Эффективные приемы и способы развития речи учащихся на уроках русского языка
статья по русскому языку (5 класс)
В статье представлен практический опыт по развитию письменной речи учащихся и формированию их лингвистической компетенции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_uchashchihsya.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные приемы и способы развития речи учащихся на уроках русского языка
Актуальность
Речь наших детей часто бедна просто потому, что они не стремятся говорить более ярко, выразительно и разнообразно.
Не секрет, что многие не обладают хорошо поставленным голосом, не умеют ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, не соблюдают речевую культуру и не развивают умение общаться. Грустно, что у абсолютного большинства людей, выражаясь словами К.И.Чуковского, « мысли выскакивают растрепанными и полуодетыми, словно спросонья».
Боевики, детективы, кровь, насилие с экранов телевизоров, «прикольные хиты» и «крутые клипы» порождают языковую распущенность, речевой хаос и бессмыслицу. Конечно, с этим надо бороться путем поиска действительно эффективных путей по формированию языковой личности, действенных средств и методов работы по развитию речи, речевой культуры и речевого творчества.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определенной организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта.
На уроках русского языка и не только надо научить ребят пользоваться родным русским словом, понять и почувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать свое речевое творчество.
Цель и задачи работы над темой
Поэтому я считаю целью моей работы – развитие письменной речи учащихся и формирование их лингвистической компетенции, что позволит им в дальнейшем успешно сдать выпускные экзамены в 9 и в 11 классе.
Перед собой я поставила следующие задачи:
1). Изучить и проанализировать литературу и практический опыт по данной проблеме.
2). Развивать интерес к своему предмету.
3). Активизировать самостоятельную познавательную деятельность ученика, совершенствовать речевое творчество учащихся.
4). Формировать у учеников навыки как устной, так и письменной речи, ориентируясь при этом на реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни.
5). Обучать детей умению правильно воспринимать чужой текст и создавать свой.
В связи с этим я считаю, что развитие речи - это урок творчества.
На таком уроке должна проявиться индивидуальность каждого ученика, должны развиваться его творческие способности, любознательность.
Цели образования определяются в соответствии с запросами общества, с современными подходами к развитию образования.
Современное образование связано, в первую очередь, с развивающими и воспитательными функциями; с личностно-ориентированными технологиями обучения русскому языку, а также и литературе. Это предполагает необходимость всестороннего развития речевых способностей ученика, формирование языковой компетенции. Мы должны формировать личность, в совершенстве владеющую устной и письменной речью.
По-моему, развитие речи – главная задача уроков русского языка в средней школе, поэтому требуется постоянная и систематическая работа в этом направлении.
Речь – это сложнейшая человеческая деятельность, причем творческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать.
Прежде выучивается говорить тот, кому есть что сказать, поэтому необходимо учить детей не техническому оформлению высказываний, а речевому мышлению, речевому творчеству, а также восприятию чужой речи.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся - овладение нормами русского литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.
Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи.
Третье направление - формирование умений и навыков связного изложения мыслей.
Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке к изложению и сочинению. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчетливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложений, повышать и понижать голос, убыстрять темп речи, выделить слово, на которое падает логическое ударение). Очень важно добиваться, чтобы каждый текст не был прочитан монотонно, невыразительно.
Используемая в настоящее время методика направлена на ознакомление учеников с разнообразными средствами речи (типами, стилями речи, и пр.), но не на практическое овладение ими: немотивированность детей, небольшое количество учебных часов, отводимых на развитие речи, недостаточный тренинг умений и навыков приводят к тому, что учащиеся обычно знают о возможностях речи, но не умеют ими пользоваться.
В своей работе использую информативные и игровые технологии, личностно- ориентированное и дифференцированное обучение. Все это помогает понять ученикам, что овладев тем или иным речевым умением, они расширяют свои возможности общаться и воздействовать на других людей (вызывать у них какие-то эмоциональные переживания и пр.), что владение речью необходимо для самовыражения, для утверждения своего бытия в мире, и тогда они почувствуют радость творческого роста и самосовершенствования.
Главное внимание на своих уроках уделяю тексту, поэтому я стараюсь подбирать задания на основе текста.
В свою работу включаю следующие основные виды работ.
1. Работа со зрительной опорой.
Виды работ со зрительной опорой:
а) устный диалог; б) устный рассказ; в) письменный рассказ .
2. Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений.
3. Устные дискуссии .
Основная цель этой работы – научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их.
5. Языковые игры:
- «Вставь слово»
СЛАЙД 1
Задание: «Вставь слово»
(Какой?)… в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. (Какой?)…лист и (какая?)… травинка. (Какие?)…травы и (какие?)… цветы. (Какой?) … иней и бабочки. (Какое?) … солнце и (какой?) ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно! Н Сладков.
СЛАЙД 2
Ключ. Текст 1.
Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно! (Н.Сладков)
СЛАЙД 3
А жаворонок все пел, поднимаясь выше и выше. (Какое?) … солнце осветило его, и теперь он уже казался с земли не (какой?)… птичкой, а (какой?) …звездочкой, вторым (каким?) … солнышком, рожденным самой землей. По Г.Скребицкому.
СЛАЙД 4
Ключ. Текст 2.
А жаворонок все пел, поднимаясь выше и выше. Яркое солнце осветило его, и теперь он уже казался с земли не серенькой птичкой, а золотой звездочкой, вторым крохотным солнышком, рожденным самой землей. По Г.Скребицкому.
Подобные задания помогают ребятам на примерах художественных текстов подбирать слова, а потом их сравнить с исходным текстом.
- «Продолжи»
СЛАЙД 5
Задание «Продолжи»
Внимательно прочитай начало текста. Придумайте и запишите продолжение в стиле автора.
Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля…
СЛАЙД 6
Ключ. (Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или черемухи.) М.Пришвин.
- «Составь рассказ»
СЛАЙД 7
Задание. «Составь рассказ».
Расположите предложения так, чтобы вышел связный рассказ.
СОН.
Спит Маша и видит сон. Дом у него был изо льда. Позвал он Машу в дом. Сидит на лавочке Мороз Иванович. На стенах блестели снежные звездочки. На полу лежал пушистый снег.
- «Редактирование текста»
СЛАЙД 8
Задание. «Редактирование текста».
Выпал первый снег. Лес и теперь хорош. На березах еще были желтые листья. Ели и сосны были зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина была кругом. Была прозрачная вода в озере.
СЛАЙД 9
Ключ. (Выпал первый снег. Лес и теперь хорош. На березах еще оставались желтые листья. Ели и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина царила кругом. Потемнела прозначная вода в озере.) По Д.Мамину-Сибиряку.
- «Составь рассказ по его началу»
СЛАЙД 10
Задание. Составь рассказ по его началу.
1. Собака громко лаяла. Перед ней сидел котенок. Он широко раскрыл рот и жалобно мяукал…
6. Минутки поэзии
На уроках русского языка использую «Минутки поэзии». Предлагаю ребятам рифмы, а они пробуют составить двустишия.
«Минутки поэзии» помогают развивать речь учащихся, разнообразить урок, создают интерес к учебе.
На доске записываю четверостишие с пропусками и прошу ребят восстановить текст.
СЛАЙД 11
Скрипит мороз. Сердит мороз.
И снег, ( сухой) и ( колкий) .
И вяз озяб, и дуб замерз
Насквозь продрогли елки. (Т.Волжина.)
СЛАЙД 12
Осень. Обсыпается весь наш (бедный) сад,
Листья (пожелтелые) по ветру летят.
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти (ярко-красные) вяжущих рябин.
7. Мини-изложения, мини-сочинения.
СЛАЙД 13
Сочинения-миниатюры.
Используя данную ниже лексику, напишите миниатюру о дожде по вариантам :
- летний дождь,
-осенний дождь,
- весенний дождь.
Шумит, звенит, шуршит по листьям, идет, капает, моросит, накрапывает, льет, льется как из ведра, хлещет, стучит, барабанит, струится, стекает, зачастит, хлынет, зарядит, сеет как из сита, прыгает, пляшет.
8.Упражнение « Распространите предложения».
СЛАЙД 14
День осени. Показалось солнце. Припекало. Щебетали стайки щеглов. Ледок таял. Носилась паутина. Подул ветерок. Все замерзло.
Для развития речи детей очень важно, чтобы они постоянно слышали образцы правильной красивой речи, как письменной – это могут быть художественные тексты, которые читаются на уроках, - важно постоянно обращать внимание на красоту, совершенство языка, так и устной – это могут быть записи выступлений артистов и ,конечно же, речь самого учителя. Необходимо обращать внимание на удачные образцы речи самих детей.
Все эти работы могут использоваться на каждом уроке.
Результативность
Систематическое использование этих методических приемов позволяет развивать речь учащихся. Ребята не боятся высказывать свое мнение, стараются его отстаивать, пытаются доказать свою точку зрения. Они составляют разнообразные высказывания с использованием различных языковых средств. У них начинает развиваться чувство языка, чувство слова. Совершенствование речевых навыков способствуют их успешной учебе, выступлениях на различных конкурсах и олимпиадах.
Дети чувствуют себя при ответах в классе уверенно. Они положительно воспринимают предмет «Русский язык» и с удовольствием идут на эти уроки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи учащихся на уроках русского языка.
Работа прочитана на педагогических чтениях " Деятельностный подход в образовании"...
Особенности моей работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка
"Особенности моей работы по развитию речи на уроках русского языка" - итоговая работа после прохождения курсов повышения квалификации "Обучение русскому языку в рбразовательном учреж...
Активизация мыслительной деятельности и развития речи учащихся на уроках русского языка и литературы
обобщение опыта...
Обобщение опыта. Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы...
Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).
Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические ...
Методические рекомендации по развитию речи учащихся на уроках русского языка с родным (нерусским) языком обучения
Главной целью методических рекомендаций является развитие учащегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: познание, коммуникации, пр...
Учебно-методическое пособие по развитию речи учащихся на уроках русского языка «Комплексный анализ текста»
В современных социальных условиях возникает необходимость подготовки конкурентно способной личности, обладающей универсальными знаниями, которые помогут ей самостоятельно, критически и творчески мысли...