Обобщение опыта. Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.
по русскому языку по теме
Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oboshchenie_opyta.docx | 21.61 КБ |
oboshchenie_opyta.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ « Песчановская средняя общеобразовательная школа»
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы Панариной Г.И.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.
Одна из приорететных задач школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками.
Решающий фактор успешной реализации этой задачи – достаточно высокий уровень владения языком, речевыми умениями , так как развитая речь – это прекрасный инструмент познания, удобное и необходимое средство общения, показатель уровня культуры и интеллекта человека. Вопросы развития связной речи находили всестороннее освещения в трудах выдающихся лингвистов и методистов прошлого ( Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, И.И. Срезневского, В.Я. Стоюнина, А.Д. Алфёрова, Л.И. Поливанова, В.И. Чернышова, К.Б. Бархика, М.А. Рыбниковой и др.) В настоящее время целенаправленное , системное опирающееся на лингвистические знания обучение школьников различным видам речевой деятельности находится в центре внимания ученых-методистов и учителей- практиков. Различные аспекты методики обучения связной речи отражены в трудах Л.П.Федоренко, Т.А. Ладыженской, О.В.Сосновской, В.И. Капинос , Н.А.Пленкина , М.Р.Львова, Е.И.Никитиной, Е.В.Архиповой.
Низкий уровень речевого развития объясняется тем , что :
- Интеллектуальное развитие многих школьников не позволяет воспринимать большой объем новой информации, которая наблюдается в лексике современного русского языка (заимствование, неологизмы);
- Трудностью восприятия материала, неадаптированного к современной жизненной ситуации и её тематической разобщенностью;
- Интенсивным развитием аудио-видео-компьютерных технологий, способствующих получению информации без обращения к литературным (книжным) источникам;
- Малый интерес современных школьников к русскому языку и литературе, непонимающие роли получаемых знаний на данных уроках для будущей жизни.
Развитие речи предусматривает совершенствования всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма) и существует в трёх составляющих единое целое.
- Овладение нормами литературного языка
- Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся
- Обучение различным видам речевой деятельности
Овладение нормами литературного языка.
- Письменное изложение или устный пересказ текста содержащее необходимые для усвоения языковые средства;
- Свободный или творческий диктант;
- Письменный пересказ с дополнительным заданием: употребить в тексте данные слова или конструкции;
- Конструирование словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует не только осмыслить, но и запомнить;
- Замена ошибочных вариантов нормативными (исправление ошибок в произношении слов, в словоупотреблении, в построении предложений и т.д.)
- Сопоставительный анализ нормы и её нарушений;
- Выбор или поиск одного из данных (нормативного и ошибочного)языковых средств.
Наиболее эффективными являются виды работ ,способствующие запоминанию самой нормы:
- Заучивание стихотворных строк, включающих в себя слова для запоминания (правильный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой, поэтому легко запоминается);
- «немые диктанты» (орфоэпические)
- Проговаривание вслух по слогам необходимого материала;
- Объединение слов в определенные группы по смыслу с одинаковым ударением, с одной и той же формой и т.д.
Словарная работа
- Работа со словами фразеологизмами, данными в учебнике;
- Различные виды диктантов
- словарный диктант (1 раз в неделю)
- диктант по памяти (проверка домашнего задания)
- диктант «Угадай словечко»
- зрительный диктант
- Сочинение миниатюра по опорным словам;
- Карточка с разнообразными заданиями;
- Объясни разницу – работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению;
- Работа со словарями, оформление карточек и знакомство класса с новым словом, работа с толковым словарём учебника (анализ словарной статьи, поиск слов имеющие определенные пометы , объяснение той или иной пометы);
- «Справочное бюро» работа со словарями, поиск «адреса» слов в словаре, объяснение его толкования, правописания и произношения;
- Традиционная словарная подготовка к изложению или сочинению.
Обогащение грамматического строя речи учащихся.
- Упражнение на построение (составление, конструирование) определенных словосочетаний, предложений, мини – сочинений, а так же предложений с изучаемыми языковыми средствами : графической схеме, по данному образцу. Эффективности таких упражнений увеличивается, если указать учащимся на содержательную основу для конструирования;
- Упражнения на замену одних конструкций более уместной с точки зрения задачи высказывания, его стиля.
Обучение различным видам речевой деятельности .
Обучение оптимальному чтению. Необходимо иметь следующие рекомендации:
- Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Нужно ежедневно проделывать с учащимися небольшое по объему упражнение;
- Выбрать режим «жужжащего чтения»;
- Ежедневные пятиминутки чтения на каждом уроке;
- Читать перед сном. Дело в том, что последние события дня особенно отчетливо фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под их впечатлением;
- Тренировать оперативную память, выполняя ежедневные зрительные диктанты ;
- Соблюдать режим щадящего чтения (с кратковременными перерывами), который необходим, в том случае если ребенок не любит читать.
Обучение устной и письменной речи.
- Сочинение-репортаж на актуальную тему современности;
- Составление лингвистической сказки ,басни9на уроках русского языка ,при объяснении новой темы);
- «интервью с литературным героем ,героем фильма, актером, с известным политическим или общественным деятелем ;
- « Составление фантастических рассказов, утопий: « Прошлое и будущее русского языка», «Речевой портрет человека 2060 года», « Язык будущего»;
- Подготовка и организация диспутов и дискуссий на лингвистические темы: « Наша речь – отражение наших нравов?», «Чужеземцы в нашей речи. Хорошо или плохо?», «Язык интернета , плюсы или минусы»;
- Доклады и рефераты (подготовка и защита): «Русские лингвисты» на одну из тем русского языка, о родном крае, о писателе или поэте;
- Портретный и психологический очерк (о себе, своих друзьях, классе).
Каждый урок русского языка и литературы – это не только реализация, но и постоянный поиск резервов развития речи и способностей учащихся, новых методов и технологий, поэтому моя методическая копилка в этом направлении постоянно пополняется.
Предварительный просмотр:
МКОУ « Песчановская средняя общеобразовательная школа»
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы Панариной Г.И.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.
Одна из приорететных задач школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками.
Решающий фактор успешной реализации этой задачи – достаточно высокий уровень владения языком, речевыми умениями , так как развитая речь – это прекрасный инструмент познания, удобное и необходимое средство общения, показатель уровня культуры и интеллекта человека. Вопросы развития связной речи находили всестороннее освещения в трудах выдающихся лингвистов и методистов прошлого ( Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, И.И. Срезневского, В.Я. Стоюнина, А.Д. Алфёрова, Л.И. Поливанова, В.И. Чернышова, К.Б. Бархика, М.А. Рыбниковой и др.) В настоящее время целенаправленное , системное опирающееся на лингвистические знания обучение школьников различным видам речевой деятельности находится в центре внимания ученых-методистов и учителей- практиков. Различные аспекты методики обучения связной речи отражены в трудах Л.П.Федоренко, Т.А. Ладыженской, О.В.Сосновской, В.И. Капинос , Н.А.Пленкина , М.Р.Львова, Е.И.Никитиной, Е.В.Архиповой.
Низкий уровень речевого развития объясняется тем , что :
- Интеллектуальное развитие многих школьников не позволяет воспринимать большой объем новой информации, которая наблюдается в лексике современного русского языка (заимствование, неологизмы);
- Трудностью восприятия материала, неадаптированного к современной жизненной ситуации и её тематической разобщенностью;
- Интенсивным развитием аудио-видео-компьютерных технологий, способствующих получению информации без обращения к литературным (книжным) источникам;
- Малый интерес современных школьников к русскому языку и литературе, непонимающие роли получаемых знаний на данных уроках для будущей жизни.
Развитие речи предусматривает совершенствования всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма) и существует в трёх составляющих единое целое.
- Овладение нормами литературного языка
- Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся
- Обучение различным видам речевой деятельности
Овладение нормами литературного языка.
- Письменное изложение или устный пересказ текста содержащее необходимые для усвоения языковые средства;
- Свободный или творческий диктант;
- Письменный пересказ с дополнительным заданием: употребить в тексте данные слова или конструкции;
- Конструирование словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует не только осмыслить, но и запомнить;
- Замена ошибочных вариантов нормативными (исправление ошибок в произношении слов, в словоупотреблении, в построении предложений и т.д.)
- Сопоставительный анализ нормы и её нарушений;
- Выбор или поиск одного из данных (нормативного и ошибочного)языковых средств.
Наиболее эффективными являются виды работ ,способствующие запоминанию самой нормы:
- Заучивание стихотворных строк, включающих в себя слова для запоминания (правильный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой, поэтому легко запоминается);
- «немые диктанты» (орфоэпические)
- Проговаривание вслух по слогам необходимого материала;
- Объединение слов в определенные группы по смыслу с одинаковым ударением, с одной и той же формой и т.д.
Словарная работа
- Работа со словами фразеологизмами, данными в учебнике;
- Различные виды диктантов
- словарный диктант (1 раз в неделю)
- диктант по памяти (проверка домашнего задания)
- диктант «Угадай словечко»
- зрительный диктант
- Сочинение миниатюра по опорным словам;
- Карточка с разнообразными заданиями;
- Объясни разницу – работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению;
- Работа со словарями, оформление карточек и знакомство класса с новым словом, работа с толковым словарём учебника (анализ словарной статьи, поиск слов имеющие определенные пометы , объяснение той или иной пометы);
- «Справочное бюро» работа со словарями, поиск «адреса» слов в словаре, объяснение его толкования, правописания и произношения;
- Традиционная словарная подготовка к изложению или сочинению.
Обогащение грамматического строя речи учащихся.
- Упражнение на построение (составление, конструирование) определенных словосочетаний, предложений, мини – сочинений, а так же предложений с изучаемыми языковыми средствами : графической схеме, по данному образцу. Эффективности таких упражнений увеличивается, если указать учащимся на содержательную основу для конструирования;
- Упражнения на замену одних конструкций более уместной с точки зрения задачи высказывания, его стиля.
Обучение различным видам речевой деятельности .
Обучение оптимальному чтению. Необходимо иметь следующие рекомендации:
- Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Нужно ежедневно проделывать с учащимися небольшое по объему упражнение;
- Выбрать режим «жужжащего чтения»;
- Ежедневные пятиминутки чтения на каждом уроке;
- Читать перед сном. Дело в том, что последние события дня особенно отчетливо фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под их впечатлением;
- Тренировать оперативную память, выполняя ежедневные зрительные диктанты ;
- Соблюдать режим щадящего чтения (с кратковременными перерывами), который необходим, в том случае если ребенок не любит читать.
Обучение устной и письменной речи.
- Сочинение-репортаж на актуальную тему современности;
- Составление лингвистической сказки ,басни9на уроках русского языка ,при объяснении новой темы);
- «интервью с литературным героем ,героем фильма, актером, с известным политическим или общественным деятелем ;
- « Составление фантастических рассказов, утопий: « Прошлое и будущее русского языка», «Речевой портрет человека 2060 года», « Язык будущего»;
- Подготовка и организация диспутов и дискуссий на лингвистические темы: « Наша речь – отражение наших нравов?», «Чужеземцы в нашей речи. Хорошо или плохо?», «Язык интернета , плюсы или минусы»;
- Доклады и рефераты (подготовка и защита): «Русские лингвисты» на одну из тем русского языка, о родном крае, о писателе или поэте;
- Портретный и психологический очерк (о себе, своих друзьях, классе).
Каждый урок русского языка и литературы – это не только реализация, но и постоянный поиск резервов развития речи и способностей учащихся, новых методов и технологий, поэтому моя методическая копилка в этом направлении постоянно пополняется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение по теме "Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках русского языка и литературы"
В сообщении рассказывается о приемах и методах работы со студентами I курса колледжа, о разных аспектах анализа текста на уроках русского языка и литературы, о критериях подбора материала для анализа,...
Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы.
Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития дет...
Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского языка и литературы
Мотивация - это самая сложная проблема, с которой приходится работать, но и самая интересная. На уроках русского языка я использую ряд упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и ра...
Обобщение опыта. Использование ИКТ на уроках русского языка
Что же такое ИКТ? Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.Во-вторых, это использование самого ...
"Развитие речи на уроках русского языка и литературы"
Выступление на ШМО...
Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»
Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...
"Мастер-класс "Создание благоприятных условий для личностного и познавательного развития обучающихся на уроках русского языка и литературы с помощью педагогической технологии РКМЧП."
Использование методов и приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы как средство реализации компетентностного подхода соответствует новым стандартам, предусматривающим образование р...