Путешествие в страну Лингвистику
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Путешествие  в страну Лингвистику.

 Внеклассное мероприятие по русскому языку

(6 Б клас

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеклассное мероприятие342.1 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие  в страну Лингвистику.

 Внеклассное мероприятие по русскому языку

(6 Б класс)

Цели: 

Обучающие цели:

  1. Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).
  2. Формировать умения применять полученные знания на практике.
  3. Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.

Развивающие цели: 

  1. Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
  2. Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.

Воспитывающие цели: 

  1. Воспитывать умение работать в группах.
  2. Воспитывать любовь к родному языку.

Ход мероприятия.

1. Организационный момент

Класс делится на 2 команды

Правильный ответ оценивается красной карточкой, неполный – зеленой карточкой.

2. Вводная часть

- Отправляемся в путешествие в страну, название которой вам нужно отгадать, для этого выполните задание “Собери слово из букв: И, Л, Г, Н, И, В, Т, С, К, И, А”

Ответ:

Л

И

Н

Г

В

И

С

Т

И

К

А

- Что это слово обозначает? (Лингвистика – это наука о языке)

- Лингвистика имеет разделы – это и будут наши станции, на которых мы остановимся.

3. Основная часть

- Наш поезд приближается к станции. Ее название - раздел лингвистики, изучающий звуки и буквы. Что это за станция?

1. СТАНЦИЯ – ФОНЕТИКА

- Чтобы отправиться дальше, надо выполнить задания на этой станции “Оживи бабочку”.

 раздаточный материал “Фонетика” - иллюстрация бабочки

- На крыльях бабочки напишите отгадки (учитель читает загадки).

Загадки.

  1. Сердитый недотрога живет в глуши лесной

Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)

  1. Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.

А с урока на урок подает свой голосок. (Звонок)

  1. Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,

И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)

  1. Далеко мой стук слышится вокруг,
    Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)

- Раскрасьте то слово, в котором звуков меньше, чем букв

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий состав слова и способы образования слов.

2. СТАНЦИЯ – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ 

- Выполните задание: подберите однокоренные слова к слову “шли”, используя иллюстрацию ( раздаточный материал “Словообразование”)

Ответ: вышли, пошли, подошли, зашли, сошли, перешли, обошли, подошли, вошли

- Назовите способ образования слов.

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий лексическое значение слов.

3. СТАНЦИЯ – ЛЕКСИКА

- Отгадайте шарады “Из волшебного короба”

Учитель читает шарады:

1 команда

Всего две ноты и предлог построить я на даче смог. (Домик)

1 команда

Начало слова – лес, конец – стихотворение,
А целое – растет, хотя и не растение. (Борода)

2 команда

Начало – голос птицы, конец на дне пруда,
А целое в музее найдете без труда. (Картина)

2 команда

Начало деревом зовется, конец – местоимение.

Здесь, в книге, целое найдется, и в каждой строчке есть они. (Буквы)

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий устойчивые сочетания слов.

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий правильное написание слов.

4. СТАНЦИЯ – ОРФОГРАФИЯ

- Игра “Третий лишний”. Вставьте пропущенную орфограмму “Правописание приставок пре-, при-”, найдите лишнее слово и объясните свой выбор. (смотри слайд №16, раздаточный материал “Орфография”)

1 команда

1.Пр…бежать домой

2.Пр…жадный мальчик

3.Пр…крутил шуруп

2 команда

1.Пр…шел в школу

2.Пр…длинная веревка

3.Пр…клеил марку

1 команда

1.Пр…летел в гнездо

2.Пр…добрая девочка

3.Пр…вязал бант

2 команда

1.Пр…плыл к берегу

2.Пр…мудрый пескарь

3.Пр…шил пуговицу

Ответ: лишнее слово под цифрой 2, т.к. в этих словах пишется приставка пре-.

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий части речи.

5. СТАНЦИЯ – МОРФОЛОГИЯ

Отгадайте кроссворд  раздаточный материал “Морфология”)

Кроссворд.

  1. Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета?
  2. Как называется изменение глагола настоящего времени по лицам и числам?
  3. Как называется изменение имен существительных?
  4. Какой частью речи является определяемое слово у прилагательного?
  5. Определи часть речи выделенного слова:

Снежное покрывало землю покрывало.

http://festival.1september.ru/articles/503687/img1.gif

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения.

6. СТАНЦИЯ – СИНТАКСИС 

- Соберите предложение, выполнив ряд действий ( раздаточный материал “Синтаксис”)

1. Из предложения

Стеной стоят желтеющие колосья пшеницы

возьмите определение  и согласуйте его с существительным листья.

2. Из предложения

Пушкин очень любил осень

возьмите дополнение.

3. Добавьте обстоятельство  из предложения

Осень щедро одаривает леса краской.

4. Добавьте сказуемое из предложения

Весна выстлала на лугу разноцветный ковер.

5. Из предложения

Куда ведете нас, дороги?

возьмите имя существительное, которое является обращением.

Ответ: Желтеющими листьями осень щедро выстлала дороги.

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий знаки препинания и их постановку.

7. СТАНЦИЯ – ПУНКТУАЦИЯ

- Игра “Шифровальщик” (раздаточный материал “Пунктуация”)

- Расставьте знаки препинания в схемах.

1)          и

2)

3)

4)    А     П

-  Итак, наше путешествие сегодня подошло к концу. Удачных путешествий вам по стране Лингвистика.

4. Заключительная часть

Подведение итогов игры (учащиеся подсчитывают количество красных и зеленых карточек), награждение команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в страну Лингвистику»

Данное внеклассное мероприятие по русскому языку может быть проведено в 5-6 классах....

Лингвистическая игра-путешествие по стране Лингвистика

Данный материал представляет собой разработку лингвистической игры "Увлекательное путешествие в страну Лингвистика", которую можно проводить в рамках предметной недели по руссколму языку. Участвовать ...

Факультативный курс по русскому языку «Путешествие в страну Лингвистика» для учащихся 5 – 6 классов

Факультативный курс рассчитан на 17 часов, которые равномерно распределяются в течение всего учебного года. Занятия включают историю письма, топонимику, этимологию некоторых слов и такие вопросы лекси...

Урок-путешествие в страну Лингвистика.

Повторение изученного по разделам русского языка....

Внеклассное мероприятие по эвенкийскому языку в 8 классе «Путешествуем по стране ЛИНГВИСТИКА»

Данное внеклассное мероприятие проводится в рамках предметной недели по эвенкийскому языку. При проведении игры информационные технологии выполняют вспомогательную роль, что позволяет учителю зн...

Урок-путешествие "В стране Лингвистика"

Обобщающий урок по теме "Лингвистика" в 5 классе...

Факультативный курс "Путешествие в страну Лингвистика".

Рабочая программа факультативного курса для учеников 6 класса "Путешествие в страну Лингвистика"....