Конспект урока "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Яшунина Наталья Вячеславовна

Конспект урока  "Имя числительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока 219.1 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШЕЛОКШАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»

КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

_____________________________________________________________________________________607672 Нижегородская область Кстовский район с. Шёлокша тел.(факс) (83145)56-2-55

e-mail: korotinnp@mail.ru

Тема урока: «Имя числительное как часть речи»

Тип урока: комбинированный

Программа: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Н.М.Шанский, «Русский язык. 5 класс». – Москва, «Просвещение», 2008 год

Учебник:Русский язык:  учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др]. – М.:Просвещение, 2007

Разработчик - учитель русского языка и литературы

Яшунина Наталья Вячеславовна

План-конспект урока

Тема раздела: «Имя числительное»

Тема урока: «Имя числительное как часть речи»

Тип урока: комбинированный

Цели урока

Обучающие

  • познакомить с частью речи именем числительным
  • разграничить понятия числа и числительного как части речи
  • дать представление о разрядах числительных
  • формировать умение находить числительные среди других слов со значением числа, определять разряд числительного

Развивающие

  • создание условий для развития мышления, концентрации внимания и памяти
  • создание условий для развития навыков анализа, обобщения, сравнения

Воспитательные

  • создание условий для воспитания любви к родному языку
  • создание условий для воспитания культуры речевого общения
  • создание условий для воспитание познавательного интереса

Материально-техническое оснащение

  1.  Компьютер, видеопроектор, экран
  2.  Диск с записанными материалами к уроку
  3. Учебник: Русский язык:  учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др]. – М.:Просвещение, 2007
  4. Карточки с заданием «Вопросник»
  5. Памятка «Как определить часть речи»

АНАЛИЗ ТЕМЫ УРОКА

Значимость

К шестому классу дети уже научились разграничивать части речи по их морфологическим признакам. Знакомство с новой частью речи позволит обучающимся продолжить развивать навыки и умения быстро и безошибочно распознавать части речи. Изучение темы «Имя числительное как часть речи» в 6 классе позволяет совершенствовать умения и навыки в определении частей речи, членов предложения, формировать навыки правильной связной речи. Мы не только развиваем грамотность, но и морфологическую синтаксическую зоркость обучающихся, продолжаем знакомство с системой частей речи русского языка.

Тема обладает особой значимостью, так как от её успешного усвоения зависит изучение следующей тем раздела «Имя числительное».

Новизна

В начальной школе и в 5 классе обучающиеся начали изучение морфологии русского языка. Учащиеся уже знакомы с понятиями: «общее значение части речи», «отличительные морфологические признаки», «синтаксическая роль в предложении».

При изучении темы «Имя числительное как часть речи» происходит знакомство с новой частью речи, разграничиваются понятия числа и числительного как части речи, даётся представление о разрядах числительных, формируется умение находить числительные среди других частей речи.

Сложность

Представленный урок является первым при изучении темы «Имя числительное». 

В данной теме вводится ряд новых понятий:

  • числительное как часть речи;
  • разряды числительных: количественные и порядковые.

Но благодаря тому, что на уроках по данной теме очень много наглядности, возможностей использования различных мотивирующих заданий – ребята хорошо усваивают данный материал.

Задачи этого урока – обобщить уже имеющиеся знания о системе частей речи, познакомить с морфологическими признаками новой части речи, именем числительным.

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент урока

а) Контроль посещаемости

б) Проверка готовности к занятию

2 минуты

2. Подготовка к восприятию нового материала

а) Работа с текстом – лингвистической сказкой

б) Сообщение темы урока

в) Постановка целей и задач урока

г) Задание «Профессии и цифры»

7 минут

3. Знакомство с новым материалом

а) Таблица «Вопросник»

б) Запись предложений с разбором

10 минут

4. Закрепление нового материала и способов действий

а) Работа с лингвистической сказкой

б) Выполнение упражнения 346

14 минут

5. Контроль и проверка знаний

3 минуты

6. Заключительная часть урока

а) Сообщение оценок учащимся за работу на уроке

б) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2 минуты

7. Рефлексивный этап 

2 минуты

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Обоснование используемых дидактических средств с точки зрения достижения поставленных целей

1.Организационный момент урока

а) Взаимное приветствие учителя и учащихся

б) Контроль посещаемости

в) Проверка готовности к занятию

Записывают в тетрадях число, классная работа.

Готовность к восприятию.

Большая часть учащихся сразу включается в работу.

Вступительное слово учителя, которое позволит настроить учащихся на рабочий ритм урока, организовать внимание всех учащихся.

2. Подготовка к восприятию нового материала

Слово учителя.

Числительные счет любят! Не сразу человек научился считать и создал числительное. Из всех частей речи эта — самая молодая.

Хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями? К сожалению, мы попали к концу их разговора.

Сказка — ложь, да в ней намек... Числительное действительно важнейшая часть языковой системы русского языка. Без него никак невозможно. Эта часть речи способна сосчитать количество людей, живущих на планете, Количество звезд, сияющих на ночном небе…

Сообщение темы урока.

Итак, сегодня мы приступаем к изучению особой части речи — числительное.

Без чисел не мыслима наука да и сама жизнь.

Слово учителя.

А теперь выполним задание «Профессии и цифры»

Учитель предлагает ученикам расположить слова в два столбика, чтобы в первый столбик попали существительные, обобщающие профессии, которые имеют прямое отношение к цифрам, измерениям; а во второй столбик слова, которые обозначают профессии, не
имеющие отношение к счету, цифрам.

Учитель предлагает ученикам вспомнить по одной профессии, связанной и не связанной с цифрами, и дописать их вместо многоточия.

Учащиеся слушают лингвистическую сказку

Выполняется письменно всеми учащимися.

Двое учащихся выполняют задание у доски.

Учащиеся проверяют правильность выполнения задания.

Такой приём позволит повысить интерес к изучению темы, а также осуществить межпредметную связь (с литературой).

Задание позволяет применить навыки анализа: дифференцировать и обобщать.

Такой приём позволит включиться всем учащимся в активную деятельность, так как создан мотив: распределить правильно слова.

Учащиеся перебирают все возможные варианты, учатся  анализировать и сравнивать.

Также на данном этапе стремимся к развитию самоконтроля учащихся.

3. Знакомство с новым материалом

Учитель обращает внимание учеников на таблицу «Вопросник» и предлагает ученикам письменно ответить на вопросы.

Таблица «Вопросник» (задание  по карточкам).

1  вариант                                             2 вариант

  1. Сколько тебе лет?
  2. Сколько лет ты учишься в этой школе?
  3. Сколько предметов вы изучаете
  4. Сколько этажей имеет здание твоей школы?
  5. Сколько человек учится в твоем классе?
  6. Из скольких человек состоит ваша семья?
  7. Сколько минут ты тратишь по дороге из дома в школу

  1. В каком году ты родился?
  2. Какой год ты посещаешь школу?
  3. На каком этаже ты живешь?
  4. Какой год был для тебя удачным и памятным?
  5. В каком году ты закончишь школу?
  6. В каком году ты поступил в третий класс?
  7. Каким по счету является спортсмен, получивший бронзу

Учитель объясняет, что в ответах ученики использовали имена числительные.

У первого варианта — количественные числительные, у второго — порядковые. В чем их отличие друг от друга?

Далее учитель предлагает посмотреть, какими членами предложения могут быть числительные.

Задание

1) Три и два – пять. 2) В окне на пятом этаже погас свет. 3) Мы привезли в зоопарк трёх медведей. 4) Папа вернётся в пять часов вечера.

А теперь сделаем вывод о синтаксической роли числительных.

Они могут быть разными членами предложения.

Ребята работают с карточками по вариантам.

Ученики записывают в тетрадь ответы.

Ученики находят отличительные особенности числительных разных разрядов.

 

Выводы записываются учащимися в памятки «Как определить часть речи»

Запись предложений с разбором.

Задание выполняется у доски и в тетрадях.

Учащимися делается вывод о синтаксической роли числительных, который записывается учащимися в памятки «Как определить часть речи»

Цель данного задания – выявить на какие разряды, по каким отличительным признакам делятся числительные. Перед учениками ставится задача, которая решается при помощи вспомогательных вопросов. Анализируя и сравнивая,  ребята делают вывод о разрядах числительного.

Используется поисковый метод, который позволяет учащимся самостоятельно сделать вывод о синтаксической роли числительных.


4. Закрепление нового материала и способов действий

        

Слово учителя

Ответьте на вопрос, поставленный в сказке. Аргументируйте свою точку зрения.

Далее учитель предлагает выполнить упражнение 346.

Учащиеся работают с лингвистической сказкой, отвечают на вопрос, поставленный в сказке, аргументируют свою точку зрения.

Письменно в тетрадях и у доски выполняется упражнение 346

Презентация информации в виде сказки способствует тому, что интерес учащихся не угасает.

Работа с текстом лингвистического характера позволяет подготовить ребят к работе с упражнением 346.

Формирование умения классифицировать. Ученики учатся находить общие и отличительные особенности частей речи.

5. Контроль и проверка знаний

Учитель предлагает выполнить ряд заданий.

б) Ответьте на вопросы.

1. Какими членами предложения могут быть числительные?

2. Все ли слова со значением числа являются числительными?

Задания выполняются устно.

Задания, позволяющие  определить уровень усвоения нового материала.

6.Сообщение оценок учащимся за работу на уроке и объяснение домашнего задания

Учитель сообщает оценки учащимся за работу на уроке

Информирует о домашнем задании, проводит инструктаж по его выполнению.

Даётся два задания. Обучающиеся выполняют одно по выбору.

Осмысление домашнего задания.

Такой дифференцированный подход позволит создать положительный мотив к выполнению домашнего задания, а также способствует развитию творческих способностей ребёнка и воспитанию интереса к изучению предмета.

7. Рефлексивный этап

Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что русский язык очень красив и разнообразен, богат, но а мы должны правильно уметь использовать богатства родного языка.

Такой приём направлен на осмысление учащимися своей деятельности на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Употребление числительных в речи"

Цель данного урока: Научить правильно употреблять числительные в речи. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: 1.Познакомить учащихся с правилами и нормам...

Конспект урока "Имя числительное"

Тема:  Имя числительное. 6класс.          Здоровый образ жизни в цифрах и фактах (практикум)Цель: обобщить и повторить изученный материал по теме «Имя...

Конспект урока: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».

Цели:   познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.Тип урока: урок ...

Конспект урока "Порядковые числительные"

Урок по теме "Порядковые числительные" разработан для 3 класса общеобразовательной школы. Для урокаа разработана презентация с использованием макросов. Для подключения необходимо...

План-конспект урока "Порядковые числительные"

План-конспект урока "Порядковые числительные", 3 класс....

Конспект урока "Имя числительное (зачёт)"

Зачёт по теме "Имя числительное"...

Конспект урока "Имя числительное как часть речи" 6 класс

Урок "открытия" новых знаний при изучении темы "Имя числительное". На уроке предусмотрена групповая форма работы. Урок соответствует требованиям ФГОС: - ориентация на новые образов...