План-конспект урока "Сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой "Первые зрители"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Воронина Наталия Николаевна

Данной разработкой можно восползоваться при подготовке к уроку русского языка в 6 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЧИНЕНИЕ-РАССКАЗ по картине

 Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»

Цели урока:

познакомить шестиклассников с построением рассказа на основе ролевой игры;

повторить особенности диалогической речи и разговорного стиля;

повторить тему «интерьер»;

обогатить речь учащихся словами, связанными с темой картины, и средствами выражения замысла художника;

активизировать в речи учащихся следующие искусствоведческие термины: художник, полотно, пейзаж, натюрморт, палитра, краски, кисти, «палитра живописца», интерьер, картина, мольберт.

Оборудование урока: репродукция картины Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»; репродукции картин  «Первые цветы», «Пионы»;

мольберт, кисти, палитра;

П.И. Чайковский. Музыкальный цикл «Времена года»( фрагмент «Июнь» Баркарола.)

Ход урока

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Н. Заболоцкий

Вступительное слово

                 Каждый из вас, ребята, наверняка бывал в картинных галереях. А вот доводилось ли вам бывать в мастерской какого-нибудь знаменитого художника?! Видели ли вы, как на холсте ткани или на чистом листе бумаги появляются первые наброски знакомого вам пейзажа или натюрморта. Наверное, мало кому из вас это довелось. Показательно, что слово «мастерская» происходит от уважительного слова «мастер», то есть специалист, достигший высочайшего умения в своём деле. Сегодня мы с вами познакомимся с ребятами, которым удалось немножко прикоснуться к секретам творчества, увидеть только что написанную картину, стать первыми зрителями. А поможет нам в этом картина Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» (Знакомство с художником, демонстрация картин.)

           

Сообщение целей и задач урока.

Презентация, остановиться на картине «Первые зрители»

Рассмотрите картину на вкладыше учебника. (звучит музыка)

БЕСЕДА ПО КАРТИНЕ

Вам, наверное, будет трудно сразу ответить на вопрос, что изображено художником на полотне. Да это и неудивительно, ведь сразу множество деталей обращают на себя внимание. Но давайте попробуем оттолкнуться о названия картины. «Первые зрители»… (Первые зрители – это два мальчика, которые с любопытством рассматривают мастерскую художника.)

Как выглядят эти два мальчика? Как вы думаете, сколько им лет? Попробуйте дать имена

   Старший Костя, на вид ему 9 лет, а младшему 7  лет. Его зовут Андрей. Старший мальчик (Костя) в сероватой футболке, на младшем (Андрее) красная рубашка. Дети румяные, загорелые. Костя облокотился на подоконник, он с восхищением смотрит на подоконник, а Андрей стоит так, словно собирается перелезть через окно. Он интересуется тем, что находится в глубине комнаты. Видимо, он мальчик любопытный, шустрый.

Как вы думаете, что привело сюда ребят? Как они оказались у дома художника? (Скорее всего, мальчики оказались у дома совершенно случайно. Возможно, они играли в мяч, и теперь он попал в дом художника.)

А что же заинтересовало мальчиков? Почему они с таким любопытством рассматривают мастерскую художника? (Наверное, им интересна и сама картина, написанная художником, и те предметы, которые помогают художнику творить.)

Где же сам художник? (Возможно, он вышел, а может быть, стоит спиной к окну и не видит ребят, рассматривающих его комнату.)

Посмотрим на жилище художника и мы. Что изображено в его мастерской? Попробуйте описать, что вы видите в комнате. Почему мы можем быть уверены, что её хозяин – художник? ( На переднем плане мы видим небольшой стульчик, на котором лежит полукруглая доска с вырезом для пальца – палитра.)

А для чего предназначена палитра?  (она нужна для того, чтобы художник пробовал или смешивал краски.)

Обратите внимание, зачем столько кистей художнику? (у каждой кисти есть своё предназначение)

Что же ещё привлекает внимание в интерьере, то есть в описании помещения, где трудится художник? (Рядом с палитрой стоит большая картина.)

Но ведь картина сама по себе стоять не может, иначе она упадёт. К чему она прикреплена? (Скорее всего, это мольберт или подрамник.)

Молодцы, ребята. Это, действительно мольберт, просто мы с вами его не видим. Что ещё привлекает внимание в мастерской художника? (Рядом с широко открытым окном стоят несколько картин. А по другую сторону подоконника – небольшое кресло с резными ручками. Недалеко от палитры с красками ( прямо на полу) мы видим вазу, в которой букет полевых ромашек. Он довольно большой и почти сразу бросается в глаза.)

Как вы думаете, ребята, а что изображено на картине художника? (Мне кажется, что на картине художник изобразил природу. Ведь неспроста так широко распахнуто окно, и прямо перед ним стоят стройные берёзки, а чуть дальше виднеется густой лес.)

А почему художнику могла прийти идея изобразить этот пейзаж? Чем он так примечателен? (пейзаж очень красив и живописен: лазурное безоблачное небо, прозрачное, как зеркало, озеро, белоствольные берёзки, нежно-зелёная трава.)

Есть ли другие мнения по поводу того, что изображено на картине художника? («По-моему, художник пишет натюрморт, ведь он поставил рядом кувшин с цветами. К тому же на палитре больше всего размазана белая краска и зелёная, а это цвет лепестков и стеблей ромашек. Просто открывал окно и поэтому убрал вазу с цветами с подоконника».)

Обратимся к композиции картины. Что можете сказать о её построении?  (на переднем плане изображена комната художника, на заднем – пейзаж, в центре картины – мальчики.)

Это и есть один из ответов на вопрос, почему картина получила название «Первые зрители». В центре картины изображены те, кому повезло стать первыми зрителями.

Физкультминутка

Физкультминутки на общеобразовательных уроках и во время самоподготовки представляют собой активный отдых, направленный на уменьшение утомления учащихся, снятие отрицательных воздействий от длительных статических нагрузок, активизацию внимания...

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз - присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой - встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь,

Словно мой упругий мяч.

Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично избавиться от физического и психического напряжения. (выполняется под музыку)

Словарно-стилистическая работа

составить предложения со словами: палитра, мольберт, краски, картина, художник, натюрморт, пейзаж.

подобрать слова к определённым тематическим группам:

живопись ( произведение искусства, картина, пейзаж, натюрморт, художник);

мольберт (холст, полотно, рамка, подрамник, палитра, кисти, краски;

колорит (мягкие краски, тёплые тона, приглушённо-розоватый цвет, светло-зелёная трава, голубое, лазурное, бирюзовое небо);

мальчики (дети, ребята, братья, друзья);

симпатичный (милый, располагающий к себе, приятный);

белокурый (светловолосый, светло-русый, беспокойный, шустрый);

восхищён (заворожен, удивлён, поражён, заинтересован, взволнован, взгляд прикован).

Орфографическая работа

Ролевая игра  

Презентация 2. Элементы сюжета художественного произведения

Рассказ по картине от имени художника

Составление рассказов учениками по картине Е.В. Сыромятниковой.

Оценивание, итоги урока

Работа над сочинением


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока по теме:Работа по картине И.И.Шишкина " На севере диком".

Урок развития речи в 7 классе коррекционной школы-интерната I,II Вида,работа по картине И.И.Шишкина " На севере диком" (подготовка к сочинению)....

План-конспект урока "Картина мира в поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета"

Открытый урок "Картина мира ..." проводился в рамках районного этапа конкурса педагогических достижений "Педагогические надежды" 2012. Ученики добросовестно подготовились к уроку, и их презентации сос...

План-конспект урока литературы в 5 классе «А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения."

План- конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: "А. С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила" - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинс...

План- конспект открытого занятия. Картина "Осенний дуб"

Научить изготовлению картин в технике" рваная аппликация"  с использованием нетрадиционного способа  рисования....

План-конспект группового занятия Студии «Фортепиано» «Знакомство с картинами русских художников, слушание музыки П.И. Чайковского».

Цели занятия:·        Развитие культуры общения.·        Дать возможность почувствовать, что каждый может услышать в...