конспект урока развития речи Тема: Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Тема: Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март" (прилагается клише сочинения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 10.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение – описание по картине И. И. Левитана «Март».
Цели: Обучить написанию связного текста (описание картины в сочинении художественного стиля.) Пополнить словарный запас учащихся, закрепить понятие об описании как типе речи. Развивать языковое чутьё. Способствовать развитию эстетического восприятия, воспитанию эстетического вкуса.
С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна.
А. П. Чехов «Весной»
Ход урока
- Сообщение плана урока :
Сегодня мы познакомимся с творчеством русского художника – пейзажиста Исаака Ильича Левитана, внимательно рассмотрим и подробно поговорим о его картине «Март», напишем сочинение – описание этой картины. Так же будем продолжать учиться производить комплексный . анализ текста. Также впереди вас ждет и другое немаловажное открытие.
- Вы слышите?
- А вы слышите?
- И вы не слышите?
-А я слышу. Слышу, как с каждым часом, каждой минутой, с каждым ударом сердца всё ближе и ближе ОНА! Весна!
-Каждый приход весны пробуждает во мне самые различные чувства.
-А у вас, ребята, какие ассоциации вызывает слово “ВЕСНА”?. Давайте сделаем наш кабинет светлее и радостнее, согрев его солнечными лучами. Работаем в группах. На листах запишите свои ассоциации. Они м. б. словосочетаниями.
Оформление на доске.
Давайте посмотрим, что у вас получилось. СОЛНЦЕ - тепло, яркие лучи солнца, капель, журчание ручьев, таяние снега, проталины, свежий, чуть морозный воздух, сосульки, голубое небо, радостное, волнительное настроение, предчувствие, душа поет, надежды любовь.
-А теперь назовите слова и словосочетания, связанные с изменениями в душе человека.
Какой вывод вы можете сделать?
-Итак, ребята, мы выяснили, что весной пробуждается не только природа, но и человеческая душа, поэтому тема сегодняшнего урока: “Весеннее преображение”.
Целеполагание.
Сегодня на уроке мы проследим за тем,
-как меняется природа с приходом весны;
-как преображается наша душа;
-научимся наши чувства обращать в слова на примере художественного текста;
-обобщим наши размышления. Венцом нашей работы на уроке станет написанное вами сочинение.
Слово учителя.
Исаака Левитан – один из тех художников – пейзажистов, которые в 19 веке открыли для современников скромную красоту русской природы.
Долгое время считалось, что в России нет природы, способной вызвать восхищение и стать темой серьезного произведения. Левитан впервые в истории русской живописи в самом простом деревенском мотиве сумел найти то родное и очень близкое, что так действует на душу русского человека.
Среди картин Левитана преобладают те, на которых природа запечатлена в переходные моменты, ее состояние не летом и зимой, а весной и осенью. Его кисти принадлежат картины «Золотая осень» (1895 г.), «Весна. Большая вода» (1896 г.) и др.
Картина «Март», о которой сегодня пойдет речь, была написана художником в 1895 году и стала одним из общепринятых шедевров русской пейзажной живописи.
Беседа по картине.
- Взгляните на репродукцию и скажите, в каком жанре написана картина?
- Пейзаж.
- Что мы называем пейзажем? Обратимся к вашему домашнему заданию.
- (определение пейзажа)
- Какие чувства вызывает у вас картина?
- Ощущается приход весны, хочется выскочить на крыльцо, сесть в сани, проехать по лесной тропинке, вдохнуть полной грудью свежий, еще морозный воздух.
- Рассмотрим картину в целом. Что изображено на картине? Какова ее композиция?
- На переднем плане картины зимняя дорога, оттаивающая от яркого солнца, рыхлый снег, проталины, запряженная рыжая лошадка стоит, понурив голову, стройные белоствольные березки, стена деревянного дома, козырек над крыльцом.
- На заднем плане – темная зелень сосен, рыжие осинки…
- При первом взгляде на картину заметить, наверное, можно только это. а если взглянуть пристальнее, то увидишь мелкие детали, которые ускользнули сначала. какие детали картины свидетельствуют о незримом присутствии человека?
- Снятые с окна ставни, распахнутая дверь дома, скворечник высоко-высоко на березе.
Составление плана сочинения.
1. И. Левитан – певец русской природы.
2. «Март» – признанный шедевр художника.
3. Пробуждение природы:
а) мартовский снег;
б) синь неба;
в) деревья на переднем плане и в глубине;
г) незримое присутствие человека.
4. Колорит картины и настроение, которое она передает
Сбор материала к сочинению.
Самостоятельно заполните таблицу, озвучивая.
день | теплый, солнечный, радостный, яркий, весенний |
небо | светлое, ясное и др. |
лес | темно-зеленый и др. |
капель | звонкая, задорная и др. |
лошадь | одинокая, рыжая и др. |
деревья | тонкие рыжие осинки и др. |
снег | голубоватый, рыхлый и др. |
солнце | ласковое, отражается на желтых стенах деревянного дома и др. |
цветовая гамма (колорит) | теплые тона, сочетание голубого, янтарно- желтого, зеленого и белого. |
Вывод.
- Подумайте, что хотел донести до зрителя И. И. Левитан? Что хотел он показать нам?
- Красоту русской природы, передать впечатление первого по-настоящему весеннего дня, который складывается из ярких лучей солнца, веселой капели, свежего воздуха. «Март» - одно из самых жизнерадостных произведений Левитана.
Осмысление содержания.
Весна – одно из удивительнейших времен года. От длительного сна просыпается природа, начинается цветение трав, деревьев; появляются первые новые живые звуки жизни: капель, шепот ручьев, шелест деревьев, пение птиц. Человек тоже как бы вновь просыпается, ощущает радость, полон надежд на новую жизнь. Неслучайно писатели, поэты, художники посвятили весне столько произведений. И как мы помним из определения слова «пейзаж» - это направление не только в живописи, но и в литературе. Обратимся к отрывку из рассказа АП Чехова «Весной». Попытаемся проанализировать текст, заполняя таблицу.
-Как вы думаете, почему выбран текст А.П. Чехова?
- Выбор, конечно же, не случаен. Левитан и Чехов были очень дружны. У Антона Павловича есть даже такое высказывание: « У нас природа грустнее, лиричнее, левитанистее».
"С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна. Если вы когда-нибудь выздоравливали от тяжелой болезни, то вам известно блаженное состояние, когда замираешь от смутных предчувствий и улыбаешься без всякой причины. По-видимому, такое же состояние переживает теперь и природа. Земля холодна, вокруг грязь со снегом, хлюпающие под ногами, но как кругом все весело, ласково, приветливо! Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. Речка, надувшаяся и потемневшая, уже проснулась и не сегодня-завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат.
В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду в канавах, пускать по воде кораблики или долбить каблуками упрямый лед. Хорошо также гонять голубей под самую высь поднебесную или лазить на деревья и привязывать там скворечни.
Да, все хорошо в это счастливое время года, в особенности, если вы... любите природу."
- Перечитайте текст и скажите, с каким состоянием человека сравнивает Чехов состояние природы в начале весны?
- Как вы понимаете выражение "в душу просится весна"?
- Весна наступила только по календарю, снег еще лежит, холодно. Но сердце человека уже чувствует это прекрасное время года, и весна просится сама в душу.
- Действительно, в природе весна еще не вступила в свои права, а на душе уже хорошо.
Кто из вас уже чувствует весну?
– Ребята, а с помощью какого предложения автор подтверждает свои размышления о том, что, несмотря на холод и грязь, настроение радостное ? ("Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом все весело, ласково, приветливо!")
- С помощью какого союза передается контраст ощущений? (но)
- Почему все ласково? ( солнце светит)
- Прочитайте описание воздуха. ( "Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края").
- Зачитайте описание солнца. ("Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями").
- Какие необычные выражения использует автор при описании солнца? ( Солнце играет и улыбается, купается в лужах.)
- Как называются эти выражения? (Олицетворения.)
- Как вы думаете, зачем их использует писатель? (Чтобы оживить природу; природа становится похожа на живое существо).
Какие еще явления природы описаны как живые существа? ( Речка проснулась, скоро заревет.)
-Как вы понимаете это выражение? ( Проснулась – значит лед стал лопаться; как река начнет разливаться – значит заревела.)
- Что сказано про деревья? ( "Деревья голы, но уже живут, дышат".)
– Как вы думаете, почему Чехов называет это время года счастливым? ( Потому что жизнь оживает после зимы, все ласково и приветливо кругом.)
-А какая необычная синтаксическая конструкция вам встретилась в тексте? Мы уже немного говорили о ней.
- Ваше сочинение обязательно должно содержать данную синтаксическую конструкцию!
А сейчас я предоставляю вашему вниманию небольшой видеофрагмент.
Я желаю, чтобы на следующем уроке ваша муза вас посетила и не покидала!
На следующем уроке мы поработаем с клише.
Перед вами листы - клише. Запишите предложения, используя слова в скобках, заполните пропуски.
С земли еще не сошел снег, а в душу уже___________________ (проситься, стучаться, заглядывать) весна. Земля мерзлая, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё чудесно! Воздух прозрачен и свеж. Солнце____________ (светить, сиять, сверкать), и лучи его, играя и улыбаясь,________________ (купаться, переливаться, играть) в лужах вместе с воробьями. Река уже проснулась и не сегодня – завтра_______________ (зареветь, зашуметь, забурлить, тронуться). Деревья еще не распустились, но уже живут и _______________ (дышать, качаться, проснуться). Восхищайтесь этим временем года, если вы____________ (ценить, любить, уважать) природу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока развития речи по описанию картины В.М.Васнецова "Алёнушка" (5 класс)
Предлагаю подробный конспект уроков по описанию карины В.М.Васнецова "Алёнушка" в 5-6 классах. В материале подробно представлен ход уроков, с описанием деятельности учителя и работы учеников в группах...
Конспект урока развития речи по картине Е.Широкова "Друзья", 7 класс.
Данный конспект подойдет для урока подготовки к сочинению по картине Е.Широкова "Друзья"...
Конспект урока развития речи по русскому языку. Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.Сычкова "Зима"
Урок предназначен для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Цель урока: воспитывать у детей чувство прекрасного, уметь вырабатывать целенаправленные суждения, развивать речь, увеличивая словарн...
Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе по теме «Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».
Конспект урока в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине Толстого Ф.П."Цветы, фрукты, птица" с презентацией....
Конспект урока по русскому языку. Урок развития речи: написание сочинения по картине А.М.Герасимова «После дождя».
Цели: 1. познакомить учащихся с произведениями русской живописи 20 века 2. собрать материалы, необходимые для написани...
Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"
Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"...