Урок русского языка Тема: Обучающее сочинение – рассуждение «Что такое настоящая дружба?»
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Конспект урока подготовки к сочинению- рассуждению "Что такое настоящая дружба" в технологии "Педагогическая мастерская" на основе теста В.П. Астафьева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_11_klass.docx | 36.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Учитель: Петрова Т.И., учитель русского языка и литературы
Тема урока: Обучающее сочинение – рассуждение «Что такое настоящая дружба?»
Класс: 11
- Оборудование: портрет В.П. Астафьева, раздаточный материал (текст, план анализа), словарь.
Индуктор.
Слово учителя.
На доске запись (тема урока закрыта):
… настоящая, бескорыстная, редкая, драгоценная, верная, давняя, закадычная (разг.), искренняя, истинная, клятвенная, крепкая, многолетняя, мужская, настоящая, нежная, преданная, святая, сердечная, солдатская, старая, фронтовая, мнимая, неискренняя, хрупкая.
- Как вы думаете к какому слову относятся эти эпитеты?
Обоснуйте свой выбор.
Попробуйте сформулировать тему сочинения и задачи нашего урока.
Учитель открывает доску, где записана тема урока: « Обучающее сочинение – рассуждение «Что такое настоящая дружба?»
УЧИТЕЛЬ: Ребята, посмотрите на тему и скажите, пожалуйста, какие цели стоят перед нами сегодня на уроке и как мы их буднем достигать?
- Повторить композицию сочинения - рассуждения.
- «Внимательное» чтение текста
- Учится правильно излагать свои мысли, составлять связное высказывание;
- Обосновывать собственную точку зрения.
- Анализ формулировки темы.
Ответы учеников
- Сегодня на уроке нам предстоит работа с текстом, по которому вы должны будете написать сочинение-рассуждение.
- Послушайте стихотворение Алексея Решетова. ,
Мы в детстве были много откровенней:
— Что у тебя на завтрак?
— Ничего.
— А у меня хлеб с маслом и вареньем.
Возьми немного хлеба моего...
Года прошли, и мы иными стали,
Теперь никто не спросит никого:
— Что у тебя на сердце? Уж не тьма ли?
Возьми немного света моего...
- О чем это стихотворение?
- А что такое дружба?
- Какие ассоциации возникают у вас со словом «дружба», «друг»?
- Кого вы можете назвать настоящим другом?
Ответы
УЧИТЕЛЬ: Текст, по которому вы будете создавать свое собственное сочинение тоже о дружбе.
Для начала вспомним, что такое текст.
Ответы
УЧИТЕЛЬ: Перед написанием сочинения-рассуждения предложенный текст должен быть проанализирован. Что мы имеем в виду, когда говорим об анализе текста? (Ответы: тема, идея, стиль речи, тип речи, проблема, авторская позиция).
СЛАЙД № 2
УЧИТЕЛЬ: Обратимся к нашему тексту. Автор текста, Виктор Петрович Астафьев, известный русский писатель, участник ВОВ. Его имя занимает достойное место в современной литературе. Для творчества В. Астафьева характерна тесная связь с автобиографическими жизненными впечатлениями.
Давайте познакомимся с текстом. Прочтём вслух (читает кто-то из учеников или сам учитель).
Работа с текстом.
(1)Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы так же неповторимы, как и всё растущее, живущее вокруг нас.
(2) Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба - награда человеку редкая и драгоценная. (3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5) Есть ли у меня такие друзья? (6) Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь - любовью. (7) Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.
(8) Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся. (В.Астафьев)
ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА.
УЧИТЕЛЬ: Для того, чтобы проверить насколько вы поняли текст при первичном прочтении, мне бы хотелось предложить вам небольшой тест. У вас на партах листочки с заданиями. Приступите к их выполнению (5 мин.)
ТЕСТ.
1.Какое высказывание НЕ соответствует содержанию текста?
1) Добрых людей на земле больше, чем злых.
2) Все люди на земле одинаковые.
3) Настоящая дружба сильно влияет на человеческие отношения.
4) С поля боя выносят бойцов настоящие друзья.
2. Какое предложение наиболее полно выражает основную мысль текста?
1) 8 3) 4
2) 2 4) 1
3. Автор считает, что настоящая дружба –это…
1) награда 3) подарок
2) испытание 4) счастье
4.Какие слова в тексте можно считать ключевыми?
1) человек, коллектив, любовь,
2) фронтовик, порядочность, добро;
3) добро, зло, дружба
4)награда, друг, преданность
УЧИТЕЛЬ: - Давайте проверим, что у вас получилось.
- О чём текст, какова его тема?
- Какие вопросы рассматривает автор? (проблемы)
- Над какой проблемой автор рассуждает больше всего? (это основная проблема)
-Зачем Астафьев написал этот текст? Что он хотел сказать читателю? Как сам автор отвечает на этот вопрос? (это поможет понять проблему и авторскую позицию)
- Определите стиль (публицистический), докажите; тип речи (рассуждение), докажите.
- Как вы думаете, можно ли считать дружбой отношения, в основе которых лежит какая -то выгода, определённые цели? (Ответы)
Основные проблемы:
1. Проблема роли дружбы в жизни человека (влияет ли дружба на развитие характера человека?).
2. Проблема доброты (действительно ли добра в мире больше, чем зла?).
Позиция автора:
1. Без настоящей дружбы жизнь неполноценна и дружба оказывает огромное влияние на человека.
2. Добрых людей в мире больше, чем злых, если бы это было не так, «в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул...».
_ Есть в языке такое слово «прагматизм». Как вы думаете, что оно означает? ( Подготовленный ученик зачитывает: «Философия, которая считает не то, что соотносится с объективной действительностью, а то, что дает практически полезные результаты).
Как вы думаете, данное слово может употребляться рядом со словом ДРУГ?
УЧИТЕЛЬ: -Итак, мы разобрались с текстом, можно приступить к собиранию материала, необходимого для написания сочинения - рассуждения. Нужную информацию записывайте в тетради.
УЧИТЕЛЬ: - Один из признаков текста – это его содержательная и структурная завершенность, т.е. текст имеет внешний план строения - определённую композицию.
У вас на партах лежит план к сочинению-рассуждению.
СЛАЙД № 3
УЧИТЕЛЬ: - В любом виде речи необходимо выразить начало мысли, то есть текст должен начинаться со вступления. Чтобы работа получилась логически стройной надо продумать первое предложение, в котором можно отразить тему или проблему текста.
Работаем с текстом Подчеркнем ключевые слова
Можем выделить основную мысль: «Настоящая дружба – награда человеку, редкая и драгоценная».
УЧИТЕЛЬ: Важно помнить, что нельзя путать «Я» автора с «Я» рассказчика. Автор пишет текст. Всё, что он написал в тексте . происходит не с ним , а с героем. Он не всегда выражает авторское мнение. Его взгляд на мир может резко отличаться от авторского. Помните, что повествователей, высказывающихся от собственного, первого лица, естественно называть рассказчиком.
УЧИТЕЛЬ: - Итак, позиция автора обозначена. Теперь нам нужно согласиться или не согласиться с ней и привести обоснование своей позиции. Привести аргументы (2), используя читательский опыт и жизненный опыт. Читательский опыт – сильнейший аргумент сочинения. Но обращаться к нему нужно в том случае, если вы хорошо помните и автора книги, и само произведение, чтобы избежать фактических ошибок.
К собственному опыту
УЧИТЕЛЬ: - Мы подошли к последнему пункту плана, заключению. Итог рассуждения. Возвращение к центральному тезису.
Таким образом, ……
УЧИТЕЛЬ: - Сейчас предлагаю вам поработать писателями
Работа по парам (группам). Памятки на столе.
Задания для каждой пары (группы).
1 группа – написать вступление. Сформулировать проблему.
2 группа – прокомментировать проблему. 2 примера- иллюстрации из текста. Выявить смысловую связь между примерами.
3 группа – сформулировать позицию автора.
4 группа – сформулировать собственное мнение, обосновать примерами из читательского или жизненного опыта.
5 группа – написать заключение.
6 группа- эксперты
3. Исследование текста. 4 . Дискуссия. Выслушивание отчетов о проделанной работе в группах. Общий вывод о результатах работы. Рефлексия.
5. Заключительное слово учителя. Подведем итог урока. Сегодня мы с вами сделали большую подготовительную работу для написания сочинения-рассуждения по исходному тексту. У вас уже готовы черновые варианты основных частей композиции . Сейчас каждая группа наберет свой вариант части сочинения , и мы в результате получим готовое сочинение.
Итак, сегодня на уроке мы на примере текста В.П.Астафьева говорили об одном из самых светлых, самых чистых человеческих чувств. Дружба – это союз двух родственных душ, она не может возникнуть там, где нет понимания, доверительности, где нет надежности. Выдающийся французский философ М.Монтень написал: “Если бы у меня настойчиво требовали ответа, почему я любил своего друга, я чувствую, что не мог бы выразить этого иначе, чем сказав: “Потому, что это был он, и потому, что это был я” 6. Домашняя работа. Написать сочинение – рассуждение по проблемам, высказанным автором текста. Дифференцир. Сильным - другой текст.
Памятка группа 1
1. Как написать вступление…
«Именительный темы»
1. Пишу ключевое слово проблемы.
2. Ставлю многоточие.
3. Пишу ассоциации, связанные с этим словом.
4.Формулирую проблему, используя клише («Именно этой проблеме…»).
«Вопросы-стимулы»
- Пишу 2-3 вопроса, созвучных проблеме.
Мама…Это теплое слово дорого каждому человеку.
Какое же место в жизни человека занимает мать? На что она способна ради детей? Об этой проблеме размышляет автор статьи.
- Как сформулировать проблему?
Автор ставит проблему...
Автор затрагивает важную проблему...
Автора текста волнует проблема...
Текст …заставил меня задуматься над проблемой...
Волнующую всех нас проблему... поднимает NN.
Проблема... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и NN.
Что такое...?(В чем заключается...?Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает автор.
NN размышляя о…, предлагает своим читателям задуматься над следующей проблемой
Памятка группа 2
Помните, что комментарий - это не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.
- как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?
- как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему?
- какие поступки совершает герой и как это его это характеризует?
- какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему?
- Напишите комментарий, помня, что его объем должен составлять не менее 7 предложений.
Перечитываем центральные абзацы текста. Проследим за ходом мысли автора. Попробуем понять: как он приходит к поставленному вопросу, что наводит его на размышления, на какие авторитетные мнения он ссылается? Подчеркиваем ключевые слова и фразы. Ссылка на номера предложений.
Как прокомментировать проблему?
Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше время, злободневной, философской, глубокой, главной, общественно значимой, вечной, важной, общечеловеческой) проблемой, автор обращается (к фактам из своей жизни, рассказывает историю NN, использует примеры из классической литературы, приводит высказывания такого-то и пр.)
Памятка группы 3
Определяем позицию автора.
Итог размышлений, вывод, к которому приходит автор. Отношение к изображаемому через языковые средства (слова- маркеры ( главное, важное, нужно), побудительные предложения, оценочная лексика и др.)
Рекомендуем перечитать поставленный вопрос: Что дает человеку материнская любовь? и найти в тексте ответ на него. Это авторская позиция. Чаще всего наиболее четко она сформулирована в последнем абзаце.
Позиция автора такова:...
• Автор считает, что...
• Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...
• Автор убеждает нас в том, что...
• В тексте доказывается мысль о том, что...,
• Основная мысль текста заключается в том, что...
• Таким образом, автор приводит нас к мысли, что…
Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…
В правоте авторской оценки не приходится сомневаться…
Памятка группы 4
Сформулировать собственное мнение, обосновать примерами из читательского или жизненного опыта.
Выражаем свою позицию.
Перечитайте еще раз проблемный вопрос. Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос! Даже соглашаясь с автором, сформулируйте еще раз свою позицию иными фразами. Получаем:
Мысль, высказанная автором, мне близка и понятна. Мне самой приходилось в трудные минуты понимать, как нужна мне мамина поддержка, как важно для меня ее слово. как греет мамина забота. Именно сейчас, при жизни, надо благодарить своих мам за то, что они подарили нам самое главное – жизнь.
Мысль, высказанная автором, мне близка и понятна.
Мне самому не раз приходилось(привести пример из жизненного опыта)
Я неоднократно слышал от…
В этом убеждает нас классическая литература. Так, например, в…
В качестве примера можно привести…
Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Так, например, …
Подтверждением сказанному может служить следующий аргумент…
Стоит обратиться к…
Подобную ситуацию можно наблюдать и в…
“Истинный друг познается в несчастье” (Эзоп).
“Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности” (Сократ)
“В счастье легко найти друга, в несчастье же в высшей степени трудно” (Демокрит)
“Узы дружбы неизмеримо крепче уз родства, ибо друзей мы выбираем сами, а родных нам посылает судьба” (Д.Боккаччо)
“Уметь любить, уметь вперед смотреть, уметь дружить – три правила победы” (М.Светлов)
“Человек, живущий одиноко, существует только наполовину” (П.Буаст)
“О такой дружбе, которая не выдерживает прикосновения голой правды, не стоит и жалеть” (Д.Писарев)
“Не так трудно умереть за своего друга, гораздо труднее найти такого друга, за которого можно было умереть” (Э.Бульвер)
Памятка группы 5
Подводим итог - пишем заключение.
Перечитываем все, что у нас получилось. Делаем вывод, который должен соответствовать поставленному вопросу.
Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте Ю.Яковлевым , расставят приоритеты в своей жизни.
В заключение подчеркну: нужно беречь и ценить маму, чтобы не опоздать сказать ей свое «прости».
Таким образом, (обязательно сделай вывод, соотнеся его со СВОИМ тезисом)…
Вместе с автором мы приходим к выводу, что…В итоге я хочу сказать…
В заключение важно отметить…Обобщая сказанное, можно сделать вывод…
Текст сочинения для рецензии
Истинная дружба. Как она влияет на человека? Именно эту проблему поднимает В. Астафьев в предложенном для анализа тексте.
Размышляя над поставленным вопросом, автор замечает, что «настоящая дружба – награда человеку, редкая и драгоценная». В. Астафьев с уверенностью говорит о том, что такая дружба очень сильно влияет на взаимоотношения людей, она невероятно сильна и крепка, что особенно проявляется «при крайних, бедственных обстоятельствах». В настоящей дружбе человек готов рискнуть ради спасения другого. Писатель говорит о том, что у него есть такие друзья, и он относится к ним с огромным уважением, что хорошо видно из предложения 7.
Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно. В. Астафьев убеждён: истинная дружба очень благотворно влияет на человека, развивая в нём такие качества, как огромное уважение к друзьям, заботливость, преданность и жертвенность.
Я согласна с позицией автора данного текста и тоже считаю: настоящая дружба играет огромную роль в жизни человека, оказывая на него исключительно хорошее влияние, ведь она воспитывает в нём верность, жертвенность, заботливость и уважительное отношение к товарищам.
Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». В этом произведении значительное внимание уделяется дружбе Андрея Болконского и Пьера Безухова. Эти герои искренне любили и уважали друг друга, всегда желали друг другу добра. В начале романа Андрей Болконский был весьма обеспокоен тем, что Пьер проводит много времени в обществе таких разгульных, на его взгляд, людей, как Федя Долохов и Анатоль Курагин. Но князь Андрей не стал насмехаться над Пьером, ведь это могло обидеть друга. Андрей Болконский просто постарался убедить Пьера в том, чтобы он больше не бывал в этом обществе. Пьер тоже помогал другу, как только мог. Например, он попытался убедить Андрея Болконского в существовании Бога (ведь это убеждение поспособствовало нравственному развитию Пьера). Далее, после разрыва Андрея Болконского и Наташи Ростовой, Пьер, несмотря на нежные чувства к Наташе, напомнил Андрею Болконского его же слова о том, что «падшую женщину нужно прощать». Таким образом, истинная дружба оказывает очень благотворное влияние на людей, ведь она воспитывает уважение к другу, преданность, жертвенность и заботу.
Приведу ещё один литературный пример, который показывает: настоящая дружба хорошо влияет на людей, развивая в них уважение друг к другу, заботливость. Вспомним роман И.А. Гончарова «Обломов». В этом произведении представлена дружба двух героев: Ильи Ильича Обломова и Андрея Штольца. Несмотря на сильную разность характеров и очень разное мировоззрение, они никогда не насмехались друг над другом. Они оба были уверены в своей правоте, и потому хотели помочь друг другу стать счастливыми, убедив друг друга в верности своих суждений. Что же это были за суждения? Обломов был убеждён, что счастливым может человека сделать лишь спокойная и тихая жизнь, которая была не по душе Штольцу. Штольц был уверен: жизнь должна быть энергичной и неоднообразной. Поэтому он и знакомит друга с Ольгой Ильинской, уверенный, что знакомство с этой девушкой «расшевелит» ленивого, на его взгляд, друга. И он оказался отчасти прав. Обломов стал более деятельным и энергичным. К сожалению, после расставания с Ольгой Обломов вновь впал в апатию, но нельзя отрицать, что благодаря Штольцу, познакомившему его с Ольгой, Обломов испытал, наверное, лучшие дни своей жизни. Но и Обломов, как мне кажется, повлиял на судьбу Штольца, который женился на Ольге. А ведь Штольц, наверное, знал, что семейная жизнь – это обычно однообразие, которое он так не любил. Но Обломов убедил друга в том, что и тихая и спокойная жизнь, в принципе, может принести человеку счастье. Так дружба Штольца и Обломова хорошо повлияла на них обоих, а причиной такого благотворного влияния стали именно взаимоуважение и искренняя заботливость. В заключение ещё раз подчеркну: истинная дружба влияет на людей исключительно хорошо, поскольку воспитывает в них очень важные моральные качества, достойные гордости: уважение к другу, преданность, заботливость и жертвенность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Подготовка к сочинению - рассуждению на экологическую тему"
Урок русского языка в пятом классе....
Конспект урока русского языка "Подготовка к сочинению- рассуждению по тексту Л. Андреева"
Тема: «Подготовка к сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева»Тип урока: урок развития речи, подготовка к сочинению - рассуждению.Цели урока: - подготовка к написанию домашн...
Методическая разработка урока русского языка «Учимся писать сочинение-рассуждение. Анализ публицистического текста.»
Урок способствует формированию у учащихся цельного представления о разных вариантах исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ....
Урок русского языка "Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту" 9 класс
Разработка урока + презентация позволяют чётко проследить алгоритм подготовки к сочинению-рассуждению. Урок является подготовительным этапом к ОГЭ по русскому языку, задание № 15....
Технологическая карта урока русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по данному началу»
Технологическая карта урока русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по данному началу» Класс: 5Тип урока: урок развития речиВид урока: урок открытия нового знания.Основной подхо...
Урок русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери» с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс"
Урок русского языка«Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери»с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс» Цель урока: п...
разработка урока русского языка "Подготовка к сочинению - рассуждению (9.3.)"
Данная методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе "Обучение сочинению - рассуждению (задание 9.3)" входит в систему занятий по подготовке к государственной итоговой атт...