Урок в 8 классе. Тема: Составное глагольное сказуемое
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Теренина Татьяна Алексеевна
Урок в 8 классе. Тема: Составное глагольное сказуемое

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavnoe_glagolnoe_skazuemoe.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 8 классе.

Тема: Составное глагольное сказуемое

                                       Ход урока

1.Мобилизующий этап

На доске запись:

Капли дождя начали стучать по земле.

Медленно тянутся дни.

Солнце стояло над головой и жгло траву.

Воздух перестал струиться.

Учитель:

- Прочитайте предложения. Найдите в них общее.

(можно характеризовать общие синтаксические признаки предложений)

- Расположите предложения в порядке увеличения в них количества членов предложения.

(задание выполняется письменно в парах)

2.Повторение изученного

- Сравните между собой сказуемые написанных вами предложений.

- Найдите известный вам вид сказуемого и расскажите о нём.

(дети должны выделить простое глагольное сказуемое)

3.Определение темы и цели урока

- Назовите сказуемые в 2 оставшихся предложениях.

- Обратите внимание, из скольких слов они состоят, какой частью речи выражены

- В связи с этим скажите, как они могут называться и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(В  этих предложениях сказуемые «начали стучать» и «перестал струиться», они состоят из 2 слов, выражены глаголами. Это составные глагольные сказуемые. Значит, тема сегодняшнего урока: «Составные глагольные сказуемые»)

-Тему урока пишу на доске.

- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель

Цель: познакомиться с определением составного глагольного  сказуемого; узнать , чем оно выражается; научиться отличать от других видов сказуемого.

4.Изучение нового материала.

- Мы выяснили, что составное глагольное сказуемое состоит из 2 глаголов.

- Проанализируйте ещё раз предложения с составным глагольным сказуемым. Скажите, в какой форме глагола выражается его основное лексическое значение, а какой глагол является вспомогательным и выражает грамматическое значение сказуемого?

(в результате формируется определение составного глагольного сказуемого)

-Уточните, какие именно грамматические значения выражают вспомогательные глаголы. (добавить сведения о значении наклонения и вре мени)

Карточка 1.

Музыкант продолжал играть.

Музыкант не мог играть.

Музыкант желал бы играть.

- Прочитайте предложения на карточке. Выделите вспомогательные глаголы составных глагольных сказуемых. Какие ещё значения, кроме наклонения и времени ,они могут выражать?( значение начала, конца действия)

- Какие глаголы часто употребляются в роли вспомогательных?

Сообщения учащихся

- Прочитайте предложения на карточке №2. Выделите в  них сказуемые. Сделайте дополнительное сообщение о вспомогательном глаголе составного глагольного сказуемого

Карточка № 2.

Мы рады с вами сотрудничать.

Мы должны с вами сотрудничать.

Мы готовы с вами сотрудничать.

Мы были бы рады с вами сотрудничать.

- Расскажите, что вы узнали сегодня на уроке о составном глагольном сказуемом?

5.Закрепление изученного.

Упражнение 1.

Учёный готов годами искать истину.

Звёзды этой нескончаемой ночи начали блекнуть, исчезать.

От горячих лучей солнца стал плавиться снег.

Всякое учение должно начинаться с любви к изучаемому предмету.

Однажды встретившись, мы не можем расстаться с произведениями искусства до конца жизни.

2 []+3[]

- Прочитайте предложения. Сформулируйте задание к упражнению, учитывая тему урока и используя формулу.

Нужно сгруппировать предложения в зависимости от слов, которые использованы в составном глагольном сказуемом. В  первую группу включить предложения, в сказуемых которых роль вспомогательного глагола выполняет краткое прилагательное. Во вторую группу – предложения, в сказуемых которых имеется вспомогательный глагол.

-Задание сначала выполняется коллективно, а затем в парах.

- Выполните синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом.

(задание выполняется индивидуально)

Упражнение 2

- Солнце приблизилось к горизонту.

Туча покружилась и медленно удалилась.

Стучали ставни, ветер выл в трубе.

2. Через некоторое время небо начало наливаться чистой и слабой синевой.

     Жара понемногу начала спадать.

     Это заставляло бледнеть и мужчин, и женщин, и детей.

Образец:

Лекарственный дух степных растений поселился в комнате. Его не смог вытеснить даже запах отцветающих за окнами лип.

- Прочитайте предложения под цифрами1 -2.

-Познакомьтесь с образцом.

- Установите, в какой  смысловой последовательности находятся данные в нём предложения.

- Сформулируйте задание к упражнению

- Не забывайте о теме урока.

(В образце предложения находятся в причинно – следственной связи. Значит, из предложений 1 – 2 нужно составить пары с таким же видом связи. Выделить в них сказуемые. Задания выполняются в парах или группах.

- Назовите орфограммы, которые имеются в словах составных глагольных сказуемых. Предварительно их сгруппируйте. Задание выполняем коллективно.

- Выделите из предложений слова, в которых буква О выполняет разные функции.

(В слове небо буква О является окончанием; в слове медленно – суффиксом; в слове горизонту – непроверяемой безударной гласной в корне; покружились – безударной гласной в приставке.

Упражнение 3.

Предлагаю детям репродукцию картины «Тройка». Провожу краткую беседу о художнике В.Перове, о Третьякове и Третьяковской галерее. Затем они знакомятся с текстом.

Однажды к Перову тихонько постучали. Он увидел на крыльце бледную усталую крестьянку. Она робко протянула ему в качестве подарка узелок с яйцами и заплакала: «Сыночек –то мой…»

         Умер её сын, с которого Перов несколько лет назад писал известную картину «Тройка». Мать, продав всё, пришла купить эту картину.

        Перов решил, что он должен отвести мать в Третьяковскую галерею, где к тому времени находилась картина, купленная известным собирателем Третьяковым. Едва вошли в зал, в котором была картина, женщина, увидев родного сына ахнула и упала на колени. Прийдя в себя, мать стала рассматривать картину.

         Бедно одетые дети тянут тяжёлые сани. Впереди Вася. У него бледное усталое лицо, мы словно чувствуем его прерывистое дыхание. Долго мать не могла налюбоваться любимым сыночком. Потом сказала Перову, что она довольна встречей с сыном. Художник не мог быть взволнован. Его работа помогла смягчить материнское горе.

-Пишу формулу: ИТ – ШС----------------------СТ

- Прочитайте текст. Рассмотрите формулу. Сформулируйте задание к упражнению.

(Из исходного текста нужно исключить предложения с простым глагольным сказуемым. Написать сжатый текст. Подчеркнуть составные глагольные сказуемые.)

- Добавьте к группам с орфограммами, выделенными в предыдущем упражнении, новые группы слов. Группы формируются из слов, входящих в составное глагольное сказуемое.

 Итог урока.

- С каким видом сказуемого вы познакомились на сегодняшнем уроке?

- Расскажите всё, что вы узнали о составном глагольном сказуемом.

Обсуждаем домашнюю работу, оцениваем работу учащихся на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока с использованием ЭОР по теме "Составное глагольное сказуемое"

Урок русского языка в 8 классе .Основной метод, используемый на уроке, - проблемное изложение изучаемого материала. На уроке представлены  материалы из единой коллекции цифровых образовател...

Конспект урока на тему "Составное глагольное сказуемое"

Конспект содержит методическую разработку урока русского языка в 8 классе по теме "Составное глагольное сказуемое". На уроке используется технология развивающего обучения и ИКТ (презентация прилагаетс...

презентация для 8 класса Сказуемое. Составное глагольное сказуемое

презентация составлена к уроку русского языка для 8 класса...

Урок по теме "Составное глагольное сказуемое"

УМК: Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др...

Презентации к уроку русского языка в 8 классе.Составное глагольное сказуемое. Инверсия.

Презентация "Составное глагольное сказуемое" содержит  лаконичные формулы   способов  выражения СГС. Кроме этого, в презентации приведены  примеры на каждый способ в...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Составное глагольное сказуемое"

Урок разработан с использованием ИКТ с целью формирования функциональной грамотности обучающихся....

Технологическая карта урока в 8 классе по русскому языку по теме "Составное глагольное сказуемое"

Урок разработан с использованием ИКТ с целью формирования функциональной грамотности обучающихся....