Чередование гласных в корнях -СКАК-, - СКОЧ-
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Урок №36 в 6 классе
Тема: Чередование гласных в корнях –СКАК-, -СКОЧ-
Тип урока: усвоение нового учебного материала.
Цели: Личностные: совершенствовать свою речь, осознавать роль слова в выражении мыслей и чувств.
Метапредметные: анализировать, сравнивать и классифицировать языковой материал; строить устный монологический ответ, обеспечивать бесконфликтную работу в паре; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, проводить взаимооценку.
Предметные: овладевать сведениями о чередовании а–о в корнях -скак-/-скоч-, применять изученное орфографическое правило в практике письма.
Средства обучения: учебник, раздаточный материал
Ход урока
Организационный момент (1 мин.)
- Доброе утро. Проверьте свою готовность к уроку. (Дети приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.)
Актуализация знаний (5 мин.)
- Перед вами на доске записаны слова: подб..раться, предпол..жение, изл..гать,уст..лать, заст..лить, разб..раться, перер..сти, зар..сли, водор..сли, изл..жение. Откройте, пожалуйста, свои тетради и распределите данные слова по группам. (Ребята выполняют задание).
- На какие группы вы разделили слова. (В зависимости от орфограммы.)
- Какие орфограммы мы вспомнили? (Ребята объясняют правописание слов.)
Целеполагание (3мин.)
- Посмотрите, здесь я приготовила для вас еще несколько слов. К какой группе мы можем их отнести? Какую гласную мы пишем в корне слова? (Ребятам предлагаются слова: выскочить, перескакать, скакуны, перескочить.)
Ребята пытаются выполнить задание и приходят к выводу, что перед ними ещё неизученная тема «Чередование гласных в корнях -СКАК-, -СКОЧ- »
Первичное усвоение новых знаний (10 мин.)
- Откройте, пожалуйста, учебник и посмотрите на упражнение №115. Прочитайте пожалуйста задание. Что мы должны сделать? (Ребята читают задание, после чего выполняют его.)
- Попробуйте сформулировать правило написания корней –СКАК-, -СКОЧ-. (Ребята формулируют правило.)
- Сопоставьте его с правилом в учебнике. (Сопоставляют и перечитывают его ещё раз.)
- Что ещё мы узнали? (О существовании исключений)
- Обсудите в парах и составьте, пожалуйста, алгоритм работы со словами на данную орфограмму. (Ребята работают в парах и составляют алгоритм работы.)
- Переходим к упражнению 116. Прочитайте внимательно задание. Что нам необходимо выполнить? Как мы должны действовать? (Ребята читают задание, ещё раз проговаривают алгоритм своей работы).
Работа выполняется на доске и в тетради с подробным комментированием и выделением изучаемой орфограммы.
- Составьте, пожалуйста, предложения с записанными словами. (Ребята устно составляют предложения. Обсуждают и выбирают наиболее удачные.)
Первичное закрепление изученного (10 мин.)
-Запишите, пожалуйста, предложения, объясняя орфограммы. (Учитель диктует предложения. Ребята работают на доске и в тетради, объясняя орфографические правила).
- Я скакал по большой дороге, мимо спящих деревень. (А.С.Пушкин)
- Соскочив с лошади, я хотел войти в первую саклю, но хозяин оттолкнул меня с бранью. (А.С.Пушкин)
- Какие слова для вас незнакомые? Как вы думаете, каково их лексическое значение? Стилистическая окраска? (Ребята работают с незнакомыми словами).
- Я поутру обскакал весь город. (А.С.Грибоедов)
- Николай Петрович вскочил и устремил глаза на дорогу. (И.С.Тургенев)
- Я теперь вскочил бы на лошадь и поскакал во всю мочь. (И.А.Гончаров)
- Скачи ты, Митенька, в подмосковную. (Л.Н.Толстой)
Самостоятельная работа (12 мин.)
- Я раздаю вам листочки для самостоятельной работы. Распределите словосочетания по группам, правильно их записав.
Слова: переск..чить через яму, легко расст..лается, распол..жение противника, старый р..стовщик, отр..слевой план, соч..тание слов, последний ск..чок, доск..кать до финиша, внезапное оз..рение. заг..релся ярко, прик..сайтесь бережно, предпол..гаемый объект, не г..рит в огне, р..стёт на лугу, вечерняя з..ря, быстро выр..с, красивый ск..кун.
- Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями с соседом по парте и давайте вместе проверим работу. (Ребята меняются тетрадями и объясняя принцип классификации, объясняют верное написание слов).
Рефлексия (2 мин.)
- Молодцы! Подведем итог. Какую новую информацию вы узнали и чему научились сегодня на уроке? Что было особенно трудно?
Домашнее задание (2 мин.)
- Домашнее задание: выучить правило на странице 64 и выполнить упражнение 117. Прочитайте, пожалуйста, задание. Все ли вам понятно? (Учитель отвечает на вопросы детей и выставляет отметки за работу на уроке.)
- До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чередование гласных в корне слова
Тренажер предназначен как для индивидуальной, так и для коллективной работы учащихся. может быть использован при закреплении материала, при повторении, а также при подготовке к ГИА и ЕГЭ....
Чередование гласных в корне слова
Урок-презентация для 10 класса...
Чередование гласных в корнях слов. Буквы О – А в корне «ЛАГ- ЛОЖ»
Данная презентация для интерактивной доски позволяет учителю провести урок на данную тему....
Чередование гласных в корнях -СКАК-, -СКОЧ-
Технологическая карта...
Изучение темы " Чередование гласных в корнях -скак-, -скоч-" (в помощь учителю русского языка и литературы)
методическая разработка...
Методическая разработка урока "Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-, -твар-/-твор-, -равн-/-ровн-"
Урок русского языка разработан для учащихся 5-го класса, которые занимаются по учебнику Л.М. Рыбченковой...
Презентация к методической разработке уроке "Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-, -твар-/-твор-, -равн-/-ровн-"
Презентация к уроку "Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-, -твар-/-твор-, -равн-/-ровн-"...