразительно прочитайте эпиграф к уроку
(чтение), просмотрите небольшой видеоролик и подумайте, о чём же мы будем говорить сегодня?
3. Просмотр видеоролика об А. Рылове.
– Итак, о чём же пойдёт речь? …. Правильно, о картинах, о мастерстве художников.
– Все ли вы умеете рисовать такие замечательные произведения? (Нет)
– А можно ли по-другому передать содержание картины? (Да).
– Каким же образом? ….. Правильно, словами.
– Пробовали вы это делать раньше? (Да)
– Можете ли вы сказать, что владеете этими умениями в совершенстве? (Да/нет)
– Так как вам кажется, ребята, чему будет посвящён наш урок?
– Да, мы будем описывать картину.
4. Операционно-содержательный этап.
- Как вы думаете, что объединяет произведения живописи, которые вы просмотрели?
– Правильно! Как же называется такой жанр, может, кто-нибудь уже знает?
Художник акварелью рисовал
Коралловое утреннее небо
И озера серебряный овал
И хлопья переливчатого снега,
Осины, липы, ели и дубы —
Царевичи, царевны и принцессы.
В одежды их одел он, не забыв
Про тайны засыпающего леса.
Упала кисть на холст, снега задев,
И мир осенний вдруг преобразился, —
Сиреневый проснулся в нём напев,
Фиалковый напев вдруг появился.
Он уходил. Заря ещё сияла.
Он уходил домой, от грёзы прочь.
Но перед ним влюблённая стояла
Фиалками овеянная ночь.
- А что же такое пейзаж?
(Ответы учащихся: попытка дать определение данному жанру.
Коррекция учителем ответов.)
- Пейзаж-это жанр живописи, изображение картин природы.
– Рассматривая картину, нужно стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать. Язык живописи доступен не всем: каждый может посмотреть на пейзаж, но не каждый может его создать.
Зато каждый из нас может, благодаря искусству слова, описать эти шедевры
– Ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему. (Подготовка к сочинению – описанию по картине)
Целеполагание.
– Что нам нужно для того, чтобы успешно написать такое сочинение? Давайте поставим цели.
- Ответы учащихся, коррекция. (познакомиться с художником, рассмотреть картину, подобрать правильные слова для описания изображённых предметов, стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать, составить план)
– В каком же стиле будет написано наше сочинение?
Правильно, в художественном, потому что картина – произведение искусства. Следовательно, в своём сочинении мы будем использовать изобразительные средства языка. Назовите их (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение).
–А поговорим мы о картине известного русского художника А.Рылова «Домик с красной крышей».
– Познакомит нас с этим удивительным человеком (ученик)……
5. Сообщение ученика. Слово о художнике.
Аркадий Александрович Рылов (1870 – 1939) русский живописец-пейзажист Вырос в семье отчима — нотариуса (родной отец был психически болен). В 1894—1897 годах учился в Академии художеств у А. И. Куинджи. Участвовал в создании объединений «Мир искусства», Союз русских художников. С 1915 года — академик живописи. В окрестностях Петербурга и в Финляндии им были созданы десятки картин и эскизов в характерной для него цветовой гамме. Кроме того, А. А. Рылов успешно работал как художник-иллюстратор и писал эссе о природе. Автопортрет С 1902 года вёл «класс рисования животных» в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств, с 1917 года преподавал в Академии художеств (профессор с 1918 года). До революции он вел "класс рисования животных" в Рисовальной школе Он вообще любил весь живой мир, и этот мир платил ему тем же. Его любили птицы и звери, и проявления такой любви и доверия вызывали удивление окружающих. В своей мастерской он устроил уголок леса. Тут без клетки жили птицы - зарянки, крапивники, корольки, поползни,чайка, кулик-бекас... Он их покупал на рынке или где-нибудь подбирал, больных и ослабевших, выхаживал, выкармливал, а по весне отпускал на волю. Здесь же было два муравейника. У Рылова жили еще зайцы, белки, мартышка Манька и другие животные. Не боялись его и многие пугливые звери и птицы, без страха приходили и прилетали в его летнюю лесную мастерскую.Удивительной характерной чертой его творчества являлось особенное видение, на первый взгляд, самых простых объектов природного мира. Впечатления от увиденного переполняли художника. В своих произведениях он самым прекрасным образом не только воспел красоту и самобытность русской природы, но и напомнил всем нам о том, что мы должны быть в ответе за ее сохранность и процветание.
- – Обратимся к картине
– Давайте вспомним, что мы делаем, чтобы лучше описать картину? Правильно, попробуем представить себя там, в этом мире, который изобразил художник. Открыть тайну и своеобразие этого пейзажа могут только очень внимательные зрители.
Беседа по картине:
Время года. Докажите.
На переднем плане…
На заднем плане…
В центре полотна…
Справа от…
Слева от…
Как выбор цвета влияет на общее впечатление от картины?
Нравится ли вам эта картина? Почему?
- Физминутка.
8. Составление плана.
- Вступление. Слово о художнике.
Подбор синонимов по рядам.
Художник: живописец, автор картины, А.Рылов, он, творец
Изобразил: нарисовал, написал, тщательно прорисовал, расположил.
Картина: натюрморт, полотно, работа художника, произведение искусства, шедевр живописи.
– Для чего нам нужно это умение? (Предотвращение речевых ошибок при написании сочинения.)
- Описание картины
- Перед вами опорные фразы. Попробуйте их закончить.
- Описание кажется мне сухим. Как можно сделать его живописным?
- Давайте подбирать изобразительно-выразительные средства.
(Работа по группам.
Подобрать эпитеты, сравнения, олицетворения к словам: НЕБО, БЕРЕЗА, ДОМИК, ПОЛЕ, ЛЕС, ОБЛАКА.
- Настроение картины. Основная мысль автора.? (Мир, окружающий человека, прекрасен, надо уметь только видеть эту красоту.)
- Заключение. Какие мысли и чувства вызывает у вас эта картина
- Рефлексивно-итоговый этап.
– Итак, ребята, давайте подумаем, справились ли мы с задачами, поставленными в начале урока? Ответы, обоснование.
– А сейчас мы с вами подумаем о том, какой след оставил у вас душе сегодняшний урок. Итоги урока
З акончи фразу:
- Сегодня я узнал…Было интересно…Было трудно…Я выполнял задания…
- Я понял, что…Теперь я могу…Я почувствовал, что…Я приобрел…
- Я научился…У меня получилось …Я смог…Я попробую…
- Меня удивило…Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось…
- Дом. задание: написать сочинение.
Передо мной картина …
На переднем плане …
В центре картины художник изобразил…
Справа (слева) живописец расположил…
Предметы на картине говорят …..
Цветовая гамма очень разнообразна:…
При создании картины мастер использовал…
Художнику удалось…
Это говорит о …….
Глядя на это замечательное полотно…
Это произведение искусства вызывает у меня…
Передо мной картина …
На переднем плане …
В центре картины художник изобразил…
Справа (слева) живописец расположил…
Предметы на картине говорят …..
Цветовая гамма очень разнообразна:…
При создании картины мастер использовал…
Художнику удалось…
Это говорит о …….
Глядя на это замечательное полотно…
Это произведение искусства вызывает у меня…
Передо мной картина …
На переднем плане …
В центре картины художник изобразил…
Справа (слева) живописец расположил…
Предметы на картине говорят …..
Цветовая гамма очень разнообразна:…
При создании картины мастер использовал…
Художнику удалось…
Это говорит о …….
Глядя на это замечательное полотно…
Это произведение искусства вызывает у меня…
Передо мной картина …
На переднем плане …
В центре картины художник изобразил…
Справа (слева) живописец расположил…
Предметы на картине говорят …..
Цветовая гамма очень разнообразна:…
При создании картины мастер использовал…
Художнику удалось…
Это говорит о …….
Глядя на это замечательное полотно…
Это произведение искусства вызывает у меня…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер-класса по теме: «Искусствоведческий текст как средство развития речи школьников при подготовке к сочинению по картине».
Мастер-класс направлен на обучение работе с искусствоведческим текстом при написании сочинения по картине-портрету. Работа помогает подготовке учащихся к итоговой аттестации, т.к. развивает навыки...
конспект урока развития речи Тема: Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март"
Тема: Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март" (прилагается клише сочинения)...
План-конспект урока "Сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой "Первые зрители"
Данной разработкой можно восползоваться при подготовке к уроку русского языка в 6 классе...
Конспект урока "Сочинение – описание картины А. А. Пластова «Летом»
Цель урока:учить обучающихся как можно более полно описыватьизображённое на картине; активизировать лексику по теме «Лето»;обогатить речь учащихся оценочными прилагательными; ...
Конспект урока по теме "Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»" в 5-м классе.
Конспект урока по теме "Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»" в 5-м классе.Данный конспект урока поможет вам написать сочинение по картине....
Сочинение-описание по картине А. А. Рылова «Домик с красной крышей»
Подготовка к написанию сочинения-описания в 8 классе. Урок развития речи....
Презентация к конспекту урока обучающего сочинения по картине
Презентация к конспекту урока обучающего сочинения по картине...