Урок в 8 классе. Тема: Составное глагольное сказуемое
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavnoe_glagolnoe_skazuemoe.docx | 18.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 8 классе.
Тема: Составное глагольное сказуемое
Ход урока
1.Мобилизующий этап
На доске запись:
Капли дождя начали стучать по земле.
Медленно тянутся дни.
Солнце стояло над головой и жгло траву.
Воздух перестал струиться.
Учитель:
- Прочитайте предложения. Найдите в них общее.
(можно характеризовать общие синтаксические признаки предложений)
- Расположите предложения в порядке увеличения в них количества членов предложения.
(задание выполняется письменно в парах)
2.Повторение изученного
- Сравните между собой сказуемые написанных вами предложений.
- Найдите известный вам вид сказуемого и расскажите о нём.
(дети должны выделить простое глагольное сказуемое)
3.Определение темы и цели урока
- Назовите сказуемые в 2 оставшихся предложениях.
- Обратите внимание, из скольких слов они состоят, какой частью речи выражены
- В связи с этим скажите, как они могут называться и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(В этих предложениях сказуемые «начали стучать» и «перестал струиться», они состоят из 2 слов, выражены глаголами. Это составные глагольные сказуемые. Значит, тема сегодняшнего урока: «Составные глагольные сказуемые»)
-Тему урока пишу на доске.
- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель
Цель: познакомиться с определением составного глагольного сказуемого; узнать , чем оно выражается; научиться отличать от других видов сказуемого.
4.Изучение нового материала.
- Мы выяснили, что составное глагольное сказуемое состоит из 2 глаголов.
- Проанализируйте ещё раз предложения с составным глагольным сказуемым. Скажите, в какой форме глагола выражается его основное лексическое значение, а какой глагол является вспомогательным и выражает грамматическое значение сказуемого?
(в результате формируется определение составного глагольного сказуемого)
-Уточните, какие именно грамматические значения выражают вспомогательные глаголы. (добавить сведения о значении наклонения и вре мени)
Карточка 1.
Музыкант продолжал играть.
Музыкант не мог играть.
Музыкант желал бы играть.
- Прочитайте предложения на карточке. Выделите вспомогательные глаголы составных глагольных сказуемых. Какие ещё значения, кроме наклонения и времени ,они могут выражать?( значение начала, конца действия)
- Какие глаголы часто употребляются в роли вспомогательных?
Сообщения учащихся
- Прочитайте предложения на карточке №2. Выделите в них сказуемые. Сделайте дополнительное сообщение о вспомогательном глаголе составного глагольного сказуемого
Карточка № 2.
Мы рады с вами сотрудничать.
Мы должны с вами сотрудничать.
Мы готовы с вами сотрудничать.
Мы были бы рады с вами сотрудничать.
- Расскажите, что вы узнали сегодня на уроке о составном глагольном сказуемом?
5.Закрепление изученного.
Упражнение 1.
Учёный готов годами искать истину.
Звёзды этой нескончаемой ночи начали блекнуть, исчезать.
От горячих лучей солнца стал плавиться снег.
Всякое учение должно начинаться с любви к изучаемому предмету.
Однажды встретившись, мы не можем расстаться с произведениями искусства до конца жизни.
2 []+3[]
- Прочитайте предложения. Сформулируйте задание к упражнению, учитывая тему урока и используя формулу.
Нужно сгруппировать предложения в зависимости от слов, которые использованы в составном глагольном сказуемом. В первую группу включить предложения, в сказуемых которых роль вспомогательного глагола выполняет краткое прилагательное. Во вторую группу – предложения, в сказуемых которых имеется вспомогательный глагол.
-Задание сначала выполняется коллективно, а затем в парах.
- Выполните синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом.
(задание выполняется индивидуально)
Упражнение 2
- Солнце приблизилось к горизонту.
Туча покружилась и медленно удалилась.
Стучали ставни, ветер выл в трубе.
2. Через некоторое время небо начало наливаться чистой и слабой синевой.
Жара понемногу начала спадать.
Это заставляло бледнеть и мужчин, и женщин, и детей.
Образец:
Лекарственный дух степных растений поселился в комнате. Его не смог вытеснить даже запах отцветающих за окнами лип.
- Прочитайте предложения под цифрами1 -2.
-Познакомьтесь с образцом.
- Установите, в какой смысловой последовательности находятся данные в нём предложения.
- Сформулируйте задание к упражнению
- Не забывайте о теме урока.
(В образце предложения находятся в причинно – следственной связи. Значит, из предложений 1 – 2 нужно составить пары с таким же видом связи. Выделить в них сказуемые. Задания выполняются в парах или группах.
- Назовите орфограммы, которые имеются в словах составных глагольных сказуемых. Предварительно их сгруппируйте. Задание выполняем коллективно.
- Выделите из предложений слова, в которых буква О выполняет разные функции.
(В слове небо буква О является окончанием; в слове медленно – суффиксом; в слове горизонту – непроверяемой безударной гласной в корне; покружились – безударной гласной в приставке.
Упражнение 3.
Предлагаю детям репродукцию картины «Тройка». Провожу краткую беседу о художнике В.Перове, о Третьякове и Третьяковской галерее. Затем они знакомятся с текстом.
Однажды к Перову тихонько постучали. Он увидел на крыльце бледную усталую крестьянку. Она робко протянула ему в качестве подарка узелок с яйцами и заплакала: «Сыночек –то мой…»
Умер её сын, с которого Перов несколько лет назад писал известную картину «Тройка». Мать, продав всё, пришла купить эту картину.
Перов решил, что он должен отвести мать в Третьяковскую галерею, где к тому времени находилась картина, купленная известным собирателем Третьяковым. Едва вошли в зал, в котором была картина, женщина, увидев родного сына ахнула и упала на колени. Прийдя в себя, мать стала рассматривать картину.
Бедно одетые дети тянут тяжёлые сани. Впереди Вася. У него бледное усталое лицо, мы словно чувствуем его прерывистое дыхание. Долго мать не могла налюбоваться любимым сыночком. Потом сказала Перову, что она довольна встречей с сыном. Художник не мог быть взволнован. Его работа помогла смягчить материнское горе.
-Пишу формулу: ИТ – ШС----------------------СТ
- Прочитайте текст. Рассмотрите формулу. Сформулируйте задание к упражнению.
(Из исходного текста нужно исключить предложения с простым глагольным сказуемым. Написать сжатый текст. Подчеркнуть составные глагольные сказуемые.)
- Добавьте к группам с орфограммами, выделенными в предыдущем упражнении, новые группы слов. Группы формируются из слов, входящих в составное глагольное сказуемое.
Итог урока.
- С каким видом сказуемого вы познакомились на сегодняшнем уроке?
- Расскажите всё, что вы узнали о составном глагольном сказуемом.
Обсуждаем домашнюю работу, оцениваем работу учащихся на уроке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока с использованием ЭОР по теме "Составное глагольное сказуемое"
Урок русского языка в 8 классе .Основной метод, используемый на уроке, - проблемное изложение изучаемого материала. На уроке представлены материалы из единой коллекции цифровых образовател...
Конспект урока на тему "Составное глагольное сказуемое"
Конспект содержит методическую разработку урока русского языка в 8 классе по теме "Составное глагольное сказуемое". На уроке используется технология развивающего обучения и ИКТ (презентация прилагаетс...
презентация для 8 класса Сказуемое. Составное глагольное сказуемое
презентация составлена к уроку русского языка для 8 класса...
Урок по теме "Составное глагольное сказуемое"
УМК: Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др...
Презентации к уроку русского языка в 8 классе.Составное глагольное сказуемое. Инверсия.
Презентация "Составное глагольное сказуемое" содержит лаконичные формулы способов выражения СГС. Кроме этого, в презентации приведены примеры на каждый способ в...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Составное глагольное сказуемое"
Урок разработан с использованием ИКТ с целью формирования функциональной грамотности обучающихся....
Технологическая карта урока в 8 классе по русскому языку по теме "Составное глагольное сказуемое"
Урок разработан с использованием ИКТ с целью формирования функциональной грамотности обучающихся....