Урок в 5 классе на тему: "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Урок открытия новых знаний по теме «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа» ( 5 класс)
Цель урока: научить находить имена существительные, которые имеют форму только множественного числа в тексте, правильно применять их в тексте и определять форму.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.
Уметь: умение находить имена существительные, которые имеют форму только множественного числа в тексте, правильно применять их в тексте и определять форму.
Личностные: умение анализировать собственную работу, умение слушать собеседника, с достаточной полнотой выражать свое мнение, сопоставлять.
Метапредметные: воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям.
Ход урока
1.Организационный этап.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
-Доброе утро, ребята! Посмотрите, какой сегодня солнечный день! Солнце щедро дарит нам свое тепло. Давайте и мы подарим друг другу улыбки.
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. (повторение изученной темы)
1.- Дорогие ребята, давайте посмотрим, насколько правильно вы выполнили домашнее задание. Обменяйтесь тетрадями. Проверяйте работу своего соседа по парте вслед за мной.
2.- Ребята, на листах, которые я вам сейчас раздам, нужно выполнить задание № 1.
Задание №1.
Заполните таблицу, распределив существительные по родам, вставьте пропущенные буквы.
Женский род | Мужской род | Средний род | Общий род |
|
(Слова для справок) м…локо,кофе,трудяга,село,ст…на,гор…д,хлеб,умница,вуаль,ж…ри,врач…,пальто, такси, жилище, шампунь, неряха, г…ризонт, обл…ко, из-за туч, брош…,повидло, мозоль.
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний.
1. Повторяя существительное, мы все время будем узнавать что-то новое. Например, все знают о том, что существительные имеют два числа… Но не будем торопиться.
-Взгляните на первый рисунок: на нем изображено одно яблоко. Значит, имя существительное яблоко имеет форму единственного числа. На втором рисунке яблоко не одно, их больше, и название получает форму множественного числа: яблоки.
-Посмотрите на рисунки третий и четвертый: они называются одинаково - «Ножницы», в то время как на третьем рисунке изображен один предмет, а на четвертом – много. Формально окончание - ы –у существительного ножницы должно показывать множественное число, но как видите, оно здесь «погоды не делает». Определить количество предметов, обозначаемых такими существительными, можно только с помощью контекста:
У меня есть одни ножницы. Разные ножницы, маленькие и большие, лежали на столике.
2.-Давайте попробуем определить тему и цель нашего урока. (Ребята пытаются определить тему урока «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»)
4. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания.
Создание проблемной ситуации
1.-Поставьте данные слова в форму единственного числа
книги –
брюки –
цифры -
грабли –
братья -
чернила –
-Какие у вас возникли трудности?
-Получается, что существительным типа ножницы, брюки, ворота, сани и т.д. свойственна форма только одного числа (множественного). Значит они не изменяются по числам.
-Итак, что мы с вами выяснили? (отвечают ученики) …что в русском языке есть группа существительных, которые употребляются в форме только множественного числа.
2.-А сейчас будем отгадывать загадки. Ответами этих загадок являются существительные, которые имеют форму только множественного числа:
- Какая водица только для грамотного годится? (чернила)
- Ходит весь век, а не человек. (часы)
- Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (ножницы)
3.-А теперь попробуйте найти ошибки в следующих предложениях
Запишите в исправленном виде.
Рыбная консерва оказалась очень вкусной.
У тебя все руки вымазаны чернилом.
Качель на детской площадке совсем сломалось.
Чтобы не упасть, держитесь за перило.
-Давайте проверим.
Рыбные консервы оказались очень вкусными.
У тебя все руки вымазаны чернилами.
Качели на детской площадке совсем сломались.
Чтобы не упасть, держитесь за перила.
5.Первичное закрепление.
1.(рабочий лист)
-Ребята, давайте вернемся к вашим листочкам и выполним задание №2.
Задание №2.
а) Укажите ряд слов, в котором все существительные имеют форму только множественного числа:
вариант 1 вариант 2
1) чулки, ботинки 1) брюки, мотоциклы
2) животные, зоопарки 2) бусинки, булавки
3) компьютеры, бусы 3) учебники, саженцы
4) грабли, носилки 4) каникулы, качели
-Проверяем
б) Укажите существительные, у которого форма множественного числа образуется не так, как у остальных:
вариант 1 вариант 2
1) ребенок 1) брошюра
2) тетрадь 2) человек
3) квартал 3) лось
4) микрофон 4) компьютер
-Проверяем
2.-Вместо словосочетания вспомните и запишите синоним, выраженный существительным, употребляющимся только в форме множественного числа:
1.Рамка, на которую натягивается ткань для вышивания
2.24 часа
3.Брюки из особой ткани
4.Земные глубины
5.Большой перерыв в школьных занятиях
6.Сооружение, на котором качаются ради забавы
-А теперь сравните ваши ответы с моими
3. А вы знаете, что существительные, имеющие форму только множественного числа, могут иметь свои значения (заполнение таблицы с помощью учителя)
Задание №3(на рабочем листе)
названия составных и парных предметов | названия материалов или их отходов, вещества | названия промежутков времени | названия игр | названия действий и состояний природы | некоторые географичес- кие названия |
И запомните: у существительных, имеющих форму только множественного числа, не определяется род и тип склонения!
- -А сейчас, ребята, я предлагает вам ответить на вопросы сказки, распределив слова на два столбика, работаете вы в парах. Конечно же, помощь и взаимовыручка приветствуется. Та пара, которая первой поднимет руку и правильно ответит на вопросы, получает отличные оценки. Я надеюсь, что вы все справитесь с заданием.
Итак, начинаем (учитель читает сказку)
Кто, кто в тереме живет?
Жили – были двенадцать имен существительных:
каникулы,пень,дуб,сани,поле,дерево,птица,часы,дрожжи,ваза,тетрадь,консервы.
Вот однажды шли они по лесу и оказались перед двумя теремами. Постучались в первый:
- Тук-тук, кто в тереме живет?
А им отвечают:
-Здесь живут существительные, изменяющиеся по числам.
Постучали во второй. Слышат:
- А здесь живут существительные, не изменяющиеся по числам.
Подумали, посоветовались имена существительные и разошлись по разным теремам. Как вы думаете, кто из них живет в первом, а кто во втором?
-Проверяем
6.Домашнее задание
7.Рефлексия (подведение итогов урока)
а) Рефлексия по вопросам
-Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось ли решить поставленную задачу?
-Каким способом?
-Какие получили результаты?
-Что на уроке у вас хорошо получалось?
б) Самооценка: оценить то, как вы усвоили материал
-Я не допустил ни одной ошибки.
-Я ошибался 1-3 раза.
-Я ошибался более трех раз.
-Я не понял материал.
Выставление оценок за урок.
ЛИСТ ДЛЯ РАБОТЫ
Фамилия имя ученика______________________________________________
Тема урока________________________________________________________
Задание №1.
Заполните таблицу, распределив существительные по родам, вставьте пропущенные буквы.
Женский род | Мужской род | Средний род | Общий род |
| |||
(Слова для справок) м…локо,кофе,трудяга,село,ст…на,гор…д,хлеб,умница,вуаль,ж…ри,врач…,пальто, такси, жилище, шампунь, неряха, г…ризонт, обл…ко, из-за туч, брош…,повидло, мозоль.
Задание №2.
а) Укажите ряд слов, в котором все существительные имеют форму только множественного числа:
вариант 1 вариант 2
1) чулки, ботинки 1) брюки, мотоциклы
2) животные, зоопарки 2) бусинки, булавки
3) компьютеры, бусы 3) учебники, саженцы
4) грабли, носилки 4) каникулы, качели
Если ваш ответ совпадает с ответом учителя, то поставьте + ______
б) Укажите существительные, у которого форма множественного числа образуется не так, как у остальных:
вариант 1 вариант 2
1) ребенок 1) брошюра
2) тетрадь 2) человек
3) квартал 3) лось
4) микрофон 4) компьютер
Если ваш ответ совпадает с ответом учителя, то поставьте + ______
Задание №3.
названия составных и парных предметов | названия материалов или их отходов, вещества | названия промежутков времени | названия игр | названия действий и состояний природы | некоторые географичес- кие названия |
_____________________________________________________________________________
Самооценка: оценить то, как вы усвоили материал
-Я не допустил ни одной ошибки.
-Я ошибался 1-3 раза.
-Я ошибался более трех раз.
-Я не понял материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
Данная разработка урока будет полезна учителям русского языка....
Открытый урок по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа». 5 класс
Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.Задачи урока:1) обра...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
Урок русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" подготовлен для работы по учебнику образовательной системы "Школа 2...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме "Имена существительныеЖ, которые имеют форму только множественного числа"...
Самоанализ урока русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные , которые имеют форму только множественного числа"
Представлен самоанализ урока русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные , которые имеют форму только множественного числа"...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные , которые имеют форму только множественного числа"
Конспект урока русского языка в 5 классе составлен по требованиям ФГОС...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
Урок включает разнообразные виды заданий по теме...