Методическая разработка урока "Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-, -твар-/-твор-, -равн-/-ровн-"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка разработан для учащихся 5-го класса, которые занимаются по учебнику Л.М. Рыбченковой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока | 16.34 КБ |
Презентация к уроку "Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-, -твар-/-твор-, -равн-/-ровн-" | 129.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе по учебнику Рыбченковой Л.М.
Тема: Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-, -твар-/-твор-, -равн-/-ровн-
Тип урока: изучение нового материала, урок открытия нового знания
Технология построения урока: проблемно-диалогическая
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная
Цель: повторить правописание букв е//и, а//о в ранее изученных корнях с чередованием; познакомить учащихся с правилами чередования гласных а//о в корнях -скак-/-скоч-, -твар-/-твор-, -равн-/-ровн-; развивать умение самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, обозначать ее графически и объяснять правописание.
Ход урока
- Организационный момент.
-Ребята, у нас с вами сегодня гости. Я прошу вас не стесняться их, а настроиться на плодотворную работу. Ведь нам сегодня предстоит познакомиться с новой темой. А сейчас давайте улыбнемся друг другу и приступим к уроку. Присаживайтесь. Откройте рабочие тетради и запишите число, 14 октября.
2. Повторение изученного материала.
-(слайд №1) Ребята, обратите внимание на слайд. Здесь записаны предложения. Вы должны выписать из них только глаголы с чередованием гласных в корне и графически обозначить условие выбора орфограммы.
-Давайте проверим, какие слова вы выписали, и вспомним ранее изученные правила.
-Написание гласной в чередующихся корнях может зависеть от нескольких условий. Давайте вспомним их. (слайд №2)
3. Изучение нового материала.
-(слайд №3) А теперь давайте обратим внимание на следующий слайд. Здесь записаны слова в три столбика. В какой морфеме находятся выделенные буквы?
-Одинаковые гласные выделены?
-А значение корня в группах одинаковое?
-А знаете ли вы, от чего зависит написание гласной в этих корнях?
-Так что же мы должны узнать сегодня на уроке и какой цели достичь? (слайд №4)
- А сейчас я вас прошу объединиться в группы и подумать, от чего может зависеть написание гласной в чередующихся корнях слов каждой группы. (слайд №5) Выберете человека, который будет представлять работу группы. На обсуждение я вам даю 5 минут.
(Выступление ответственных)
-Молодцы, ребята. А сейчас обратите внимание на следующие слова. (слайд №6) Что вы можете сказать об их написании?
-А сейчас я прошу вас открыть учебники на с.64, 65 и 67. Перечитайте правила и скажите, правильный ли вывод мы с вами сделали.
4. Закрепление изученного материала.
-Для закрепления изученного материала предлагаю написать по 5 слов из упр. 116, 119 и 124.
-А сейчас я предлагаю вам поиграть в «Лингвистический футбол». Мне нужны вратари, которые ловко отобьют все удары противников в свои ворота. Ударами будут слова на изученную орфограмму. Вратари должны отбить удары, т.е. грамотно объяснить написание 5 слов, которые будут им брошены.
Кто желает?
-А сейчас выполните следующее задание. (слайд №7) Распределите слова в два столбика.
-Предлагаю вам ключ, (слайд №8) проверьте себя самостоятельно.
-А могли ли здесь получиться другие две группы?
5. Итог урока.
- Ребята, достигли ли мы той цели, которую ставили перед собой в начале урока?
-Какие вы запомнили слова-исключения?
- В начале урока вы говорили, что есть три условия написания гласной в корнях с чередованием. Что вы скажете в конце урока: (слайд №9)от чего может зависеть выбор гласных во всех изученных нами чередующихся корнях?
6. Рефлексия.
-Как вы оцените свою работу на уроке и работу ваших одноклассников?
-Ребята, мы с вами еще завтра будем работать по этой теме. Не волнуйтесь, если что-то осталось неусвоенным.
6. Домашнее задание.(слайд №10)
-Ребята, дома вы должны составить диктант из 20 слов на изучаемую орфограмму и написать 5 предложений, включая некоторые слова из составленного диктанта.
(слайд №11)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выпишите глаголы с чередованием гласных в корне Все вокруг замерло. Мать вытерла ручку ребенка. Пчелы соберут мед и улетят в улей. Дуб вершиной упирается в облака. Меня озарила прекрасная мысль. Каждый желтый лист горел на траве. Много колосистой травы росло около старых пней.
От чего зависит выбор гласной в чередующихся корнях? 1) от наличия суффикса -а- за корнем 2) от места ударения в слове 3) от последующих согласных корня
ск А кать ск А кун подск О чить выск О чка ск А калка на ск А ку раств О р тв О рчество тв О рец тв А рь рукотв О рный зар О внять ур А внять ср О внять неср А внимые выр О внять
Чередование гласных в корнях -СК А К-/-СК О Ч-, -ТВ А Р-/-ТВ О Р-, -Р А ВН-/-Р О ВН-
ск А кать ск А кун подск О чить выск О чка ск А калка на ск А ку раств О р тв О рчество тв О рец тв А рь рукотв О рный зар О внять ур А внять ср О внять неср А внимые выр О внять
ск А чок ск А чу утв А рь р А внина р А внение
Распределите слова в два столбика Уск .. кать , тв .. рить , уг .. реть , з .. рница , соприк .. саться , р.. внина , натв .. рить , ур .. внение , доск .. чить , оз.. рять , к.. сание , пог .. релец , р..сток.
уск а кать з а рница соприк а саться р а внина ур а внение оз а рять к а сание тв о рить уг о реть натв о рить доск о чить пог о релец р о сток
От чего зависит выбор гласной в чередующихся корнях? 1) от наличия суффикса -а- за корнем 2) от места ударения в слове 3) от последующих согласных корня 4) от лексического значения слова
Домашнее задание: составить диктант из 20 слов на изучаемую орфограмму; написать 5 предложений, включая в них слова из диктанта.
Спасибо за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока " Правописание чередующихся корней"
Методическая разработка урока по теме " Правописание чередующихся корней". Урок построен по учебнику С.И. Львовой...
Чередование гласных в корнях -СКАК-, -СКОЧ-
Технологическая карта...
Методическая разработка "Проверяемые гласные в корне слова"
Подборка упражнений по теме "Проверяемые гласные в корне слова" для обучающихся 5 класса...
Чередование гласных в корнях -СКАК-, - СКОЧ-
Конспект...
Изучение темы " Чередование гласных в корнях -скак-, -скоч-" (в помощь учителю русского языка и литературы)
методическая разработка...
Презентация к методической разработке уроке "Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-, -твар-/-твор-, -равн-/-ровн-"
Презентация к уроку "Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-, -твар-/-твор-, -равн-/-ровн-"...
Методическая разработка "Правописание гласных о, а в корнях лаг-//лож, раст//ращ//рос"
В работе описывается метод правильного выбора гласной в словах с чередующимися корнями, а также способ проверки гласной буквы в словах с чередующимися корнями. Тема достаточна сложная, так как в ней з...